Доклад "Реализация воспитательного потенциала на уроках в начальной школе"
статья
Процесс воспитания в начальной школе осуществляется на всех учебных предметах. Воспитывающий аспект урока должен быть направлен на формирование правильного отношения к общечеловеческим ценностям и зависит от различных факторов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация воспитательного потенциала
на уроках в начальной школе
Процесс воспитания в начальной школе осуществляется на всех учебных предметах. Воспитывающий аспект урока должен быть направлен на формирование правильного отношения к общечеловеческим ценностям и
зависит от различных факторов. Я бы хотела остановиться на следующих:
-содержание учебников;
-методы и приёмы обучения;
-стиль педагогического общения.
Содержание учебников дает учителю богатый материал для проведения воспитательной работы на уроке. В учебниках по программе «Школа России» тексты подобраны авторами с учетом их доступности для детей младшего школьного возраста.
Можно сказать, что воспитательные возможности учебников математики помогают расширять кругозор учащихся, поднимать их общий культурный уровень, например, через содержание текстовых математических задач.
В учебнике есть задача. Токарь может обточить за смену 60 заготовок, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько заготовок они сделают вдвоём за смену?
Можно задать вопрос учащимся:
-Кто такой токарь? (Рабочий, который занимается обработкой заготовок по дереву или металлу)
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем токарь?
Подвести к выводу.
Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Таким образом, можно воспитывать в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, доводить дело до конца, ответственность.
Учебники литературного чтения являются, прежде всего, источником нравственного воспитания. Например, рассказы Носова, Драгунского.
Чтобы на уроке младшие школьники учились оценивать поступки героев произведений, в учебный процесс включаю чаще :
1. Уточняющие вопросы начинаются со слов: « То есть ты говоришь, что…?», « Если я правильно поняла, то …».
2. Объясняющие вопросы обычно начинаются со слова « Почему?». Они направлены на установление причинно-следственных связей.
3. Творческие вопросы. Как правило, в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы предположения, прогноза: «Что бы изменилось…, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».
4. Оценочные вопросы: « Почему что-то хорошо, а что-то плохо?» «Чем один герой отличается от другого по твоему мнению?»
5. Практические вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «А как бы ты поступил на месте данного литературного персонажа, если бы ты жил в то время, когда происходило действие, и в наше время».
Сказки и былины формируют у маленьких читателей чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.
В стихотворениях о природе больше внимания уделяется экологическому и эстетическому воспитанию детей.
Одна из важнейших задач уроков русского языка воспитание любви к родному языку, к природе, Родине.
Тексты в учебнике позволяют учителю развивать чувство патриотизма, уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа – русскому языку, уважение к культурному наследию России, любовь к родной природе, (бережное отношение к духовным, природным и культурным ценностям. Отрывки поэтических произведений позволяют насладиться красотой, богатством слов русского языка и гордиться тем, что эти строки созданы поэтами и писателями, жившими и живущими на Русской земле, в России.
На уроках русского языка и литературного чтения проводится работа с устаревшей лексикой.
В учебнике по русскому языку для 3 класса предлагается такое упражнение. Прочитать слова, попробовать дать им значение. Уже после предположений ребят дается информация, что это устаревшие слова, которые исчезли из нашей жизни или заменены. На уроках литературного чтения такая лексика представлена в сносках или словарике учебника. Такая работа необходима. Мы показываем как меняется наш язык, воспитывается интерес к родному языку.
Большим воспитательным потенциалом обладают уроки окружающего мира. Тексты учебника дают представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное отношение к нему.
Также формируются гражданские и нравственные качества личности; представления о ценности семьи и семейной жизни; воспитание уважения к старшему поколению своей семьи, родителям, бабушкам и дедушкам.
В этом помогает проектная деятельность. В учебниках по окружающему миру представлена рубрика «Наши проекты». Например, в 3 классе один из проектов «Разнообразие природы родного края». Ребята изучали растительный и животный мир Челябинской области. Это способствовало воспитанию любви к родному краю, бережному отношению к природе родного края.
Воспитательный эффект зависит и от методов и приемов, которые использует учитель на уроке. Методические приемы должны быть многообразны. Дидактические игры, например, позволяют организовать повторение, закрепление учебного материала в интересной форме. Я использую игры-упражнения, например, кроссворды, ребусы, викторины, соревнования.
Каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенных качеств обучающихся. На уроке часто использую парную, групповую работу. При использовании групповой работы каждая группа получает свое задание, при этом я создаю условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно. Это способствует сплочению коллектива учащихся, т.к. они объединены общей задачей. Ребята работают все вместе, выслушивают мнение каждого, формируется самооценка и взаимооценка.
И несколько слов о стиле педагогического общения.
На своих уроках я придерживаюсь стиля педагогической поддержки. Когда учитель понимает ученика, принимает таким, каков он есть, помогает ему. Достижения ребенка сравниваются со своими собственными. При этом учащийся познает радость своего собственного успеха.
Выступление хочу закончить словами Л. Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитывать ученика-люби свою науку, и ты воспитаешь их, но ежели ты сам не любишь ее, сколько ты ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Воспитывающий аспект урока зависит от: -содержания учебников; -методов и приемов обучения; -стиля педагогического общения.
Токарь может обточить за смену 60 заготовок, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько заготовок они сделают вдвоём за смену? Математика
Литературное чтение
Знакомство с устаревшей лексикой на уроках русского языка и чтения
Проектная деятельность на уроках окружающего мира
Стиль педагогического общения – это сложившаяся система способов и приемов, которые педагог использует при взаимодействии с обучающимися, их родителями и другими педагогами.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе
статья участника 32 Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения", Новосибирск, 15июля 2013г....
«Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО» Занятие по общекультурному направлению в 1 классе "Правила вежливости"
Тема: Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.Цель: Дать представление о вежливом общении, формировать привычк...
Воспитательный потенциал урока в начальной школе.
Использование активных методов обучения на уроках....
"Воспитательный потенциал урока в начальной школе"
Актуальность воспитания на уроке. Условия реализации воспитательного патенциала урока начальной школы. Воспитательные возможности урока математики, литературного чтения, русского языка и окружающего м...
Воспитательный потенциал урока в начальной школе
Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться ...
«Реализация воспитательного потенциала уроков в начальной школе»
Требования к личностным результатам освоения обучающимися образовательных программ начального общего образования установлены в нормативных документах.На основании этих требований представлены це...
Воспитательный потенциал урока в начальной школе ( из опыта работы )
Выступление на пед. совете...