Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении младших школьников с ОВЗ.
консультация (2 класс)

Башкирова Галина Викторовна

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Педагогический афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Перед специалистами стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом, от скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в коррекционно-развивающем                               обучении младших школьников с ОВЗ.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Педагогический афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Становление личности человека — сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию.

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития.

ФГОС ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: родители должны участвовать в реализации коррекционной и общеобразовательной программ, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т. е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Перед специалистами стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом, от скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником.

В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт дошкольникам право посещать образовательное учреждение, где они могут получать воспитание и обучение в независимости от степени выраженности и сложности структуры дефекта, при наличии в ДОУ условий – групп комбинированной или компенсирующей направленности.

Целью этих групп является: создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и психологической поддержки его семьи.

Задачи подразделяются на две группы: общие и частные.

Общие задачи:

• подбор адекватных средств общения с ребёнком;

• выявление уровня актуального развития данной категории детей;

развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения детей со

сложностями в адаптации, обусловленными сочетанной патологией;

• улучшение сенсорного восприятия, двигательно-моторного развития, аффективной

сферы и регуляторных способностей;

• формирование предпосылок для обучения ребёнка в дошкольном образовательном пространстве;

• формирование зоны ближайшего развития ребёнка с учётом индивидуальных

потребностей;

• вовлечение семьи в процесс развития ребёнка, поиск ресурсных возможностей

внутри семьи;

• помощь семье в адаптации к инвалидности ребёнка и преодоление психологических проблем, связанных с этим.

Частные задачи:

• оказание систематической коррекционно-педагогической помощи ребёнку

посредством использования игротерапевтических методов и приёмов;

• нормализация детско-родительских отношений;

• обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми;

• обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях образования;

• проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи Ребёнка.

Эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития, в целом зависит от содружественного действия родителей со всеми участниками коррекционно- педагогического процесса. Каждый из участников системы коррекционной помощи вносит важную лепту в развитие ребенка на пути взаимодействия с ним. Но главная роль в этом процессе принадлежит близким.

Для успешного взаимодействия ДОО с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, существует определенный алгоритм психолого- педагогической работы.

1. Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о её социальном окружении, изучении потребностей родителей и ребенка и пр.

2. Разработка адаптированной образовательной программы, т.е. образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

3. Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество.

4. Оценка путей оказание психолого-педагогической помощи.

5. Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики.

6. Работа специалистов по оказанию психолого–педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы.

7. Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми

По способу передачи информации выделяют три группы методов.

1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.

В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

В коррекционной работе с проблемными детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т. е. обучение строится с опорой на все органы чувств.

2. Словесные методы:

– рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию;

– беседа – это диалог педагога и ребёнка;

– объяснение – это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

3. Практические методы: упражнения (устные и письменные); продуктивная деятельность; опытно-экспериментальная деятельность; элементы программированного обучения.

Наглядные и практические методы широко используются в практике дошкольного образования. В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве образовательной.

Таким образом, осуществляя комплексный подход в коррекционно-педагогическом процессе с детьми, имеющими сочетание различных нарушений, роль семьи состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников «Развитие мышления и памяти первоклассников»

Одно из коррекционно развивающих занятий с первоклассниками в адаптационный период. Упражнения, используемые на занятии, увлекательны, интересны....

Игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками

Игра как  универсальная  форма и  средство коррекционно-развивающей  работы  с младшими школьниками...

Особенности коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.

Презентация об особенностях коррекционно-развивающей работы  с детьми классов компенсирующего обучения....

Программа коррекционно –развивающих занятий для младших школьников «От сердца к сердцу»

Детство - процесс развития, процесс насыщения растущих людей взрослым миром. Детство представляет собой взаимодействия ребенка с взрослым миром, целью этого взаимодействия является взросление ребенка,...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия для младших школьников "Подарки для Лунтика"

Развитие познавательной сферы младших школьников  (внимания и памяти, мышления, моторики), посредством выполнения индивидуальных заданий....

Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в условиях ФГОС

В данной публикации даются рекомендации как психологам, так и учителям начальных классов по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников....