Работа с трудными детьми.Воспитательский час: «Учимся разрешать конфликты».
календарно-тематическое планирование (4 класс)
I. Вступительное слово.
Как показывает практика – бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты всегда оказывали существенное влияние на жизнь отдельного человека, развитие социальных групп различного масштаба, историю государства и человечества в целом. Конфликты происходят в различных сферах жизнедеятельности, не исключением являются и конфликты в условиях подростковой среды. В школьном коллективе конфликты неизбежны, так как вы находитесь вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между детьми и педагогами. Нельзя избавиться от конфликтов вообще, бесконфликтное состояние невозможно. Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательский час: «Учимся разрешать конфликты».
Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
Задачи: определить понятия “конфликт” и “конфликтная ситуация”, рассмотреть структуру конфликта, показать возможность разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления, отработать стратегии решения повседневных конфликтов.
Форма: беседа.
Ход воспитательского часа.
I. Вступительное слово воспитателя.
Как показывает практика – бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты всегда оказывали существенное влияние на жизнь отдельного человека, развитие социальных групп различного масштаба, историю государства и человечества в целом. Конфликты происходят в различных сферах жизнедеятельности, не исключением являются и конфликты в условиях подростковой среды. В школьном коллективе конфликты неизбежны, так как вы находитесь вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы – создание коллектива, отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе) собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между детьми и педагогами. Нельзя избавиться от конфликтов вообще, бесконфликтное состояние невозможно. Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать.
II. Основная часть. Воспитатель:
Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом – способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их положительного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а также основные модели поведения личности в конфликтной ситуации.
Причины конфликтов в подростковой среде: борьба за лидерство, психологическая несовместимость, неподтверждение ролевых ожиданий, примитивный тип общения, ущемление достоинства или амбиций одного из детей.
Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение) - трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Он проявляется в столкновении отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.
Конструктивное (Положительное): юмор, уступка, компромисс, сотрудничество.
Деструктивное (Отрицательное): угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений. Особое внимание заслуживают конфликты, приводящие к угрозам, насилию и унижениям. Их вред заключается в том, что от конфликтов страдает достоинство человека. На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. Страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Тем более, что многие такие конфликты приводят к уголовной ответственности. Статьи 115-117 УК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев.
Воспитатель: Давайте познакомимся с правилами предупреждения конфликтов:
1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
2. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами другого участника конфликта, постарайтесь “встать” на его место.
4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.
5. Умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
6. Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять - пойдите в секцию восточных единоборств. Научитесь контролировать себя и свои эмоции.
Конфликтные ситуации
1. Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
2. На одной из перемен к тебе подошел старшеклассник, попросил посмотреть твой мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
3. Ты любишь слушать громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
4. Перед сном ты играешь в компьютерную игру. Она настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя возникают конфликты с родителями.
5. Ты оказался без спортивной формы на уроке физкультуры. Учитель делает тебе замечание, между вами возникла конфликтная ситуация.
6. На перемене дежурный учитель делает тебе замечание по поводу того, что ты бегаешь по коридору, между вами возникла конфликтная ситуация.
7. Ты оказался в автобусе без денег и без билета, между тобой и кондуктором возникла конфликтная ситуация.
Итак, вы увидели, что большинство конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок. Компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае можно прийти к разрыву отношений, к ссоре
Подведение итогов. Воспитатель:
– Что нового вы узнали для себя сегодня?
– Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
– Возможно ли в жизни полностью избежать конфликтов?
– Если между родителями и друзьями возникает конфликт, значит ли это, что отношениям или дружбе пришел конец?
– Каким образом можно прийти к разрешению конфликта, не прибегая к силе и агрессии?
– Что может помочь сохранить хладнокровие, успокоиться, избежать агрессивного поведения в конфликте?
Заключительное слово классного руководителя. Итак, конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей;
разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;
конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки и умеют управлять чувством гнева;
конфликт между близкими людьми не приведет к серьезной ссоре, если будет решаться на основе компромисса;
преимущества компромисса: уметь выслушать и постараться понять другую сторону; согласиться и пойти на уступки;
часто бывает трудно найти устраивающее всех решение, но это - единственный путь разрешения конфликта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Как мы разрешаем конфликты"
рРазвитие умений распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации, формировать умение социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях; разрабатывать навыки конструктивного разреш...
Классный час в 4 классе "Учимся разрешать конфликты"
Ход классного часа:Мотивация. Учитель:Ребята, предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и сказать какая ситуация в нём показана?Просмотр и обсуждение видео отрывка по вопросам:-В чём причин...
Как разрешить конфликт
Практическое занятие по разрешению конфликта...
Классный час "Учимся разрешать конфликты"
Конспект классного часа на тему "Учимся разрешать конфликты"....
Учимся разрешать конфликты
Разработка внеклвссного мероприятия на тему "Учимся разрешать конфликты" для 3 класса...
Статья «Учимся разрешать конфликты у младших школьников». Теория и практика.
Начальная школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные к...
Конспект классного часа «Учимся разрешать конфликты» (3 класс)
Тема: «Учимся разрешать конфликты» Цель: формировать у обучающихся конфликтную компетентность, научить выходить из конфликтной ситуации.Подготовительная работа: подготовить презентацию, на...