Программа коррекционно –развивающих занятий для младших школьников «От сердца к сердцу»
методическая разработка (4 класс) на тему
Детство - процесс развития, процесс насыщения растущих людей взрослым миром. Детство представляет собой взаимодействия ребенка с взрослым миром, целью этого взаимодействия является взросление ребенка, становление его личности, «вращивание его в культуру» (Выготский Л.С., 1998).
Развитие личности ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются показателями состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Но маленький человек- не отдельно растущий организм, а часть большой социальной системы, ее отношений.
Возрастной период от 7 до 10 лет является сензитивным для развития личности ребенка. В эмоциональной сфере: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности (Выготский Л.С., Божович Л.И. и др.). В личностной сфере идет активное становление и совершенствование детского самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства), происходит усвоение нравственных норм.
В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях средней общеобразовательной школы разработать программу, направленную на развитие и мягкую коррекцию эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста.Программа «От сердца к сердцу» направлена на оказание психологической помощи учащимся 7-10 лет, относящимся к «группы риска», имеющим признаки дезадаптации: повышенную конфликтность и агрессивность, низкий уровень самооценки, несформированность коммуникативных навыков. Она составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников, ориентирована на изменение их адаптационных способностей, формирование навыков общения, уверенного поведения, саморегуляции. Большое внимание уделяется рефлексии и обратной связи.
Преимущество программы – ее небольшой объем, благодаря которому она органично вписывается в рамки учебного процесса, эффективно решая проблему школьной дезадаптации обучающихся младшего школьного возраста.
Данная программа может быть использована в практической деятельности педагогами-психологами, работающими с младшими школьниками.
Участники программы:учащиеся 7-10 лет, относящиеся к «группе риска», имеющие признаки эмоционального неблагополучия, педагог-психолог.
Цель данной программы – способствовать успешной адаптации учащихся начальных классов «группы риска», имеющих признаки эмоционального неблагополучия.
Задачи программы:
· снижение повышенной агрессивности обучающихся;
· повышение их самооценки и уверенности в себе;
· формирование коммуникативных навыков общения;
· развитие творческого воображения;
· развитие психологической культуры обучающихся.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Продолжительность занятий: 40 мин, общее число за год- 28 занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_serdtsa_k_serdtsu.docx | 56.01 КБ |
Предварительный просмотр:
На областной конкурс
психолого-педагогических программ
«Новые технологии для «Новой школы»
Номинация:
коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа
Программа
коррекционно –развивающих занятий для младших школьников
«От сердца к сердцу»
Подготовлена: Свиридовой Л. В.,
педагогом-психологом
МБОУ Заворонежской СОШ
Мичуринского района Тамбовской области
Опробуйте новый для себя опыт. Вы удивитесь самому себе.
Я верю, что все мы способны быть подлинно творческими.
Н. Роджерс
Пояснительная записка
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в России, ставят особые задачи перед системой школьного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует от участников образовательного пространства измененных подходов в работе, в обучении и воспитании младших школьников. Педагоги и психологи ведут поиски эффективных технологий работы и возможности их использования с различными категориями обучающихся, которые бы способствовали максимальному развитию в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества.
Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога и психолога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Детство - процесс развития, процесс насыщения растущих людей взрослым миром. Детство представляет собой взаимодействия ребенка с взрослым миром, целью этого взаимодействия является взросление ребенка, становление его личности, «вращивание его в культуру» (Выготский Л.С., 1998).
Развитие личности ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются показателями состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Но маленький человек- не отдельно растущий организм, а часть большой социальной системы, ее отношений.
Возрастной период от 7 до 10 лет является сензитивным для развития личности ребенка. В эмоциональной сфере: изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций, при этом потребность ребенка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определенным переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности (Выготский Л.С., Божович Л.И. и др.). В личностной сфере идет активное становление и совершенствование детского самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства), происходит усвоение нравственных норм.
В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях средней общеобразовательной школы разработать программу, направленную на развитие и мягкую коррекцию эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста.
С точки зрения психотерапевтического подхода, психическое здоровье есть сохранение человеком способности к развитию и обогащению личности, её индивидуализации. Поэтому обоснованным является растущий интерес в нашей стране к терапии творчеством, или арттерапии, что объясняется ориентацией этого вида терапии на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, её акцент на естественное проявление чувств, настроений, эмоций (Копытин А.И., 2006).
Открыть в себе глубину, расширить свой личный опыт в познании самого себя, ребенку помогает искусство. В искусстве интеллектуальное и эмоциональное начало слиты неразрывно. Являясь эмоциональным познанием мира, оно дает возможность не только пережить чувства, но и познать их, и, через познание, овладеть ими.В последние годы заметно возрос интерес к использованию арттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми. Появился ряд работ Медведевой Е.А., Лебедевой Л.Д., Копытина А.И., Ловенфельд Л. и др., определяющих теоретические и методологические основы арттерапии, артпедагогики и артпсихологии.
Программа «От сердца к сердцу» направлена на оказание психологическойпомощиучащимся 7-10 лет, относящимся к «группы риска», имеющим признаки дезадаптации: повышенную конфликтность и агрессивность, низкий уровень самооценки, несформированность коммуникативных навыков. Она составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников, ориентирована на изменение их адаптационных способностей, формирование навыков общения, уверенного поведения, саморегуляции. Большое внимание уделяется рефлексии и обратной связи.
Преимущество программы – ее небольшой объем, благодаря которому она органично вписывается в рамки учебного процесса, эффективно решая проблему школьной дезадаптации обучающихся младшего школьного возраста.
Данная программа может быть использована в практической деятельности педагогами-психологами, работающими с младшими школьниками.
Участники программы:учащиеся 7-10 лет, относящиеся к «группе риска», имеющие признаки эмоционального неблагополучия, педагог-психолог.
Цель данной программы – способствовать успешной адаптации учащихся начальных классов «группы риска», имеющих признаки эмоционального неблагополучия.
Задачи программы:
- снижение повышенной агрессивности обучающихся;
- повышение их самооценки и уверенности в себе;
- формирование коммуникативных навыков общения;
- развитие творческого воображения;
- развитие психологической культуры обучающихся.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Продолжительность занятий: 40 мин, общее число за год- 28 занятий.
Теоретико-методологическую основу программысоставили фундаментальные положения общей, возрастной и специальной психологии:
- о системном строении психики, предполагающем интеграцию когнитивных и эмоциональных процессов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин);
- о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский, В. И. Лубовский и др.);
- о сущности эмоций и динамике развития эмоциональной сферы в детском возрасте (Л. С. Выготский, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Ф. Е. Василюк, П. М. Якобсон);
- об эмоционально-чувственном развитии детей с различными вариантами дизонтогенеза (И. М. Соловьёв, Е. А. Евлахова, Т. Н. Головина, Г. Н. Стернина, Ж. И. Намазбаева, Н. Ю. Борякова, В. Пештак, Н. Л. Белопольская).
При определении теоретических основ исследования мы также опирались на:
- чувственную концепцию философии искусства (С. Х. Раппопорт, А. Г. Заховаева, Н. Б. Берхин, Л. Б. Юлбашев, А. Ф. Еремеев и др.);
- чувственную теорию искусства «художественные эмоции» (Л. С. Выготский);
- эмоционально-социальную теорию (К. Изард);
- «субъектно-художественный подход» в формировании личности ребёнка с проблемами в развитии (Е. А. Медведева и др.).
Методическим основанием программы стали идеи:
- в области арт-терапии
Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Брусиловский Л.С., Крамер Э., Копытин А.И., Лебедева Л.Д., Аржанова А.И., Воропаева И.П., Нечаева В.Г., Овчарова Р.В. и др. и др. рассматривающих арттерапию как ресурс для развития самовыражения и самопознания личности через искусство, осознание себя и мира, она закладывает основы мироощущения за счет положительных эмоций как фундамента мировоззрения в построении картины мира; развитию позитивной совместной деятельности; она развивает многие анализаторы (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и д.р.), осязание, ассоциативно-образное и абстрактно-логическое мышление, восприятие, двигательную координацию, мелкую моторику руки, а также обеспечивает становление произвольного внимания и его устойчивости, глазомера, цветовосприятия и чувственно-двигательной координации, развитие согласованности в межполушарных взаимоотношениях, воображения и творческого потенциала, речи; коррекцию коммуникации и нарушений в общении, формирование адекватного межличностного поведения, развитие невербального языка общения, самооценки и уверенности в своих силах; освобождения от негативных состояний, аффектов, развитие сопереживания, снятия нервно-психического напряжения, регуляции психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния; развитие навыков социальной адаптации и расширение жизненного опыта, снижения тревожности и страхов, обеспечение положительного эмоционального состояния (отреагирования агрессивных эмоций), дополнительной защищенности и снижение сопротивления изменениям.
Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач.
Программа «От сердца к сердцу» основана на комплексном системном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность. Направленность программы ориентирована не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их личного потенциала и внутренних ресурсов, повышения мотивации к различным видам деятельности, развития творческой активности, формирования адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности, регуляции аффективной деятельности.
Перечень и описание программных мероприятий
Программа «От сердца к сердцу состоит из 3 блоков: «Азбука общения», «Агрессивность», «Уверенность». Работа над каждым блоком начинается и завершается диагностикой личностных особенностей детей. Практически каждое занятие имеет арттерапевтическую направленность, носит игровой и тренинговый характер, что способствует поддержанию интереса проблемных учащихся и созданию ситуации успеха.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | |
Количество занятий | ||
I раздел. «Азбука общения» | 8 | |
1 | Знакомство«Кто я такой?» | 1 |
2 | «Мой мир». Диагностика личностных особенностей «Расскажи мне обо мне». | 1 |
3 | «Я – хороший» | 1 |
4 | «Я и мы. Круг гармонии» | 1 |
5 | « Уходи, обида, прочь…» | 2 |
6 | «Мы – оптимисты!» | 1 |
7 | «Ты, да я, да мы с тобой» | 2 |
IIраздел «Агрессивность» | 10 | |
8 | Диагностика «Где живет Гнев-Сердитка?» | 1 |
9 | «Водопад наших чувств. Море согласия» | 1 |
10 | «Что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией?» | 1 |
11 | «Я и мои колючки. Долина роз» | 1 |
12 | «Если добрый ты…» | 1 |
13 | «Гордость за свое имя и поступки» | 1 |
14 | «Сочувствие и доверие к людям. Эмоциональный словарь» | 2 |
15 | «Мой внутренний мир» | 2 |
16 | Самоанализ «Шкатулка доброго волшебника» | 1 |
IIIраздел «Уверенность» | 7 | |
17 | «Росточек под солнцем» | 1 |
18 | «Маятник настроения» | 2 |
19 | «Я больше не боюсь.Приключения желтого Чемоданчика» | 2 |
20 | «Как стать уверенным в себе» | 2 |
21 | «Солнце в ладошках» | 2 |
Всего по дисциплине | 28 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.Азбука общения.
Тема 1. Знакомство. «Кто я такой?»
Основные понятия: знакомство участников, повышение психологической безопасности участников группы, снятие психологического напряжения.
Игра-разминка «Снежный ком», «Что значит ваше имя?»
Арттерапевтическая техника «Мой цветок»
Тест «Оценка эмоционального состояния»
Проведение игр «Расскажи мне о себе», «Закончи предложение»
Тема 2. «Мой мир». Диагностика личностных особенностей «Расскажи мне обо мне».
Основные понятия:диагностика личностных особенностей: интересов, общительности, тревожности.
Проведение игр«Расскажи мне о себе», « Пианино», «Поменяйтесь местами», « Слон», «Что я не люблю», «Колечко».
Арттерапевтическая техника «Метафорический автопортрет».
Релаксационное упражнение «Пушистые котята»».
Тема 3. «Я – хороший»
Основные понятия: активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности.
Проведение игр «Жмурки», «Добрый -злой мяч».
Арттерапевтическая техника «Я и другие» (креативное письмо).
Релаксационное упражнение « Черепашки».
Тема 4. «Я и мы. Круг гармонии»
Основные понятия: дифференциация представлений о себе. Обучение навыкам взаимодействия в группе сверстников.
Диагностический тест «Дерево»
Арттерапевтическая техника «Круг гармонии», «Совместный рисунок».
Проведение игр «Кошки-мышки», «Подари другу подарок», «Что у меня не получается и что у меня получается», «Совместная история из отдельных предложений».Релаксационное упражнение«Групповое рисование по кругу».
Тема 5 « Уходи обида прочь…»
Основные понятия: тренировка навыков взаимодействия в группе. Отреагирование негативных эмоций.
Арттерапевтическая техника «Работа с пластилином. Лепим и работаем с Обидкой»
Проведение игр «Дарим друг другу (воображаемые) подарки»,
Сочинение сказки «На что похожа моя обида»,
Упражнение «Мусорное ведро»
Релаксационное упражнение «Подарок обидчику».
