Информационно-исследовательский проект по теме «Влияние мультфильмов на психику детей »
проект (2 класс) на тему
Актуальность проекта
Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают мне и моей младшей сестре смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Я решил изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.
Объект исследования : Отечественные и зарубежные мультипликационные фильмы, учащиеся 1-4 классов
Гипотеза : мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность в общении.
Методы исследования:
1. Подбор материала по теме, изучение специальной литературы, анкетирование, эксперимент, анализ полученных результатов
Срок реализации проекта: Средняя продолжительность (1 месяц).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»
Информационно-исследовательский проект по теме
«Влияние мультфильмов
на психику детей »
Автор проекта: ученик 2 -Г класса
Светиков Сергей
Руководитель: Синельникова Наталья Алексеевна
учитель начальных классов
с.Ребриха
2015
Оглавление
Введение……………………………………………………………… 3
Глава 1. Влияния мультфильмов на развитие и психику детей
1.1. Как появился жанр - мультипликация…………………... 5
1.2 Особенности содержания отечественных мультфильмов. . . 6
1.3 Особенности содержания зарубежных мультфильмов……. 7
1.4 Какие опасности скрывают в себе мультфильмы……….. 9
Глава 2. Практическая часть
2.1. Анкетирование учащихся ……………………………………….. 11
2.2. Экспериментальное исследование «Влияние просмотра
разных мультфильмов на частоту сердечных сокращений …… 12
Заключение……………………………….……………………………… 13
Литература……………………………………………………………… 15
Приложения……………………………………………………………… 17
Введение
Цель исследования - выяснить влияние просмотра мультфильмов детьми на их психику.
Задачи:
- узнать в специальной литературе, как появился жанр-мультипликация;
- выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир;
- провести анкетирование обучающихся 1- 4 классов, с целью выявления наиболее любимых и нелюбимых мультфильмов и их героев;
- изучить, как влияют зарубежные мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников;
- проанализировать результаты исследований и сделать выводы.
Актуальность проекта
Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают мне и моей младшей сестре смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Я решил изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.
Объект исследования : Отечественные и зарубежные мультипликационные фильмы, учащиеся 1-4 классов
Гипотеза : мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность в общении.
Методы исследования:
- Подбор материала по теме, изучение специальной литературы, анкетирование, эксперимент, анализ полученных результатов
Срок реализации проекта: Средняя продолжительность (1 месяц).
Основная часть
Глава 1. Изучение влияния мультфильмов на развитие и психику детей.
1.1.Как появился жанр - мультипликация
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Анимация (animation) – производное от латинского "anima" – душа - следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение").
Мультипликация возникла ещё в 17 веке. Изобретение волшебного фонаря принадлежит голландскому ученому Христиану Гюйгенсу, а датский математик Томас Вальгенштайн впервые ввёл в обиход термин «латерна» магика» (искусство проекции) и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы. Устройство волшебного фонаря очень простое: это деревянный или металлический корпус с отверстием и объективом, в корпусе которого был размещён источник света (в 17 веке – свеча или лампада, позднее – электрическая лампа). Картины волшебного фонаря показывались всегда в совершенно темной комнате. На белой стене или на натянутом белом полотне. Волшебный фонарь помещался за экраном, так что зритель видел перед собой только экран, на котором появляются и исчезают разные картины. Век волшебных фонарей оказался довольно долог. Аппарат для проекции изображений широко был распространен в 17-20 вв.
В 1877 году — Эмилем Рейно (Франция) был создан оптический прибор Праксиноско́п . Прибор состоит из открытого цилиндра с высотой стенок около 10 сантиметров. На внутренней стороне цилиндра размещена полоса с 8 или 12 миниатюрами. При вращении цилиндра возникает анимационный эффект плавного движения.
1936 год. Открытие студии «Союзмультфильм» в нашей стране.
В нашей стране большинство мультфильмов выпускается на этой киностудии в Москве. В работе над мультфильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей. Сначала мультфильмы были черно-белыми, а цветными они стали где-то в 70-е годы.
Мультфильмы бывают: рисованные, кукольные, пластилиновые; отечественные и зарубежные.
1.2. Особенности содержания отечественных мультфильмов.
