КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
план-конспект на тему
КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_korrektsionno-razvivayushchih_zanyatiy.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Оганесян Рая Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара
Пояснительная записка
Особый интерес вызывает формирование самооценки младших школьников, в связи с наметившимися тенденциями все большего ее сдвига в сторону неадекватности уже в младшем школьном возрасте. Одновременно с этим современный уровень развития психологических и педагогических наук позволяет разрешить проблему формирования самооценки, имеющимися средствами оказания психологического воздействия. Это проблема обсуждается как на профессиональном уровне (учителями школ, психологами) так и не житейском (родителями).
Младший школьный возраст - это самый ценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. В это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, начинает разбираться в мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности. Помочь сделать верные шаги призвана школа, в первую очередь, учитель.
Таким образом, процесс формирования адекватной самооценки, на сегодняшний день, является очень актуальным.
Данный комплекс коррекционно - развивающих занятий предназначен для практического применяя учителями начальных классов, педагогами-психологами и родителями.
Целью комплекса коррекционно-развивающих занятий является формирование адекватной самооценки.
Реализация поставленной цели невозможна без решения совокупности задач:
- формировать умение правильно критиковать и принимать критику;
- формировать уверенность в себе, веру в собственные силы и возможности;
- способствовать раскрепощению учащихся;
- способствовать развитию рефлексии эмоций;
- продолжить развитие навыков невербального общения;
- способствовать развитию чувства взаимопонимания и сопереживания;
- способствовать формированию умения выделять в себе положительные и отрицательные качества.
При проведении коррекционно - развивающих занятий необходимо учитывать ряд принципов:
- принцип психологической безопасности предполагает создание доброжелательной атмосферы, принятие каждого ребенка;
- принцип возрастного соответствия проявляется в том, что предполагаемые упражнения учитывают возможности младших школьников;
- принцип сочетания статического и динамического положения детей предусматривает смену подвижных игр и упражнений статическим, и наоборот;
- деятельностный принцип предполагает реализацию поставленных задач через использование видов деятельности свойственных данному возрасту: игровая (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами), продуктивная (изобразительная) и конечно же общение;
- принцип наглядности предполагает использование предметной среды;
- индивидуальный подход предполагает учет индивидуальных особенностей;
- дифференцированный подход подразумевает деление учащихся на группы, по показателям самооценки, с целью выявления, произошедших изменений;
- рефлексия предусматривает совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии.
Комплекс игр и упражнений рассчитан на 12 коррекционно - развивающих занятий продолжительностью 35-40 минут каждое.
Коррекционно – развивающие занятия рекомендуется проводить три раза в неделю, в течении четырех недель, в специально отведенное время.
Занятие №1
Тема: Знакомство
Цель: формировать умение выделять в себе положительные и отрицательные качеств, содействовать раскрепощению учащихся и формированию уверенности в себе, веры в собственные силы.
Оборудование: листочки (синего, красного, желтого, зеленого и серого цветов), изображение дерева, стул, бумага, цветные карандаши, фломастеры и т.п.