Тема 6 «Мы - оптимисты»
Основные понятия: активизация позитивного восприятия жизни.
Арттерапевтическая техника «Портрет и комплимент».
Проведение игр «Что мне нравится в тебе», «Человек и его тень», «Красный уголек», «Стул есть- никак не сесть», «Что хорошего со мной уже произошло».
Релаксационное упражнение«Слоненок».
Тема 7. « Ты, да я, да мы с тобой»
Основные понятия: позитивное программирование будущего. Ощущение принадлежности к группе сверстников.
Арттерапевтическая техника «Рисунок в парах. Круг гармонии»
Проведение игр «Ладошки удачи»,«Паутинка», «Колокол», «Каким я буду через год». Рефлексия проведенных занятий «Цветочная поляна».
Раздел 2. «Агрессивность»
Тема8. Диагностика «Где живет Гнев- Сердитка?»
Основные понятия: диагностика агрессивности и сбор информации для проведения коррекционных упражнений.
Арттерапевтическая техника с пластилином «Вылепи свой гнев»
Сочинение сказки «Где живет Гнев- Сердитка?» Проведение игр «Ладошки», «Мой характер».
Тема 9. «Водопад наших чувств. Море согласия»
Основные понятия: снятие агрессивного и конфликтного поведения через умение управлять своим телом и владеть своими эмоциями, снятие мышечных зажимов, разрядка общей агрессии, уничтожение негативных эмоций.
Игры «Злые и добрые кошки», «Изобрази походку (креативные движения)», «Танцуем и радуемся».
Арттерапевтическая техника «Узор в кругу»
Рефлексия «Водопад».
Тема 10. «Что мне делать со своей агрессией?
Что мне делать с чужой агрессией?»
Основные понятия: обучение способам самоконтроля – обучение способам
реагирования на агрессивные воздействия. Отражение негативных эмоций.
Упражнение «Улыбка», игра «Шкала гнева», «Ноги топают».
Дыхательное упражнение «Волшебные снежинки» (на расслабление)
Сочинение сказки «Добрый и злой человек»
Рефлексивный обмен.
Тема 11. «Я и мои колючки. Долина роз»
Основные понятия: осознание наличия качеств, мешающих общению, активизация потребностей: снятие мышечных зажимов. Снятие телесных напряжений.
Арттерапевтическая техника «Розовый куст»
Упражнение «Эмоции в моем теле».
Релаксационная техника «Место покоя»,
Сочинение сказки «Счастливые воспоминания»
Упражнение «Яблоко», Сказка («Шиповник» Голованой Е.)
Рефлексия.
Тема 12.«Если добрый ты…»
Основные понятия: осознание внешнего образа агрессивности человека, представление возможности сравнения себя с образом агрессивного, формирование невосприятия агрессивных состояний.
Проведение игр «Кто симпатичней?», «Агрессивная скульптура».
Арттерапевтическая техника «Чемодан со стрессами» (медитативное рисование). Сочинение сказки «Братья Добрины»
Релаксация «Апельсин».
Тема 13.«Гордость за свое имя и поступки»
Основные понятия:вербальная активность; развитие самоконтроля; создание доброжелательной атмосферы, гордости за свои поступки;эмоциональная разрядка; снятие мышечных зажимов.
Проведение игр: «Первые слова», « Добрые приветствия», «Рисунок имени».
Арттерапевтическая техника «Шкатулка счастья»
Тема 14. «Сочувствие идоверие к людям. Эмоциональный словарь»
Основные понятия: эмпатия и доверие к людям, обучение ребенка приемам саморегуляции, самообладания, развитие эмоциональной сферы ребенка.
Игра «Теплый, как солнце, мягкий, как дуновение ветерка», «Эмоциональный словарь»
Арттерапевтическая техника «Гнездо».
Сочиняем сказку «Дерево желаний».
Тема 15.«Мой внутренний мир»
Основные понятии: ценности и уникальности внутреннего мира своих чувств
и эмоций.
Слушание музыки «Звуки природы». Создание рисунка «Мои чувства».Арттерапевтическая техника «Каракули по кругу»
Рефлексивный обмен «Закончи предложения»
Тема 16. Самоанализ«Шкатулка доброго волшебника»
Основные понятия: обучение ребенка способам самоанализа.
Упражнение «Ключи».
Сочинения сказки «Мой добрый волшебник».
Рефлексия проведенных занятий« Цветочная поляна».
