Мастер-класс. Терпимость, добрые отношения в общении с разными людьми (толерантность). Занятие для учащихся начальных классов
методическая разработка (3, 4 класс)

Классный час, внеурочное занятие  для учащихся начальных классов "Терпимость, добрые отношения в общении с разными людьми (толерантность)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР -  КЛАСС (для коллег)

Терпимость, добрые отношения в общении с разными людьми (толерантность)

Занятие для учащихся начальных классов

Образовательная цель:

  1. Познакомить учащихся с понятием и чертами толерантной личности
  2. Сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  3. Объяснить ученикам, как решать проблемы мирным путём.

Развивающая цель:

  1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная цель:

  1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (карточки-листочки, карточки с проблемными ситуациями),  картинка дерева, магнитная доска, мультимедийное оборудование, клей, текстовыделители.

1. Введение в тему

Добрый день, уважаемые коллеги.

Для начальной школы проблема воспитания терпимости,  добрые отношения в общении с разными людьми (толерантности) актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 7 — 11-летними  детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Слайд № 1 (звучит спокойная музыка) 

Приглашаю вас поразмышлять о  своих  личностных качествах: толерантный ли вы человек, как помочь себе стать более терпимым  в общении с разными людьми? А еще очень волнует, как научить подрастающее поколение  прислушиваться  к чужому мнению, относиться к  нему с уважением, быть терпимым, добрым?

Если вы хотите стать более толерантным человеком, то я вас приглашаю в Страну Толерантию.

2. И для начала  поиграем в «Приветствие».

Слайд № 2.

Встаньте, пожалуйста. Расслабьтесь и представьте себя купающимися в лучах солнца. Почувствуйте свое доброе и любящее внутреннее «Я». Скажите себе: «Здравствуй мое «Я»! Я люблю себя и желаю себе добра».

А сейчас представьте себя цветком, красивым, ярким, его лепестки тянутся к солнышку ( руки поднимаются вверх) - вы - роза.

А теперь вы – подсолнух (руки в стороны и покачиваемся), желтый, с пушистыми лепестками, жизнерадостный, солнечный цветок. Теперь поприветствуем всех аплодисментами  и улыбнемся.

Скажите себе и всем: «Спасибо!» и садитесь.

Что вы чувствуете сейчас?

(Комфортность, приятное тепло, сняла волнение и напряжение, красивая музыка, добрые слова - хочется говорить о хорошем, добром, самому быть добрым!)

2.  Знакомство с новым понятием

 Итак,  отправляемся в Толерантию, но входной билет один на всех. И пускают туда только тех, кто знает, что такое толерантность.

Только толерантное поведение может нас привести в  страну, где все люди прекрасны, и дела их прекрасны, и поступки, и отношения.

А поможет нам узнать и понять, что такое толерантность, притча «Всё оставляет свой след» (приложение 1- мультфильм).

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Уважаемые коллеги, кого порадовала притча? А кого огорчила? И почему?

(Порадовала, потому что сын научился быть добрым, терпимым. А огорчила, потому что даже извинившись, мы оставляем след в душе другого человека, оставляем болезненный след.)

Чему научился юноша благодаря своему отцу? Найдите и подчеркните  в тексте  ответ!

(Сдерживать свой гнев, контролировать свой темперамент, приобрел самообладание.)

Очень мудрым был отец у юноши, он научил его быть  ТОЛЕРАНТНЫМ.

А какие слова самые главные для  вас в этой притче, в чем ее суть? Зачитайте.

(Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.)

Кто теперь понимает, что значит быть толерантным? Поделитесь своим мнением.

(Толерантность - это способность человека проявлять свое терпение по отношению к другим людям.

Быть терпеливым, проявлять самообладание.)

Правильно.

Слайд №  3.

Читаю: Толерантность - (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Нам близко слово терпимость-способность терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением, отличным от нашего собственного.

3. Определение качеств толерантной личности (работа в группе) 

Итак, входим в Толерантию!!!

Слайд № 4

 В этой стране растут прекрасные сады! В одном из них есть замечательное дерево, с роскошной кроной, прекрасной листвой, дающей прохладу путникам. Но однажды налетел суховей, и все листочки облетели.  

Слайд № 5

Давайте поможем дереву обрести новую листву! Но дерево наше необычное, оно называется дерево толерантности.

