Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
материал

Галина Алина Олеговна


«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…

Это люди, которым судьба послала сложные испытания…

Только сочувствия мало, надо развивать возможности»

Л. И. Швецова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития


«
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…

Это люди, которым судьба послала сложные испытания…

Только сочувствия мало, надо развивать возможности»

Л. И. Швецова

                Известно, что ожидания родителей и усилия педагогов, направленные на обучение детей по тем или иным учебным предметам, могут оказаться безуспешными из-за системных, глубоких нарушений (недоразвития) движений, речи, памяти, мышления, расстройств регулятивных функций психики.

Обучающиеся с ТМНР ещё недавно считались «не обучаемыми». Они исключались из образовательной среды и направлялись в учреждения системы социального обслуживания, где, в большинстве случаев, вся помощь сводилась к содержанию и уходу.

Благодаря обозначенному ФГОС варианту образования все учащиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребёнка.

         В нашей школе МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» доля обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития растет с каждым годом.  Это дети с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями, лишенные возможности свободного передвижения, ограниченные в общении, самовыражении, чувственном восприятии окружающего мира. При выполнении многих действий, являющихся привычными для здорового человека, такому ребенку необходимо привлечение посторонней помощи, что ставит его в зависимость от окружающих.

В задачи психолого-педагогическое сопровождения учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития входит:

   1.Создание оптимальных психолого-педагогических условий;

   2.Систематическая психологическая помощь детям, их родственникам;

       С данными диагнозом ТМНР (тяжёлыми и множественными нарушениями развития) у меня есть 2 ученицы, это Ева А 2 класс и Кира Ф 3 класс.  У девочек наблюдается: психофизическое недоразвитие, которое характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование и развитие не только точных и тонких движений, мелкой моторики, но часто и простых физических и трудовых действий, отмечается замедленный темп, неловкость движений или напротив -  повышенная возбудимость, хаотичная нецеленаправленная деятельность, двигательная расторможенность, внимание отличается крайней непродуктивностью, неустойчивостью, истощаемостью. 

Некоторые приёмы, которые можно использовать на занятиях с детьми с ТМНР:

             Объяснительно–иллюстративные технологии : (повтори движение или какой звук издаёт животное). Результатом их применения является : сохранение сил учащихся и облегчение  понимания  сложных  знаний.

            Игровые технологии  (давай поиграем в театр, сказка «Репка», «Теремок» и т.д; построй дорожку до уточки (использование пирамиды, изучение цвета и геометрических фигур) единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому  ребенку, с учетом психофизических  возможностей,  путем   осуществления   специальных  игровых  программ, имеющих  как  общеразвивающий, так и  специализированный   характер. 

           Элементы технологии арттерапии  (музыкотерапия,   игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия).  Данные  технологии связаны с воздействием разных средств искусства на  обучающихся, они позволяют  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. 

Технология альтернативной коммуникации

- графические знаки включают в себя символы-изображения, символы в виде картинок, пиктограммы.

- письмо (прописи)

Технологии компенсирующего обучения  относится: в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

1. В своей работе с детьми ТМНР использую эмоции для повышения мотивации обучения. (Например, чтобы научить детей размазывать пластилин, можно рассказать о медведе, которого нельзя будить зимой). 

2. Часто меняю с детьми виды деятельности на занятиях.  (Это помогает сохранять интерес к изучаемому материалу и не утомлять обучающихся).

3.«Я — художник». Рисуем на манке пальчиками или палочками разные узоры, фигуры, точки, цифры; пальчиковыми красками. Приём развивает мелкую моторику, воображение, усидчивость, концентрацию внимания, познавательный интерес и закрепляет материал. 

4.  «Невидимка». Ребёнок должен внимательно посмотреть на предмет и на несколько его теней, из которых необходимо выбрать правильную. (В данном случае: «Найди тень овоща, фрукта»). Приём развивает внимание, наблюдательность, память и усидчивость, мелкую моторику. 

 «Кладоискатели». Дети ищут определённый предмет (В данном случае: «Найди жильцов, которые тут проживают, опиши их, где ты их видел?»,«Найди клад моряка») в пуговицах, фасоли, гречке. Приём развивает моторику, концентрацию внимания, закрепление материала, развитие словаря. 

Обучение детей с ТМНР связано, прежде всего, с социально-бытовой адаптацией и носит строго практическую направленность. Первоочередной задачей обучения ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития - является развитие максимальной самостоятельности и независимости от окружающих взрослых, а также включение ребенка, а впоследствии и взрослого, в социальную жизнь.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программы по предметам для 3 класса обучающихся, имеющих тяжёлые и множественные нарушения развития

Данные программы составлены с учётом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта работы с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития в дошкольных обр...

Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

Чеченкова Е.В.     учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ  ГРАФИЧЕСКИХ  НА...

Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «Адаптивная физическая культура»

Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков  учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «...

Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии

Представляю вашему вниманию статью "Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии"  В данной статье представлен опыт работы с детьми с ...

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...

Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»

Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития  у  обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...