Программа театрального кружка "Петрушка"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Кузьмина Ирина Яковлевна

Программа театрального кружка составлена по ФГОС второго поколения .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа "Петрушка"439 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждено»          

Директор

МОУ Большекошинской

средней школы Лисичкина С.Н.:

Приказ от  20.08.2024     № 38

                   Совета школы      

        Принята решением Совета школы      

                 Протокол от 20.08. 2024г.   № 4  

                                   

                     Министерство образования Тверской области

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

Большекошинская средняя общеобразовательная  школа

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

 «Школьный  театр  «Петрушка»»

Направленность:  художественная

Общий объем программы в часах: 136часов

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации программы: 4 года

Уровень:  базовый

                                      Автор - составитель:

                        Кузьмина Ирина  Яковлевна,

        педагог дополнительного образования

                                                     Большая Коша – 2024

Информационная карта программы

Название

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая «Кукольный театр Петрушка»

Направленность

художественная

Разработчик

Кузьмина И.Я.

Общий объем программы в часах

Всего – 136 часов

1 год обучения-34часа

2 год обучения-34 часа

3 год обучения-34 часа

4 год обучения – 34 часа

Форма реализации

Очная

Целевая категория обучающихся

7 – 11 лет

Аннотация программы

       Данная образовательная программа художественной направленности, ориентирована на детей в возрасте от 7 до 11, срок её реализации – 4 года.

       Дополнительная  образовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Петрушка»» художественной направленности  ориентирована на развитие художественных и эстетических способностей детей.

       Данный курс не преследует цели  изучения  приёмов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных  качеств  ученика, его духовного мира. Все  дети – творцы, у  каждого ребёнка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые  переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется  яркими  впечатлениями, интересными  делами, радостью творчества.

Творческие игры с игрушками развивают творческие силы и способности детей. Работая с куклой, исполнитель должен понимать содержание образа, сценическую ситуацию, изобразительные средства куклы, обладать музыкальностью. Кроме того, в процессе изготовления куклы, учащиеся приобретают разносторонние навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются сообразительность и конструктивные способности, эстетический вкус и способности в изобразительном искусстве – чувство цвета, формы, понимание художественного образа.

       Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.

Планируемые результаты

Результатом освоения программы является творческое и духовное развитие участников процесса, и воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Петрушка» составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» вместе с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

Актуальность: программа предусматривает развитие у учащихся художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

Задачи:

- образовательные :

·        знакомить детей с историей кукольного театра;

·        ввести детей в мир кукольного театра (разновидность кукольных театров, виды кукол, профессии кукольного театра);

·        знакомить с особенностями творческой деятельности художников-оформителей, декораторов, режиссёров, сценаристов и др;

·    обучать изготовлению кукол разных видов.

 - развивающие:

  • формировать  навыки  театральной речи;
  • изучать  и осваивать  театральную  работу  с куклой;
  • пробуждать  интерес к чтению;
  • развивать  творческие  способности, воображение;
  • формировать  эстетические потребности, ценности.
  • развивать эстетические чувства  и художественный вкус;
  • совершенствовать артистические навыки детей.

 - воспитательные

  • воспитывать культуру общения и поведения в социуме;
  • воспитание духовно-нравственных ценностей, художественно-эстетического
  • вкуса;
  • прививать бережное  отношение к собственному труду и труду окружающих.

Модифицированная программа –   разработанная  на  основе  примерной  программы  внеурочной  деятельности  художественно-эстетического направления  В.А.Горского  «Школьный  театр  «Петрушка» , но изменённая с учётом  особенностей  образовательной  организации (малокомплектная школа), возраста  и  уровня  подготовки  детей.

Новизна программы, в отличие от существующих программ по театральному искусству, обеспечивается тем, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Петрушка», реализуемая на базе общеобразовательной школы, предоставляет возможность организовать образовательный процесс на основе установленных требований, сохраняя основные подходы и технологии в организации образовательного процесса. В тоже время, педагог-наставник может наполнять программу собственными разработками.

Направленность программы: художественная.

Функции программы :

Образовательная функция заключается в организации обучения,  где учащийся имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде деятельности;

Компенсаторная функция программы реализуется посредством чередования различных видов деятельности обучающихся, характера нагрузок, темпов осуществления театральной деятельности .

Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что каждый обучающийся может получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально одобряемыми способами.

Адресат программы: учащихся  7 – 11 лет.

      На обучение по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Кукольный театр «Петрушка»» принимаются все желающие, достигшие возраста 7 лет.

      Особенности состава учащихся: неоднородный (смешанный), постоянный, с участием учащихся с ОВЗ.

