Влияние СМИ на психику ребенка.
материал по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Влияние СМИ на психику ребёнка»
Предварительная работа: Возможно использовать следующие три методики:
- Анкета для родителей. (Приложение 1);
- Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор». (Приложение 2);
- Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (Приложение 3)
Тест опросник:
1.Кто твой друг? (семья, книга, телевизор, компьютер)
2. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
3. Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
4.Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
5.Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы вы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной.
Краткое описание диагностик
1. Анкета для родителей
Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
- Повышенный уровень агрессивности – 16-20 баллов
- Высокий уровень агрессивности — 11-15 баллов.
- Средний уровень агрессивности — 6-10 баллов.
- Слабый уровень агрессивности —1-5 баллов.
2. Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор».
Возраст испытуемых – 6-7 лет.
Испытатель (психолог или учитель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания на предмет его отношения к вопросам, связанным с проявлением агрессивности на телеэкране, что говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценки результатов:
- Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.
- Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.
- Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.
- Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.
3. Методика “Рисунок несуществующего животного”
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.
Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
Таблица 2
Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности детей
Симпто-комплекс | Симптом | Балл |
1 | Сильная, уверенная линия рисунка | 0,1 |
2 | Неаккуратность рисунка | 0,1 |
3 | Большое количество острых углов | 0,1 |
4 | Верхнее размещение углов | 0,1 |
5 | Крупное изображение | 0,1 |
6 | Голова обращена вправо или анфас | 0,1 |
7 | Хвост поднят вверх, пышный | 0,1 |
8 | Угрожающее выражение | 0,1 |
9 | Угрожающая поза | 0,1 |
10 | Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) | 0,1 |
11 | Хищник | 0,1 |
12 | Вожак или одинокий | 0,1 |
13 | При нападении дерется традиционным способом | 0,1 |
14 | Ночное животное | 0,1 |
15 | Другие признаки | 0,1 |
На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
- Повышенный уровень агрессивности – 11-15 баллов
- Высокий уровень агрессивности — 7-10 баллов.
- Средний уровень агрессивности —4-6 баллов.
- Слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.
Подготовка выставки рисунков детей «Я смотрю телевизор», «Мои любимые мультяшные герои»
Видеоматериал: Влияние мультфильмов на психику детей
Оформление, оборудование и инвентарь:
«Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природа, но и его, кто хочет, тот и отнимает».
(Л.А. Сенека)
Выставка рисунков детей «Я смотрю телевизор», «Мои любимые мультяшные герои»
Цели:
1. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором.
2. Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.
Вопросы для обсуждения:
1. Статистика о роли телевидения в жизни ребенка.
2. Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.
Вопросы для дискуссии.
1. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
2. Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
3. Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с телевизором. Назовите возможные варианты.
План организации собрания
I. Вступительное слово учителя
Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли включать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна. Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа, а теперь немного статистики:
- две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
- время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов;
- 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;
- 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;
- 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
II. Результаты опроса.
Но, возможно, вы думаете, что эта статистика не относится в нашим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты опроса в классе, проведенного по следующим вопросам:
- Кто твой друг? (семья, книга, телевизор, компьютер)
- Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
- Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
- Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
- Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы вы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной.
Педагог приводит данные анализа ответов детей на предложенные вопросы.
Ознакомившись со статистикой и результатами ответов детей, родители, как правило, задают вопросы, что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами. Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?
IV. Просмотр видеоматериала. Влияние мультфильмов на психику детей
V. Проводится обсуждение проблемы и обмен мнениями.
Мнения учащихся о просмотре телепередач.
Просмотр телевизора дает возможность:
- расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
- находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
- понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
- узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
- развить воображение, фантазию, внимание.
VI. Экскурсия по выставке учеников, подготовленной к собранию. Учащиеся готовят выставку рисунков «Я смотрю телевизор», «Мои любимые мультяшные герои» которые отражают их предпочтения.
Правила борьбы с телеманией:
1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.
3. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнения взрослых по поводу детских.