IIIраздел «Уверенность»
Тема 17. «Росточек под солнцем»
Основные понятия: раскрытие своего «Я», диагностика самооценки, уверенности в себе
Упражнение «Росточек под солнцем», игра «Моё имя», «Доверяющее падение»,«Камушек в ботинке», «Закончи предложение».
Арттерапевтическая техника«Я сейчас и через десять лет» .
Тема 18. «Маятник настроения»
Основные понятия: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Упражнение «Возьми и передай», «Превращения»,рисование на тему «На что похоже моё настроение», «Ласковый мелок».
Арттерапевтическая техника «Конверты радостей и огорчений», «Котелок отличного настроения».
Тема 19. «Я больше не боюсь. Приключения желтого Чемоданчика»
Основные понятия: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Просмотр фильма –сказки«Приключения желтого Чемоданчика»
Упражнение «Братья Небояновы», «Сейф для страхов», «Ангел».
Арттерапевтическая техника «Нарисуй свой страх». Лепим и сочиняем сказку о Боястике- Дрожастике
Тема 20. «Как стать уверенным в себе»
Основные понятия: положительная “Я-концепции”, самопринятие, уверенность в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
Упражнение «Жемчужина в раковине», «Похвали себя».
Проведение игр «Моя эмблема», «Волшебные зеркала», «Я самый …».
Арттерапевтическая техника «Волшебные зеркала», «Рисую себя и госпожу Удачу»
Тема 21. «Солнце в ладошке»
Основные понятия: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
Упражнения «Комплименты», «Портрет в лучах солнца»,
Рисование на тему «Радость»«Кнопка радости», «Крыло ангела», «Солнце в ладошке».
Арттерапевтическая техника «Секретики».
Рефлексия проведенных занятий «Цветочная поляна».
Технологии, используемые при реализации программы
- Технология личностно ориентированного подхода
Применение психолого-педагогической диагностики обучающегося (входящая и выходящая); учет индивидуальных и возрастных особенностей младшего школьника.
- Технология развивающего обучения
Способствует развитию творческого воображения, навыков уверенного поведения, коммуникативного общения, расслабления и саморегуляции.
- Тренинговая технология.
Тренинг - один из специфических способов получения личностного опыта. Позволяет младшим школьникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. Самое важное – обучающийся не усваивает насильно внедряемые стандарты, а развивает сам себя. Появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим, успешно формируются коммуникативные навыки.
- Игровая технология.
Выполняет при реализации программы следующие функции: развлекательную (доставить удовольствие, пробудить интерес); коммуникативную (развитие коммуникативных навыков); игротерапевтическую (преодоление различных трудностей адаптации); диагностическую (выявление особенностей поведения, самопознание в процессе игры); коррекции (внесение позитивных изменений в адаптационные способности); социализации.
- Здоровьесберегающие технологии.
Система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. В ходе занятий применяются разминки-энергизаторы, чередуются различные виды деятельности.
- Элементы арттерапии.
Способствует творческому развитию, укреплению психологического здоровья младшего школьника,помогает восстановить его эмоциональное равновесие, устранить имеющиеся нарушения в эмоциональной сфере.
- Технология групповой работы.
В группе младший школьник избегает непродуктивного замыкания в самом себе и не остается один на один со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. У него есть возможность получения обратной связи от детей со сходными проблемами, возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал», что является важным преимуществом групповой работы. Группа облегчает процессы самораскрытия, самопознания. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя и повысить уверенность в себе.
- Информационно-компьютерные технологии.
Повышают качество и эффективность реализации программы. Используется магнитофон, диски с позитивной и релаксационной музыкой.
Описание используемых диагностических методик
-Анкета «Агрессивность», «Критерии агрессивности»
- Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка младшего школьного возраста (тревожность)
- Громова Т.В. «Страна эмоций»
-Карта интересов младших школьников (Савенкова)
-Методика изучения потребности в общении
-Методика оценки психоэмоционального состояния школьника "Цветные письма"
- Методика: «Гнездо», «Дерево»
- Методика: «Рисунок человека»
-Методика «Лесенка»
- Методика “Какой Я?”