Количество обучающихся в группе – 10-15 человек.

Форма обучения: очная

Уровень программы: базовый

Форма реализации образовательной программы: очная

Организационная форма обучения: групповая.

Срок и объём освоения программы:

4 года, 136 педагогических часов, из них:

  • «Стартовый уровень» - 1 год, 34 педагогических часа;
  • «Базовый уровень» - 3 года,  102 педагогических часа.

Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастные.

Режим занятий: 1 час в неделю.(продолжительность 45- 60 минут )

При организации учебных занятий используются следующие методы обучения

По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:

  • словесный – беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ;
  • наглядный – показ, просмотр видеофильмов и презентаций;
  • практический   самостоятельное выполнение заданий.

По степени активности познавательной деятельности обучающихся:

  • объяснительно-иллюстративные   – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • исследовательский – овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы.

По логичности подхода:

  • аналитический – анализ этапов выполнения заданий.

По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающихся:

  • частично-поисковый – обучающиеся участвуют в коллективном поиске в процессе решения поставленных задач, выполнении заданий досуговой части программы;
  • метод проблемного обучения;
  • метод дизайн-мышления;
  • метод проектной деятельности.

Ожидаемые результаты базового уровня:

В конце обучения ученик будет знать:

  • Сценой в кукольном театре – является ширма.
  • Понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».
  • Правила поведения в театре.

Ученик будет уметь:

  • Делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя.
  • Управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму.

Результатом освоения программы является творческое и духовное развитие участников процесса, и воспитание социально-адаптированного человека, способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.

Способы проверки результатов освоения программы.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

  • Репетиций.
  • Кукольных спектаклей.

Способы определения результативности реализации программы и формы подведения итогов реализации программы

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы, проводимые в образовательном учреждении;
  • итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.

Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность текущего контроля.

Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм итогового контроля.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

Оценочные материалы

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития социального опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)

Итоговая аттестация – проводится 1 раз в год с целью оценки качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы после завершения ее изучения в форме спектакля.

 В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность освоения программы.

Критерии оценивания приведены в таблицах 1 и 2..

Таблица 1

Критерии оценивания сформированности компетенций

Уровень

Описание поведенческих проявлений

1 уровень - недостаточный

Обучающийся не владеет навыком, не понимает его важности, не пытается его применять и развивать.

2 уровень – развивающийся

Обучающийся находится в процессе освоения данного навыка. Обучающийся понимает важность освоения навыков, однако не всегда эффективно применяет его в практике.

3 уровень – опытный пользователь

Обучающийся полностью освоил данный навык.

Обучающийся эффективно применяет навык во всех стандартных, типовых ситуациях.

4 уровень – продвинутый пользователь

Особо высокая степень развития навыка.

Обучающийся способен применять навык в нестандартных ситуациях или ситуациях повышенной сложности.

5 уровень – мастерство

Уровень развития навыка, при котором обучающийся становится авторитетом и экспертом в среде сверстников. Обучающийся способен передавать остальным необходимые знания и навыки для освоения и развития данного навыка.

Таблица 2

Критерии оценивания уровня освоения программы

Уровни освоения программы

Результат

Высокий уровень освоения программы

Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт

Средний уровень освоения программы

Обучающиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки

Низкий уровень освоения программы

Обучающиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям

2. Содержание программы

2.1Учебный план

Класс

Тема курса

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

2

3

4

«Кукольный театр».

Мастерская тела и  чувств

Творческая  мастерская:                              « Волшебные краски чудесной страны»

Творческая  мастерская:   « Дом  для  чудесных  представлений»

                 

34

34

34

34

14

12

10

8

20

22

24

26

                                    2.2Тематическое планирование

                                                       

1-й год обучения: «Кукольный театр»

Наименование разделов, блоков, тем

Всего  часов

Теория  

Практика

Характеристика деятельности  обучающихся

1

Вводное  занятие. Т.Б. Разновидности  театров

1

1

Слушает и  запоминает основные  правила  по Т.Б.; знакомится  с  театром и  правилами  поведения; рассматривает  слайды; делится  впечатлениями

2

Из  истории  возникновения  театра «Петрушка»

1

1

Знакомится  с  театром «Петрушка»;  выполняет  задания  по правилу

3

«Здравствуйте, куклы!»