4. Телевизор не должен быт значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
5. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкнет к ним и даже испытывает от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.
VII. Домашнее задание родителям
1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?
2. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
3. Какие передачи предпочитает?
4. В какой передаче хотел бы сам принять участие?
5. Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «Опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т.д.
VIII. В родительский дневник
- Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.
- Можно предложить для внимания читателей некоторые рекомендации детских невропатологов и психологов по сохранению психосоматического здоровья детей.
- Здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин. 5-6летние дети 30 мин., младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.
- Виртуальные образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому, что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту "мелькания". Поэтому необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение нервной системы.
- До 7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность. Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером. Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.
XI.Современное общество, к сожалению, таково, что детей надо от него ограждать, и чем дольше мы будем их ограждать, тем лучше, потому что, когда они вынуждены будут войти во взрослую жизнь, у них уже будет окрепшая психика. Разумеется, мы должны готовить детей к встрече со взрослой жизнью, укрепляя их духовно и нравственно, чтобы встреча со взрослым миром не опрокинула наших детей в грязь.
Для того чтобы дети росли максимально психически здоровыми, главное - должен быть мир в семье. А для этого кто-то в семье должен быть смиренным. Для психического состояния ребёнка важно и то, сколько детей в семье. Один ребенок в семье, как правило, становится эгоистом. Два – также растут потребителями и у них возникают конкурентные отношения. Трое детей - необходимый минимум. А если в семье много детей, они вырастают хорошими людьми. Всё общее, всё наше, мы родные. Все работают, приучаясь заботиться, опекать других.
Приложение 1
Анкета для родителей
ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»
- Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Да__________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
- Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
7. Он не прочь подразнить животных.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
8. Переспорить его трудно.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
12. Часто не по возрасту ворчлив.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
16. Легко ссорится, вступает в драку.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Да_________________________________________________________
Нет________________________________________________________
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________________
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Да_________________________________________________________
Нет_________________________________________________
Приложение 2
Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
УТВЕРЖДЕНИЯ:
- Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:
а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;
б) Мультфильм «Человек – Паук»;
в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;
г) свой вариант.
2) Какую взрослую передачу по телевизору ты смотришь с большим удовольствием:
а) «В мире животных»;
б) «Пусть говорят»;
в) «Криминальная хроника»;
г) свой вариант.
3) В каком телевизионном фильме ты хотел бы сняться:
а) «Приключения Электроника»;
б) «Менты»;
в) «Мортал Комбат смертельная битва»;
г) свой вариант.
4) Если бы ты был главным режиссёром про что бы ты придумал детскую передачу:
а) про дружбу между людьми;
б) про драки между людьми;
в) детский боевик;
г) свой вариант.
Приложение 3
Методика “Рисунок несуществующего животного”
Интерпретация методики
Положение рисунка на листе: норма — рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа — высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры – голова: голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Деталь "уши" — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Глаза: это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — постамент): рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты: выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры: анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия: оценивается количество изображенных деталей —только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “лю-лю”, “кус-кус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Влияние мультфильмов на психику и сознание детей"
Презентация содержит информацию о влиянии мультфильмов на сознание и психику детей, видео ролик, посвященный данной проблеме....
Родительское собрание на тему: "О влиянии компьютерных игр и телевизионных передач на психику ребенка"
О влиянии компьютерных игр и телевизионных передач на психику ребенкаЗадачи собрания: Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором. Показать вл...
Влияние мультфильмов на психику ребенка
Что можно, а что нельзя смотреть нашим детям...
К исследовательской работе презентация "Влияние мультфильмов на психику ребенка"
Зарубежные мультфильмы в большинстве своем отрицательно влияют на детей. А российские и советские мультфильмы наоботот....
Влияние компьютера на психику ребенка
компьютерные игры...
"Влияние мультфильмов на психику ребенка"
Польза и вред мультфильмов...
Влияние гаджетов на психику ребенка
статья...