Продолжительность: 40 минут
Форма занятия: групповая
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечания |
ОНЗ | Приветствие | Дети рассаживаются по местам |
Вступительное слово учителя | Рассказ с элементами беседы, в ходе которого дети узнают особенности работы на подобных занятиях. | |
Минутка «вхождения» в занятие | Детям предлагается выбрать листок, соответствующий настроению, и приклеить его на свою ветку дерева | Дети выбирают листок и клеят его на свою ветку |
Разминка | Пантомима «Мое любимое занятие» Каждый по очереди должен выйти в центр круга и без слов (мимикой и жестами) изобразит свое любимое занятие. Каждый из сидящих может предположить, что изобразил ведущий. | Дети изображают свое любимое занятие |
Основное содержание занятия | «Я» Выбирается «именинник» (по очереди). Ему задаётся вопрос от группы: «Какие в тебе есть хорошие качества? Именинник поднимается на стул. Его просят каждый раз, когда он услышит своё хорошее качество, громко сказать: «Я!» «Что я умею делать хорошо?» Каждого из участников просят перечислить, рассказать о том, «что я умею делать хорошо». При затруднении группа дополняет ответ участника. «Мой подарок для тебя!» Ведущий распределяет пары: «Возьмите за руки партнёра. Подумайте. Что бы вы подарили друг другу. Почему именно этот подарок?». Нарисуйте свой подарок и подарите. «Мой хороший поступок» Каждый рассказывает о своём хорошем поступке по очереди. Затем участники группы подходят друг к другу, жмут руки и, глядя в глаза, говорят: «Молодец!» | Учитель необходимо уделить особое внимание ТБ Рассказ учащихся Изобразительная деятельность Рассказ учащихся |
Рефлексия | Детям предлагается выбрать листок, соответствующий настроению, и приклеить его на свою ветку дерева | Дети клеят выбранный листок на ветку |
Занятие №2
Тема: Познание себя и окружающих
Цель: сформировать уверенность в себе, раскованность, коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить свое.
Оборудование: музыка В. Шаинского «Чунга-Чанга», бумага, фломастеры, карандаши и т.п.
Продолжительность: 35 минут
Форма занятия: групповая
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечания |
ОНЗ | Приветствие | Дети рассаживаются по местам |
Минутка «вхождения» в занятие | Словесное рисование своего настроения | |
Разминка | «Волшебное зеркало» В эту игру можно играть с одним ребенком и в группе. Выбирается «зеркало» — это может быть другой ребенок или взрослый. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. | Работа в парах |
Основное содержание занятия | «Мой подарок для тебя!» Ведущий распределяет пары: «Возьмите за руки партнёра. Подумайте. Что бы вы подарили друг другу. Почему именно этот подарок?». Нарисуйте свой подарок и подарите. «День рождения» Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить обижал ли он кого-то, исправить это. «Чунга-Чанга» Путешественник пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова – маленькие чернокожие дети. Они весело пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и поют: Чудо – остров, чудо – остров, Жить на нем легко и просто Жить на нем легко и просто, Чунга – Чанга! | Дети разбиваются и играют в парах Вокально-хореографическая деятельность |
Рефлексия | Обратная связь в словесной форме |
Занятие №3
Тема: Познание себя и других
Цель: способствовать раскрепощению учащихся, формировать умение правильно критиковать и воспринимать критику.
Оборудование: мягкая игрушка (заяц), карточки для цветотени.
Продолжительность: 40 минут
Форма занятия: групповая
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечания |
ОНЗ | Приветствие | Дети рассаживаются по местам |
Минутка «вхождения» в занятие | Описание самоощущения с использованием мягкой игрушки | Используется мягкая игрушка |
Разминка | Детям предлагается послушать тишину. Игра «Приветик» Ребята приветствуют друг друга так, как это делают представители различных национальностей | Приветствие друг друга |
Основное содержание занятия | «Что мне нравиться в тебе?» Проводят в парах или в круге. О каждом из участников группа (по очереди) высказывается: «Мне нравиться в тебе (имя ребёнка) ...» В парах высказываются только друг другу (несколько характеристик). «Рыбалка» Из группы детей выбирается рыбак. А остальные дети рыбаки. Все дети разбегаются по сигналу во все стороны, а рыбак должен поймать кого-нибудь. Пойманный ребенок становится помощником рыбака. И теперь они вместе, держась за руки, ловят рыбок. «Поем вместе» Дети поют хором какую-нибудь всем известную песню. По сигналу учителя ведущего пение прекращается, но участники поют «про себя». По второму сигналу они снова начинают петь эту песню вслух. | Работа в кругу Вокальная деятельность учащихся |
Рефлексия | Обратная связь в словесной форме с использованием мягкой игрушки |
Занятие №4
Тема: Я глазами других
Цель: преодоление скованности, пассивности, снятие эмоционального напряжения, продолжить формирование умения и выделять положительные и отрицательные черты характера, способствовать формированию раскованности учащихся.