2

1

1

Рассматривает  куклы; участвует  в  теневом  театре рук

4

Особенности  театральной  терминологии.  Понятие  «кукловод»

2

1

1

Слушает, беседует,  учится  управлять  куклами, импровизирует

5

Устройство  ширмы  и  декораций

4

2

2

Изучает  устройство  ширмы,  декораций, делает  простейшие  декорации,  мини-ширму, играет  в  театр

6

Особенности  изготовления  кукол

6

3

3

Изучает  устройство кукол,  мастерит  пальчиковые  куклы к  сказке  «Курочка  Ряба», «Колобок» и «Теремок»

7

Речевая  гимнастика

4

1

3

Отрабатывает  сценическую  речь,  разучивает  скороговорки, чистоговорки и т. п.

8

Особенности  работы  кукловода

4

1

3

Отрабатывает движение  куклы  по  передней  створке, рассчитывает  время  сцен и  мизансцен, импровизирует с куклами

9

Выбор  пьесы

2

1

1

Слушает, запоминает,  выбирает пьесу, пробуется  на  роль

10

Работа  в  творческой  мастерской

4

2

2

Отрабатывает  роль, разучивает  песенки  к  сценкам, делает  куклы  и  декорации  к  спектаклю

11

Генеральная  репетиция

2

2

Помогает  учителю  оформлять  помещение  для  спектакля, исполняет  роль, анализирует  прогон  пьесы

12

Показ  спектакля

2

2

Участвует  в показе  спектакля,  делится  впечатлениями, контролирует  и оценивает свои  действия,  вносит  коррективы  в их  выполнение на  основе  оценки  и  учёта

ВСЕГО:

34

14

20

2-й год  обучения: «Мастерская  тела  и  чувств»

Наименование разделов, блоков, тем

Всего  часов

Теория  

Практика

Характеристика деятельности  обучающихся

1

Вводное  занятие.  Впечатления  о  лете

1

1

Ставит  и  формулирует  проблему  самостоятельно,  создаёт  алгоритмы  деятельности  при  решении  поставленных  задач,

2

«В гостях  у  сказки». Просмотр  диафильмов

2

2

Использует  знаково-символические  средства  для создания моделей изучаемых  объектов

3

Азбука  театра

2

2

Посещает  Дом  культуры,  беседует, записывает,  фиксирует  информацию о театре с  помощью  ИКТ  и  обменивается  ею  в  образовательном  процессе

4

Элементы  сценической  грамоты

3

1

2

Изучает  сценическую грамоту, пластику, движение, ритмику

5

Как  звучат  слова

3

1

2

Выявляет выразительные средства скороговорки,  передаёт характер слов в   пластическом интонировании

6

Весёлая  гимнастика  для  лица  и  тела

3

1

2

Передаёт  характер музыки в   пластическом интонировании, исполняет пантомиму,  исполняет пластические этюды

7

Вместе  весело  играть

3

1

2

Исполняет сюжетно-ролевые  игры, музыкально-ритмические упражнения, спонтанный танец, выполняет упражнения на развитие речевого аппарата.

8

Театральные  этюды

3

1

2

Моделирует художественно-творческий процесс

9

Выбор  пьесы

2

1

1

Слушает, запоминает,  выбирает пьесу, пробуется  на  роль

10

Работа  в  творческой  мастерской

6

6

Отрабатывает  роль, разучивает  песенки  к  сценкам, делает  куклы  и  декорации  к  спектаклю

11

Генеральная  репетиция

2

2

Помогает  учителю  оформлять  помещение  для  спектакля, исполняет  роль, анализирует  прогон  пьесы

12

Показ  спектакля

2

2

Участвует  в показе  спектакля,  делится  впечатлениями

13

Итоги  года. Систематизация  проделанной  работы. Оформление  портфолио

2

1

1

Контролирует  и оценивает свои  действия,  вносит  коррективы  в их  выполнение на  основе  оценки  и  учёта

ВСЕГО:

34

12

22

3-й год  обучения: «Волшебные краски чудесной страны»

Наименование разделов, блоков, тем

Всего  часов

Теория  

Практика

Характеристика деятельности  обучающихся

1

Вводное  занятие. Т.Б.  «Талант  -  это …»

1

1

Ставит  и  формулирует  проблему  самостоятельно,  создаёт  алгоритмы  деятельности  при  решении  проблем

2

Перелистывая  страницы. От  Древней  Греции до  наших  дней

2

1

1

Использует  знаково-символические  средства  для создания моделей изучаемых  объектов, придумывает театральную  маску

3

Мозаика  видов  и  жанров

4

2

2

Выявляет особенности  театральных  жанров, осуществляет  расширенный  поиск информации с  использованием ресурсов  библиотек  и  Интернета, накапливает музыкальный  опыт

