Публичное представление опыта работы учителя начальных классов
статья на тему

Маврушкина Елена Николаевна

Описание опыта работы за 5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx444.12 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА ПНП «ОБРАЗОВАНИЕ»

1.Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

D:\photo341.jpg

Маврушкина Елена Николаевна

431430,  

Республика Мордовия, г. Инсар,

ул. Советская, 22, МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Учитель начальных классов.

30лет

2. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного

педагогического опыта (ИПО)

«Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников»

2. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих  умение учиться.  Для осуществления этого требуется умело организовывать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательную активность улучшающую усвоение материала и развивающую в них внимательность.

Противоречие между увеличивающимся объемом информации и старыми способами её обработки и усвоения.

Необходимость включения новых средств обучения для формирования предметных компетенций.

Отсутствие достаточных знаний об особенностях проявления детской одаренности, видовом ее разнообразии.

3. Идея изменений

(в чем сущность ИО: в использовании образовательных,  коммуникационно - информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 

Сущность опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании активных методов и приемов организации учебной и внеурочной деятельности   школьников.

Ведущая  педагогическая идея опыта заключается в  создании на уроках и во внеурочное  время условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой познавательной  деятельности. Эти условия должны приносить  радость преодоления, радость открытия,  достижения поставленной цели. Широкое внедрение в учебный процесс развивающих заданий позволяют учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и развитии их способностей.

Использование ИКТ для систематизации знаний и умений. Использование методики развивающего, проблемного обучения. Работа по обучению одарённых детей.

4. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Организация поисково-исследовательской деятельности на уроке и во внеурочной деятельности при открытии нового знания с использованием базовых межпредметных моделей деятельности.

Использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавательного  и интеллектуального развития детей, их личностной самооценки, самоуважения и чувства собственного достоинства. 

Преимущество данного опыта состоит в переходе от установки «формирование» к установке «саморазвитие», создание у учеников положительной мотивации к самостоятельной деятельности.

Научная новизна опыта заключается в практической реализации прогрессивных методов и приемов обучения младших школьников математике, обеспечивающих  эффективное развитие творческих способностей, мыслительных процессов, математических знаний, умений и навыков, что подтверждается положительными результатами мониторинга административных, проверочных диагностических работ учащихся;  участием детей  в олимпиадах муниципального уровня.

Реализация в начальной школе системы внеурочной деятельности (курс «Я-исследователь», «Хочу всё знать»).

5.Условия реализации изменений

(включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Накопленный арсенал форм, приемов и методов для развития интеллектуальных, познавательных способностей учащихся.

Наличие материальных и программно-методических ресурсов (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-камера).

Разработка рабочих программ, вариантов тематического и поурочного планирования  для урочной и внеурочной деятельности.

Создание благоприятных условий для разностороннего развития каждого ребёнка.

6. Результат изменений

       У детей повышается  интерес к предметам, развиваются  навыки самостоятельной работы, творческие способности, формируется  общественное мнение.

Положительная динамика развития детей, в сравнении с предыдущим выпусками и параллельными классами.

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

III. Описание инновационного опыта учителя

Замечательный педагог Ш.А. Амонашвили говорил: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований, наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения.

До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.

В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих познавательных способностей в раннем возрасте.

Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, была выбрана тема работы «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников».

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности.

        Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих познавательных  способностей учащихся.

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности,

На учебных занятиях, кроме традиционных уроков, активно  использую также другие формы, обеспечивающие деятельностный подход и повышение практической направленности обучения. Использую различные формы организации учебной деятельности: урок-путешесьвие, урок-экскурсия, урок-диспут, урок-игра; использую ресурсы дистанционных образовательных технологий.

 Навыки  поисково-исследовательской деятельности формирую через использование проблемных, развивающих и творческих заданий. Предлагаю кроссворды, ребусы, викторины.  Такие задания способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. В качестве творческих заданий учащиеся разрабатывают учебные проекты по решению различных задач.

При организации научно-исследовательской деятельности ставлю перед собой следующие задачи:

1) развивать у учащихся систему научных знаний и обеспечивать освоение ими способов человеческой деятельности;

2) оказывать помощь учащимся в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

3) помогать ребёнку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей.

Опыт работы адресован творчески работающим учителям, заинтересованным в решении проблемы развития творческих способностей учащихся.