Отечественный мультик направлен на формирование положительных эмоций, он добрый, спокойный, правильный. В нём четко прослеживается направленность на воспитание, формирование положительных качеств, эти мультфильмы учат правильному, идеальному поведению и образу мышления. Там нет насилия, зло имеет побеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание. Они хороши тем, что в них отражается нормальная для детей картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Поэтому мультфильмы эти полезны детям даже нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Смысл некоторых отечественных мультфильмов.
Золушка", «Крокодил Гена и Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга.
"Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба.
"Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет".
"Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все".
"Мама для мамонтенка" - любовь к родителям.
«Крошка Енот " – учиться быть смелым, преодоление своего страха.
1.3 Особенности содержания зарубежных мультфильмов.
Зарубежный мультфильм, только с виду кажется весьма безобидным. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором. Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, дети будут делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители дали такую возможность - смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит, можно бить и шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама и папа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое.
Признаки «неправильных» зарубежных мультфильмов:
Герои мультфильмов агрессивные и жестокие.
Мультфильмы про вредных детей и хулиганов, также же отрицательно влияют, так как часто они являются главными героями и остаются безнаказанными.
Сцены, где, например, главные герои падают с огромной высоты, а упав, дальше бегут, осуществляют опасные для жизни и здоровья действия – дети могут попробовать повторить их в реальной жизни.
Уродливые и страшные герои.
Герои мультфильмов только развлекаются. Никакой полезной деятельности, в отличии от отечественных мультфильмов.
Однако, в защиту могу сказать, что и среди зарубежных мультфильмов есть и исключения – прекрасные анимационные фильмы такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», несут доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Гибель Льва-отца в «Короле Льве» показана как трагедия, то есть дано верное представление об этом событии, заставляющее задуматься о ценности жизни.
1.4 Какие опасности скрывают в себе мультфильмы
Я выяснил, что выдуманный мир мультипликации скрывает в себе опасности.
Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство, т.к. является не просто своего рода примером для подражания, но вторым по значимости авторитетом после родителей.
В мультсериале «Покемоны», в переводе – карманные чудовища, существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Дети, смотря на это, сравнивают себя с его героями и постепенно усваивают агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. При многократном просмотре подобных сцен у детей создается определенная модель поведения, идет вызов агрессии.
Из американских мультфильмов ребёнок узнает о том, что сила, это всемогущий аргумент и можно совершенно без последствий ударить человека по голове или убить.
В некоторых мультфильмах можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость к своей семье, родителям, братьям и сестрам. Например, в «Симпсонах» практически в каждой серии герои бьют друг друга по голове, используют ненормативную лексику. Этот мультфильм направлен на внедрение неправильного поведения в семье.
Большинство современных мультфильмов:
- Яркие, действие происходит очень быстро.
- Имеют простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультфильмах.
- Значение речи для понимания содержания мультфильма сведено к минимуму.
- Озвучены мультфильмы одинаковыми голосами переводчиков.
- В них много агрессии
Глава 2. Практические исследования
2.1. Анкетирование учащихся
Я решил исследовать, какие мультфильмы предпочитают школьники. Для этого я в течение месяца проводил опрос среди учащихся 1 - 4 классов. Были предложены следующие вопросы:
- Любишь ли ты смотреть мультфильмы?
- Какие у тебя любимые мультфильмы?
- Назови мультфильмы, которые тебе не нравятся. Почему?
- Какие мультфильмы ты предпочитаешь смотреть отечественные или зарубежные?
- Герои каких мультфильмов тебе нравятся, и ты хотел бы быть на них похожим?
В своём 2Г классе провёл анкетирование:
1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы?
2.Какие мультфильмы ты предпочитаешь: зарубежные или российские?
Почему?
3.Назови любимый мультфильм. Почему он тебе нравится?
4.Назови нелюбимый мультфильм. Почему он тебе не нравится?
5.Как часто ты смотришь мультфильм?
А) каждый день.
Б) иногда.
В) по выходным.
Г) редко.
6.Где ты смотришь мультфильм?
А) по телевизору.
Б) по компьютеру.
В) по DVD.
Г) в кинотеатре.