4

«С  песенкой  по  лесенке».Элементы  музыкальной  грамоты

5

1

4

Разучивает мелодию с элементами шумового оркестра

Создаёт ритмическую партитуру, учится  управлять  голосом

5

Мир  музыки.  Музыкальный  театр

4

2

2

Слушает  музыку, Моделирует художественно-творческий процесс

6

Мир  музыки.  Музыкальный  кукольный  театр

4

1

3

Слушает  музыку, Моделирует художественно-творческий процесс

7

Выбор  пьесы

2

1

1

Слушает пьесу, характеризует содержание и выразительные средства слова,  выбирает пьесу, пробуется  на  роль, составляет исполнительский план каждого эпизода

8

Работа  в  творческой  мастерской

6

6

Отрабатывает  роль, разучивает  песенки  к  сценкам, делает  куклы  и  декорации  к  спектаклю

9

Генеральная  репетиция

2

2

Помогает  учителю  оформлять  помещение  для  спектакля, исполняет  роль, анализирует  прогон  пьесы

10

Показ  спектакля

2

2

Участвует  в показе  спектакля,  делится  впечатлениями

11

Итоги  года.  Систематизация  проделанной  работы Оформление портфолио

2

1

1

Контролирует  и оценивает свои  действия,  вносит  коррективы  в их  выполнение на  основе  оценки  и  учёта

ВСЕГО:

34

10

24

4-й год  обучения:  « Дом  для  чудесных  представлений»

Наименование разделов, блоков, тем

Всего  часов

Теория  

Практика

Характеристика деятельности  обучающихся

1

Вводное  занятие. Т.Б. Театральное  искусство  и  его  особенности

1

1

Ставит  и  формулирует  проблему  самостоятельно,  создаёт  алгоритмы  деятельности  при  решении  проблемы

2

Театр – искусство…, спектакль – результат…

1

1

Подбирает произведения к соответствующим картинам, исполняет сюжетно-ролевые  игры

3

Театр  драмы,  театр  кукол,  музыкальный  театр

2

1

1

Осуществляет  расширенный  поиск информации с  использованием ресурсов  библиотек  и  Интернета, обменивается  ею в  образовательном  процессе

4

Актёр  и  сценическое  действие

2

1

1

Моделирует художественно-творческий процесс,  оттачивает  сценическое  мастерство

5

Работа  с  текстами  произведений

1

1

Моделирует воплощение образа Слушать песню, определять основную идею.

.

6

Работа  над  спектаклем.  Знакомство  с  пьесой

2

1

1

Слушает пьесу, характеризует содержание и выразительные средства слова,  выбирает пьесу, пробуется  на  роль, составляет исполнительский план каждого эпизода

7

Этюды – импровизации  на  события  пьесы

2

2

Исполняет ,  импровизирует на события пьесы

8

Творческий  практикум.  Инсценировка  эпизодов  пьесы

3

3

Сравнивает  эпизоды пьесы, делает интонационно-образный анализ, исполняет  этюды

9

Сценическое  общение.  Сценическая  речь

3

1

2

В  ходе  работы в группе учитывает  позицию других  людей,  обосновывает  собственную  позицию, а также  координирует  в  ходе  сотрудничества разные  точки  зрения

10

Работа  в  творческой  мастерской

5

1

4

Отрабатывает  роль, разучивает  песенки  к  сценкам, делает  куклы  и  декорации  к  спектаклю

11

Прогонные  репетиции  картин,  актов,  всей  пьесы

6

1

5

В  ходе  работы в группе учитывает  позицию других  людей,  обосновывает  собственную  позицию, а также  координирует  в  ходе  сотрудничества разные  точки  зрения, оттачивает  исполнительское  мастерство

12

Генеральные  репетиции  всей  пьесы

2

2

Помогает  учителю  оформлять  помещение  для  спектакля, исполняет  роль, анализирует  прогон  пьесы

13

Показ  спектаклей

2

2

Участвует  в показе  спектакля,  делится  впечатлениями

14

Заключительные  занятия.  Подведение  итогов. Оформление  памятного  альбома. Видео  отчет  о  проделанной  работе. Оформление  портфолио

2

1

1

Готовит  презентацию о  работе  театра, оформляет  памятный  альбом

ВСЕГО:

34

8

26

2.3 СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

1-й  год  обучения «Кукольный театр» (34ч) 

Вводное  занятие. Разновидности  театров.  (1ч)

Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения. Знакомство  с  театром.  Путешествие  по  театрам  нашей  страны  и  знаменитым  театрам  мира.  Обмен  впечатлениями.

Из  истории  возникновения  театра (1ч)

Знакомство  с  историей  театра  «Петрушка» в  России.  Особенности  театра «Петрушка»  его организации. Поиграем  с  Петрушкой- входная  диагностика.

