Учимся разрешать конфликты
методическая разработка (3 класс)
Разработка внеклвссного мероприятия на тему "Учимся разрешать конфликты" для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas.doc | 41 КБ |
uchimsya_razreshat_konflikty.ppt | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Внеклассное мероприятие
для 3 класса
на тему
«Учимся разрешать конфликты»
Подготовила: Крук С.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 4, к.2
2018г.
г. Рассказово
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 3 классе
на тему: «Учимся разрешать конфликты»
Цель: учить распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации.
Задачи:
- рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны;
- решение проблемы сплоченности коллектива;
- формировать представление о различных вариантах человеческого общения;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Оборудование:
- ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,
- Карточки с описанием конфликтных ситуаций.
- Запись песни «Настоящий друг»
Задания для самостоятельной подготовки:
1. Обсуди с родителями, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнай в библиотеке или по словарю, что такое конфликт?
2. Придумайте вместе со взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Запиши эти правила (оформи на отдельном листе)
Ход внеклассного мероприятия
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии, поприветствуйте друг друга улыбкой.
II. Целевая установка и определение темы.
- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего мероприятия, я хочу рассказать вам об одном случае.
Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой». «Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника. Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.
- Что же произошло между мальчиками? (Спор, ссора, драка, конфликт).
- Правильно, произошел конфликт.
- Можно ли оставить эту ситуацию без внимания?
- В любом конфликте обязательно должна быть причина, в которой нужно разобрать, а значит наша с вами задача научиться что делать?
Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего мероприятия?
Слайд №1 (На экране выставляется тема «Учимся разрешать конфликты»).
- А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?
- А теперь послушаем мудрую Сову.
Выставляется запись: «Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений». (Слайд №2)
- Сегодня мы постараемся разобраться: почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет нашей задачей.
III. Содержательный компонент мероприятия. Поисковая деятельность.
1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.
- Давайте вернемся к случаю о мальчиках и ответим на вопросы:
- Что хотели мальчики? Из-за чего возник конфликт?
- Главное, чего не смогли сделать мальчики?
- Первая причина, которую мы сейчас выявили, это – Неумение договориться
(Слайд №3 «Причины возникновения конфликтов: неумение договориться)
2. Анализ ситуаций. Групповая работа по карточкам.
- Каждая группа получит карточку с заданием, посовещавшись вы должны подготовить ответ на вопросы. От каждой группы выступит представитель и озвучит ваш ответ.
А) Карточка № 1 для 1 группы.
– Саша, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Тимур.
- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Саша и убежал. А Тимур даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
- Прочитайте и подумайте, что произошло между мальчиками?
- Тимур правильно сделал, что сразу закричал на Сашу?
- Как вы думаете как нужно было поступить Тимуру в этой ситуации?
- По какой причине между мальчиками возник конфликт?(из-за неумения слушать)
(На слайде появляется запись «неумение слушать»)
Б) Карточка № 2 для 2 группы.
На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
- Прочитайте и подумайте, что произошло между командами?
- Почему началась драка?
- Какая команда поступила неправильно?
- Как вы думаете как должны были вести себя мальчики проигравшей команды? (более сдержанно, держать себя в руках)
( на слайде – «несдержанность»)
Карточка № 3 для 3 группы
На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.
- Прочитайте и подумайте, что произошло между мальчиками?
- Почему началась драка?
- Что должен был сделать Вася после того, как задел Женю?
- Драку можно было избежать? Как?
(на слайде – «неумение извиняться»)
3. Вывод.
После совместного разбора ситуаций учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов:
- неумение договориться,
- неумение слушать;
- несдержанность;
- неумение извиняться.
- На один и тот же предмет мы смотрим по-разному, т.е. наши мнения могут
не совпадать и из-за этого тоже могут возникнуть конфликты.
IV. Физминутка: встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах.
- Что заметили? (Было легче в паре)
- Почему? (Было на кого опереться)
- Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.) (Слайд №4)
- Во многих сказках и стихах мы часто сталкиваемся с возникновением ссор и конфликтов.
4. Инсценировка
Сейчас мы посмотрим инсценировку стихотворения «Бараны» По С.Михалкову
Бараны
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своем, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами.
Уперся другой ногами…
Как рогами не крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Искупались два барана.
- Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом бараны вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.
- Можно ли назвать случай с баранами конфликтной ситуацией?
- Какие черты характера баранов показывает автор? (неуступчивость и упрямство)
- Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
- А сейчас мы с вами будем искать пути выхода из конфликтной ситуации.
- Посмотрите на экран и скажите, что изображено на рисунке? (Слайд №5 ).
- Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (Ответы детей).
- Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко.
- Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.
- Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
Перед тем как ответить, давайте посмотрим небольшую сценку.
5. «Кто первый?» В.Орлов.
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
- Какой совет вы бы им дали?
- Если бы один из них сказал: «Прости меня, пожалуйста, я был не прав» это было бы слабостью характера? Разве из-за этого его перестали бы уважать?
- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? Ответить на этот вопрос вам поможет Ваше домашнее задание. Поделитесь Правилами разрешения конфликтов, которые вы составляли дома. От каждой команды выступит один человек.
6. Анализ ситуаций. (5 мин.)
- А теперь давайте посмотрим на инсценировку рассказа Нины Артюховой Саша-дразнилка.
Инсценировка рассказа Н. Артюховой «Саша-дразнилка».
- Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала.
- О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивает папа.
- Меня Саша дразнит!
- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что
из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу к люстре за ноги подвешу.
- Ну, что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!
Саша поперхнулся от удивления.
- У тебя насморк, - сказал он, подумав. - Тебя завтра в кино не возьмут.
- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
Все вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы.
- Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
- У меня апельсин больше, чем у тебя!
- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.
Тут Саша уже не нашел что сказать, встал и убежал.
- Какой совет дал папа Ляле?
- Помог ли папин совет девочке?
- Как вышла Ляля из конфликтной ситуации?
- Молодцы, ребята! Сейчас я хочу рассказать вам историю про одного мальчика.
Однажды один мальчик шёл по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слёзы выступили на глазах.
Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать –не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали всё меньше и меньше и исчезли
совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. “Повезло какой-нибудь собаке”, - подумал мальчик и пошёл дальше.
- Как мальчик избавился от своей обиды и злости? Представьте, что обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух-ух-ух. Обязательно улыбнуться.
V. Рефлексия.
- Я предлагаю вам слова, которые вы увидите, разделить на две группы, слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и слова, обозначающие отрицательные.
(Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять, извиниться, толкать, дразнить, выслушать, накричать ).(Слайд)
- Молодцы! Ребята вы все правильно распределили.
VI. Итог мероприятия.
- Что нового и полезного для жизни вы сегодня узнали?
- Что такое конфликты?
- Из-за чего происходят конфликты?
- Какие были сценки?
- Что помогает?
- Какие пути выхода из конфликтной ситуации мы с вами рассмотрели.
- Так как вы думаете, все-таки, можно жить без конфликтов?
- Предоставляю вам слово, ребята. (чтение стихов)
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить.
И не вспыхнет ссоры
Из любого спора. (В.Орлов)
Дружит с солнцем ветерок,
А роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок.
Дружим мы с тобою!
Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо! (Ю.Энтин)
Исполнение песни «Дружба крепкая»
- А я желаю всем вам, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумайте о последствиях. И пусть решение окажется верным
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Учимся разрешать конфликты”
Конфликт - это столкновение противоположных интересов, мнений.
Причины возникновения конфликтов: - Неумение договориться
Причины возникновения конфликтов: Неумение слушать
Причины возникновения конфликтов: - Несдержанность
Причины возникновения конфликтов Неумение извиняться
Причины возникновения конфликтов Неумение договориться Неумение слушать Несдержанность Неумение извиняться
Пути выхода из конфликтной ситуации: уступка юмор
Положительные Отрицательные уступать, промолчать, договориться, понять,извиниться, выслушать разгневаться, ударить, упрямиться, толкать, дразнить, накричать
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Как мы разрешаем конфликты"
рРазвитие умений распознавать, предвидеть и предупреждать конфликтные ситуации, формировать умение социально-толерантного поведения в конфликтных ситуациях; разрабатывать навыки конструктивного разреш...
Классный час в 4 классе "Учимся разрешать конфликты"
Ход классного часа:Мотивация. Учитель:Ребята, предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и сказать какая ситуация в нём показана?Просмотр и обсуждение видео отрывка по вопросам:-В чём причин...
Как разрешить конфликт
Практическое занятие по разрешению конфликта...
Классный час "Учимся разрешать конфликты"
Конспект классного часа на тему "Учимся разрешать конфликты"....
Статья «Учимся разрешать конфликты у младших школьников». Теория и практика.
Начальная школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные к...
Конспект классного часа «Учимся разрешать конфликты» (3 класс)
Тема: «Учимся разрешать конфликты» Цель: формировать у обучающихся конфликтную компетентность, научить выходить из конфликтной ситуации.Подготовительная работа: подготовить презентацию, на...
Работа с трудными детьми.Воспитательский час: «Учимся разрешать конфликты».
I. Вступительное слово.Как показывает практика – бесконфликтное сосуществование людей встречается как исключительно редкое явление. Конфликты всегда оказывали существенное влияние на жизнь ...