"Влияние музыки на здоровье детей".
проект (4 класс) по теме
15.05.2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Как влияет музыка на здоровье и обучение детей". | 101.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Как влияет музыка на здоровье
и обучение детей
младшего школьного возраста.
Руководитель: Васильева Л.Н.
учитель МОУ Лицея № 15.
Заводского района г. Саратова
Выполнил: Слободяник Пётр
ученик 4 - г класса
Саратов - 2015
Содержание:
- Методический паспорт проекта
- Этапы проекта
- Литературный обзор по теоретическим вопросам темы исследования;
- Проблема позитивного и пагубного влияния музыки.
VI. Практическая работа
- Исследование №1. Влияние музыки на здоровье обучающихся.
2. Исследование №2. Влияние музыки на качество знаний.
3. Исследование №3. Эмоциональное состояние ребят
4. Анкетирование.
VII. Приложение
Результаты анкетирования обучающихся 4 «Г» класса
VIII. Выводы
IX. Список источников
Тема исследования: «Влияет ли музыка на здоровье и обучение детей
младшего школьного возраста».
В нашем классе 8 человек занимаются музыкой вне школы и при этом ещё хорошо учатся. Я решил проверить мысль о том, влияет ли музыка на здоровье учащихся и обучение в школе.
Гипотеза исследовательской работы: действительно ли музыка оказывает влияние на здоровье и обучение детей.
Цель исследовательской работы: доказать, что музыка влияет на здоровье и обучение детей.
Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда задач:
- Провести литературный обзор по теоретическим вопросам темы исследования;
- Показать, какое влияние музыка оказывает на человека;
- Рассмотреть проблему позитивного и пагубного влияния музыки.
- Подтвердить то, что музыка оказывает воздействие на обучение и здоровье человека.
Время работы над проектом: 1 месяц
Методы:
- анкетирование;
- статистическая обработка результатов.
- наблюдение
- эксперимент
Режим работы: внеурочный
Информационно-техническое обеспечение:
- библиотека;
- Интернет;
- фотографии;
- компьютер;
- мультимедийная установка
- Мотивация к познанию: личный интерес обучающихся
- Работа над проектом
- 1 этап: организационный
- Выбрал тему исследования, определил цели и задачи исследования, составил план для проведения работы, а также выбрал доступные и наиболее приемлемые методы исследования.
- Роль учителя - направляющая на основе мотивации.
- 2 этап: поисково-исследовательский
- Изучал литературу, делал фотографии, проводил опрос, исследование (анкетирование одноклассников).
- Роль учителя – организатор встреч, тесное взаимодействие с обучающимися в процессе обработки, анализа и систематизации данных.
- 3 этап: создание продукта проектной деятельности
- Продуктом проектной деятельности явилась презентация (о влиянии музыки на здоровье и обучение детей ), которая в дальнейшем может быть использована для проведения классных часов в начальной школе.
- Роль учителя – обучающая, тесное взаимодействие с обучающимся в процессе обработки, анализа и систематизации данных.
- 4 этап: предъявление проекта и его продукта
- Роль учителя – сотрудничество.
Проштудировав кучу литературы по музыке, я убедился, что с давних времен до наших дней музыкальное искусство бесспорно признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека.
Музыка также оказывает положительное влияние на интеллект ребенка. Кроме того, овладение музыкальным инструментом - это развитие беглости пальцев, моторики, соответствующих зон головного мозга, которые в свою очередь отвечают за речь. Поэтому специалисты часто говорят о том, что беглость пальцев влияет и на развитие речи, и на развитие интеллекта. Следовательно, игра на любом музыкальном инструменте полезна.
Музыка сама по себе творит чудеса. Есть занимательные факты:
- ребенок, еще в организме матери слышит и чувствует звучание музыки и по-разному реагирует на различные ее направления. При звучании танцевальной музыки – ведет себя беспокойно, а классической-успокаивается;
- выздоровление человека происходит быстрее, если он регулярно слушает духовнyю музыку;
- у коров увеличиваются удои молока при звучании классической музыки;
- у человека в несколько раз повышается работоспособность при прослушивании классической музыки Чайковского.
История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства.
Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был ещё композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке…
Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.
Нет сомнений в том, что музыка лечит тело и душу. То, что музыкой можно учить, еще предстоит доказать. Но не будем забывать, что музыка просто дарит нам необъяснимую радость.