- Методика «Сюжетные картинки»
- Методика «Изучения эмоционального развития детей (выражение эмоций)»
-Опросник «Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей»
-Социометрия, методика «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой (1999)
-Тест «Цветовой тест отношений» (ЦТО)Люшер, в модификации Л. Собчик
- Тест тревожности Т. Амен, Р. Дорки
Ограничения и противопоказания к участию в программе наличие у ребенка:
- тотального недоразвития высших психических функций;
- психопатоподобного поведения, текущего психического заболевания (эпилепсия, шизофрения, параксизмы, требующие наблюдения и лечения у невропатолога);
- глубокой умственной отсталости;
- тяжелых нарушений моторики, необходимости в индивидуальном уходе;
- тяжелых нарушений сенсорных анализаторов;
- общих противопоказаний для поступления в общеобразовательное учреждение.
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы
Гарантия прав участников программы обеспечиваются и определяются Конвенцией о правах ребенка, конституцией Российской Федерации, а также Уставом СОШ.
Способы обеспечения гарантии прав участников программы:
- Участники программы (педагоги, родители) должны быть извещены о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации.
- Психолог информирует родителей (или законных представителей детей) о результатах реализации программы, а также доводит до их сведения любую интересующую их информацию, выявленную в ходе занятий и касающуюся их ребенка.
- Перед проведением занятий, участники знакомятся с основными правилами работы в группе, основанными на принципах: взаимоуважения, добровольности, конфиденциальности и др. На следующих занятиях правила повторяются и закрепляются.
- Ведущий руководствуется «Этическим кодексом психолога» и исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
Описание сфер ответственности основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей и педагогов).
Участники программы обязаны:
Педагог – психолог – объективность оценки результатов диагностических исследований, профессиональный уровень подачи информации, индивидуально – личностный подход на каждом этапе занятий и программы в целом.
Обучающиеся – систематическое посещение занятий, выполнение предлагаемых упражнений.
Педагоги, родители – выполнение рекомендаций, психоэмоциональная поддержка, учет индивидуальных особенностей.
Ответственность за реализацию программы и происходящее на занятиях возлагается на администрацию школы:
- предоставляет помещение для организации и проведения мероприятий с участниками программы, обеспечивает наполняемость развивающей среды, подбирает кадры.
- на педагога-психолога в пределах его компетенций.Он несет персональную ответственность за:
- жизнь и здоровье детей во время проводимых им занятий, а также за нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством РФ;
- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность рекомендаций;
- применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью школьника;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, наблюдение за эмоциональным состоянием детей, не допускает переутомления.
Ведущий обязанхранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, коррекционно-развивающей работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы
Требования к специалистам, реализующим программу:специалисты, реализующие программу, должны иметь психолого-педагогическое образование, работать по специальности психолог, педагог – психолог, обладать опытом практической работы с младшими школьниками.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы: ватман с правилами работы; альбомы, кисти, гуашь, цветные карандаши, раздаточный материал с изображением эмоций, диски с веселой и релаксационной музыкой.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы (помещение, оборудование, инструментарий и т.д.)
-Светлый, просторный зал;
-столы для размещения изобразительных, раздаточных и дидактических материалов, технических средств.
-обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (проигрыватель, компьютер);
-наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, и изобразительной деятельности.)
Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы:
- Библиотека (методические пособия, книги), Интернет.
- Наглядный стенд для выставок детских работ и информационный стенд;
- Отражение работы коррекционно-развивающих групп на сайте СОШ.
- Копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, диагностических методик, и материалов, нарабатываемых в ходе занятий.
Сроки и этапы реализации программы:
Программа рассчитана на 9 месяцев. Частота проведения – 1 раз в неделю (40 минут). После проведения коррекционно-развивающих занятий проводится дополнительная диагностика.
1 этап – диагностический;
2 этап – развивающие занятия с целью развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста относящихся к «группы риска»,
3 этап – итоговая диагностика с целью выявления динамики происходящих изменений в эмоциональной сфере младших школьников.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- К промежуточным результатам можно отнести развитие эмоциональной сферы младшего школьника, рефлексии, снижение раздражительности и агрессивных проявлений, улучшение настроения.
- К итоговым результатам - снижение показателей агрессивности, связанной с различными аспектами школьной жизни, до уровня, соответствующего возрастной норме, повышение самооценки, уверенности, навыков коммуникативного общения и саморегуляции.
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы:
Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог, который проводит занятия, наблюдает и отслеживает динамику изменений, происходящих у младших школьников в ходе всего курса занятий, а также по данным итоговой диагностики.
