Методические рекомендации для педагогов по ознакомлению обучающихся с государственными символами.
консультация

Коняева Ольга Владимировна

Методические рекомендации для педагогов по ознакомлению обучающихся с государственными символами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekomendatsii.docx704.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества»

Детский клуб «Чайка»

Методические рекомендации

для педагогов по ознакомлению обучающихся

с государственными символами

Автор

Коняева Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Методические рекомендации

для педагогов по ознакомлению обучающихся

с государственными символами

Важнейшим символом российского государства выступают государственные символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. Государственная символика является частью истории и культуры страны.

Изучение и использование государственных символов Российской Федерации имеет важное значение в воспитании подрастающего поколения, в формировании у детей чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому и культурному наследию, традициям многонационального народа России. В условиях глобальных вызовов современного мира, открытого информационного пространства высокую степень актуальности приобретает задача воспитания детей гражданами России, формирования у них уже в дошкольном возрасте сознания своей причастности к судьбе Родины.

В настоящее время Правительство РФ и Министерство просвещения РФ уделяют больше внимания решению проблем патриотического воспитания. Взрослые должны способствовать воспитанию в детях патриотических чувств: любви к семье, детскому саду, природе, уважительного отношения к истории и соотечественникам, осознания себя как гражданина, относящегося с уважением и гордостью к её символам: флагу, гимну и гербу.

Гимн Российской Федерации

Гимн России – это самая главная и торжественная песня нашей страны:

  • утро нашей Родины начинается с гимна;
  • прославляет нашу Родину, любовь к ней всех русских людей, дружбу всех народов нашего многонационального государства;
  • слушают стоя, этим самым русские люди проявляют уважение к Гимну, как символу нашей Родины и любви к ней;
  • звучит в особо торжественных случаях: на конференциях, при открытии и закрытии торжественных собраниях, торжественных концертах, военных парадах, в честь лучших людей труда, при открытии и закрытии спортивных Олимпиад, в честь спортсменов – победителей, при вручении им наград, при вручении наград городам – героям, передовым предприятиям страны, при открытии памятников и памятных знаков.

Флаг Российской Федерации:

В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество;

Флаг Российской Федерации олицетворяет независимость, величие и честь нашей Родины;

Свой флаг со своими отличительными знаками (символами) имеет каждое государство;

В период Великой Отечественной войны бойцы с флагом в руках шли в бой, и, очищая страну от фашистских захватчиков, водружали флаг на самом видном месте. Этим самым показывали, что данный город, село, деревня, территория, временно оккупированные врагом, отбиты и освобождены от врагов.

Осуществляя работу по ознакомлению детей с символами Российской Федерации, педагог учитывает следующее: особенности возраста и развития обучающихся, их умственной деятельности, эмоциональной сферы, восприятия, глубину и обострённость первых впечатлений, проявляющуюся в этот период способность к абстрагированию, чувственное восприятие,

эмоционально – образное мышление, его конкретность и образность, любознательность и стремление к новизне.

Нельзя также не учитывать недостаточную сформированность у ребёнка дошкольного возраста понимания социальных явлений, «чувства истории», знакомство с символами, осуществляемое впервые и требующее от детей отвлечённого мышления. Всё это обязывает педагога выбирать наиболее доходчивые формулировки объяснений, применять целый комплекс методов и приёмов, которые бы стимулировали детский интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие.

Ознакомление обучающихся с символами Российской Федерации должно осуществляться в тесной взаимосвязи с патриотическим воспитанием и основываться на зримых, жизненных, ярких примерах, а также на фактах и событиях современности.

Только благодаря целому комплексу воздействий, выбору наиболее эффективных методов и приёмов, учитывающих специфику данной проблемы и особенностей возраста, педагог может рассчитывать на успех работы с детьми в формировании у них осмысленного, уважительного отношения к символам Российского государства.

Учитывая сказанное выше можно считать наиболее оправданными следующие методы и приёмы в работе с детьми в воспитании у них уважения к государственным символам – Гимну, Гербу, Флагу Российской Федерации:

  • показ детям государственных символов России в сочетании с рассказом и объяснением главной идеи, заложенной в них;
  • целевые прогулки и экскурсии;
  • беседы с детьми о том, где и когда звучит Гимн России, вывешивают флаги России;
  • чтение детской художественной литературы, стихотворений, раскрывающих детям отношение людей государственному Гимну и Флагу России;
  • рассматривание иллюстраций с изображением флага России, а также предметов в натуре, на которых изображён герб Российской Федерации.

Например:

  • на обложках паспорта, свидетельстве о рождении, марках, знаках, правительственных наградах (при встречах с ветеранами войны и труда и т. п.) в сочетании с пояснительным словом педагога;
  • использование картин, диафильмов, открыток, иллюстраций (в т.ч. в периодической печати), которые применяются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с родным городом, а также вне занятий;
  • слушание Гимна Российской Федерации в сочетании с предварительным объяснением воспитателя или музыкального руководителя о том, как должны вести себя дети (слушать стоя, спокойно стоять, мальчики снимают головные уборы);
  • объяснение детям идей Государственного гимна Российской Федерации;
  • привлечение внимания детей к символам нашего государства в окружающей жизни, а также приобщении их к отдельным, наиболее доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям, отражающим отношение русских людей к государственным символам Российской Федерации.

Эти сведения хорошо сообщать детям, опираясь на их непосредственные впечатления от просмотренных телевизионных передач, прогулок по праздничному городу и т. п.;

при ознакомлении с Государственными символами Российской Федерации можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг Российской Федерации и флаг одного из государства ближнего зарубежья или Герб Российской Федерации с гербом государства ближнего зарубежья). Это даёт возможность ребёнку более чётко увидеть детали и, следовательно, осмыслить суть символики. Очень важно, чтобы при этом ребёнок активно думал, воспринимая преподносимый материал.

Ознакомление старших дошкольников с государственными символами – гимном, флагом, гербом России –педагог должен рассматривать как составную часть формирования у них начал патриотизма. А это обязывает педагогов помнить о взаимосвязи различных средств и методов воспитания, направленных на формирование личности.

Воспитание уважения к Государственным символам России и связанными с ними ритуалами, должны проникать во все сферы жизни детей в учебном учреждении, пронизывать весь процесс воспитания.

Работа по знакомству детей с символикой страны находит отражение в разнообразных видах деятельности детей: дети рисуют, передавая в рисунках полученные ранее впечатления. Темы «Салют на Красной площади», «Наша улица в праздничные дни», «Парад на Красной площади» находят своё отражение на занятиях аппликацией, сюжетных играх таких как, «Праздничный концерт», «Экскурсия по родному городу» и др.

Задача педагога– направлять самостоятельную деятельность детей так, чтобы они отражали имеющиеся знания и уважительное отношение к государственным символам, побуждать их обмениваться впечатлениями об окружающей жизни, общественных событиях страны. Педагог поддерживает инициативу отдельных детей играть в игры, рисовать, лепить, вести разговоры на темы, имеющие общественную направленность и оказывающие влияние на социализацию личности.

Знакомство с государственной символикой нашей страны, воспитания у детей гордости и уважения к ним осуществляется совместными усилиями педагога и родителей. От педагога требуется, чтобы он ввёл родителей в курс проводимой работы с детьми в учебном учреждении. Он раскрывает им социальную её значимость, подчёркивает её роль в нравственно – патриотическом воспитании, становлении личности как гражданина России.

В преддверии праздников рекомендовать родителям провести экскурсию с ребёнком по праздничному городу, показать праздничный салют, в дни праздника посмотреть военный парад.

Благодаря целенаправленной воспитательной работе, целому комплексу воздействий, педагог решает главную задачу – учит детей понимать идейный смысл государственных символов, подводит их к обобщению: русские люди, отдавая почести символам нашего государства, тем самым проявляют любовь и уважение к своей Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «О формировании ИКТ- компетентности обучающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Методические рекомендации «О формировании ИКТ- компетентности обучающихся  при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Формирование мотивации у обучающихся»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования«Формирование мотивации у обучающихся»...

Сборник "Динамические игры на переменах для обучающихся с ОВЗ" (Методические рекомендации для педагогов)

Данный сборник рекомендован учителям начальных классов, которые организуют образовательный  процесс в инклюзивном классе. В нём представлены различные динамические игры, которые можно использоват...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Методическая разработка "Методические рекомендации для педагогов начальной школы, работающих с детьми-инофонами".

         В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой.Рассмотрим неко...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Естественнонаучная грамотность обучающихся"

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоват...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация досуга обучающихся»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация досуга обучающихся»...