Оборудование: смайлик для обратной связи, бумага, карандаши, фломастеры и т.п.
Продолжительность: 35 минут
Форма занятия: групповая
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечания |
ОНЗ | Приветствие | Дети рассаживаются по местам |
Минутка «вхождения» в занятие | Рисунок на тему: «Нарисуй свое настроение» | Изобразительная деятельность |
Разминка | «Рычи, лев, рычи» Ребятам предлагается представить себя в образе льва. Устраивается соревнование. Как только ведущий говорит: «Рычи, лев, рычи», раздается самое громкое рычание. В ходе игры педагог подбадривает детей фразами: «Кто может рычать еще громче? Хорошо!» | |
Основное содержание занятия | «Я и семья» Попросите ребенка рассказать о каком-либо члене семьи: бабушке, папе, дедушке,— высказывая свое мнение, подчеркивая положительные черты характера. Можно попросить ребенка также рассказать о себе, выделяя положительные и отрицательные качества. Затем предложите ребенку сделать рисунок на эту же тему и обсудите его. Что нарисовал, где расположен сам ребенок, стоит обратить внимание на размеры нарисованных фигур, есть ли разница в мимике, жестах, в цветовом решении? «Я — разный» Для проведения данной игры потребуется лист бумаги, разделенный на три части, цветные карандаши. Предложите ребенку нарисовать себя в трех рисунках, какой он был раньше, какой он сейчас и каким бы он хотел стать (какой он будет). После рисования можно обсудить рисунки: в чем их разница, что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно. «Ситуация» Детям предлагается ситуация, в которой он должен изображать самого себя. Главное правило в том, чтобы каждый ребенок изображал себя (дети могут меняться ролями). Ситуация можно придумать свою, а можно взять ситуации, которые были реально в жизни ребенка
| Учащиеся рассказывают по очереди; изобразительная деятельность Изобразительная деятельность Тема ситуации выбирается путем мозгового штурма |
Рефлексия | Детям предлагается выбрать смайлик соответствующий настроению |
Занятие №5
Тема: Я глазами других
Цель: преодоление скованности, пассивности, снятие эмоционального напряжения, способствовать раскрепощению детей.
Оборудование: «Ромашка успехов и достижений» (индивидуальная), музыкальное сопровождение (тихая мелодичная музыка), повязка для глаз.
Продолжительность: 40 минут
Форма занятия: групповая
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечания |
ОНЗ | Приветствие | Дети рассаживаются по местам |
Минутка «вхождения» в занятие | «Расскажи мне о себе». Детям предлагается рассказ о проведенных выходных | Рассказ учащихся |
Разминка | Детям вручаются «Ромашка Успехов и достижений» Сердцевина ромашки - фото улыбающегося ребёнка (или ФИО). Вокруг сердцевины 5 крупных лепестков. Каждый лепесток - это день недели. На лепестках отмечаются успехи и достижения, которых достиг ребёнок в течение дня. Можно торжественно зачитать список достижений ребёнка за неделю. | Каждому лично вручается «»Ромашка…» |
Основное содержание занятия | «Паровоз» Детям предлагается встать друг за другом и начать медленно перемещаться по комнате со свистом и пыхтением. Обойдя комнату один раз первый становится последним. Каждый последующий двигается быстрее предыдущего. Игра продолжается пока все не побывают в роли «паровоза» «Морозко» Водящему завязывают глаза. Он «Морозко». Его задача – «заморозить» остальных детей, т.е. поймать и угадать, кто это. После того как водящему завязали глаза, по команде, все остальные дети разбегаются, а «Морозко» ходит по комнате и ловит их. «Танец» Ведущий предлагает детям потанцевать, то, что каждый из них хочет. Одно условие: ребенок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если он придумает образ сам. При затруднении можно ребенку предложить следующие темы: станцуй «бабочку», «зайчика», «лошадку», «цветок», «птичку» и т.п. Ведущий следит за тем, чтобы дети именно танцевали, то есть выполняли танцевальные движения, а не изображали чувства мимикой. | Используется музыкальное сопровождение |
Рефлексия | Детям предлагается словесно описать свое настроение |
Занятие №6
Тема: Я глазами других
Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое; развивать выразительные движения, способствовать формированию и уверенности в себе.
