Урок Победы "Вклад наших братьев меньших в ВОВ"
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Какие виды животных принимали участие в военных действиях, какие «профессии» имели, какова их роль в победе в ВОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pobedy.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Вклад наших братьев меньших в ВОВ

Участники: 1-2 класс

Цель:

1. Показать особую значимость отношений животных и человека в военное время.

2. Воспитывать чувство гордости за победу советского народа в Великой Отечественной войне, патриотизма, бережного отношения к природе и животным.

Задачи

1. Рассказать учащимся о роли животных на войне.

2. Пополнить знания детей о тех животных, которые оказывали помощь солдатам и мирным жителям в годы Великой Отечественной войны.

Ход урока

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем важный праздник – День Победы в Великой Отечественной войне. Доблестные воины помогли освободить мир от угрозы фашизма. Война шла долгих четыре года и унесла много жизней.

Ученик. 22 июня 1941 года ранним утром без объявления войны, по приказу Гитлера, фашистская Германия напала на нашу страну.

Учитель. Великая Отечественная война - страшный период в истории нашей страны. Именно в это время наиболее ярко проявились такие качества как отвага, взаимопомощь, дружба, мужество и преданность.

    Мы родились уже после войны и, к счастью, не узнали её тягот и ужасов, но глубоко гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и одержать победу. В этот день мы вспоминаем всех, благодаря кому она стала реальностью.

Ученик.  Война окончена давно (чтение стихотворения учеником)

Война окончена давно,

Уж лет прошло немало.

Войну мы видим лишь в кино

И знаем о ней мало.

Один мой прадед воевал,

Другой в тылу трудился.

Победу каждый приближал,

Любой за это бился.

И вот весна, победа, мир!

Затихли все сраженья.

Улыбки, слёзы, песни, пир

И вздохи облегченья.

Пусть я не знаю о войне,

Но праздную Победу.

И благодарна я стране,

Что больше взрывов нету.

Пусть будет небо голубым,

Во всём – краса уюта,

И тишина, весна, цветы,

И только залп салютов.

                            (В. Мирошникова)

Учитель. Победа далась нелегко - использовались всевозможные ресурсы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, также, как и солдаты и мирные жители. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

Ученик.

В день, наверно, раз по десять

Раз по триста каждый месяц

Больше тысяч раз в году

В переулке и в саду

На вокзале, во дворе,

На мосту, на пустыре,

На бульваре, на проспекте

Вам встречались звери эти.

Может даже вы видали

На ошейниках медали?

А скажите, вам известны

Их отвага, ум и честность?

Вот об этом – то сейчас и пойдет у нас рассказ.

Учитель. Как вы думаете, о каких животных мы будем сегодня говорить?

Учитель: Собаки, как верные друзья, оказывали огромную помощь: доставляли раненых из-под обстрелов, доставляли боеприпасы во время боевых действий, взрывали мосты, железнодорожные составы, выполняли роль связистов.

Некоторых собак готовили как подрывников. С минами на спине они забирались под танки и взрывали машины фашистов.

Известна собака Джульбарс, с помощью которой было обнаружено и разминировано более 7 000 мин.

Всего же по военным дорогам прошагало, проехало и пробежало 68 тысяч Шариков, Бобиков и Мухтаров, породистых и не очень, больших и маленьких, гладкошёрстных и лохматых. Все они внесли неоценимый вклад в дело Великой Победы над врагом.

По официальной статистике во время Великой Отечественной войны собаки:

  1. Уничтожили 300 вражеских танков.
  2. Вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых.
  3. Нашли 4 миллиона мин и фугасов.
  4. Участвовали в разминировании 300 крупных городов.
  5. В боевой обстановке доставили 200 тысяч документов.
  6. Проложили 8 тысяч километров телефонного провода.

Ученик.

У нас уважают собаку недаром:

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапёром. Порою собаки

На танки бросались в атаки.

Да, на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

                                         (Ефим Ефимовский)

Ученик.

Связки мин и гранат

Относили собаки под танки.

Защищая страну

И солдат от нависшей беды.

После боя бойцы

Хоронили собачьи останки.

Только нет там теперь

Ни холма, ни креста, ни звезды!

Учитель. Кошки не поддаются дрессировке, как собаки, но и они приносили пользу. От природы эти животные обладают повышенной чувствительностью. Кошки чувствовали приближение бомбардировки. И хозяева, предупреждённые кошкой, активно выражающей своё беспокойство, имели возможность заранее укрыться.

Неоценима роль кошек в блокадном Ленинграде. Они охраняли продукты и Эрмитаж от полчищ крыс. Были и такие кошки, которые спасли своих хозяев от голодной смерти, принося им свою добычу.

На фронте бойцы тоже держали кошек. Они гоняли разных грызунов, спасая солдат от разных инфекций.

Ученик.

В годы Великой Отечественной войны советский лётчик-истребитель был сбит в воздушном бою врагами. Самолёт загорелся, лётчик был ранен, но ему удалось спастись при помощи парашюта. Однако приземлился он на территории, захваченной фашистами. Кое-как, из последних сил добрался он до старой ветряной мельницы, забрался внутрь и потерял сознание. А когда очнулся, увидел в темноте какие-то зелёные передвигающиеся точки. Сперва подумал, что это от слабости, а, приглядевшись, понял – кошки.

Двое суток провёл лётчик на мельнице среди кошек, периодически теряя сознание. И вдруг услышал голоса. Обрадовался, думал, что это жители села. Однако, когда голоса приблизились, понял: идут немцы. Холодный пот выступил на лбу раненого. Затаившись, сквозь щель между досками лётчик наблюдал за немцами. Фашистский солдат ступил на ступеньки, кулаком ударил по двери… И тут дикий кошачий вопль потряс воздух, заставив врага попятиться. Но это было ещё не всё! Вожак кошек – чёрный кот в одно мгновенье прыгнул на голову немца и стал раздирать когтями его лицо.

Враги ушли. А на следующий день пришли советские партизаны, сделали носилки, уложили на них раненого. А когда собрались уходить, по просьбе лётчика, оставили кошкам маленькие кусочки сала: ведь они, как и партизаны, были спасателями.

Ученик.

А вот жительница деревни Новые Ачакасы Канашского района Кузьмина К.Р., ребенком пережившая войну и оставшаяся сиротой, рассказала другую историю. «У нас в детстве была кошка. Отца забрали на войну. Мать часто болела и не могла работать в колхозе. В семье – четверо детей. Мы могли умереть с голоду, если бы не наша кошка. Она ночами уходила и приносила в зубах не мышей, а куски мяса и хлеба. Не для себя, а для нас. Оставляла на столе и снова уходила. Наверное, из каких-то чуланов. Мать брала мясо и варила нам суп. Так мы прожили зиму, а потом старшие дети начали работать в колхозе».

Ученик.

Мурка и «Мессершмитт»

Есть рифма простая: кошка-окошко,

Но есть и другая: кошка – бомбёжка.

Всё это я вам говорю неспроста:

Служили на фронте два серых кота –

Коты как коты, даже чуть хитрецы –

К себе из подвала их взяли бойцы.

Ещё здесь служила белая кошка,

И знала она, что будет бомбёжка.

Все Мурку любили, любили котов

Носить на руках был их каждый готов.

Лишь только пытается взмыть «мессершмитт»,

А Мурка уж выгнулась, грозно шипит

Коты ей под стать – дыбом шерсть у котов

И вовремя полк к отраженью готов.

Учитель. Голубь считается птицей мира. Как не странно, этот символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен.

Во время войны уже были и радио, и телефоны. Но техника была крайне ненадёжной. На выручку приходили голуби. Они передавали информацию на дальние расстояния. Фашисты специально ставили стрелков для отстрела этих птиц, а также содержали ястребов, которые охотились на голубей. За время войны птицами было доставлено более 15 тысяч сообщений.

Ученик.

Также в годы войны птицы спасли раненых и голодающих жителей города Мурманска. Когда фашисты окончательно убедились, что город им не взять, они решили сжечь его. Тысячи бомб полетели на деревянные дома. Положение Мурманска, и без того тяжёлое, стало угрожающим.

Город испытывал огромные трудности, особенно в продовольствии. На службу фронту было поставлено всё. Рыбаки уходили в море и, отбиваясь от фашистских самолётов, ловили рыбу. А орнитолог Лев Осипович Белопольский организовал «яичную операцию». В бухте Безымянной на Новой Земле, где высились стометровые скалы, миллионы кайр в своих птичьих базарах откладывали яйца. Их-то, с сердечными извинениями перед птицами, и собирали промысловики. Мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр.

Ученик. Голубчик

Отражали атаку одну за другой,

Крепко сжав в кулаки свою волю.

Но видать не судьба была – выиграть бой,

Мы попали на минное поле.

Лодку так зацепило – кричи – не кричи,

Связь пропала, вода под ногами…

Вся надежда была в этой жуткой ночи

На Голубчика, жившего с нами.

- Ты лети, голубок, с грустной вестью домой,

Передай, что мы дрались отважно…

И взмыл ввысь голубок быстрой сизой стрелой,

Чтоб успеть с донесением важным.

Двое суток летел, сотни вёрст накрутил

Через море, леса, реки, горы.

Но успел и не сбился ни разу с пути,

Помня дом и родные просторы.

- Глянь, Голубчик вернулся, - спешили взять весть.

Прочитали, забили тревогу.

Голубка приласкали и дали поесть.

И буксир снарядили в дорогу.

Учитель. Вторую Мировую называют войной техники и моторов, но лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. По официальным данным численность лошадей в Советской Армии составляла 1,9 миллиона голов. Лошадей применяли как транспорт. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку. Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли именно лошади. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу.

Несмотря на то, что лошадь не могла преодолеть больше 100 км за сутки, но она могла пройти там, где не проедет никакая техника, и причем сделать это незаметно.

Многие раненые бойцы были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге», но и люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжело раненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления. Точных данных о том, сколько лошадок погибло за войну нет. Но считается, что во Время Великой Отечественной Войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней. Также в войне участвовали и такие животные, как верблюды, ослики и лоси.

Ученик.

Лошади старались, как умели,
Вынесли героев из атак —
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях…
                                       (М. Щербаков)

Ученик.

Видать, на службу фронтовую

Сполна он получил права:

То возит кухню полевую,

То тащит для нее дрова.

Хотя шумит стальная вьюга,

И смерть грозит со всех сторон,

Верблюд не чувствует испуга,

Покуда делом занят он.

Учитель: Наш классный час подошёл к концу. Семьдесят пять лет назад майскими короткими ночами, отгремев, закончились бои Великой Отечественной войны. Наш народ победил. Низкий поклон ветеранам. Низкий поклон также и всем тем, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но иногда нужно вспоминать и помощников Великой Победы, добрых друзей человека.

Ребята, давайте ценить мир!

Список литературы:

  1. Попова, Г.П. Классные часы [Текст] / Г.П. Попова – Волгоград: изд-во «Учитель», 2010. – 287 с.
  2. «Педсовет» Ежемесячная газета для начальной школы № 8, 2005

Интернет - ресурсы

  1. https://www.liveinternet.ru/
  2. https://www.liveinternet.ru/community/3097063/post275629247/
  3. http://moyapobeda.ru/zhivotnye-prinimavshie-uchastie-v-velikoj-otechestvennoj-vojne.html
  4. https://fishki.net/1438824-zhivotnye---geroi-velikoj-otechestvennoj-vojny.html
  5. https://ulyanovbib.blogspot.com/2017/05/blog-post_7.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 3 классе "Наши братья"

Познакомить учащихся с млекопитающими и их при­способлениями к жизни на суше; показать многообразие млекопи­тающих....

Презентация урока обобщения "О братьях наших меньших"

Эта презентация будет хорошим подспорьем на уроке закрепления по разделу....

самоанализ открытого урока к конкурсу "Учитель Года 2017" по чтению 2 класс " Обобщающий урок по теме " Братья наши меньшие" "

Самоанализ открытого урока содержит цели и задачи, поставленные учителем; приемы и методы, использованные  на уроке...

Урок по курсу «Окружающий мир» в 3 классе.Тема урока: Наши братья.

Урок выполнен по технологии полного усвоения знаний. Приём - вопросительные слова. Дети узнают о приспособляемости млекопитающих к жизни на суше. Поразмышляют о принадлежности человека к этому классу....

Внеклассное мероприятие "Природа и наши братья меньшие"

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о разнообразии животных.Задачи:Воспитательные:Содействовать воспитанию у детей любви, бережного и заботливого отношения к флоре и фауне;Сод...