«Здравствуйте,  куклы!» (2ч)

Знакомство  с  кукольным  театром. Просмотр  кукольных  спектаклей.  Обсуждение,  релаксация  по  просмотру.   Обмен  впечатлениями.

Особенности  театральной  терминологии.  Понятие  «кукловод»(4ч)

Знакомство  с  театральной  лексикой, профессиями  людей ,которые  работают  в  театре. Понятие  о  пьесе,  персонажах,  действии,  сюжете пьесы.  Понятие  «кукловод».  Ознакомление  с  принципом  управления  движениями  куклы  (движение  головы, рук) .  Отработка   техники  движений  куклы  на  руке.

Устройство  ширмы  и  декораций (6ч)

Знакомство  с  понятием  «декорация».  Ознакомление  с  элементами  оформления(декорации,  цвет,  свет  звук, шумы)  спектакля  кукольного  театра.  Первичные  навыки  работы  с  ширмой.  Понятие  о  плоскостных,  полуплоскостных  и  объёмных  декорациях.  Изготовление  плоскостных  декораций ( деревья,  дома ит.д.).  Понятие   о  свойствах  материалов  для  изготовления  театрального  реквизита. Установка  ширмы  и  изготовление  элементов  декораций  к  сказкам  «Колобок»  и  «Теремок».

Особенности  изготовления  кукол (4ч)  

Знакомство  с  технологией  разработки  выкроек  кукол.

Выбор  материалов  для  различных частей куклы.  Порядок  изготовления  головы  куклы.  Изготовление  одежды  кукол. Понятие  о  технологии  изготовления  различных  кукол.  Изготовление   пальчиковых  кукол  для  сказки  «Курочка  Ряба»,  кукол  к  сказке  «Колобок»  и  «Теремок».

Речевая  гимнастика (4ч)

Понятие  о  речевой  гимнастике  и  особенностях  речи  различных  персонажей  кукольного  спектакля ( детей, взрослых  персонажей,  различных  зверей).  Голосовые  модуляции.  Понятие  об  артикуляции  и  выразительном  чтении  различных  текстов (  диалог,  монолог,  рассказ  о  природе, прямая  речь, речь  автора  за  кадром).  Работа  со  скороговорками  и  чистоговорками.  Природные  задатки  человека,  пути  их  развития.  Просмотр   кукольных  мультфильмов.  Отработка  сценической  речи.

Особенности  работы  кукловода  (4 ч)

Понятие  о  разнообразии  движений  различных  частей  кукол.  Отработка  навыков  движения  куклы  по  передней  створке  ширмы.  Особенности  психологической  подготовки  юного  артиста- кукловода.

Закрепление  навыков  жестикуляции  и  физических  действий.  Отработка  навыков  движения  куклы  в  глубине  ширмы.  Понятие  о  театральных  профессиях ( актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель).

Выбор  пьесы ( 2ч)

Выбор пьесы.  Чтение  сценария. Распределение  и  пробы  ролей.  Разучивание  ролей  с  применением  голосовых  модуляций.   Просмотр  диа- и  видеофильмов.  

Работа  в  творческой  мастерской (4ч)

Оформление  спектакля:  изготовление  аксессуаров,  подбор музыкального  оформления.  Соединение  словесного  действия (текст)  с  действием  персонажей.  Отработка  музыкальных  номеров,  репетиции. Понятие  об  актёрском  мастерстве  и  о  художественных  средствах  создания  театрального  образа.   Драматургия,  сюжет  роли.  Тренинг  по  взаимодействию  действующих  лиц  в  предлагаемых  обстоятельствах  на  сцене.

Генеральная  репетиция (2ч)

Подготовка  помещения  для  презентации  кукольного  спектакля. Состав  жюри.  Установка  ширмы  и  размещение  всех  исполнителей(актёров). Установка  оборудования  для  музыкального  и  светового  сопровождения  спектакля(имитация  различных  шумов  и  звуков).  Управление  светом,  сменой  декораций. Разбор  итогов  генеральной  репетиции.

Показ  спектакля (2ч)

Организация  и  проведение  спектакля;   показ  спектакля   родителям, учащимся  начальных  классов,  дошкольникам.   

2-й  год  обучения.  «Мастерская  тела  и  чувств» (34ч)

Вводное  занятие. Впечатления  о  лете (1ч)

Дать представление о занятиях в кружке. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения  на  занятиях .   Яркие, весёлые  воспоминания  о  лете.