У вас в коробке лежат листочки (приложение 2). Каждый из них – символ  качества человека. Выберите в группе, те  качества, которые  вы  подарите дереву, качества толерантного человека, а какие не подходят, потому что качества нетолерантные,  верните в коробку (синонимы=невыносимость, нетерпимость).

Наклейте выбранные листочки (на плакат дерева без листвы).

Приглашаю по представителю от группы, прочитайте качества толерантного человека.

Слайд № 6

Замечательно, молодцы.

4.Правила общения толерантной личности

Я: Продолжаем путешествие  по стране Толерантии. Для нас  открывает свои двери театр.  

Слайд № 7

В роли актеров вы будете сами! Но сначала небольшой урок актерского мастерства.

Слайд № 8

 1. Внешнее  выражение  толерантности:

 улыбка,

 комплимент,

 прикосновение,

 доброжелательная интонация.

 взгляд в глаза.

Слайд № 9

2. Речевая формула  звучит так:

Я + чувство + описание ситуации.

Пример: «Мне больно, когда на меня кричат».

Необходимо говорить  только от 1-го лица: мне, меня, мое.

Такая фраза позволяет  безопасно для себя и собеседника высказать свои негативные чувства,  эмоции.

Слайд № 10

3.Завершить разговор можно, пригласив к сотрудничеству:

«Давай договоримся в следующий раз...»

«Я предлагаю…»

Такой  фразой  показывается  доброе  расположение к собеседнику и настрой на сотрудничество.

5. Разыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций (работа в группе).

А теперь вам нужно разыграть жизненные ситуации, показав, как можно достойно выходить из назревающих конфликтов, поступить толерантно,  т. е. терпимо (листочки с описанием ситуации – приложение3).

Артисты готовы?

Замечательно. (ПОКАЗЫВАЮТ)

Мои вопросы к зрителям - второй группе:

Кто из героев проявил толерантность по отношению к другому человеку?

Кто был интолерантен - нетерпим?

Благодарим аплодисментами выступающих.

6. Завершение.

Слайд № 11

Наша земля – это место, где  мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать  историю страны  Толерантии…

Ваши пожелания, мои уважаемые коллеги,  гостям (зачитывают изречения).

Слайд № 12

То, что начато в гневе, кончается в стыде. Л.Н.Толстой.

Любите, но не требуйте любви к себе. Серафим Саровский, преподобный

Лучший способ поддержать себя – поддержать другого.  М.Твен

Терпением мы можем добиться большего, чем силой. Эрик.Берн американский психотерапевт и психолог, 

Каждая нетерпимость есть знак слабости. Н.Рерих

  Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю. Антуан де Сент Экзюпери

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами,  а недруги стали друзьями. Пифагор

Зажигаю свечу:

Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Я уверена, что в каждом из нас,  горит огонь доброго отношения к людям (огонь толерантности),  но пусть  он не угасает никогда. И лишь год от года разгорается ярче.

Приложение 1 

Притча

«Все оставляет свой след»

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Приложение 2

Терпимость к различиям

Владение собой

Милосердие

Снисходитель-

ность

Гуманизм

Желание что-либо делать вместе

Сострадание

Раздражение

Доброжелательность

Сотрудничество

Зависть

Принятие другого таким, какой он есть

Внимание к другим

Прощение

Бессердечность

Доверие

Уважение прав других

Конфликтность

Сопереживание

Чувство юмора

Равнодушие

Агрессивность

Ложь

Злорадство

Осуждение других

Вспыльчивость

Раздражение

Зависть

Приложение 3

Ситуация 1

Ситуация 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Профилактическое занятие для учащихся начальных классов «О вреде алкоголя»

Цель занятияСнизить риск приобщения к употреблению алкоголя среди учащихся.Задачи занятия    Способствовать формированию ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и...

Внеклассное занятие для учащихся начальных классов в школьном краеведческом музее на тему: "Загадки русской избы!

Особенностью этого занятия является сама форма проведения- конкурсная программа, состывляющая из русских народных загадок. Знания о крестьянском быте. сельскохозяйственном труде, предметах обихода реб...

Разработки подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий для учащихся начальных классов.

Разработки подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий для учащихся начальных классов....