Оборудование: мягкая игрушка (медведь), трон.
Продолжить: 40 минут
Форма занятия: групповая
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечания |
ОНЗ | Приветствие | Дети рассаживаются по местам |
Минутка «вхождения» в занятие | Детям предлагается описать свое настроение | Используется мягкая игрушка |
Разминка | «Имя» Предложите ребенку придумать себе новое имя. А может он хочет оставить свое. Побеседуйте с ним, узнайте, нравится или не нравится ему его имя, почему он хочет, чтобы его звали по-другому. Отказ ребенка от своего имени говорит, что он недоволен собою или хочет быть лучше, чем есть сейчас | |
Основное содержание занятия | «Сорви шапку» В эту игру играют по двое (желательно одного роста). У каждого из них рука привязана к туловищу, на головах у детей шапки. По сигналу ребенок должен правой рукой сорвать шапку у соперника, стараясь не позволить снять шапку с себя. Игротерапия: «Я- король!» Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время царствования 2-3 минуты. Этюд. «Встреча с другом» Взрослый рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Настало лето, им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет по улице мальчик и видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ, как же они обрадовались друг другу!». Дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятие, грусть, улыбка и радость | Игра в парах В роли короля побывали: Альберт А., Катя А., Эстела В., Ханна Г., Полина Д. Игра-инсценировка |
Рефлексия | Детям предлагается рассказать об эмоциях во время занятия |
Занятие №7
Тема: Действительный и желаемый образ «Я»
Цель: снятие эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе, формировать умение преодолевать препятствия, расслабление мышц лица, научить видеть себя глазами других
Оборудование: трон, карточки для цветотени.
Продолжить: 35 минут
Форма занятия: групповая
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечания |
ОНЗ | Приветствие | Дети рассаживаются по местам |
Минутка «вхождения» в занятие | Детям предлагается выбрать карточку цвет, которого соответствует настроению. | |
Разминка | Игра «Добрый - злой, веселый - грустный» Детям предлагается изобразить с помощью мимики, жестов и телодвижений различных героев сказок.
| |
Основное содержание занятия | «Паровозик» Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик ведет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Рисование на тему: «Я победитель!
«Угадай кто?» Из группы детей выбирается один ребенок, который выходит за дверь. В это время дети задумывают одного из ребят. После этого заходит в комнату ребенок, который был за дверью. Он задает вопросы всем играющим о том, каким зверем, птицей мог быть тот , кого они задумали, какое имя ему можно дать (черепаха, соловей, порхающая бабочка и т.д.) Цель ребенка – узнать, кого загадали. Игротерапия: «Я король!» Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время царствования 2-3 минуты (7-13 ученики по списку). | Изобразительная деятельность учащихся с последующей организаций выставки работ В роли короля побывали: Вика Е., Вероника И., Ваня И., Егор К., Саша К. |
Рефлексия | Учащимся предлагается выбрать карточку цвет, которого соответствует настроению |
Занятие №8
Тема: Действительный и желаемый образ «Я»
Цель: продолжить развитие произвольности поведения, коммуникативных и организаторских способностей, формировать уверенность в себе.