Общий контроль за реализацией программы осуществляют руководитель образовательного учреждения и заместитель руководителя. Психолого-педагогическая программа утверждается руководителем образовательного учреждения. По завершению занятий педагогом-психологом составляется итоговый отчет, в котором отражаются качественные и количественные результаты реализации программы, выявляются проблемы и определяет перспективный план.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Качественные:
формирование навыков
- групповой работы;
- уверенного поведения;
- коммуникативного общения;
- самоконтроля и саморегуляции.
Количественные:
- снижение уровня раздражительности и агрессивности обучающихся «группы риска»;
- повышение уровня их самооценки и уверенности в себе;
- изменения уровня сплоченности и эмоциональной экспансивности (потребности в общении) классного коллектива.
Список литературы
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как Преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. Сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
- Арт-терапия – новые горизонты /Под. ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. – 336 с.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», С.-Петербург, 2004. – 158 с.
- Громова Т. В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально – волевой сферой ребенка.-М.:УЦ «Перспектива». 2002 .-48 с.
- Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб., 2001. – 152 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб.: ООО «Речь», 2000.- 310
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии, СПб.: Речь, 2006, 208 с.
- Истратова О.Н., ЭксакустоТ.В.Справочник психолога начальной школы: справочное издание О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 512 с.
- Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. - 366 с.
- Короткова Л.Д. «Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста». СПб.: Речь - 2001. -
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002.- . 208 с., илл.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург. У-Фактория. 2004.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми, СПб.: Речь, 2007 - 224 с.
- . МикляеваА.В.Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция Микляева А.В., Румянцева П.В. – СПб., 2007.–248 с.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб, Речь, 2005. - 256с.
- Лебедева О.В., Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии, М.: Академия, 2-е изд., испр, 2005. - 176 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работы с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 136 с.: ил.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии, Спб.: Речь, 2007. - 400 с.
- Никольская И. М. Арттерапия – терапия изобразительным искусством // Учебник Детская психиатрия (под ред. Э. Г. Эйдемиллера), СПб.: Питер, 2005. С. 993-999.
- Овчарова Р.В. Игровая коррекция поведения. Игротерапия. Арттерапия // Технологии практического психолога образования. М. ТЦ «Сфера». 2001. –
- Панфилова М.А. Игротерапия общения.// М.: ГНОМ, 2005. – 82 с.
- Селевко Г.К. Эциклопедия образовательных технологий: в 2 т. [Текст] М.: НИИ школьных технологий, 2006.
- Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2002.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я:». – М.: Генезис, 2004 . – 175 с.
- Черняева С. А Психотерапевтические сказки и игры, СПб: Речь, 2004, - 168 с.
Приложение
План – конспект занятия «Знакомство. Кто я такой?»
Цель: знакомство участников программы друг с другом, самопрезентация.
Задачи: 1. Создание атмосферы психологического комфорта, позитивного мироощущения;
2. Активизация внутренних ресурсов участников целевой группы.
Ход занятия:
1.Сообщение цели занятия:
Сегодня мы с вами проведем необычное занятие по программе «От сердца к сердцу». Почему же она так называется? Наша жизнь раскрашена в самые разные краски, она красочна, многолика, разнообразна. Но есть такие моменты, которые омрачают нашу жизнь, делают её темной, некрасивой, безрадостной. Это неумение общаться с людьми, ссоры, плохое, тревожное настроение. От каждого из нас зависит, в какой цвет мы её раскрасим, какой будет наша жизнь. На наших занятиях мы будем думать и рассуждать, задавать и отвечать на вопросы, играть, рисовать, мы будем учиться понимать самих себя и других людей, заботиться о своем психологическом здоровье. Мы ответим на вопрос, что поможет нам раскрасить нашу жизнь в яркие краски.
2.Знакомство. Игра «Снежный ком».
После окончания время игры дети получают цветок со своим именем.
- Вы получили непростой цветок, а волшебный. На нем написана тайна вашего имени, его значение. Знаете ли вы о том, что каждое имя- это не просто звук, оно имеет свое значение. Возможно, ваши родители назвали вас так в честь кого- то из родных, а может быть они хотели бы, чтобы вы оправдали своё имя, соответствовали ему. Поэтому, я думаю, что не стоит придумывать друг другу обидные прозвища, лучше познакомиться со значениями своих имен и обращаться друг к другу по именам.
3. Ласковое имя
На лепестке №1 вашего цветка запишите свое ласковое, имя, как вас называют дома родители или бабушка или как вам хотелось бы, чтобы вас называли.