- Как же музыка влияет на здоровье обучающихся?
Для получения более точных результатов, я сравнил данные обучающихся своего класса, занимающихся в школе искусств и не занимающихся в школе искусств.
Класс | Пропущено уроков по болезни | Количество обучающихся | ||
| Не посещающих муз. школу | посещающих муз. школу | Не посещающих муз. школу | посещающих муз. школу |
4кл | 488 | 163 | 22 | 8 |
Количество пропущенных уроков на 1 обучающегося | 22,1 | 20,3 |
Вывод: Мы видим, что обучающиеся, посещающие музыкальную школу болеют реже.
2. Одним из последних открытий является воздействие музыки на воду (как известно, человек на 80% состоит из воды). Стал известен тот факт, что воздействие тяжёлого рока вызывает разрушение структуры воды, а классическая (спокойная) музыка – делает воду кристально чистой с правильной и симметричной структурой. Примером этому факту может послужить то, что рокер, в свои сорок лет будет выглядеть как «выжатый лимон», а человек, который слушал, или сам создавал классическую музыку, выглядит хорошо, ухоженно, без морщин.
Специалисты говорят: «Когда радуется и смеётся музыка, с ней вместе смеётся и радуется человек». Об этом говорит ещё Шекспир в трагедии «Ромео и Джульета»: «Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль».
Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.
А вот более подробный список музыкальных произведений:
«Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова помогают при лечении алкоголизма и курения.
Соната №7 Бетховена излечивает гастрит.
Все произведения Моцарта развивают умственные способности у детей.
Многие произведения Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева снимают неврозы и раздражительность.
Профилактику утомляемости проводят с помощью «Утра» Грига, фрагмента из оперы «Хованщина» «Рассвета над Москвой-рекой» Мусоргского, романса Чайковского «Вечерний звон».
Творческий импульс придают «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк», «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна.
К полному расслаблению приводит прослушивание «Вальса» Шостаковича, «Мужчины и женщины» Лея, музыкальных иллюстраций Свиридова к повести Пушкина «Метель».
«Свадебный марш» Мендельсона нормализует кровяное давление и сердечную деятельность, а сюита «Пер Гюнт» Грига - сон и работу мозга.
Многие произведения успокаивают нервы: Бах, Соната соль минор, ч.1; Шопен, Соната №3 соч.4; Рахманинов, 1-й концерт, ч.1; Шопен, Ноктюрн ми бемоль мажор, соч. 9, ч. 2; Шуберт, 7-ая симфония до мажор, ч. 2; Чайковский, «Времена года», «Февраль»; Лист, Ноктюрн №3; Моцарт, 25-ая симфония, ч. 2; Шопен, Вальс № 2.
Вывод: необходимо использовать любую возможность посещать различные концерты классической и камерной музыки филармонию, оперы, балеты именно с раннего возраста.
Мои исследования
Исследование 1
В третьем классе была проведена работа по математике на 2 варианта. Один раз включили классическую музыку, а в другой раз рок (при этом ребятам поменяли варианты).
Классическая музыка | Тяжелый рок | |
Задачу не решили | 2 человека | 5 человек |
Ошиблись в вычислениях | 3 человека | 6 человек |
Я также исследовал влияние музыки я на себе. Одну неделю на ночь я слушал спокойную классическую музыку. Другую неделю перед сном слушал тяжелый рок. В эти 2 недели была замечена разница в моем поведении: засыпал я под классику быстрее, а под рок в 2 раза дольше; по утрам первую неделю вставал лучше, а во вторую неделю у меня увеличилась раздражительность по отношению к окружающим.
Вывод: Исследования показали, что под классическую музыку было сделано ошибок меньше. Направление музыки как рок влияет на человека отрицательно и это надо остановить, иначе мир людей станет беспомощным перед Вселенной.
Исследование 2. Как музыка влияет на качество знаний.
Сопоставив данные по качеству знаний обучающихся 4-г класса, мы видим, что те обучающиеся, которые посещают музыкальную школу, в общеобразовательной школе учатся гораздо лучше (качество знаний 100 %), чем обучающиеся не посещающие школу искусств (качество знаний 63%).
