Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении младших школьников с ОВЗ.
консультация (2 класс)
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.
Педагогический афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Перед специалистами стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом, от скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении младших школьников с ОВЗ.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.
Педагогический афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Становление личности человека — сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию.
Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития.
ФГОС ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: родители должны участвовать в реализации коррекционной и общеобразовательной программ, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т. е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Перед специалистами стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом, от скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником.
В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт дошкольникам право посещать образовательное учреждение, где они могут получать воспитание и обучение в независимости от степени выраженности и сложности структуры дефекта, при наличии в ДОУ условий – групп комбинированной или компенсирующей направленности.
Целью этих групп является: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и психологической поддержки его семьи.
Задачи подразделяются на две группы: общие и частные.
Общие задачи:
• подбор адекватных средств общения с ребёнком;
• выявление уровня актуального развития данной категории детей;
развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со
сложностями в адаптации, обусловленными сочетанной патологией;
• улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной
сферы и регуляторных способностей;
• формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве;
• формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных
потребностей;
• вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей
внутри семьи;
• помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.
Частные задачи:
• оказание систематической коррекционно-педагогической помощи ребёнку
посредством использования игротерапевтических методов и приёмов;
• нормализация детско-родительских отношений;
• обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми;
• обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях образования;
• проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи Ребёнка.
Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками коррекционно- педагогического процесса. Каждый из участников системы коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким.
Для успешного взаимодействия ДОО с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, существует определенный алгоритм психолого- педагогической работы.
1. Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о её социальном окружении, изучении потребностей родителей и ребенка и пр.
2. Разработка адаптированной образовательной программы, т.е. образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
3. Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество.
4. Оценка путей оказание психолого-педагогической помощи.
5. Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики.
6. Работа специалистов по оказанию психолого–педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.
7. Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.
Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми
По способу передачи информации выделяют три группы методов.
1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.
В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.
В коррекционной работе с проблемными детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т. е. обучение строится с опорой на все органы чувств.
2. Словесные методы:
– рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
– беседа – это диалог педагога и ребёнка;
– объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.
Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.
Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.
3. Практические методы: упражнения (устные и письменные); продуктивная деятельность; опытно-экспериментальная деятельность; элементы программированного обучения.
Наглядные и практические методы широко используются в практике дошкольного образования. В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве образовательной.
Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников «Развитие мышления и памяти первоклассников»
Одно из коррекционно развивающих занятий с первоклассниками в адаптационный период. Упражнения, используемые на занятии, увлекательны, интересны....
Игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками
Игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками...
Особенности коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.
Презентация об особенностях коррекционно-развивающей работы с детьми классов компенсирующего обучения....
Программа коррекционно –развивающих занятий для младших школьников «От сердца к сердцу»
Детство - процесс развития, процесс насыщения растущих людей взрослым миром. Детство представляет собой взаимодействия ребенка с взрослым миром, целью этого взаимодействия является взросление ребенка,...
Конспект группового коррекционно-развивающего занятие для младших школьников "Веселый гномик"
Цель данного занятия - развитие познавательных процессов....
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия для младших школьников "Подарки для Лунтика"
Развитие познавательной сферы младших школьников (внимания и памяти, мышления, моторики), посредством выполнения индивидуальных заданий....
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в условиях ФГОС
В данной публикации даются рекомендации как психологам, так и учителям начальных классов по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников....