Методическая разработка квеста"Ученый кот и юные защитники природы"
классный час (3 класс)

Светлана Николаевна Леонова

Цель данной работы – формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1.     Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения планеты мусором и найти способы решения данной проблемы.

2.     Научиться через практическую деятельность делать из твёрдых бытовых отходов полезные вещи, которые могут пригодиться в быту.

3.     Развивать образное мышление, воображение, познавательную и творческую активность детей, умение работать в группах.

4.     Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Планируемые результаты

Предметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Личностные: осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы; бережно относиться к ценностям окружающего мира. 

Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения поставленной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные: усовершенствуют практические и коммуникативные навыки во время творческой игровой деятельности.

 

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия – квест

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx48.02 КБ

Предварительный просмотр:

III Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

«Классный руководитель XXI века»

Экологическое направление

«Юные друзья природы»

Леонова Светлана Николаевна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»

2022 год

Квест «Юные друзья природы»

Пояснительная записка

Тематическое направление: Экологическое воспитание.

Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Люди привыкли себя считать хозяевами планеты. Бездумное использование природных ресурсов, природные катастрофы, лесные пожары, оставление огромного количества мусора ведет к печальным последствиям. Мусора на земле с каждым днем становится все больше и больше, в каждом доме образуется огромное количество различных бытовых отходов. Эти отходы загрязняют окружающую среду. Мы помним, что большая часть мусора не разлагается в естественных условиях или на это уходит очень много времени. Часть мусора может остаться навсегда на этой планете, например, в горах Эвереста. И уже сейчас необходимо задуматься о будущем нашего поколения, сделать наш мир более чистым и уютным, а для этого необходимо уменьшить количество выбрасываемого мусора, создавать заводы по утилизации и переработке бытовых отходов или, по возможности, дать этим отходам новую жизнь.

Еще одна тема, которая в настоящее время является очень актуальной - это лесные пожары. Лесные пожары – это страшное стихийное бедствие, которое уничтожает наши леса, несёт огромный вред экологии. Самой главной, наиболее распространенной причиной возникновения пожара, является сам человек. Непотушенный костер, брошенная сигарета, оставленный мусор в лесу, поджёг сухой травы - все это неизбежно ведет к возникновению лесных пожаров, в которых, к сожалению, гибнет огромное количество деревьев, цветов, животных, птиц, насекомых. Низкий уровень экологического воспитания, безответственное отношение к окружающей среде несут в себе разрушительные последствия для экологии. Поэтому необходимо уже с самого раннего возраста приучать к ответственному отношению к природе, любить и уважать планету, на которой мы живем.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 3-4 классов средних образовательных учреждений.

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, впечатлительны. В этом возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств, положительных черт характера. Дети стараются подражать взрослым, а особенно учителю, ведь именно педагог становится главным авторитетом в его жизни. И если педагог сам переживает за судьбу своей страны, своим примером показывает, что значит быть воспитанным и культурным, то и дети, глядя на своего учителя, будут стараться сделать этот мир лучше.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя,

связь с другими мероприятиями.

Мероприятия по экологическому воспитанию необходимо проводить в урочное и во внеурочное время. Внеурочная деятельность занимает особое место в работе классного руководителя, т.к. имеет большие дополнительные возможности для развития и воспитания обучающихся. Она направлена на развитие, саморазвитие ребенка, повышает мотивацию обучения. Воспитание детей происходит в любой момент его деятельности, однако надо помнить, что именно свободное, правильно организованное после уроков время, дает положительные результаты в воспитании детей.

Квест «Юные друзья природы» имеет общие цели по экологическому воспитанию младших школьников. Данная игра очень тесно связана с мероприятиями, которые в течение года проходили в нашей школе. Это «акция #5минутбезсвета», «Неделя энергетика», Неделя детских изобретений, конкурс стенгазет «Лес – наше богатство».

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель данной работы – формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения планеты мусором и найти способы решения данной проблемы.
  2. Научиться через практическую деятельность делать из твёрдых бытовых отходов полезные вещи, которые могут пригодиться в быту.
  3. Развивать образное мышление, воображение, познавательную и творческую активность детей, умение работать в группах.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Личностные: осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение природы; бережно относиться к ценностям окружающего мира.

Регулятивные: определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения поставленной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные: усовершенствуют практические и коммуникативные навыки во время творческой игровой деятельности.

Форма проведения воспитательного мероприятия – квест.

Игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, способствует развитию личности ребенка. Познавательные, интеллектуальные игры и творческие задания учат детей размышлять, самостоятельно находить верные ответы, дополнять знания по основным темам школьного курса, узнавать много нового и интересного.

Квест – игра –это очень интересная, совершенно новая форма обучения, с помощью которого дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций. Квест дает возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, ярким и запоминающимся, способствует развитию аналитических способностей, развивает фантазию, воображение, а также развивает коммуникативные навыки, стимулирует общение, служит отличным способом сплотить играющих воедино.

Педагогические технологии (методы, формы, приёмы, используемые для достижения результатов) - практическая работа, групповая работа.

В квесте работа над выполнением творческих и интеллектуальных заданий проходит в составе малых группах. Это создает предпосылки для выработки умения работать сообща, доводить работу до конца, чувствовать себя «частью творческого коллектива», осваивать технику групповой работы. Хочется отметить, что данная игра создает самые благоприятные условия для развития личности обучающихся. Работая в группе, школьники учатся сотрудничеству и развивают свои коммуникативные навыки. Это позволяет им чувствовать себя гораздо увереннее в школьном коллективе.

В данной разработке воспитательного мероприятия большое внимание уделено межпредметным связям. При выполнении заданий квеста обучающиеся используют знания, полученные на уроках технологии, окружающего мира, ИЗО.

Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов:

В данной методической разработке использованы следующие педагогические технологии:

Игровая технология.

Групповая технология

Технология решения изобретательских задач

Технология коллективной творческой деятельности

Руководство и методическое обеспечение

Организатором творческой игры является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

Общее руководство осуществляет оргкомитет, в состав которой входят педагоги школы.

Оргкомитет:

- формирует и утверждает состав жюри;

- осуществляет разъяснительную работу и консультативную помощь участникам игры;

- подводит и утверждает итоги игры.

В состав жюри входят представители УО ААГО, образовательных учреждений, экологических организаций области. Жюри оценивает участие в игре в соответствии с критериями, выявляет победителей.

Длительность мероприятия – 120 мин.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

Наличие «Коробки изобретателя», в которой должно быть:

- мешки для мусора;

- пластиковые трубочки;

- пластмассовые ложки, стаканчики, тарелочки (можно картонные), не менее 5 штук;

- верёвка – 1 метр (любая);

- скотч узкий и широкий;

- пластилин;

- цветная бумага, картон, белые листы;

- клей-карандаш;

- ножницы;

- коробочки из-под сока (разные);

- пластмассовые бутылки – 1 литр (и другие);

- цветные карандаши, фломастеры;

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных

руководителей.

Квесты имеют большие возможности по экологическому воспитанию детей, т.к. путешествуя по сюжету игры, выполняя творческие и интеллектуальные задания, у детей происходит формирование нравственных, эстетических чувств, конкретных элементарных понятий о природе.

Методическая разработка доступна для детей младшего школьного возраста и может быть использована в любой образовательной организации. Квест можно проводить в группах продленного дня, на летней площадке.

2. Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия.

Подготовительная работа подразумевает совместную деятельность организатора квеста, классного руководителя и учащихся. Классные руководители формируют команды из учащихся 3 - 4 классов, готовят с детьми визитную карточку. Учащиеся под руководством учителя осуществляют поиск информации об экологии, о ситуации с лесными пожарами, изучают способы решения данной проблемы, участвуют в конкурсах рисунков и поделок на тему «Сохраним планету чистой», «Нет лесным пожарам».

Описание проведения воспитательного мероприятия

Этап

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

Деятельность педагогов

Дидактическая карта мероприятия

Организатор игры:

- Добрый день участники игры. Мы рады Вас приветствовать в стенах нашей школы. Наш квест называется «Юные друзья природы».

Вас ждут интересные задания, а для того, чтобы успешно справиться с ними, вам понадобится умение работать в команде, проявить находчивость, смекалку, изобретательность, фантазию и творческий подход.

У каждой команды имеется своя «Коробка изобретателя», которая поможет вам достичь поставленной цели.

- Ребята, к нам на игру пришло письмо от дядюшки Ау. Послушайте, пожалуйста, его обращение к вам.

- Здравствуйте, ребята!

Меня зовут дядюшка Ау. Я и мои лесные друзья с тревогой наблюдаем за тем, как с каждым годом увеличивается число лесных пожаров. Гибнут деревья, цветы, птицы, звери, насекомые. Чаще всего причиной пожаров являются сами люди.

Например, 12 июня 2021 года туристы развели костёр на берегу озера Байкал. От их кострища пламя ушло в лес. Огонь быстро распространялся. Общая площадь пожара составила 0,7 га. С большим трудом силами МЧС и пожарными структурами огонь удалось локализовать.

Очень вас прошу помочь нам с тушением пожаров.

-Давайте вместе сохраним наши леса, сохраним нашу планету красивой.

-Ребята, давайте поможем дядюшке Ау и его друзьям.

-Нашу сегодняшнюю встречу мы посвятим охране лесов от пожара.

Каждая команда получает свой маршрутный лист, он поможет вам сориентироваться в стенах школы и последовательно выполнять задания дядюшки Ау, не мешая друг другу.

Я приглашаю представителя команды получить свой маршрутный лист (вручение). Просьба подписать название команды. По указателям вы найдете нужную станцию. Обращаем ваше внимание, что на каждой станции время работы будет ограничено. Старайтесь в него уложиться.

Желаем всем удачи, и мы рады дать старт нашей игре.

Дети делятся на команды. Проходят инструктаж по технике безопасности. Знакомятся с правилами игры. Капитаны команд получают маршрутный лист.

Прослушивают правила игры. Получают экспертный лист с описанием критериев оценивания работ.

Станция

«Знак пожарной безопасности».

Задание 1.

«Знак пожарной безопасности».

(техника выполнения работы любая)

- Ребята, пожалуйста, придумайте и нарисуйте такие знаки, чтобы люди помнили, что костры надо обязательно тушить перед тем, как уходишь из леса, а для этого можно использовать не только воду, но и землю и песок.

-Приступайте к работе, желаем вам удачи.

Время работы 15 минут.

-Ребята, давайте подарим дядюшке Ау наши знаки, он их повесит на полянках в лесу, чтобы люди помнили пожарной безопасности.

Прослушивают задание, приступают к работе, используя материалы из коробки изобретателя.

Жюри оценивают работы детей.

Критерии оценивания:

- соответствие тематике;

- творческий подход к выполнению знака детьми;

- качество выполнения, эстетичность;

- яркость, неординарность;

- познавательный характер;

- наличие слогана.

Станция «Техника будущего»

Задание 2.

Выполнить творческую работу модели «Техника будущего. Машина для тушения пожара»

- Ребята, очень часто бывает так, что пожарной машине достаточно трудно пробраться к месту очага пожара. Придумайте и выполните модель такой пожарной машины, чтобы она могла с легкостью попасть к месту пожара и быстро справиться с огнём.

Используйте материалы «Коробки изобретателя». Желаем вам удачи!

Время работы 15 минут.

-Ребята, давайте подарим дядюшке Ау наши машины, а он их передаст пожарным службам.

Прослушивают задание, приступают к работе, используя материалы из коробки изобретателя.

Жюри оценивают работы детей.

Критерии оценивания:

- соответствие тематике;

- соответствие возрасту;

- творческий подход к выполнению модели детьми;

- качество выполнения, эстетичность;

- неординарность;

- познавательный характер.

Станция «Знатоки природы»

Задание 3

Ребята, а сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете окружающий вас мир. Вам необходимо ответить на ряд вопросов за определенный промежуток времени. За каждый правильный ответ- 1 балл.

  • У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают?
  • Какое озеро самое глубокое?
  • Какая птица не летает, но бегает быстрее автомобиля?
  • Какую звезду называют звездой путешественников?
  • Какая ягода бывает красной, белой и черной?
  • Дерево – символ нашей Родины?
  • Какую траву на ощупь узнает даже слепой?
  • Кто из животных не любит солнца?
  • У какого насекомого орган слуха находится на ноге?
  • Какой гриб носит имя лесного хищника?

Время работы 5 минут

Дети получают лист с вопросами, по команде педагога приступают к выполнению данного задания.

После окончания отведенного времени отдают листок с ответами членам жюри.

Жюри по окончанию времени получают бланк с ответами детей, ведут подсчет правильных ответов.

Правильный ответ – 1 балл.

Станция

«Костюм пожарника в будущем»

Задание 4.

Выполнить творческую работу модели «Костюм пожарника в будущем».

Тушить пожар – это интересно, но крайне опасно. Пожарные при тушении пожаров подвергают свои жизни серьёзной опасности. Сделайте, пожалуйста, такие костюмы для пожарных, чтобы они смогли потушить любой пожар и при этом остаться живыми и невредимыми.

Используйте материалы «Коробки изобретателя». Желаем вам удачи!

Время работы 15 минут

Прослушивают задание, приступают к работе, используя материалы из коробки изобретателя.

Жюри оценивают работы детей.

Критерии оценивания:

- соответствие тематике;

- соответствие возрасту;

- творческий подход к выполнению модели детьми;

- качество выполнения, эстетичность;

- неординарность;

- познавательный характер.

Станция

«Дай жизнь земле».

Задание 5.

Выполнить работу «Дай жизнь земле».

Посадить семена цветов, на листе оформить последовательность действий (в свободной форме)

Во время пожаров гибнет очень много деревьев и цветов. Наверное, вы знаете, что одним деревьям хватит 20 лет, чтобы стать полноценным лесом. А другим деревьям нужно лет 100-200 на это же.

-Помогите дядюшке Ау восстановить лес, пострадавший от пожара. Покажите на листе бумаги последовательность действий выращивания цветов. Работа может быть выполнена в любой технике (рисунок, объемная работа).

Используйте материалы «Коробки изобретателя». Желаем вам удачи!

Время работы 15 минут.

Прослушивают задание, приступают к работе, используя материалы из коробки изобретателя.

Жюри оценивают работы детей.

Критерии оценивания:

- правильность последовательности посадки;

- творческий подход к выполнению работы детьми;

- качество выполнения, эстетичность;

- неординарность;

- познавательный характер.

Подведение итогов.

В завершении игры, после работы жюри, проходит награждение победителей, вручение сертификатов и благодарственных писем участникам и экспертам.

Победители игры определяются по номинациям.

Победители конкурса награждаются дипломами I, II, III степени.

Вручение сертификатов победителям.

Приложение

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ оценивания творческих работ

Номинация «Техника будущего»

Название

команды

Критерии оценивания

Общий балл

Приме-

чание

Эстетичность

Оригинальность

Функциональность

Аккуратность

1-3 балла

1

2

3

4

5

6

7

Член жюри ______________________ /___________________________________/

______________________ /___________________________________/

______________________ /___________________________________/

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ оценивания творческих работ

Номинация «Костюм пожарника в будущем»

Название

команды

Критерии оценивания

Общий балл

Приме-

чание

Эстетичность

Оригинальность

Функциональность

Аккуратность

1-3 балла

1

2

3

4

5

6

7

Член жюри ______________________ /___________________________________/

______________________ /___________________________________/

______________________ /___________________________________/

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ оценивания творческих работ

Номинация «Знак пожарной безопасности»

Название

команды

Критерии оценивания

Общий балл

Приме-

чание

Эстетичность

Оригинальность оформления

Актуальность

Степень раскрытия темы

1-3 балла

1

2

3

4

5

6

Член жюри ______________________ /___________________________________/

______________________ /___________________________________/

______________________ /___________________________________/

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ оценивания творческих работ

Номинация «Дай жизнь земле»

Название

команды

Критерии оценивания

Общий балл

Приме-

чание

Эстетичность

Оригинальность оформления

Актуальность

Степень раскрытия темы

1-3 балла

1

2

3

4

5

6

Член жюри ______________________ /___________________________________/

______________________ /___________________________________/

______________________ /___________________________________/

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ оценивания творческих работ

Номинация «Знатоки природы»

Вопрос

Балл

1.

У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают?

2.

Какое озеро самое глубокое?

3.

Какая птица не летает, но бегает быстрее автомобиля?

4.

Какую звезду называют звездой путешественников?

5.

Какая ягода бывает красной, белой и черной?

6.

Дерево – символ нашей Родины?

7.

Какую траву на ощупь узнает даже слепой?

8.

Кто из животных не любит солнца?

9.

У какого насекомого орган слуха находится на

10.

Из чего готовят манную крупу?

Итого:

Член жюри ______________________ /___________________________________/

______________________ /___________________________________/

______________________ /___________________________________/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...