Класс | Количество человек | Количество человек, посещающих школу искусств | Из них, количество человек учатся на "4" и "5" | Количество человек, не посещающих школу искусств | Из них, количество человек учатся на "4" и "5" |
4 «г» | 30 | 8 | 8 – 100% | 22 | 14 – 63% |
Вывод:
Спокойная классическая музыка улучшает работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.
Исследование 3
В своём классе провёл опрос, с целью узнать эмоциональное состояние ребят.
Анкета
№ вопроса | да | нет |
1.Нравятся ли вам уроки музыки в школе | 16 | 7 |
2.Нравится ли вам слушать классическую музыку | 11 | 12 |
3.Нравится ли вам слушать рок-музыку | 16 | 7 |
4. Хотели бы вы, чтобы музыка присутствовала и на урока математики, русского языка… | 11 | 12 |
5. Как вы думаете, способна ли музыка улучшить настроение и организовать досуг | 17 | 6 |
6. Способна ли музыка привести к эмоциональному сбою | 10 | 13 |
7. Хотелось бы вам научиться игре на музыкальном инструменте | 20 | 3 |
Выводы:
1. Сопоставив все вышеперечисленные данные, мы пришли к выводу, что музыка, действительно, положительно влияет на здоровье обучающихся нашей школы, успеваемость и эмоциональное состояние. профессиями.
2.Занимаясь музыкой, ребёнок тренирует математические способности и развивает пространственное мышление.
3.Музыка стимулирует работу мозга, помогает формированию аналитических способностей.
4.Музыка оказывает благотворное влияние на интеллектуальный рост детей, учит мыслить.
Мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять всё, что ему нужно.
5.Музыка и речь - психологические родственники. Музыкальные занятия оказывают помощь в изучении языка, освоении навыков чтения, а также в лечении речевых расстройств.
6.Музыкальные дети многое видят и лучше чувствуют, их труднее вывести из себя, и они меньше подвержены паническим настроениям.
7.У музыкального ученика меньше проблем с успеваемостью – эту истину подтверждают наблюдения психологов и педагогов.
8.Музыкальные занятия способствуют самодисциплине и учат правильно организовывать свой досуг.
Предложения:
По результатам проведенных исследований были сделаны предложения:
1. Организовывать музыкальные перемены;
2. Использовать музыку на "не музыкальных" предметах;
3. Как можно больше проводить "встреч с музыкой" во внеурочное время;
4. Использовать музыку в школьной столовой.
5. Слушать классическую музыку дома.
Таким образом, если ребята будут как можно больше и чаще слышать красивую музыку, здоровье и успеваемость улучшатся.
СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ И БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
Литература:
- Е. Перламутрова. Песенная терапия при работе с детьми. Журнал «Искусство в школе», № 1, 1997.
- И.И. Клюкин. Удивительный мир звука. - Л.: Судостроение, 1978. – 168 с.
- Л. Мельников. Музыка… разрушения. Журнал «XXI век. Гостиная».
- В.Ю. Завьялов. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. – Новосибирск, 1995.
3. Интернет-сайты «classic-music.ru», «toke-cha.ru», «vargan.ru», «wind-instrument.ru», «musicbox.narod.ru», «classic-music.ru»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О влиянии компьютерных игр на физическое здоровье детей
О влиянии компьютерных игр на физическое здоровье детей и развитие их личностных качеств. Статья для родителей. Л.Д.Ризатдинова...
Родительское собрание в начальной школе на тему: «Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей»
«Влияние телевизора и компьютера на здоровье детей»Цель выступления – познакомить родителей с влиянием телевизора и компьютера на здоровье детей.Задачи собрания: учить родителей анализирова...
«СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ. ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»
Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является - мультфильм. Для детей в дошкольном возрасте в основном средст...
Влияние музыки на здоровье ребёнка.
Сообщение о влиянии музыки на развитие детского организма. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке так как это является важной составляющей здорового образа жизни. Одна из возможностей, ...
Исследовательская работа "Влияние телефона на здоровье детей"
Исследовательская работа "Влияние телефона на здоровье детей"...
Исследовательская работа "Влияние питания на здоровье детей"
Научно- исследователькая работа 2 класс...
Влияние музыки на психику детей и подростков.
Важный аспект творчества, в частности музыкального, - его природосообразность. Творчество должно быть экологичным, или творчество только тогда можно считать состоявшимся, когда оно экологично, то есть...