Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
материал
«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…
Это люди, которым судьба послала сложные испытания…
Только сочувствия мало, надо развивать возможности»
Л. И. Швецова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…
Это люди, которым судьба послала сложные испытания…
Только сочувствия мало, надо развивать возможности»
Л. И. Швецова
Известно, что ожидания родителей и усилия педагогов, направленные на обучение детей по тем или иным учебным предметам, могут оказаться безуспешными из-за системных, глубоких нарушений (недоразвития) движений, речи, памяти, мышления, расстройств регулятивных функций психики.
Обучающиеся с ТМНР ещё недавно считались «не обучаемыми». Они исключались из образовательной среды и направлялись в учреждения системы социального обслуживания, где, в большинстве случаев, вся помощь сводилась к содержанию и уходу.
Благодаря обозначенному ФГОС варианту образования все учащиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребёнка.
В нашей школе МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» доля обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития растет с каждым годом. Это дети с двигательными, сенсорными, интеллектуальными нарушениями, лишенные возможности свободного передвижения, ограниченные в общении, самовыражении, чувственном восприятии окружающего мира. При выполнении многих действий, являющихся привычными для здорового человека, такому ребенку необходимо привлечение посторонней помощи, что ставит его в зависимость от окружающих.
В задачи психолого-педагогическое сопровождения учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития входит:
1.Создание оптимальных психолого-педагогических условий;
2.Систематическая психологическая помощь детям, их родственникам;
С данными диагнозом ТМНР (тяжёлыми и множественными нарушениями развития) у меня есть 2 ученицы, это Ева А 2 класс и Кира Ф 3 класс. У девочек наблюдается: психофизическое недоразвитие, которое характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование и развитие не только точных и тонких движений, мелкой моторики, но часто и простых физических и трудовых действий, отмечается замедленный темп, неловкость движений или напротив - повышенная возбудимость, хаотичная нецеленаправленная деятельность, двигательная расторможенность, внимание отличается крайней непродуктивностью, неустойчивостью, истощаемостью.
Некоторые приёмы, которые можно использовать на занятиях с детьми с ТМНР:
Объяснительно–иллюстративные технологии : (повтори движение или какой звук издаёт животное). Результатом их применения является : сохранение сил учащихся и облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии (давай поиграем в театр, сказка «Репка», «Теремок» и т.д; построй дорожку до уточки (использование пирамиды, изучение цвета и геометрических фигур) единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Элементы технологии арттерапии (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технология альтернативной коммуникации –
- графические знаки включают в себя символы-изображения, символы в виде картинок, пиктограммы.
- письмо (прописи)
Технологии компенсирующего обучения относится: в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
1. В своей работе с детьми ТМНР использую эмоции для повышения мотивации обучения. (Например, чтобы научить детей размазывать пластилин, можно рассказать о медведе, которого нельзя будить зимой).
2. Часто меняю с детьми виды деятельности на занятиях. (Это помогает сохранять интерес к изучаемому материалу и не утомлять обучающихся).
3.«Я — художник». Рисуем на манке пальчиками или палочками разные узоры, фигуры, точки, цифры; пальчиковыми красками. Приём развивает мелкую моторику, воображение, усидчивость, концентрацию внимания, познавательный интерес и закрепляет материал.
4. «Невидимка». Ребёнок должен внимательно посмотреть на предмет и на несколько его теней, из которых необходимо выбрать правильную. (В данном случае: «Найди тень овоща, фрукта»). Приём развивает внимание, наблюдательность, память и усидчивость, мелкую моторику.
«Кладоискатели». Дети ищут определённый предмет (В данном случае: «Найди жильцов, которые тут проживают, опиши их, где ты их видел?»,«Найди клад моряка») в пуговицах, фасоли, гречке. Приём развивает моторику, концентрацию внимания, закрепление материала, развитие словаря.
Обучение детей с ТМНР связано, прежде всего, с социально-бытовой адаптацией и носит строго практическую направленность. Первоочередной задачей обучения ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития - является развитие максимальной самостоятельности и независимости от окружающих взрослых, а также включение ребенка, а впоследствии и взрослого, в социальную жизнь.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программы по предметам для 3 класса обучающихся, имеющих тяжёлые и множественные нарушения развития
Данные программы составлены с учётом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта работы с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития в дошкольных обр...
Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
Чеченкова Е.В. учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НА...
Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «Адаптивная физическая культура»
Обучение жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в возрасте 8-16 лет (учащиеся, передвигающиеся самостоятельно) по предмету «...
Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии
Представляю вашему вниманию статью "Система психолого-педагогической работы с обучающимися с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии" В данной статье представлен опыт работы с детьми с ...
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...
Проектирование специальной индивидуальной программы для обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Презентация, о том как начать разрабатывать СИПР...
Доклад на тему: «Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»
Доклад«Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен...