Классный час для пятиклассников «Учимся разрешать конфликты»
классный час (4 класс)

Лилия Ивановна Жолтикова

Задачи: предоставить возможность узнать самого себя; развитие ответственности за свои поступки; показать значимость взаимопонимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu_uchimsya_razreshat_konflikty.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для пятиклассников

«Учимся разрешать конфликты»

Цель: 1.Способствовать формированию  у  учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.

2. Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.

Задачи: предоставить возможность узнать самого себя; развитие ответственности за свои поступки; показать значимость взаимопонимания.

Форма проведения: групповая.

Оборудование:

1.Слайды (или на доске):    

а) Тема: «Конфликты»;

б) определение конфликта;

в) причины возникновения конфликтов;

г) правила поведения в конфликте

д) способы поведения в конфликтной ситуации;

е) пословицы:

       – Браниться бранись, а рукам воли не давай.

       – Старый друг лучше новых двух.

      – Полно браниться, не пора ли помириться.

2. Карточки с описанием конфликтных ситуаций.

3. Рисунок ладошек.        

4. квадратики, вырезанные из цветной бумаги на каждого ученика (синий, зеленый, желтый, черный)

5.Иллюстрации с животными и подписи.

Черепаха

Акула

Медведь

Лиса

Сова

Не общаться

Быть сильным

Уступить

Ты – мне,
я – тебе

Сотрудничество

В группах:

  1. Толковый словарь.
  2. Бланки теста.
  3. “Ладошки”.
  4.  Клей, скотч, фломастеры.
  5. Квадратики на каждого ученика (синий, зеленый, желтый, черный)

Ход занятия

1. Мотивация.

Ведущий:

– О чем сегодня пойдет речь?

– Можно ли обойтись без ссор?

– Почему возникают ссоры?

– Как правильно ссориться?

– Что же такое конфликт? (на доске появляется слово “конфликт”, дети находят значение слова “конфликт” в толковом словаре).

Дети выдвигают свои гипотезы.

2. Психологический тест.

Ведущий: Во время конфликтных ситуаций мы ведем себя по-разному. Выделяют 5 типов поведения в конфликте.

Ведущий обращается к иллюстрациям с животными и подписями к ним.

Черепаха

Акула

Медведь

Лиса

Сова

Не общаться

Быть сильным

Уступить

Ты – мне,
я – тебе

Сотрудничество

Ведущий: Как вы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего? Прикрепите “синий квадратик” со своим именем под соответствующим символом.

Дети прикрепляют “синий квадратик”.

Ведущий: А теперь проверим, выполнив тест.

Инструкция;

Перед вами бланк ответов. Если вы чаще действуете так, то в бланке ответов напротив номера утверждения ставите знак плюс. (Ведущий зачитывает вопросы теста, дает детям время на обдумывание и ответ, также вопросы можно выводить на экран не только для слухового, но и для зрительного восприятия).

Когда конфликт в классе, я:

1. Прошу ребят остановиться

2. Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно

3. Помогаю ребятам понять друг друга

4. Пытаюсь растащить ребят

5. Пусть конфликт разрешится сам

6. Нахожу «зачинщика»

7. Ищу причину, из-за которой возник конфликт

8. Ищу компромиссное решение

9. Обращаю все в шутку

10. Говорю: не делайте «шума из ничего»

11. Заставляю прекратить и извиниться

12. Вдохновляю на поиск другого решения

13. Помогаю им решить, от чего стоит отказаться

14. Стараюсь переключить внимание

15. Не мешаю «сражаться», пока кто-нибудь не победит

16. Ссылаюсь на правила поведения

17. Предлагаю несколько вариантов решения на выбор

18. Помогаю всем почувствовать себя комфортнее

19. Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом

20. Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.

Бланк для ответов

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

сумма

сумма

сумма

сумма

сумма

Результаты диагностики:

Ведущий: Теперь давайте посчитаем сумму баллов в каждой колонке и выясним, в колонке с какой буквой у вас получилось наибольшее количество баллов (учащиеся подсчитывают баллы). Если количество баллов одинаковое в нескольких колонках, то вы можете действовать по-разному в зависимости от ситуации. Например, дома вы ведете себя как черепаха, а в школе как акула.

(Ведущий оглашает полученные результаты.В зависимости от количества оставшегося времени, описание результатов можно сократить, выбирая самое необходимое и наиболее доступное).

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Д, то ваше поведение похоже на поведение черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Ваш способ поведения в конфликте – уход, избегание. Стратегия избегания характеризуется стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной.

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваше поведение похоже на поведение плюшевого мишки. Такая стратегия называется приспособление.   Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки предпочтение отдается межличностным отношениям.
   Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь. Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути положительного разрешения конфликтной ситуации.

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке В, то ваше поведение похоже на поведение лисы. Стратегия поведения называется компромисс. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить».

  Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке А, то ваше поведение похоже на поведение акулы в момент ее нападения. Эта стратегия называется доминирование, борьба, соперничество. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». 

  Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваша стратегия сотрудничество, похоже на поведение совы. Данная стратегия характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Являясь одной из самых сложных стратегий, сотрудничество отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?».

 – Надо ли перевесить кому-нибудь “свой квадратик ”?

3. Причины возникновения конфликтов

Ведущий: Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете причины возникновения конфликтов?

Дети перечисляют причины возникновения конфликтов, а на доске появляется слайд с основными причинами возникновении конфликтов.

Основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать,
  • непонимание;
  • неумение договориться;
  • несдержанность.

Ведущий: В разных ситуациях мы ведем себя по-разному. Давайте попробуем решить ситуации и найти лучший способ выхода из конфликта.

4. Работа в группах.

Каждая группа получает рабочий лист (Инструкция + ситуация).

Ведущий :

Прочитайте предложенную вам ситуацию.

– Предложите разные способы поведения в данной ситуации и выберите лучший.

– Определите тип поведения.

Варианты конфликтных ситуаций:

Ситуация № 1.Кто-то из ребят посмеялся над твоим рисунком, сказав, что это – просто мазня.

Ситуация № 2. Учитель предложил выбрать командира в каждой группе. В одной группе голоса разделились, на роль командира претендуют двое.

Ситуация № 3. Твой друг взял у тебя книгу и обещал вернуть завтра – она нужна на уроке, но забыл ее дома.

Ситуация № 4.На уроке кто-то настойчиво обратился к тебе с вопросом, ты стал отвечать и, учитель сделал вам строгое замечание.

Ситуация № 5.Подруга (друг) рассказала всему классу секрет, который ты ей доверил.

Ситуация № 6.На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом, а вам так хочется сидеть вместе.

5. Обсуждение:

Каждая группа зачитывает свою ситуацию. При определении типа поведения возвращаемся к иллюстрациям с животными.

Лучший способ разрешения данной ситуации выделяется (например, цветочком).

6. “Ладошки”.

Ведущий:

-Лучший способ для решения конфликтных ситуаций необходим, чтобы мы жили дружно. Чтобы жить дружно, мы используем свои лучшие качества.

– Напишите на “ладошке” качество, которое вам помогает дружить.

– Склейте свои “ладошки” в цепочку.

Каждая группа представляет свои “ладошки” со словами: “Мне помогает дружить …”. Каждый ребенок называет то качество, которое он написал.

Затем “ладошки” всего класса склеиваются в один круг.

7. Правила.

Ведущий:

– Когда же конфликт будет разрешен?

– Когда достигнута цель.

– Когда сохранены хорошие отношения (на доске появляются эти фразы).

– Что же надо делать, чтобы разрешить конфликт?

Дети предлагают свои варианты разрешения конфликта.

Правила поведения в конфликте

(записываются детские варианты и вывешиваются на доске):

– выслушай другого

– старайся понять интересы другого

– не используй оскорблений

– не повышай голос

– доказывай свое мнение

– найди то, с чем ты сможешь согласиться в позиции другого

– возьми тайм-аут

– привлекай авторитетного посредника…

8. Подведение итогов.

Заключительное слово.

Ведущий: Сегодня мы с вами познакомились с понятиями конфликт, определили причины возникновения конфликтов, а также научились их решать мирным путём.

Мы поняли, что в обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

9.Рефлексия занятия.

В конце занятия  каждому ученику выдается небольшая анкета

Анкета:

  1. Что нового узнали?
  2. Какое впечатление оставил у вас занятие?
  3. Прибавилось ли у вас уверенности в своих силах?
  4. Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?
  5. Как нам эта информация поможет в классе?

Ведущий: Считаете ли вы обсуждение этой темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях? Ребята поднимают квадратики:

- КРАСНЫЙ "ДА"

- ЗЕЛЕНЫЙ "СОМНЕВАЮСЬ"

- ЧЕРНЫЙ "НЕТ"

А вам всем маленький сюрприз - апельсин. Мы делили апельсин, много нас, а он один!

Я желаю вам разделить его без конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 4 классе "Учимся разрешать конфликты"

Ход классного часа:Мотивация. Учитель:Ребята, предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и сказать какая ситуация в нём показана?Просмотр и обсуждение видео отрывка по вопросам:-В чём причин...

Классный час "Учимся разрешать конфликты"

Конспект классного часа на тему "Учимся разрешать конфликты"....

Учимся разрешать конфликты

Разработка внеклвссного мероприятия на тему "Учимся разрешать конфликты" для 3 класса...

Статья «Учимся разрешать конфликты у младших школьников». Теория и практика.

Начальная школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные к...

Конспект классного часа «Учимся разрешать конфликты» (3 класс)

Тема: «Учимся разрешать конфликты» Цель: формировать у обучающихся конфликтную компетентность, научить выходить из конфликтной ситуации.Подготовительная работа: подготовить презентацию, на...

Работа с трудными детьми.Воспитательский час: «Учимся разрешать конфликты».

I. Вступительное слово.Как показывает практика – бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты всегда оказывали существенное влияние на жизнь ...

Классный час "Учимся разрешать конфликты"

Что такое конфликт? Какие эмоции рождает конфликт? Причины конфликта. Как выйти из конфликта....