Всероссийский урок "Семья"
план-конспект урока (4 класс)

Бабанова Юлия Юрьевна

Интеллектуально-развлекательная игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx636.43 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс лучших практик родительского просвещения

Номинация «Лучшая методическая разработка уроков, посвящённых семье и традиционным семейным ценностям»

Методическая разработка образовательного события

для 1-4 классов на тему:

«Моя семья- моя опора»

Бабанова Юлия Юрьевна,

учитель начальных классов

МКОУ Зыковская ООШ Новосибирской области

2024

Форма проведения: Урок- путешествие

Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в группе; пропаганда  традиционных  семейных  ценностей;  формировать у учащихся культуру взаимоотношений родителей и детей.

Задачи:

-  образовательная: расширить  знания  детей  о  семье,  о  нравственном  отношении  к  семейным  традициям,  о  ближнем  окружении,  формировать умение разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях;

-  развивающая:  развивать  творческие  способности  детей,  познавательную активность,  навык работы в группе.  

-  воспитательная: воспитывать  уважительное  отношение  к  семье  и семейным ценностям и традициям.

Планируемые результаты:

Личностные:осознание себя как части семьи, общества; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие самостоятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные: развивать умение работать в группе, умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры учащихся;

выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Средства обучения: 

Технические:

Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.  

Дидактический материал: Мэджик-бокс с заданиями

  Форма работы участников: групповая (командная)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент

Приветствие учащихся.

Формирование групп.

Приветствие учителя.

Организация и настрой на учебную деятельность.

2. Мотивация

Создает эмоциональный настрой.

Формулирует задание.

3. Игра по этапам

Получают волшебные коробочки

Получают волшебные коробочки

1 этап.  «Семейная азбука»

Командам необходимо придумать прилагательные, характеризующие семью, начинающиеся с букв слов «СЕМЬЯ», "ЛЮБОВЬ"..

Команды  придумывают прилагательные, характеризующие семью, начинающиеся с букв слов «СЕМЬЯ», "ЛЮБОВЬ".

2 этап. –«Моя семья- моя опора »

Составить в единое целое

разрезанные на две части пословицы о доме и семье и объяснить их смысл

Составляют, объясняют смысл

3 этап.  «Тайна в ребусах»

Разгадывают ребусы

Разгадывают ребусы

4 этап. «Семейные ценности»

Команды прикрепляют необходимые семейные ценности на дерево

Команды прикрепляют необходимые семейные ценности на дерево

5 этап.  «Семья в сказке»

Соединяют стрелочками сказку с родственниками

Выполняют данное задание

4. Рефлексия. Подведение итогов игры.

Объявляет итоговые баллы и команду-победителя. Проводит награждение.

Оценивают свою деятельность.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

1.Мотивационный этап.

Здравствуйте ребята! Садитесь!

-Давайте создадим хорошее настроение. Найдите, молча, глаза соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.

2.Актуализация опорных знаний с выходом на проблемный вопрос

Дорогие ребята, сегодня наш урок будет посвящен?

…А чему? Надеюсь, вы мне скажете, когда посмотрите на экран!

Просмотр фрагмента из мультфильма «Моя семья!

О чем  фрагмент мультфильма?

3..Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Сообщение темы урока, повторение правил работы в группе

Правильно, ребята.! Сегодня наш разговор о семье., о ее значении в жизни каждого человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями, семейных традициях.

- Ребята, знаете ли вы когда отмечается День семьи?  

Совсем скоро 15 мая во всем мире отмечают праздник

Международный день семьи. Семья – это очаг, где горит тёплый огонь надежды, любви и верности. И чтобы у каждого из нас было место, где нам помогут и отогреют, мы должны поддерживать семейный очаг. Каждый должен стараться делать свою семью счастливой, ведь дружная и крепкая семья – это наше величайшее богатство!

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций? Семья и семейные ценности  всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Без семьи ни один человек не чувствует себя в полной мере счастливым.

