Публичное представление опыта работы учителя начальных классов
статья на тему
Предварительный просмотр:
|
1.Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности |
Маврушкина Елена Николаевна | 431430, Республика Мордовия, г. Инсар, ул. Советская, 22, МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» | Учитель начальных классов. | 30лет |
2. Сущностные характеристики опыта
III. Описание инновационного опыта учителя
Замечательный педагог Ш.А. Амонашвили говорил: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований, наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения.
До последнего времени в России современное обучение и воспитание, к сожалению, развивали в детях только одну сторону способностей – исполнительскую, а более сложная и важная сторона, творческая, отдавалась воле случая и у большинства оставалась на плачевном уровне.
В настоящее время, когда в отечественной системе образования произошла ее переориентация на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии, впервые остро встал вопрос о создании наиболее благоприятных условий, способствующих проявлению творческих познавательных способностей в раннем возрасте.
Размышляя над этим, сопоставляя взгляды великих педагогов с собственными суждениями, была выбрана тема работы «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников».
Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности.
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих познавательных способностей учащихся.
Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках и во внеурочной деятельности,
На учебных занятиях, кроме традиционных уроков, активно использую также другие формы, обеспечивающие деятельностный подход и повышение практической направленности обучения. Использую различные формы организации учебной деятельности: урок-путешесьвие, урок-экскурсия, урок-диспут, урок-игра; использую ресурсы дистанционных образовательных технологий.
Навыки поисково-исследовательской деятельности формирую через использование проблемных, развивающих и творческих заданий. Предлагаю кроссворды, ребусы, викторины. Такие задания способствуют формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. В качестве творческих заданий учащиеся разрабатывают учебные проекты по решению различных задач.
При организации научно-исследовательской деятельности ставлю перед собой следующие задачи:
1) развивать у учащихся систему научных знаний и обеспечивать освоение ими способов человеческой деятельности;
2) оказывать помощь учащимся в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
3) помогать ребёнку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей.
Опыт работы адресован творчески работающим учителям, заинтересованным в решении проблемы развития творческих способностей учащихся.
V.Информационные характеристики опыта. | |||
Характеристики инновационного опыта** | Обучение.*** | Воспитание.*** | Дополнительное образование.*** |
1 Ценности и ценностные ориентации | Система установок, убеждений предпочтений, выраженная в стремлении личности к самосовершенствованию | Формирование познавательного и нравственного отношения к материальным и духовным ценностям | |
2. Цели и задачи. | передача не столько знаний, сколько способности их приобретать, предельно полное достижение развития и совершенствования тех способностей обучаемого, которые необходимы самой личности и обществу | формирование и развитие когнитивных структур, культуры творчества личности | |
3.Управление образованием (как для О У, так и для учителей и классных руководителей). |
| ||
4.Содержание образования. | Уроки, с: а) опорой на фундаментальные научные понятия; б) введение теоретических положений и фактов, позволяющих многосторонне рассматривать изучаемый объект | Внеурочная работа, с опорой на материал, содержащий наибольшее число внутридисциплинарных и междисциплинарных связей | Внеклассные мероприятия, кружков, факультативные занятия, с применением ИКТ |
5.Технологии, в том числе ИКТ. | технологии АСО и КСО, с применением элементов технологий ОК, ИКТ, ПМ, исследовательского и проектного обучения | технологии АСО и КСО, ИКТ, исследовательского и проектного обучения | |
6.Средства. | УМК «Школа России» мультимедиаматериалы и авторские разработки уроков. | научно-популярная литература, мультимедиаматериалы, информация сети Интернет |
|
7. Методы. | алгоритмизированное, проблемное, деятельностное, поисковое и исследовательское обучение | проблемно-поисковое, проблемно-деятельностное, исследовательское обучение | проблемно-поисковое, проблемно-деятельностное, исследовательское обучение |
8. Организационные формы. | Вводная беседа к практической работе, уроки решения задач, действие с учебными моделями. | внеклассная самостоятельная работа, внеклассная проектно-исследовательская работа | практикумы |
9.Образовательная среда. | а) создание условий, способствующих организации развивающей среды; б) перенос акцента в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность ученика в область формирования «обучающей среды», в которой происходит его самообучение и саморазвитие | а) создание социокультурного пространства, помогающего человеку жить в современном мире; б) создание множества ситуаций, в которых происходит социализация ребенка – социокультурная и образовательная в) создание условий способствующих формированию потребности у человека к нахождению своего места в изменяющемся социуме г) создание условий для развития компетентностей школьников | |
10. Информационно- методическая среда. | Научно-методическая литература, журнал «Начальная школа», опора на передовой педагогический опыт, использование инноваций в образовательном пространстве и др. | Научно-методическая литература, использование образовательных программ, включающих идеи гуманизации и демократизации, нормативно-правовая документация и др. |
|
11. Информационные ресурсы. | а) применение информационных технологий: ПК, аудио, видео, ЦОР б) применение информационных ресурсов сети Интернет | а) применение информационных технологий: ПК, видео, аудио, ЦОР б) применение информационных ресурсов сети Интернет | |
12.Организационные ресурсы. | Уроки, с а) опорой на проблемно-деятельностный подход к обучению б) применением различных форм обучения: практических занятий, решение задач, действие с учебными моделями | Внеурочная деятельность а) подготовка докладов, сообщений, помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи б) работа над исследовательскими проектами; в) совместная с учителями подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях | |
13. Мотивационные ресурсы. | развитие и становление личности | социализация и воспитание личности | Подготовка к осознанному формированию личности. |
14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях ОУ). | |||
15.Научно – методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей.) | информационные ресурсы сети Интернет, предметные журналы, методические пособия, курсовая подготовка | информационные ресурсы сети Интернет, предметные журналы, методические пособия, курсовая подготовка | |
16.Материально – технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей.) | педагогическая литература, УМК, контрольно измерительные материалы, технические средства обучения, средства ИКТ | педагогическая литература, УМК, КИМ, технические средства обучения, средства ИКТ | |
17.Нормативно- правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-218910-1540400800.jpg)
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-457131-1402775812.jpg)
"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-393442-1574089345.jpg)
Публичное представление инновационного опыта работы учителя начальных классов Гераськиной Н.К.
В статье говорится как я работаю по своей проблеме "Формирование навыков поисково-творческой деятельности учащихся начальной школы"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/27/picture-540180-1417104393.jpg)
Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.
В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/01/picture-21139-1706800879.jpg)
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-211310-1385556983.jpg)
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов Карповой Елены Анатольевны
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подгото...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/19/picture-949346-1505814990.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта работы учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников"
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Кушкинская ООШ" Трушковой В. М. "Деятельностный подход в обучении младших школьников&quo...