«В  гостях  у  сказки»(2ч)

Через образы народных сказок углубить художественное восприятие. Просмотр диафильмов. Чтение, анализ сказок;  инсценирование  отдельных эпизодов. Упражнение на развитие выразительности движений подвижности речевого аппарата.

Азбука  театра (2ч)

Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Почему театр называется театром? Волшебный свет рампы. «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Звук  рожденный зрителями. Путешествие за кулисы. Экскурсия в Дом культуры поселка. Тематические беседы. Сюжетно-ролевые игры. Составление афиши. Игровой тренинг на развитие внимания, памяти, воображения

Элементы сценической  грамоты (3ч)

Техника речи. История Демосфера «Подайте мне… голос». представления о понятиях: дикция, артикуляция, декламация. Упражнение на дикцию, артикуляцию, дыхание. Выразительное чтение (поэзия), сюжетно-ролевые игры. Голосо-речевой тренинг.

Как  звучат  слова (3ч)

Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика). Задания для развития речевой интонационной выразительности .Игры-упражнения на развитие внимания, музыкального слуха, памяти. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Выразительное чтение. Игры со словами.

Весёлая  гимнастика для  лица  и  тела (3ч) 

Упражнения на развитие детской пластики Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы. Игры-упражнения: «Кошечка», «Улыбка». Музыкально-ритмические упражнения. Спонтанный танец. Элементы релаксации. Упражнения на развитие речевого аппарата.

Вместе  весело  играть(3ч) 

Коррекционно-развивающие игры. Игры-превращения, образные упражнения Ритмические упражнения, пальчиковый  игротренинг. Контактные, сюжетно-ролевые игры.

Театральные  этюды(3ч)

Театральные этюды, разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов. Сценический этюд. Элементы сценодвижения.  Игры-упражнения: «Позиции», «Зеркало» и др. Выполнение этюдов. Сюжетно-ролевые игры.

Выбор  пьесы (2ч)  

Выбор и работа над произведениями .Чтение  сценария. Распределение  и  пробы  ролей.  Разучивание  ролей  с  применением  голосовых  модуляций.   Просмотр  диа- и  видеофильмов. Релаксация.

Работа  в  творческой  мастерской(6ч)

Распределение ролей, изготовление кукол оформление ширмы для спектаклей Отработка чтения каждой роли( интонация)

Генеральная  репетиция (2ч)

Подготовка  помещения  для  презентации  кукольного  спектакля. Состав  жюри.  Установка  ширмы  и  размещение  всех  исполнителей(актёров). Установка  оборудования  для  музыкального  и  светового  сопровождения  спектакля(имитация  различных  шумов  и  звуков).  Управление  светом,  сменой  декораций. Разбор  итогов  генеральной  репетиции.

Показ  спектакля (2ч) Показ кукольных спектаклей, пьес.

Итоги  года . Систематизация  работы. Оформление  портфолио (2ч)

3-й  год  обучения.  Театральная  мастерская  «Волшебные краски чудесной страны»  (34ч)

Вводное  занятие. « Талант  -  это…»(1ч)

Познакомить с программой на год. Вспомнить правила поведения в учреждении; провести инструктаж по технике безопасности.  Импровизации  на  заданную  тему, хореографическая  импровизация, имитация  движений.

Перелистывая  страницы. От  Древней  Греции  до  наших  дней. (2ч) Представления  об истории  возникновения и развития театра. Как строится пьеса.  Представление о строении драматической пьесы, о происхождении масок и их роли. Маска и человек. Маскарад. Карнавал. Знакомство с разновидностями масок и способами их изготовления.

Мозаика  видов  и  жанров ( 4ч). 

Лекции-беседы. Народный театр. Мимы, жонглеры, шпильманы, скоморохи. Театр масок Но. Мистерия. Моралите. Фарс. Пастораль. Театр Шекспира. Феерия. Комическая опера. Водевиль. Мюзикл. Радиотеатр.

Расширение  общекультурного  кругозора учащихся.. Просмотр видео- и фотоматериалов. Поездка в театр.

 «С  песенкой  по  лесенке». Элементы  музыкальной  грамоты( 5ч)

Работа с песенным репертуаром. Упражнения на развитие певческого дыхания и голоса. Музыкальные игры. Голосо-речевой тренинг. Музыкально-ритмическое восприятие. Представления о понятиях: звук, мелодия, регистр, темп, ритм. Слушание и анализ музыкального материала. Участие в подготовке и проведении музыкально-литературной композиции.

Мир  музыки.  Музыкальный  театр. (4ч)..

До поднятия занавеса (увертюра). Музыкальная сказка. Симфонический оркестр. Музыка. Образ. Движение. Слушание музыки. Создание самостоятельных этюдов.

Мир  музыки.  Музыкальный  кукольный  театр (4ч)

Театр  кукол  Образцова. Куклы  поют , танцуют, играют  на  музыкальных  инструментах. Знакомство  с  куклами  театра  Образцова.

Выбор  пьесы (2ч)

Выбор пьесы.  Чтение  сценария. Распределение  и  пробы  ролей.  Разучивание  ролей  с  применением  голосовых  модуляций.   Просмотр  диа- и  видеофильмов.  

Работа  в  творческой  мастерской (6ч). Участие в постановке спектакля. Обсуждение и анализ выбранной постановки. Разучивание парий. Разработка эскизов декораций, костюмов. Репетиции отдельных сцен, сводные репетиции.

Генеральная  репетиция (2ч)

Подготовка  помещения  для  презентации  кукольного  спектакля. Состав  жюри.  Установка  ширмы  и  размещение  всех  исполнителей(актёров). Установка  оборудования  для  музыкального  и  светового  сопровождения  спектакля(имитация  различных  шумов  и  звуков).  Управление  светом,  сменой  декораций. Разбор  итогов  генеральной  репетиции.

Показ  спектакля (2ч)

Организация  и  проведение  спектакля;   показ  спектакля   родителям, учащимся  начальных  классов,  дошкольникам.   

Итоги  года. Оформление  портфолио (2ч)

4-й  год  обучения.  Театральная  мастерская  «Дом для чудесных представлений»(34ч)

Вводное  занятие. Театральное  искусство  и  его  особенности (1ч) Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях.

Театр  -  искусство…, спектакль  -  результат.. .( 1ч) Театр-искусство коллективное, спектакль- результат творческого труда многих людей различных профессий 

Театр  драмы,  театр  кукол,  музыкальный  театр.( 2ч)

Актёр  и  сценическое  действие ((2ч)

Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Целенаправленнось, логика и последовательность сценического действия. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях - в предлагаемых обстоятельствах. Игры и упражнения. Релаксация.

Сценическое  общение.  Сценическая  речь  (1ч)

Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Слово как средство общения. Сценическая речь как активный, волевой процесс.
Этюды и упражнения.

Работа  с  текстами  произведений (2ч)

Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. Работа с текстами произведений. Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений .Этюды и упражнения на  развитие  речевого  аппарата.

Работа  над  спектаклем. Знакомство  с  пьесой(2ч)

Знакомство с пьесой. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.

Этюды  -  импровизации  на  события  пьесы  (3ч)

Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов.
Этюды-импровизации на события пьесы.

Творческий  практикум.  Инсценировка  эпизодов  пьесы (3ч) «Красноречивое молчание» - игра-упражнение. Сочинение и выполнение этюдов.

«Верю – не верю»: игра-тренинг. Постановка  сценок.
Работа  в  творческой  мастерской (5ч)

Обсуждение и анализ выбранной постановки. Разучивание парий. Разработка эскизов декораций, костюмов. Разработка и интерпретация сцен из спектаклей. Работа над отдельными картинами и пьесой в целом, с включением всех компонентов спектакля. Уточнение линии действия каждого персонажа в свете главной мысли данной сцены и всей пьесы.

Прогонные  репетиции  картин,  актов,  всей  пьесы(6ч)

 Репетиции отдельных сцен, сводные репетиции. Репетиции частей пьесы и их обсуждение в коллективе. Изготовление  пригласительных  билетов, создание  афиши.

Генеральные  репетиции  всей  пьесы(2ч)

Генеральные репетиции всей пьесы и их обсуждение в коллективе. Подготовка  помещения  для  презентации  кукольного  спектакля. Состав  жюри.  Установка  ширмы  и  размещение  всех  исполнителей(актёров). Установка  оборудования  для  музыкального  и  светового  сопровождения  спектакля(имитация  различных  шумов  и  звуков).  Управление  светом,  сменой  декораций. Разбор  итогов  генеральной  репетиции.

Показ  спектакля (2ч)

Организация  и  проведение  спектакля;   показ  спектакля   родителям, учащимся  начальных  классов,  дошкольникам.   

Заключительные  занятия. Подведение  итогов(2ч)

Подготовка альбома или стендов с рисунками, сочинениями и т.п., отражающими работу кружка над пьесами и спектаклями.

                                               

2.4. Календарный учебный график

Количество учебных недель

34

Количество учебных дней

34

Даты начала и окончания учебного года

с 02.09.2024  по 31.05.2025 г.

Сроки промежуточной аттестации

Декабрь 2024г.

