Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Дмитриева Елизавета Руслановна

Материал подробно расскажет о том, почему важно применять моменты воспитания на уроках, а также расскажет о вариантах того, как это можно сделать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект

Дмитриева Елизавета Руслановна, ГБПОУ ВО «ГПК», учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 им. Н.Д. Рязанцева

Каждый из нас – личность. В становлении личности любого члена общества школа играет ведущую роль. Школьник занят обучением и воспитанием в течение 9-11 лет в среднем 60-70 % всего своего активного времени суток.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Воспитывающим потенциалом должен обладать каждый предмет, в связи с чем любой урок должен стать не просто формой организации учебного процесса, но и обладать определённым воспитательным компонентом.

Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся и оказывается главным средством формирования характера, привычек, поведения каждого ученика. Учебный материал оказывает большое влияние на направленность формирования сознания ученика. Таким образом, учителю важно выбирать материал для решения задач обучения, развития и воспитания. Содержание многих учебников даёт учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. Тексты в книгах подобраны авторами с учётом их доступности для детей данного возраста.

Воспитание на уроке – это примеры «хорошего» и «плохого», которые должны усвоить ученики из содержания какого-то предмета. Уроки чтения, окружающего мира, русского языка в начальной школе представляют, конечно, большие возможности для воспитания. Но и на уроках изобразительного искусства, физической культуры, технологии (труда) ученик воспитывается в области сохранения и укрепления здоровья, трудолюбия, добросовестности, эстетического вкуса, аккуратности. При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приёмов, которые использует учитель. Воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: стиля образовательного общения, дидактической структуры урока, методических приёмов.

Воспитывающий успех урока зависит и от эмоционального уровня общения. Эмоциональный уровень урока – это методика разнообразных воздействий на чувства детей. Пользуясь на уроке методом рассказа и беседы, нужно создавать атмосферу задушевного разговора с детьми, во время которого даются разнообразные задания. Воспитание всегда идет не только через знания, но более всего через чувства.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности и гуманизма. Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении подбирать материал для урока, определять его образовательные и воспитательные возможности.

Содержание учебного предмета на уроке — мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.

Реализация воспитательного потенциала содержания учебных программ достигается при условии:

  • решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;
  • целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;
  • использования современных образовательных технологий;
  • организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся.

Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока.

Конечно, на одном уроке у детей не получится воспитать честность или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их просто необходимо. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе, ко всему окружающему миру. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция.

Из всех стилей педагогического общения: авторитарного, попустительского, демократического, на своих уроках я придерживаюсь стиля педагогической поддержки. Коротко охарактеризовать этот стиль можно так: учитель уважает ученика, понимает его, принимает таким, каков он есть, помогает ему. Достижения ребенка сравниваются не с успехами других учеников, а со своими собственными. При этом учащийся познает радость своего собственного успеха.

Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке терпимости, он учится понимать и принимать других. Если его подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если он растёт в честности, он учится быть справедливым. Если он растёт в безопасности, он верит в людей.

А для всего этого учитель не должен быть безразличен к своим ученикам, тогда это неравнодушие даст богатейшие плоды – честных, добрых, порядочных, отзывчивых людей.

Воспитательный эффект на любом уроке в начальной школе возможен, если использовать подходящую литературу, рассказывать о личном опыте и спрашивать об этом учеников, добавлять в содержание урока такие задания, которые будут наполнены нравственным смыслом. Также для воспитания полезны различные формы работы на уроке, потому что дети могут оказать помощь и поддержку своим одноклассникам, воспитывая в себе лучшие качества.

Таким образом содержание урока, ориентированное только на знание, для учащихся нейтрально. Поэтому реализация потенциала урока, направленного на воспитание и социализацию учащихся, развитие личности и умений учиться сделает урок результативным и современным, а главное – полезным со всех сторон.

Список литературы

  1. Барышникова, Р. Ф. Реализация воспитательного компонента на уроках в начальной школе / Р. Ф. Барышникова. – Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – Москва, 2017. – URL: (дата обращения: ).
  2. Кичигина, Г. Г. Воспитательные возможности урока / Г. Г. Кичигина. – Текст : электронный // Мультиурок : [сайт]. – Смоленск, 2015. – URL: (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный потенциал урока в начальной школе.

Использование активных методов обучения на уроках....

Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект.

Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано...

"Воспитательный потенциал урока в начальной школе"

Актуальность воспитания на уроке. Условия реализации воспитательного патенциала урока начальной школы. Воспитательные возможности урока математики, литературного чтения, русского языка и окружающего м...

Воспитательный потенциал урока в начальной школе

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться ...

Доклад "Реализация воспитательного потенциала на уроках в начальной школе"

 Процесс воспитания в начальной школе осуществляется на всех учебных предметах.  Воспитывающий аспект урока должен быть направлен на формирование правильного отношения к общечеловечес...

Выступление на педсовете "Воспитательные цели урока в начальной школе"

Выступление на заседании педагогического совета школы " Воспитательные цели урока. Как их сформулировать?"...

Текст выступления по теме: "Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект"

Текст выступления по теме: "Как получить от любого урока в начальной школе воспитательный эффект"...