Ребята, скажите, а что такое семья? Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем»

Молодцы ребята!

Урок будет необычным, а в форме игры - путешествия.

Для начала разделимся на 2 команды. Каждая команда придумает себе названием и выберет капитана.

Давайте вспомним работу в группе! 

- Каждая команда будет выполнять задания и получать за это жетон. Удачи! После каждого задания, по очереди будет читать интересные факты, связанные с семьёй.

На столах стоят 2 коробочки!(мэджик-бокс»)

Откройте, посмотрите.

Игра будет состоять из 5ти заданий.

1-«Семейная азбука», 2 этап –«Моя семья- моя опора », 3-«Тайна в ребусах»,4 этап –«Семейные ценности», 5- «Семья в сказке»(для капитанов)

Начинаем!

IV. Интеллектуально- познавательная игра

 «Разминка»

Я задам вам загадки, чья команда их отгадает больше, получит больше жетонов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше».

1.Сын моей матери (брат)

2.Мой родитель (отец)

3.Девочка которая имеет родителей как у меня (сестра)

4.Та что дала нам жизнь (мать)

5.Сестра мамы или папы (тётя)

6.Сын моего ребёнка (внук)

7.Сын моей сестры или брата ( племянник)

8.Мать мужа (свекровь)

Интересные факты

1 этап -«Семейная азбука»

Сейчас мы узнаем, какими же бывают семьи. Командам необходимо придумать прилагательные, характеризующие семью, начинающиеся с букв слов «СЕМЬЯ», "ЛЮБОВЬ".

Интересные факты

2 этап –«Моя семья- моя опора »

Составить в единое целое

разрезанные на две части половицы и поговорки о доме и семье и объяснить их смысл

Интересные факты

3-«Тайна в ребусах»

Ваша задача отгадать, какое слово спрятано в ребусах

Интересные факты

Физминутка

4 этап –«Семейные ценности»

Перед вами необычное дерево!Его нужно заселить семейными ценностями

Интересные факты

5- «Семья в сказке»(Для капитанов)

Соедини стрелками пары на скорость

VII. Рефлексия и подведение итогов.

Ну вот, ребята наше путешествие подошло к концу. Работала ли ваша команда сообща и дружно? Узнали ли вы что-то полезное для себя? Пригодится ли полученная информация в жизненных ситуациях?

Понравился ли вам урок  в такой форме?

С чего начинается создание семьи?

Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на родственных отношениях. Я думаю, у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

- Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (Ответы учащихся)

В какой-то степени можно. Каждый из вас является её частичкой. Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием. И тогда наш класс станет дружной семьёй, и как в хорошей семье, в нем будут царить любовь и взаимопонимание.

В заключении нашего урока проведем небольшое задание. У вас на столах, у каждого есть ромашки. Охарактеризуйте свою семью.
- Символом семьи считается цветок ромашка. Пусть оно принесет Вам счастье.

Подведение итогов. Прошу подсчитать каждой команде жетоны

Закончить наш урок , хочу  высказыванием известной британской  писательницы Дианы Сеттерфилд Семья ― это не клубок ниток, а целая паутина, состоящая из узоров и разных цветов, узлов и петель.

Спасибо за урок!

1-«Семейная азбука»,

2 этап –«Моя семья- моя опора »,

3-«Тайна в ребусах»,

4 этап –«Семейные ценности»,

5- «Семья в сказке»(для капитанов)

Раздаточный материал №1

С

Л

Е

Ю

М

Б

Ь

О

Я

В

Ь

С

Л

Е

Ю

М

Б

Ь

О

Я

В

Ь

Раздаточный материал №2

В гостях хорошо, а дома лучше.

Мой дом- моя крепость.

Не нужен клад, коли в семье лад.

Каково на дому- таково и самому.

Дома и стены помогают.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

При солнце тепло, а при матери добро.

Каковы родители, таковы и детки.

