Методические рекомендации «О формировании ИКТ- компетентности обучающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
статья на тему
Методические рекомендации «О формировании ИКТ- компетентности обучающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_kompetentsii_predmetnoy_oblasti_matematika_i_informatika.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«О формировании ИКТ- компетентности обучающихся
при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Согласно подпунктам 7, 8 пункта 11 раздела II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относится:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета).
Данные умения составляют содержание ИКТ-компетентности, которое конкретизировано в примерной основной образовательной программе, одобренной Координационным советом при Департаменте государственной политике в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (подпункт 2.1.2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)).
- Нормативно-правовая и методическая основа формирования
ИКТ- компетентности обучающихся при реализации ФГОС начального общего образования
1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утвержден приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н).
2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 26.11.2010; 22.09.2011;18.12.2012 №1060).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. Савинов. 4е изд., перераб. М. : Просвещение, 2013. 223 с. (Стандарты второго поколения).
В соответствии с требованиями ФГОС НОО планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают информационные умения и умение работать с разными источниками информации в совокупность ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. (ФГОС НОО. Раздел 2. п.11).
В примерной основной образовательной программе начального общего образования в целевом разделе, подразделе «Планируемые результаты» требования к ИКТ - компетентности конкретизированы и представлены в подпрограмме «Чтение. Работа с информацией». Подпрограмма описывает требования к ИКТ -компетентности по разделам: получение, поиск и фиксация информации, понимание и преобразование информации, применение и представление информации, оценка достоверности получаемой информации. Требования к результатам представлены на двух уровнях – базовом и повышенном. Подпрограмма «Чтение и работа с информацией» реализуется на основе всех предметов начальной школы, но особое значение имеют предметные области «Математика и информатика» и «Технология».
Формирование ИКТ- компетентности предполагает знакомство обучающихся с различными средствами ИКТ, освоение ими общих безопасных и эргономичных принципов работы с ними; осознание возможностей различных средств ИКТ для использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Нормативной основой непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения являются санитарно – эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10), в которых установлена продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения (п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10). Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у обучающихся 1 - 4 классов.
Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них. Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.
Таблица 5.
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках
| Непрерывная длительность (мин.), не более | |||||
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Просмотр телепередач | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой | Прослушивание аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи в наушниках | |
1-2 | 10 | 15 | 15 | 15 | 20 | 10 |
3-4 | 15 | 20 | 20 | 15 | 20 | 15 |
Образовательное учреждение на основе ФГОС НОО и примерной основной образовательной программы, региональных рекомендаций и рекомендаций учебно - методических комплектов раскрывает особенности формирования ИКТ- компетентности в соответствующих разделах основной образовательной программы начального общего образования.
2. Отражение в рабочих программах задач формирования ИКТ - компетентности обучающихся в преподавании предметов при реализации ФГОС НОО
В соответствии с ФГОС НОО формирование ИКТ-компетентности осуществляется на всех уроках и внеурочных занятиях в начальной школе.
Образовательное учреждение вправе включить в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, предмет «Информатика». Данный предмет не является обязательным для формирования ИКТ-компетентности.
Задачи формирования ИКТ-компетентности (умений работать с информацией) должны быть отражены учителем в учебно - тематическом планировании рабочей программы по каждому предмету в характеристике учебных задач и в перечне универсальных учебных действий, формируемых на уроке.
Приведем пример включения задач формирования ИКТ-компетентности на примере планирования по литературному чтению в 1 классе.
№ урока | Тема урока | Задачи (характеристика деятельности учащихся) | УУД |
3. | Возникновение письменности. Сочинение своего письма с помощью рисунков. | - определить, какая информация представлена наскальными рисунками, иероглифами; - придумывать свои записи с помощью различных рисунков; - понимать в чём ценность книги, как долог был путь к её созданию. | Умение работать с информацией, представленной в разных форматах |
Учитель самостоятельно планирует деятельность по формированию ИКТ- компетентности обучающихся в соответствии с рабочей программой, рекомендациями учебно – методического комплекта и требованиями основной образовательной программы, но особое внимание уделяет предметам математика и технология. Первоначальные представления о теоретической (математической) информатике изучаются в предметной области «Математика и информатика», а первичные практические навыки использования различных средств ИКТ – в предметной области «Технология» на протяжении всего периода освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В рамках предмета «Технология» модулем определено следующее содержание (см. раздел «Примерные программы», пункт 4 «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа»): первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы; первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы; овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Поэтому первое знакомство обучающихся с ИКТ лучше осуществить на уроках технологии и продолжить формирование навыков в остальных предметных областях.
Предметная область «Математика и информатика» в начальной школе отвечает за формирование наиболее общих ИКТ- компетенций:
применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях;
представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и на компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации;
выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Построение совокупностей по заданному основанию;
построение цепочек (последовательностей), представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек (последовательностей);
анализ истинности утверждений, построение цепочек рассуждений;
рассмотрение различных вариантов возможных событий и выбор собственного благоприятного действия;
работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
В содержании других предметных областей начальной школы также отражены сведения, позволяющие формировать информационные умения младших школьников. В предметной области «Филология»:
«Русский язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.
«Литературное чтение». Работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.
«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением. Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.
В предметной области «Обществознание и естествознание», («Окружающий мир»):
Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.
Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
В предметной области «Искусство»:
Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.
3. Учебники и пособия для преподавания информатики и проведения внеурочных занятий при реализации ФГОС НОО
Название учебника или учебного пособия | Учебно- методический комплект | Автор | Издательство | Классы, для которых разработаны учебники |
Информатика и ИКТ | Перспективная начальная школа | Бененсон Е.П., Паутова А.Г. | Академкнига/Учебник | 2- 4 |
Информатика | Для любого УМК | Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2- 4 |
Информатика и ИКТ | Гармония | Нателаури Н.К., Маранин С. С. | Ассоциация 21 век | 2- 4 |
Информатика | Школа России | Рудченко Т.А., Семёнов А.Л. / Под ред. Семёнова А.Л. | Просвещение | 1-4 |
Математика и информатика | Я открываю мир | Семенов А.Л., Рудченко Т.А. | Мнемозина | 1-4 |
Информатика | Школа 2100 | Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. | Баласс | 1-4 |
Формирование ИКТ-компетентности младших школьников | Пособие для учителя при обучении по любому УМК | Булин- Соколова Е.И., Рудченко Т.А., Семенов А.Л., Хохлова Е.Н. | Просвещение | 1-4 |
Рекомендуется использовать учебник информатики из учебно-методического комплекта, который реализуется в преподавании предметов обязательной части учебного плана. На основе программы по информатике и учебника информатики учитель может разработать программу внеурочной деятельности по обучению информатике и ИКТ технологиям. Программа внеурочной деятельности может быть разработана на один – три года обучения. При организации изучения выше обозначенного предмета как в урочной, так и внеурочной деятельности наряду со стандартными информационными средствами (учебники, словари, энциклопедии, карты и т.п.) обязательным является использование современного цифрового оборудования и программного обеспечения для начальной школы.
4. Требования к квалификации учителя для реализации задач по формированию ИКТ- компетентности обучающихся
В раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н, включены следующие положения, регламентирующие должностные обязанности учителя:
«Учитель осуществляет обучение и воспитание обучающихся (...) используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. (...) Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. (…) Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Должен знать: (…) основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности (…)».
Задачи формирования ИКТ- компетентности реализует учитель начальных классов, прошедший повышение квалификации по проблеме применения ИКТ технологий в образовательном процессе, в том числе по технологии применения современного цифрового оборудования. Если в образовательном учреждении выделены часы на преподавание курса информатики в начальной школе, или часы на внеурочные занятия по информационным технологиям, то данные курсы могут вести как учителя начальных классов, так и учителя информатики, специалисты по информационным технологиям.
Учителю начальной школы при решении задач формирования ИКТ- компетентности обучающихся желательно демонстрировать соответствующие умения:
- в позиции учителя русского языка:
- знание моделей применения программ орфографического контроля, их частичного или полного отключения;
- знание методик и технологий литературного редактирования и реферирования;
- знание методик и технологий построения учебных текстов с пропусками или перестановками;
- знание моделей обучения работе с гипермедийными структурами (в том числе, например, с видеозаписями, сделанными обучающимися) с позиции содержательного выстраивания видеоряда и подготовки дикторских текстов;
- знание моделей формирования стилистики работы с электронной почтой, форумами, блогами, вики.
- в позиции учителя литературного чтения:
- работа с источниками, поиск, цитирование, комментирование, реферирование и анализ текстов;
- работа с электронным литературным текстом, в том числе с детскими творческими работами: использование ресурсов электронных библиотек, практика создания собственных текстов в электронном виде, публикация результатов детского творчества в печатном виде и в Интернете, разработка сценариев для экранизации литературных произведений и их фрагментов, а также литературных работ обучающихся;
- работа со звучащим текстом и видеорядом: анализ обучающихся собственной речи, записанной в цифровом виде; отработка навыков орфографического и орфоэпического чтения в процессе записи и прослушивания собственного чтения, развитие навыков выразительности чтения, создание мультфильмов и видеофильмов на основе литературных сюжетов, текстов, а также литературных работ учащихся.
- в позиции учителя математики и информатики:
- представление о моделировании объектов и процессов с помощью компьютерных программ; представление об объектах математики и окружающего мира, которые возможно и целесообразно моделировать с помощью компьютера;
- выбор адекватных возрасту обучающихся и учебным задачам средств построения модели: среды для создания и управления реальными движущимися моделями, микромиры, позволяющие программирование исполнителей (Робот, Черепашка);
- разработка и запись, в том числе с использованием конструкций специального языка для записи, алгоритмов решения математических задач и управления объектами-исполнителями;
- моделирование и проектирование реальных процессов окружающего мира с помощью специальных программ (виртуальных лабораторий) или наборов конструкторов; разработка планов проведения исследований с помощью компьютерных моделей.
- в позиции учителя изобразительного искусства:
- использование графического редактора и графического планшета как средств создания компьютерного рисунка; подготовка и проведение он-лайн выставок;
- использование фото - и видеосъемки как основ для современных видов искусства: создание натурной мультипликации на основе художественных и других работ учащихся; подготовка и проведение он-лайн выставок цифровых фотографий по различной тематике.
- в позиции учителя музыки:
- использование музыкальной клавиатуры как средства для обучения основам музыкальной грамоты и сочинительства;
- использование музыкальных редакторов, позволяющих расширить набор доступных музыкальных инструментов, сочетать их звучание, добавлять фото- и видеоиллюстрации к музыкальным фрагментам.
5. Внутришкольный контроль формирования
ИКТ- компетентности обучающихся при реализации
ФГОС начального общего образования
В ходе внутришкольного контроля в образовательном учреждении необходимо проверять систематичность использования современного интерактивного цифрового оборудования, отслеживать результаты формирования ИКТ- компетентности обучающихся в течение учебного года. К мероприятиям по отслеживанию ИКТ-компетентности могут быть отнесены: проверка классных журналов и рабочих программ, педагогическое наблюдение, контрольные срезы по проверке сформированности информационных умений обучающихся и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
представлен опыт работы по организации внеурочной деятельности по разнообразным направлениям развития личности, а также программы курсов, по которым ведется внеурочная деятельность в...
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ...
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...
Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей....
Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Проектирование современного урокав условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...