Мастер-класс. Терпимость, добрые отношения в общении с разными людьми (толерантность). Занятие для учащихся начальных классов
методическая разработка (3, 4 класс)
Классный час, внеурочное занятие для учащихся начальных классов "Терпимость, добрые отношения в общении с разными людьми (толерантность)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час, внеурочное занятие для 3-4 кл начальной школы. | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС (для коллег)
Терпимость, добрые отношения в общении с разными людьми (толерантность)
Занятие для учащихся начальных классов
Образовательная цель:
- Познакомить учащихся с понятием и чертами толерантной личности
- Сформировать правильное представление о толерантном поведении.
- Объяснить ученикам, как решать проблемы мирным путём.
Развивающая цель:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная цель:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: раздаточный материал (карточки-листочки, карточки с проблемными ситуациями), картинка дерева, магнитная доска, мультимедийное оборудование, клей, текстовыделители.
1. Введение в тему
Добрый день, уважаемые коллеги.
Для начальной школы проблема воспитания терпимости, добрые отношения в общении с разными людьми (толерантности) актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 7 — 11-летними детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.
Слайд № 1 (звучит спокойная музыка)
Приглашаю вас поразмышлять о своих личностных качествах: толерантный ли вы человек, как помочь себе стать более терпимым в общении с разными людьми? А еще очень волнует, как научить подрастающее поколение прислушиваться к чужому мнению, относиться к нему с уважением, быть терпимым, добрым?
Если вы хотите стать более толерантным человеком, то я вас приглашаю в Страну Толерантию.
2. И для начала поиграем в «Приветствие».
Слайд № 2.
Встаньте, пожалуйста. Расслабьтесь и представьте себя купающимися в лучах солнца. Почувствуйте свое доброе и любящее внутреннее «Я». Скажите себе: «Здравствуй мое «Я»! Я люблю себя и желаю себе добра».
А сейчас представьте себя цветком, красивым, ярким, его лепестки тянутся к солнышку ( руки поднимаются вверх) - вы - роза.
А теперь вы – подсолнух (руки в стороны и покачиваемся), желтый, с пушистыми лепестками, жизнерадостный, солнечный цветок. Теперь поприветствуем всех аплодисментами и улыбнемся.
Скажите себе и всем: «Спасибо!» и садитесь.
Что вы чувствуете сейчас?
(Комфортность, приятное тепло, сняла волнение и напряжение, красивая музыка, добрые слова - хочется говорить о хорошем, добром, самому быть добрым!)
2. Знакомство с новым понятием
Итак, отправляемся в Толерантию, но входной билет один на всех. И пускают туда только тех, кто знает, что такое толерантность.
Только толерантное поведение может нас привести в страну, где все люди прекрасны, и дела их прекрасны, и поступки, и отношения.
А поможет нам узнать и понять, что такое толерантность, притча «Всё оставляет свой след» (приложение 1- мультфильм).
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Уважаемые коллеги, кого порадовала притча? А кого огорчила? И почему?
(Порадовала, потому что сын научился быть добрым, терпимым. А огорчила, потому что даже извинившись, мы оставляем след в душе другого человека, оставляем болезненный след.)
Чему научился юноша благодаря своему отцу? Найдите и подчеркните в тексте ответ!
(Сдерживать свой гнев, контролировать свой темперамент, приобрел самообладание.)
Очень мудрым был отец у юноши, он научил его быть ТОЛЕРАНТНЫМ.
А какие слова самые главные для вас в этой притче, в чем ее суть? Зачитайте.
(Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.)
Кто теперь понимает, что значит быть толерантным? Поделитесь своим мнением.
(Толерантность - это способность человека проявлять свое терпение по отношению к другим людям.
Быть терпеливым, проявлять самообладание.)
Правильно.
Слайд № 3.
Читаю: Толерантность - (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Нам близко слово терпимость-способность терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением, отличным от нашего собственного.
3. Определение качеств толерантной личности (работа в группе)
Итак, входим в Толерантию!!!
Слайд № 4
В этой стране растут прекрасные сады! В одном из них есть замечательное дерево, с роскошной кроной, прекрасной листвой, дающей прохладу путникам. Но однажды налетел суховей, и все листочки облетели.
Слайд № 5
Давайте поможем дереву обрести новую листву! Но дерево наше необычное, оно называется дерево толерантности.