Оборудование: «Ромашка успехов и достижений» (индивидуальная), трон, листочки
Продолжительность: 35 минут
Форма занятия: групповая
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечания |
ОНЗ | Приветствие | Дети рассаживаются по местам |
Минутка «вхождения» в занятие | Детям предлагается выбрать листок и написать на нем, слово или нарисовать символическое изображение, которое соответствует его настроению | |
Разминка | Детям вручаются «Ромашка Успехов и достижений» Сердцевина ромашки - фото улыбающегося ребёнка (или ФИО). Вокруг сердцевины 5 крупных лепестков. Каждый лепесток - это день недели. На лепестках отмечаются успехи и достижения, которых достиг ребёнок в течение дня. Можно торжественно зачитать список достижений ребёнка за неделю. | Каждому лично вручается «»Ромашка…» |
Основное содержание занятия | Игра «Пошли письмо» Дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон стоит в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Вани к Юле» Ваня начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа и слева, тот пожимает руку следующему и так по кругу, пока «письмо» не дойдет до Юли. Цель почтальона «перехватить письмо» т.е. увидеть, у кого оно сейчас находится. Ребенок водит до тех пор пока «письмо» не будет «перехвачено» Игротерапия: «Я король!» Каждый из участников может побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время царствования 2-3 минуты «Иголка и нитка» Дети выбирают водящего – он будет «иголкой» а остальные дети получают роль «нитки». «Иголка» бегает по комнате «петляет», а «нитка» (группа детей друг за другом) за ней. Хорошо, если роль «иголки» исполняет застенчивый, зажатый, замкнутый ребенок. «Кораблик» Учащимся предлагается представить себе, что они на корабле. При словах: «Тихая спокойная погода, светит солнышко» вы должны изображать хорошую погоду. При словах «Буря!» дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Один из детей, находившихся на корабле, должен прекратить бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос» | |
Рефлексия | Учащимся предлагается внести корректировки на своем листочке и повесит на доску, той стороной, которая больше нравится ребенку. |
Занятие №9
Тема: Действительный и желаемый образ «Я»
Цель: продолжить развитие произвольности поведения, коммуникативных способностей, формировать уверенность в себе.
Оборудование: мягкая игрушка, трон, музыкальное сопровождение, стулья
Продолжительность: 40 минут
Форма занятия: групповая
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечания |
ОНЗ | Приветствие | Дети рассаживаются по местам |
Минутка «вхождения» в занятие | Описание самоощущения | Используется мягкая игрушка |
Разминка | Игра «Похвалики» Обращаясь к своему однокласснику (однокласснице) по имени, вы говорите «Я люблю тебя за…» и говорите, за что вы любите этого человека. | Учителю следует обратить внимание на то чтобы ни один ребенок не остался без признания |
Основное содержание занятия | «Повтори движение» Выбирается ведущий. Остальные дети становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь однотипные движения в течении 10-15 секунд, а остальные повторяют эти движения за ним. Далее меняется ведущий и игра продолжается. Игротерапия: «Я король!» Каждый из участников может побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время царствования 2-3 минуты «Вперед-назад» Участники игры становятся спиной попарно друг к другу, и захватывают партнера согнутыми в локтях руками. По сигналу ведущего пары устремляются к указанной линии. Достигнув отметки, возвращаются. Сначала один участник идет лицом вперед, а другой спиной вперед, затем, наоборот. Побеждает пара вернувшаяся последней. «Скучно, скучно так сидеть» Для ее проведения вдоль противоположных стен ставятся стулья. Возле одной стены – по количеству детей, а вдоль другой – на один стул меньше. Дети садятся на стулья. Ведущий читает стихотворение Скучно, скучно так сидеть. Друг на друга так глядеть; Не пора ли пробежаться. И местами поменяться. Как только заканчивается чтение стихотворения, все дети бегут к противоположной стороне и стараются занять стулья. Кто осалься без места проиграл. При продолжении игры каждый раз убирается по одному стулу | |
Рефлексия |
Занятие №10
Тема: Формирование адекватного образа «Я»
Цель: развивать умение невербального общения, совершенствовать умение выражать свои мысли с помощью жестов, мимики, пантомимики и телодвижений, научить понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Оборудование: карточки для цветотени
Продолжительность: 40 минут
Форма занятия: групповая
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечания |
ОНЗ | Приветствие | Дети рассаживаются по местам |
Минутка «вхождения» в занятие | Учащимся предлагается выбрать карточки, цвет которых соответствует настроению | |
Разминка | «Перевоплощение» Дети представляют себя в волшебной стране , где каждый может превратится в задуманный им образ. Этот образ необходимо показать с помощью жестов, мимики, пантомимики и телодвижений. | Задание выполняется по очереди; наблюдающие пытаются угадать, кого изображали |
Основное содержание занятия | Два друга» Дети слушают стихотворение Т.Волиной «Два друга»: Пришли два юных друга на речку загорать. Один решил купаться - стал плавать и нырять. Другой сидит на камушке и смотрит на волну, И плавать опасается: «А вдруг я утону?» Пошли зимой два друга кататься на коньках. Один стрелою мчится – румянец на щеках! Другой стоит растерянный у друга на виду. «Тут место очень скользкое, а вдруг я упаду?!» Гроза дружков застала однажды на лугу. Один пробежку сделал – согрелся на бегу. Другой дрожал под кустиком, и вот как дела плохи: Лежит под одеялами «кха-кха!...апчхи!» Дети оценивают поведение обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют. Игротерапия: «Я король!» Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время царствования 2-3 минуты «Так будет справедливо» Взрослый предлагает детям прослушать рассказ, изобразить его пантомимикой и оценить поступок братьев: «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться; то они бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку. Вдруг щелкнул замок, это вернулась мама. Старший брат услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердившиеся, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом. - Почему ты встал в угол? Я тебя не наказывала – спросила мама так будет справедливо, - серьезно ответил старший сын, ведь это я придумал кидаться подушкой. Мама растрогано улыбнулась и простила обоих братьев». Игра «Мы веселые ребята» Взрослый предлагает детям прослушать стихотворение, изобразить его с помощью мимики, жестов и телодвижений. Мы веселые ребята, Наше имя медвежевата. Будем прыгать играть, Будем друг друга смехом заражать! Громко хлопнули в ладоши, А ну медведь веселый, топни ножкою своей! А сейчас ребята дружно все друг другу улыбнулись! | игра – инсценировка, ситуация проигрывается раза (дети играют в парах и меняются ролями)
Игра- инсценировка, которая проводилась в два потока |
Рефлексия | Детям предлагается выбрать цвет, который соответствует настроению |
Занятие №11
Тема: Формирование адекватного образа «Я»
Цель: тренировка психомоторных функции, учить адекватным способом взаимодействия, взаимопонимания, развивать умение спокойно и до конца слушать собеседника.
Оборудование: «Ромашка успехов и достижений» (индивидуальная), «Волшебная палочка», повязка для глаз (14-15 штук), мяч
Продолжительность: 40 минут
Форма занятия: групповая
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечания |
ОНЗ | Приветствие | Дети рассаживаются по местам |
Минутка «вхождения» в занятие | Упражнение «Расскажи мне о себе» | Рассказ учащихся |
Разминка | Детям вручаются «Ромашка Успехов и достижений» Сердцевина ромашки - фото улыбающегося ребёнка (или ФИО). Вокруг сердцевины 5 крупных лепестков. Каждый лепесток - это день недели. На лепестках отмечаются успехи и достижения, которых достиг ребёнок в течение дня. Можно торжественно зачитать список достижений ребёнка за неделю. | Каждому лично вручается «»Ромашка…» |
Основное содержание занятия | «Ежики смеются» Ведущий читает стихотворение К. Чуковского «Ежики смеются»: Две козявки Дети выбирают основную тему сказки (если испытывают затруднения, тему называет ведущий). Затем все садятся в круг и по очереди держа в руках «волшебную палочку», начинают сочинять. Первый ребенок говорит первое предложение, второй – втрое и т.д. в конце происходит коллективное обсуждение получившейся сказки, которую также можно и нарисовать «Футболист» Выбирается «футболист». Он выходит на середину комнаты. Ему завязывают глаза, недалеко кладут мяч. Направляющий «футболиста» словами ведет его к мячу и объясняет , что нужно сделать, чтобы точно попасть по мячу. | Тема выбирается путем мозгового штурма Игра в парах |
Рефлексия | Детям предлагается рассказать о своем эмоциональном состоянии после проведенного занятия |
Занятие №12
Тема: Формирование адекватного образа «Я»
Цель: учить адекватным способом взаимодействия, продолжит развитие произвольности поведения и коммуникативных способностей
Оборудование: карточки для цветотени, повязка для глаз, бумага, цветные карандаши, ножницы, фломастеры и т.п.