V.Информационные характеристики опыта.

Характеристики инновационного опыта**

Обучение.***

Воспитание.***

Дополнительное

образование.***

1 Ценности и ценностные ориентации

 Система установок, убеждений предпочтений, выраженная в стремлении личности к самосовершенствованию

 Формирование познавательного и нравственного отношения к материальным и духовным ценностям

2. Цели и задачи.

 передача не столько знаний, сколько способности их приобретать, предельно полное достижение развития и совершенствования тех способностей обучаемого, которые необходимы самой личности и обществу

 формирование и развитие когнитивных структур, культуры творчества личности 

3.Управление образованием (как для О У, так и для учителей и классных руководителей).

 

4.Содержание образования.

Уроки, с:

а) опорой на фундаментальные научные понятия;

 б) введение теоретических положений и фактов, позволяющих многосторонне рассматривать изучаемый объект

  Внеурочная работа, с опорой на материал, содержащий наибольшее число внутридисциплинарных и междисциплинарных связей

Внеклассные мероприятия, кружков, факультативные занятия, с применением ИКТ

5.Технологии, в том числе ИКТ.

 технологии АСО и КСО, с применением элементов технологий ОК, ИКТ, ПМ, исследовательского и проектного обучения

 технологии АСО и КСО,  ИКТ, исследовательского и проектного обучения

6.Средства.

 УМК «Школа России» мультимедиаматериалы и авторские разработки уроков.

 научно-популярная литература, мультимедиаматериалы, информация сети Интернет

 

7. Методы.

алгоритмизированное, проблемное, деятельностное, поисковое и исследовательское обучение

проблемно-поисковое, проблемно-деятельностное, исследовательское обучение

проблемно-поисковое, проблемно-деятельностное, исследовательское обучение

8. Организационные формы.

  Вводная беседа к практической работе, уроки решения задач, действие с учебными моделями.

 внеклассная самостоятельная работа, внеклассная проектно-исследовательская работа

практикумы  


9.Образовательная среда.

 а) создание условий, способствующих организации развивающей среды;

б) перенос акцента в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность ученика в область формирования «обучающей среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие

 а) создание социокультурного пространства, помогающего человеку жить в современном мире;

б) создание множества ситуаций, в которых происходит социализация ребенка – социокультурная и образовательная

в) создание условий способствующих формированию потребности у человека к нахождению своего места в изменяющемся социуме

г) создание условий для развития компетентностей школьников

10. Информационно- методическая среда.

Научно-методическая литература, журнал

«Начальная  школа», опора на передовой педагогический опыт, использование инноваций в образовательном пространстве и др.

Научно-методическая литература, использование образовательных программ, включающих идеи гуманизации и  демократизации, нормативно-правовая документация и др.

 

11. Информационные ресурсы.

 а) применение информационных технологий: ПК, аудио, видео, ЦОР

б) применение информационных ресурсов сети Интернет

 а) применение информационных технологий: ПК, видео, аудио, ЦОР

б) применение информационных ресурсов сети Интернет

12.Организационные ресурсы.

 Уроки, с

а) опорой на проблемно-деятельностный подход к обучению

б) применением различных форм обучения: практических занятий, решение задач, действие с учебными моделями

 Внеурочная деятельность а) подготовка докладов, сообщений, помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи

б) работа над исследовательскими проектами;

в) совместная с учителями подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях

13. Мотивационные ресурсы.

 развитие и становление личности

социализация и воспитание личности

Подготовка к осознанному формированию личности.

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях ОУ).

15.Научно – методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей.)

 информационные ресурсы сети Интернет, предметные журналы, методические пособия, курсовая подготовка

 информационные ресурсы сети Интернет, предметные журналы, методические пособия, курсовая подготовка

16.Материально – технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей.)

 педагогическая  литература, УМК, контрольно измерительные  материалы, технические средства обучения, средства ИКТ

 педагогическая  литература, УМК, КИМ, технические средства обучения, средства ИКТ

17.Нормативно- правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Публичное представление инновационного опыта работы учителя начальных классов Гераськиной Н.К.

В статье говорится как я работаю по своей проблеме "Формирование навыков поисково-творческой деятельности учащихся начальной школы"....

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов Карповой Елены Анатольевны

«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подгото...

Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ"  Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...