Влияние музыки на психику детей и подростков.
статья

Кушнерова Лидия Андреевна

Важный аспект творчества, в частности музыкального, - его природосообразность. Творчество должно быть экологичным, или творчество только тогда можно считать состоявшимся, когда оно экологично, то есть не в коей мере не вредит окружающим людям и среде - природной и социальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzyki_na_psihiku_detey_i_podrostkov.docx17.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Влияние музыки на психику детей и подростков.

Важный аспект творчества, в частности музыкального, - его природосообразность. Творчество должно быть экологичным, или творчество только тогда можно считать состоявшимся, когда оно экологично, то есть не в коей мере не вредит окружающим людям и среде - природной и социальной.

Можно ли считать творчеством широко распространившиеся поделки, имеющие своих поклонников и даже фанатов, но не несущие в себе никакого позитивного заряда? Например нецензурные песенки в рэповом стиле и не только "хэви-металл", "панк-рок", "техно" и многое другое, которые будят у слушателя самые низменные инстинкты, агрессию, проявления бескультурья.

Примечательна в этом плане статья "Влияние музыки на психику и сознание человека" , автор-педагог к сожалению не указан), в которой автор подробно останавливается на исследовании влияния музыки на психику, сознание и общее физическое состояние человека, его здоровье, то есть на организм в целом.

Так, например, автор статьи обращает внимание на то, что: "...музыка – это тоже информационный поток. Иногда музыка вызывает излишнюю энергию, а порой оказывает расслабляющее действие. Но какова бы ни была реакция слушателя на музыку, она имеет свойство оказывать влияние на психику человека, и это доказано учеными из разных стран."

Представляется важным рассуждение автора о вредоносных воздействиях музыки:

"Главные «потребители» музыки – это дети и подростки. Многие из них не вникают в содержание текстов песен исполнителей, которыми они увлекаются. Не понимая истинный смысл текстов (зачастую, исполняемых на иностранном языке), и, тем более, не зная о влиянии музыки, все глубже погружаются в творчество своих кумиров, открывая для себя новые утверждения и побуждения к действиям.

Музыкальный ритм может влиять на ритм сердечных сокращений, настраивать ритм дыхания. Если человеку навязать несвойственный ему ритм, он почувствует дискомфорт, раздражение и агрессию, а многократное воздействие может привести к возникновению заболеваний.

Каждый из трех параметром сам по себе оказывает отрицательное воздействие на организм. Но при сочетании громкости, частотности и ритма в организме происходят необратимые процессы:

  • выделение стресс-гормонов, которые уничтожают в мозгу часть информации, в результате чего происходит деградация личности;
  • резонанс клеточных структур организма, в результате чего возникает состояние, аналогичное приему алкоголя или наркотиков.

Но основное воздействие направлено на мозг и рассчитано на подавление сознания. Оно идентично тому, которое достигается наркотическими средствами. В подобном состоянии разрушаются барьеры нравственности, исчезает чувство самосохранения."

Однако музыка, всегда сопровождавшая историю человечества, чаще несла в себе позитивное начало. Так, даже в древних племенах все действия людей сопровождались музыкой и танцами, звуки музыки завораживали, вводили в транс во время мистических обрядов и помогали общаться с богами, воодушевляли человека, когда он шел в бой, исцеляли физически и душевно. Музыка вошла в жизнь человека в эпоху палеолита, каждое событие и ритуал сопровождались ритмичными звуками, замысловатыми комбинациями.

Уже в древности люди обладали знаниями о том, как музыка влияет на сознание человека и даже целых народов, но многие не придают значения этому факту или просто не задумываются над этим вопросом.

Вместе с эволюцией человечества эволюционировала и музыка. Мыслители Античности посвящали научные трактаты теме влияния музыкальной терапии на человека и утверждали, что благодаря музыке устанавливается порядок во Вселенной и нарушенная гармония в организме:

Древнегреческий философ Платон писал: «Музыкальное воспитание - более действенное средство, чем все другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души».

Пифагор считал музыку незаменимой для здоровья души, морали и расцвета культуры.

Аристотель утверждал, что музыка обладает силой формировать характер и что при помощи музыки человек может развить в себе правильные чувства.

Конфуций писал: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение».

Философ Сюнь-Цзы писал,что "Музыка - это высшее средство совершенствования людей."

Древнеиндийские источники Веды, Упанишады и Рамаяна свидетельствуют: "...звук отожденствляется с творческим принципом Вселенной, он является божественной силой. Поэтому звук обладает громадными созидательными, творческими, интеллектуальными возможностями."

Из этого можно сделать вывод, что с глубокой древности люди понимали: нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу и разрушает тело человека, его отношение с окружающим миром, "а постоянное изучение музыки приводит к полному очищению зеркала сознания и обретению ясности разума и светлых чувств."

В наши дни это не теряет актуальности. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Этот метод широко используется в психотерапии, так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств.

Задача учителей музыки и родителей - не только предупредить, с какой опасностью могут столкнуться дети как в обыденной жизни, так и на просторах интернета, попадая в «болото» музыки, которое может их «засосать в трясину» в буквальном смысле, но и всеми возможными средствами воспитывать в детях музыкальный вкус, любовь и понимание прекрасного в музыке. Если в начальной школе (и даже раньше) детей учат правилам дорожного движения, чтобы предостеречь их от опасности, а со старшими детьми проводятся профилактические беседы о вреде пьянства, курения и наркотиков, то совершенно необходимо разъяснять школьникам пользу и вред разных форм музыки, знакомить их с многообразием музыкальных стилей и постепенно приобщать их к прекрасному миру музыкального творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние СМИ на психику ребенка.

Влияние СМИ на психику ребенка....

Родительское собрание "Влияние мультфильмов на психику и сознание детей"

Презентация содержит информацию о влиянии мультфильмов на сознание и психику детей, видео ролик, посвященный данной проблеме....

Влияние мультфильмов на психику ребенка

Что можно, а что нельзя смотреть нашим детям...

Информационно-исследовательский проект по теме «Влияние мультфильмов на психику детей »

Актуальность проекта        Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают мне...

научно- исследовательская работа на тему: "Влияние мультфильмов на развитие и психику детей.."

Объектом исследования являются отечественные и зарубежные мультфильмы,  учащиеся 1-4 классов.Предметом исследования является воздействие отечественных и зарубежных мультфильмов на повед...

Родительское собрание "Влияние гаджетов на детей и подростков"

На собрании рассматриваются следующие вопросы: Что такое гаджет?Плюсы использования гаджетов и ПКМинусы использования гаджетов и ПКГаджеты и успеваемостьГаджеты и Русский языкВлияние на здоровьеС...