Раздаточный материал №3

C:\Users\Лена\Desktop\dedushka_0.jpgC:\Users\Лена\Desktop\002.png

C:\Users\Лена\Desktop\hello_html_3c99503a.png

C:\Users\Лена\Desktop\d89142b3bf2079c77f17cca645a21b9d.jpg

C:\Users\Лена\Desktop\rebus_751x338-1.jpg

C:\Users\Лена\Desktop\hello_html_m2c85a2a7.png


Раздаточный материал №4

https://wecoloringpage.com/wp-content/uploads/2017/09/Empty-Apple-Tree-Coloring-Page.jpg

Уважение

 забота о каждом члене семьи

 семейное проведение праздников

финансовая обеспеченность

Здоровье

 Любовь

 взаимопонимание

общие цели

семейные традиции комфортабельное жилье

общее хобби

 образование

 связь поколений

 совместное проведение выходных праздничных дней дети

занятия спортом высокооплачиваемая работа достоинство

 творчество

физическая сила

наличие общих друзей

честь

совместные путешествия красота

 совместный труд

знания

преданность

счастье

развлечения

 верность

Раздаточный материал №5

Соедини стрелками пары.

Родственник

     

Сказки

Ответственность старшего за младшего.

Теремок. Зимовье зверей.

Отношения братьев.

Снегурочка. Маша и медведь

Уважение к родителям

Гуси-лебеди. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Гостеприимство.

Шемякин суд.  Чудесная рубашка.

.


Раздаточный материал

Интересные факты

В Японии, чтобы представить младенца миру, семьи выходят с ним на прогулку в первые несколько дней его жизни. Такая традиция носит название “Хатидати”.

Традиция “Коломбиядос” зародилась в Испании и Латинской Америке, она заключается в том, что перед Новым годом члены семьи складывают в одну чашку монеты и желают удачи и процветания в наступающем году.

Интересные факты

Перед свадьбой в Кении принято устраивать танцы и песни, чтобы рассеять злые духи. Эта традиция называется “Шавели”.

В Индии существует традиция преподнесения “Ракхи” - браслетов - сестрами своим братьям на фестивале Raksha Bandhan, что символизирует защиту идей и семейного единства.

Интересные факты

В Швеции на дне Святого Люция самый молодой ребенок семьи одевается в белое и носит свечу, принимая участие в праздничной процессии по дому.

В Мексике есть традиция “Посады”, где семьи собираются, чтобы установить треножник и украсить его игрушками во время Рождества.

Интересные факты

“Фасхен” - немецкая традиция, согласно которой семья собирается вместе на праздник, чтобы приготовить традиционные блюда и провести время в кругу близких.

В Бразилии и других странах Латинской Америки мальчики перебираются в другие семьи в течение нескольких недель или месяцев в качестве “мальчика-большого” (el Día del Niño), чтобы укрепить узы между семьями.

Интересные факты

В Нидерландах традиция “Синтерклас” предполагает, что Святой Николай приносит дары детям в тайне на корабле и раздает их на празднике 5 декабря.

На Ямайке проводятся семейные вечера, когда все члены семьи собираются вместе, чтобы насладиться местной музыкой, танцами и вкусной едой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")

Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....

А.В.Мясникова Классный час Всероссийская Перепись населения

Материал содержит разрабоку классного часа, посвященного Всероссийской переписи населения, и сопровождающую его презентацию....

Всероссийский урок чистой воды

Урок окружающего мира в 1 классе. Дети знакомятся со свойствами воды, сравнивают соленую и пресную воду. Знакомятся с изображением рек на карте....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014

Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в  начале олимпиады самими у...

Работа с учащимися с повышенной мотивацией к обучению. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по окружающему миру в 4 классе начальной школы - 2016

Материал включает задания по окружающему миру за полный курс начальной школы. Готовые бланки заполняются самими учащимися в самом начале олимпиады....

Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников - 2015-2016 уч.г.) -олимпиадные задания по математике в 4 классе

В олимпиадные задания входит изученный материал по всей начальной школе в усложнённом виде. готовые бланки заполняются самими учащимися в начале олимпиады....