У вас в коробке лежат листочки (приложение 2). Каждый из них – символ качества человека. Выберите в группе, те качества, которые вы подарите дереву, качества толерантного человека, а какие не подходят, потому что качества нетолерантные, верните в коробку (синонимы=невыносимость, нетерпимость).
Наклейте выбранные листочки (на плакат дерева без листвы).
Приглашаю по представителю от группы, прочитайте качества толерантного человека.
Слайд № 6
Замечательно, молодцы.
4.Правила общения толерантной личности
Я: Продолжаем путешествие по стране Толерантии. Для нас открывает свои двери театр.
Слайд № 7
В роли актеров вы будете сами! Но сначала небольшой урок актерского мастерства.
Слайд № 8
1. Внешнее выражение толерантности:
улыбка,
комплимент,
прикосновение,
доброжелательная интонация.
взгляд в глаза.
Слайд № 9
2. Речевая формула звучит так:
Я + чувство + описание ситуации.
Пример: «Мне больно, когда на меня кричат».
Необходимо говорить только от 1-го лица: мне, меня, мое.
Такая фраза позволяет безопасно для себя и собеседника высказать свои негативные чувства, эмоции.
Слайд № 10
3.Завершить разговор можно, пригласив к сотрудничеству:
«Давай договоримся в следующий раз...»
«Я предлагаю…»
Такой фразой показывается доброе расположение к собеседнику и настрой на сотрудничество.
5. Разыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций (работа в группе).
А теперь вам нужно разыграть жизненные ситуации, показав, как можно достойно выходить из назревающих конфликтов, поступить толерантно, т. е. терпимо (листочки с описанием ситуации – приложение3).
Артисты готовы?
Замечательно. (ПОКАЗЫВАЮТ)
Мои вопросы к зрителям - второй группе:
Кто из героев проявил толерантность по отношению к другому человеку?
Кто был интолерантен - нетерпим?
Благодарим аплодисментами выступающих.
6. Завершение.
Слайд № 11
Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю страны Толерантии…
Ваши пожелания, мои уважаемые коллеги, гостям (зачитывают изречения).
Слайд № 12
То, что начато в гневе, кончается в стыде. Л.Н.Толстой.
Любите, но не требуйте любви к себе. Серафим Саровский, преподобный
Лучший способ поддержать себя – поддержать другого. М.Твен
Терпением мы можем добиться большего, чем силой. Эрик.Берн американский психотерапевт и психолог,
Каждая нетерпимость есть знак слабости. Н.Рерих
Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю. Антуан де Сент Экзюпери
Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями. Пифагор
Зажигаю свечу:
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Я уверена, что в каждом из нас, горит огонь доброго отношения к людям (огонь толерантности), но пусть он не угасает никогда. И лишь год от года разгорается ярче.
Приложение 1
Притча
«Все оставляет свой след»
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Приложение 2
Терпимость к различиям | Владение собой | Милосердие |
Снисходитель- ность | Гуманизм | Желание что-либо делать вместе |
Сострадание | Раздражение | Доброжелательность |
Сотрудничество | Зависть | Принятие другого таким, какой он есть |
Внимание к другим | Прощение | Бессердечность |
Доверие | Уважение прав других | Конфликтность |
Сопереживание | Чувство юмора | Равнодушие |
Агрессивность | Ложь | Злорадство |
Осуждение других | Вспыльчивость | Раздражение |
Зависть |
Приложение 3
Ситуация 1
Ситуация 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"
представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...
"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"
конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...
Варианты подвижных игр разной интенсивности для уроков физической культуры и внеурочных занятий с учащимися начальных классов
Варианты подвижных игр разной интенсивности...
Профилактическое занятие для учащихся начальных классов «О вреде алкоголя»
Цель занятияСнизить риск приобщения к употреблению алкоголя среди учащихся.Задачи занятия Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и...
Внеклассное занятие для учащихся начальных классов в школьном краеведческом музее на тему: "Загадки русской избы!
Особенностью этого занятия является сама форма проведения- конкурсная программа, состывляющая из русских народных загадок. Знания о крестьянском быте. сельскохозяйственном труде, предметах обихода реб...
КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ...
Разработки подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий для учащихся начальных классов.
Разработки подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий для учащихся начальных классов....