Продолжительность: 40 минут
Форма занятия: групповая
Этапы занятия | Содержание занятия | Примечания |
ОНЗ | Приветствие | Дети рассаживаются по местам |
Минутка «вхождения» в занятие | ||
Разминка | День рождения Цель: способствовать раскрепощение учащихся, формировать уверенность в собственных силах. Все дети разбиваются на пары, и дарят друг другу дарят ему подарки жестами, мимикой.. | |
Основное содержание занятия | Вперед-назад Участники игры становятся спиной попарно друг к другу, и захватывают партнера согнутыми в локтях руками. По сигнала ведущего пары устремляются к указанной линии. Достигнув отметки, возвращаются. Сначала один участник идет лицом вперед, а другой спиной вперед, затем, наоборот. Побеждает пара вернувшаяся последней. Узнай Кто? Дети встают в круг, взявшись за руки, и выбирают водящего. Он встает в центр круга. Ему завязывают глаза. По команде взрослого дети идут молча по кругу, пока взрослый жестом не покажет на одного из детей. Тот, в свою очередь, должен окликнуть по имени водящего, а водящий с закрытыми глазами должен назвать того, кто его окликнул. Если водящий казал верно, ребенок становиться вместо него. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в центре круга. Изготовление «Ромашки успехов и достижений» за весь период знакомства с детьми.
«Зайчики в огороде» Выбирается «зайчик» затем все участники становятся к круг и берутся за руки. «Зайчик» прыгает в середину круга – это огород. По команде дет поднимают и опускают руки, а «зайчик» пытается перескочить под ними. Если ему это удалось сделать, то он выбирает нового «зайчика» Игра начинается с начала. | |
Рефлексия | Детям предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению. |
Список используемой литературы
- Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов н/Д: «Феникс», 2007
- Жуков Подвижные игры. М.: «Владос», 2000
- Корепенова М.В. Значение игры в работе с детьми // Начальная школа, 2003, №10
- Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов н/Д: «Феникс», 2003
- ОвчароваР.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996
- Как помочь школьнику повысит самооценку // Начальная школа, 2007, №5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.
Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....
Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 1 класса «Путешествие в страну дорожных правил».
Занятие помогает формировать систему знаний, умений и навыков воспитанников по правилам дорожного движения....
Технология использования персонального компьютера на коррекционно – развивающих занятиях с учащимися начальной школы ( 3 класс фонетико фонематическое недоразвитие речи формированию грамотного письма).
опыт с применением персонального компьютера на логопедических занятиях...
Коррекционно - развивающее занятие для учащихся начальной школы "Развитие внимания и памяти".
Подробный конспект коррекционно - развивающего занятия для детей начального школьного возраста по развитию основных функций внимания и памяти. Может использоваться в работе учителем - дефектологом, пе...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида на тему «Осень»
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 4 класса коррекционной школы 8 вида. Этот конспект предназначен для педагогов-психологов, будет интересен и учителям начальных классов, молодым с...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Морское путешествие"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида. В данном занятии ребятам предлагаются игры и упражнения на развитие когнитивной сферы (внимания, памяти, мы...
План-конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3К класса с интеллектуальными нарушениями вариант 1 (1-4 класс)
План-конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3К класса с интеллектуальными нарушениями вариант 1 (1-4 класс) на тему: ориентировка в пространстве. Лексическая тема: «Путешествие ...