На вопрос «Назови любимый мультфильм» были названы: «Смешарики», «Фиксики», «Монстр Хай», «Том и Джерри», «Куми-Куми», «Барбоскины», «Монстры на каникулах», «Человек- паук», «Маша и Медведь», «Ягодный город», «Маугли», «Гуси-лебеди» и др.
Какие мультфильмы не нравятся?
«Ну погоди», «Винкс», «Боб строитель», «Трансформеры», «Губка Боб», «Томас и его друзья»
2.2. Экспериментальное исследование «Влияние просмотра разных мультфильмов на частоту сердечных сокращений».
Я решил на практике проверить влияние просмотра отечественных и американских мультфильмов на состояние психики учащихся моего класса. Выбрал 5 мальчиков и 5 девочек из класса, включил для просмотра два мультфильма: один отечественный, а другой американский. После просмотра каждого мультфильма ребята измеряли пульс сами, а с руководителем проекта измерили ещё и датчиком частоты сердечных сокращений. (см. Приложение 2).
Результаты экспериментального исследования
Оказалось, что после просмотра отечественного мультфильма частота сердечных сокращений сохранилась в норме 75 - 80 ударов в минуту. А после просмотра американского мультфильма частота сердечных сокращений у некоторых увеличилась до 129 ударов. Следовательно, можно сделать вывод, что при просмотре американского мультфильма, ребята испытывали больше волнений, эмоций, переживаний.
Заключение.
Результаты исследования
Опрошено 83 учащихся 1- 4 классов
Анализ анкет показал, что все учащиеся 100% любят смотреть мультфильмы. Причем 18 учащихся из опрошенных любят абсолютно все мультфильмы, будь то зарубежные или российские. 27 - предпочитают зарубежные мультфильмы, т.к. они красочные. И 37 – российские мультфильмы, т.к. они веселые и добрые. Данные результата я представил в виде диаграммы (Приложение 1).
При выборе любимого мультфильма критериями явились: добро побеждает зло, веселый и забавный, смешной, познавательный.
Почему мультфильм не нравится, ребята отвечали, потому что непонятный, страшный, неинтересный.
Результаты экспериментального исследования
Выводы:
Я выяснил:
1. Отечественные мультфильмы — умные, мудрые. Они учат добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь, а отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.
2. Мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию детей
3. Мультфильмы, в сюжете которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у детей тревожность, страхи, неуверенность.
4. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания детей.
5. В ходе исследовательской и экспериментальной работы, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на развитие и психику детей, поставленная мною цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
В целях просветительской работы, мною вместе с моим руководителем были проведены классный час во 2 Г классе и родительское собрание на тему: «Влияние мультфильмов на развитие и психику детей».
Литература
1. Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников - 2006 г., с.28 -31
2. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки». // Чистые пруды, 2006 г., с.32
3. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.1434
4. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» М. Издательство «Педагогика», 1976г., стр.217-218
Интернет-ресурсы:
6. http://sunhi.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность обучающихся. Проект по теме «Влияние школьного завтрака на здоровье и успеваемость детей»
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить пла...
Проект на тему: «Развитие художественного творчества детей через нетрадиционные техники рисования».
нетрадиционная техника рисования, картины в техники пуантилизма...
Информационно - исследовательский годовой проект «Наша родина - Россия»
Информационный годовой проект разработан и проводится с учащимися 4-х классов. Деятельность учащихся индивидуально и в группах по созданию разнообразных по виду и содержанию проектных продуктов....
Проект на тему Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью.
Проект на тему Развитие мышления у детей с умеренной умственной отсталостью....
Ученический исследовательский проект на тему: Проблемы зрения у детей младшего школьного возраста
Актуальность. В наше время даже маленький ребенок знает, что такое компьютер, ноутбук. Вместо игр на свежем воздухе дети часами играют в компьютерные игры, не обращая внимания на слова взрослых о том,...
Проект на тему:"Влияние моющих средств для посуды на здоровье человека"
Проект на тему:"Влияние моющих средств для посуды на здоровье человека"...
Исследовательский проект на тему: «Влияние комнатных растений на здоровье школьников»3 класс
Цель исследования: изучить комнатные растения нашей школы и выявить их влияние на здоровье учеников.Задачи:Из литературных источников выяснить, какое влияние оказывают комнатные растения на здоровье ч...