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

Май 2025.

                    3. Условия реализации программы.

3.1. Материально-техническое обеспечение

Аспекты

Характеристика

Материально-техническое обеспечение

- классная комната, актовый зал, бутафорская;

- разновидные куклы, ноутбук, интерактивная доска, аудиоколонки, ширмы(разноуровневые, разборные, статичные).

Информационное обеспечение

- https://smotrim.ru  Детские радиоспектакли «Гостелерадиофонда» России

- https://www.olesya-emelyanova.ru/ -Сценарии Олеси Емельяновой. 

- аудиосборник «Музыкальные картинки» (Классическая музыка для детей)-«МОСТ-В», Москва,2001

- аудиосборник «Детские песни»-Детское издательство «Елена»Москва 2009

Кадровое обеспечение

Руководитель кружка-Кузьмина Ирина Яковлевна

3.2. Методические материалы

Методы образовательной деятельности

В период обучения применяются такие методы обучения и воспитания, которые позволят установить взаимосвязь деятельности педагога и обучающегося, направленную на решение образовательно-воспитательных задач.

По уровню активности используются методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • эвристический метод;
  • метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до обучающихся сложный материал;
  • метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях;
  • исследовательский метод обучения, дающий обучающимся возможность проявить себя, показать свои возможности, добиться определенных результатов.
  • проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень обучения;
  • закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
  • диалоговый и дискуссионный.

Формы организации образовательной деятельности:

  • Индивидуальная
  • Индивидуально-групповая
  • Групповая
  • Практическое занятие
  • Беседа
  • Игра
  • Презентация
  • Мастер-класс
  • Спектакль
  • Мини-фестиваль  

Педагогические технологии:

  • Технология группового обучения
  • Технология коллективного взаимодействия
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Технология исследовательской деятельности
  • Проектная технология
  • Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:

  1. Перчаточные куклы.
  2. Комплекты настольных театров.
  3. Перчаточные куклы
  4. Планшетные куклы.
  5. Атрибуты для игр.
  6. Элементы костюмов, маски для игр-драматизаций.
  7. Ширмы.
  8. Фонотека детских песен, стихов, сказок.
  9.  Методическая литература.
  10.  Компьютер, подключенный к интернету.
  11.  Мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
  12.  Сценарии спектаклей, этюдов, сценок.

                                  2.6. Список литературы

  1. Бабин, Ю. Практическая работа с куклой в детском коллективе [Текст] / Ю. Бабин //  Я вхожу в мир искусств.  2001. – №6. – С. 59 – 69.
  2. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование — М.: Просвещение, 2010. — 111 с. — (Стандарты второго поколения).
  3. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003
  4. Кузнецова, Т. Театр кукол: Программа обучения детей  [Текст] / Т. Кузнецова //  Я вхожу в мир искусств. -  1999. -  №9. - С. 85 - 96.
  5. Речь. Речь, Речь: Книга для учителя / под. ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990. – 336 с.
  6. Рымалов Э.Л. Бумажный кукольный театр. М.: Мнемозина, 1995.
  7. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000
  8. Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001
  9. Театр, где играют дети [Текст]: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А.Б.Никитиной. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрального кружка "Капельки солнца"

Мои дети с удовольствием посещали театральный кружок «Капельки солнца», который я вела по разработанной мною программе. В этом маленьком школьном театре, дети сочиняли и импровизировали роли. Сами изг...

интегрированная программа театральной студии "Мини-театр"

Цель программы: развитие личности ребёнка путём интеграции содержания предмета "Литературное чтение " с содержанием занятий театральной студии.Задачи программы:-формирование духовно-ценностных ориента...

Программа Театрального Кружка "Мир фантазий"

Данная программа расчитана для детей 7 -11 лет. Я уже успешно иду по этой программе с детьми 1 класса. Дети очень заинтересованы театральными постановками, благодаря данной программе на всех без исклю...

Проект Программа театрального кружка

Внеурочная деятельность...

Программа театрально-фольклорного кружка "Ладушки" (1-ый год)

Отработав в школе 25 лет, я и не предполагала, что класс, который я набрала в 2010 году, поможет мне воплотить в жизнь давнюю мечту: организация школьного театра. 2010 год. Вновь беру первоклашек! Кто...

Дополнительная образовательная программа театрального кружка «Теремок» для учащихся 1 класса

Программа театрального кружка "Теремок" содержит пояснительную записку, учебно-тематический план 1, 2, 3 года обучения, краткое содержание тем курса, методическое обеспечение дополнительной образовате...

образовательная программа театрального творчества

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чародеи" (3 года обучения)...