4. Игра «Расскажи мне о себе»
Сейчас вы по очереди будете вытаскивать полоски с надписями, которые нужно продолжить своими словами.
Меня зовут…
У меня есть друг, его зовут…
Я люблю…
Я дружу с теми, кто…
Мой самый любимый урок …
Моя любимая книга…
Я люблю играть в …
Мой самый любимый мультик -…
Моё заветное желание-…
В свободное от уроков время я люблю…
Мой друг (подруга) любит…
Моя мама всегда…
В школе мне очень нравится…
Мое любимое время года-…
Мой любимый праздник-…
Моё любимое лакомство-…
Я часто играю в …
Мой любимый цвет…
5. Цветопись А. Лутошкина (выявляет групповое настроения)
Давайте поговорим о нашем настроении. Вы видите перед собой разноцветные полоски бумаги. Каждый цвет означает разное настроение:
Красный - прекрасное, самое лучшее
Зеленый - спокойное
Синий - грустное
Желтый - хорошее
Черный – плохое
Выберите ту полоску, которая похожа на ваше настроение сейчас и положите её на край стола. Сейчас мы с вами увидим, какое настроение преобладает в вашем классе.
На лепестке №2 вашего цветка напишите, какое настроение бывает у вас чаще всего.
6.Тест «Оценка эмоционального состояния»
На ваших столах лежат листочки с изображением шести лесенок. Сейчас мы будем с вами отвечать на вопросы, а свои ответы будем записывать на лесенках.
- Как ты чувствуешь себя среди своих одноклассников?
( хорошо, не очень хорошо, плохо)
- Как ты чувствуешь себя среди незнакомых ребят?
( хорошо, не очень хорошее, плохо)
- С каким настроением ты идешь в школу?
( хорошим, не очень хорошим, плохим)
- С каким настроением ты идешь домой из школы?
( хорошим, не очень хорошим, плохим)
- С каким настроением ты готовишь домашние задания?
( хорошим, не очень хорошим, плохим)
- Как ты оцениваешь свое здоровье?
( хорошее, не очень хорошее, плохое)
- Мои лучшие черты.
На лепестке №3 и №4 волшебного цветка запишите ваши самые лучшие черты вашего характера (похвалите себя, чем вы гордитесь, какой вы хороший)
(Можно нарисовать картину радости: нарисуйте то, что доставляет вам радость))
8. Цветовой диктант
-С каким цветом у вас ассоциируются разные занятия?
(красный- нравится
Зеленый – не очень
Черный- не нравится)
Читать книги
Сочинять интересные истории, записывать их
Заниматься спотом
Решать задачи, считать
Рисовать что- либо
Играть с друзьями
Петь
Танцевать
Лепить из пластилина
Шить, вязать
Выжигать, выпиливать по дереву.
9. На лепестке №5 волшебного цветка запишите ваши самые любимые занятия.
(звучит приятная музыка)
- Подведение итогов занятия:
Посмотрите на волшебный цветок, который принадлежит только вам. Этот цветок поможет вам раскрасить вашу жизнь в радостные цвета.
-Что вам поможет сделать это?
И помогут вам в этом любимые занятия, полезные привычки, хорошее настроение, радостные события - все то, о чем вы написали на вашем волшебном цветке. А теперь я предлагаю вам раскрасить его разными цветами. (звучит приятная музыка)
-Что вам больше всего понравилось?
-Что больше всего запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников «Развитие мышления и памяти первоклассников»
Одно из коррекционно развивающих занятий с первоклассниками в адаптационный период. Упражнения, используемые на занятии, увлекательны, интересны....
Конспект группового коррекционно-развивающего занятие для младших школьников "Веселый гномик"
Цель данного занятия - развитие познавательных процессов....
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия для младших школьников "Подарки для Лунтика"
Развитие познавательной сферы младших школьников (внимания и памяти, мышления, моторики), посредством выполнения индивидуальных заданий....
Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников
Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников...
Конспект занятия.«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»
Занятие формирование целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово...
Использование элементов народного творчества в коррекционно-развивающих занятиях для младших школьников с ОВЗ.
Фольклор –народная мудрость.Мудрость- разумность или прозорливость-это способность размышлять и действовать, используя знания, опыт, понимание, здравый смысл и проницательность, большой, глубоки...
Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников по логопедии (3 класс)
Программа коррекционно-развивающей работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям в предупреждении и своевременном преодолении дефектов устной и письменной...