Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функкциональная грамотность." 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_funktsionalnaya_gramotnost_4.docx | 75.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Комитет по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 7 г. Ярцева
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учитель начальных классов ________ Аленькина Т.Г. протокол № 1 от 30.08.2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР МБОУ СШ № 7 г. Ярцева ________ Ларченкова Е.Н. 30.08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом по МБОУ СШ № 7 г. Ярцева № 223 от 31.08.2023 г. |
«Принята»
педагогическим советом
протокол № 1 от 31. 08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
для обучающихся 3-4 классов
Составители: Аленькина Т. Г., учитель начальных классов высшей категории,
Осянина В.А., учитель начальных классов высшей категории,
Чугунова Е.В., учитель начальных классов первой категории.
Столярова Е.П., учитель начальных классов высшей категории,
Кореневская И.В., учитель начальных классов первой категории,
Халикина И.В., учитель начальных классов
г. Ярцево
2023
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 4 класс – 34 часа.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
∙ Библиотечные уроки;
∙ Деловые беседы;
∙ Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
∙ Практические упражнения
Содержание программы
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 класс
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема раздела | Содержание программы | Основные виды деятельности уч-ся | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||||
Читательская грамотность | В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. | Определение жанра произведения, анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, определение последовательности событий, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного, дополнение предложения информацией из текста, составление из частей пословиц и определение их соответствия произведению, определение главной мысли произведения. | 4 | 4 | 8 | |
Математическая грамотность | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. | Счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания, чтение простейших чертежей. | 4 | 4 | 8 | |
Финансовая грамотность | За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи- цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. | Наблюдение над понятиям: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей; анализ информации, формулирование рассуждений и соответствующих выводов; объяснение смысла пословиц; формирование умения выполнять самооценку и, в случае необходимости, выполнение коррекции собственных действий по решению учебной задачи. | 4 | 4 | 8 | |
Естественно-научная грамотность | Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. | Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; знакомство с воздухом и его свойствами, солью и её свойствами, водой и её свойствами, тремя состояниями воды, плавучестью предметов, отражением; формирование умения строить самостоятельные умозаключения по результатам опытов. | 4 | 5 | 9 | |
Итого | 12 | 13 | 33 |
2 класс
№ п/п | Тема раздела | Содержание программы | Основные виды деятельности уч-ся | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||||
Читательская грамотность | Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Полевой хомяк. Про бобров. Позвоночные животные. | Различие понятий «художественный» и «научно-познавательный»; жанрового сходства и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; дополнение предложения информацией из текста, составление из частей пословиц и определение их соответствия произведению, определение главной мысли произведения. | 4 | 4 | 8 | |
Математическая грамотность | Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители. Встреча друзей. | Вычисление значений математических выражений в пределах 100; составление числовых выражений и нахождение их значений, решение задач на нахождение части числа, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, выполнение заданий с календарем, решение логических задач, определение ложных и истинных высказываний, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметра окружности, периметра треугольника; построение связных речевых устных или письменных высказываний в соответствии с учебной задачей. | 4 | 5 | 9 | |
Финансовая грамотность | Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта. Безопасность денег банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег. Такие разные деньги. Встреча друзей. | Знакомство с деньгами (аверс и реверс монеты, российские банкноты и валюта), со способами хранения и получения денег; кредиты, вклады, банковская карта и правила ее безопасного использования, знакомство с простейшими способами различия фальшивых и повреждённых денег, средствами защиты российских банкнот. | 4 | 4 | 8 | |
Естественно-научная грамотность | Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы. Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы. Материал для плотин. Позвоночные животные. | Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной; определение последовательности действий при проведении опытов; формулирование выводов по результатам опытов. Знакомство с составом почвы, перегноем, древесины. Различение среди овощей корнеплодов. Знакомство с частями растений, видами и свойствами корней. Формирование представления о позвоночных животных. Анализ данных таблиц и диаграмм. Формирование умения строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи. | 4 | 5 | 9 | |
Итого | 16 | 18 | 34 |
3 класс
№ п/п | Тема раздела | Содержание программы | Основные виды деятельности уч-ся | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||||
Читательская грамотность | Про дождевого червяка. Кальций. Сколько весит облако? Хлеб, всему голова. Про мел. Про мыло. История свечи. Магнит. | Определение типа текста, жанрового сходства и различия художественных и научно-познавательных текстов; нахождение ответов по содержанию прочитанного произведения, дополнение предложения информацией из текста; составление вопросов по содержанию текста, дополнительных вопросов, ответов на которые нет в тексте; составление кластеров; соотнесение пословиц с прочитанным текстом; составление плана текста в виде вопросов; работа с толковым словарём. | 4 | 4 | 8 | |
Математическая грамотность | Расходы и доходы бюджета. Планируем семейный бюджет. Подсчитываем семейный доход. Пенсии и пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. Подсчитываем расходы. Расходы на обязательные платежи. Подсчитываем сэкономленные деньги. | Вычисление значений математических выражений в пределах 100000; составление числовых выражений и нахождение их значений, решение задач на нахождение части числа, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, работа с графиками; построение связных речевых устных или письменных высказываний в соответствии с учебной задачей. | 4 | 5 | 9 | |
Финансовая грамотность | Что такое «бюджет»? Семейный бюджет. Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. Как сэкономить семейные деньги? | Формирование понятия «бюджет», «налоги»; знакомство с уровнями государственного бюджета, составными частями семейного бюджета (заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия), обязательными, желаемыми и непредвиденными расходами. Формировать умение формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. | 4 | 4 | 8 | |
Естественно-научная грамотность | Дождевые черви. Полезный кальций. Про облака. Про хлеб и дрожжи. Интересное вещество мел. Чем интересно мыло и как оно «работает»? Про свечи. Волшебный Магнит. | Знакомство с особенностями жизнедеятельности дождевых червей; содержание кальция и его роль в организме человека; знакомство с веществами (дрожжи); знакомство со строением и видами облаков, свойствами мела, мыла, восковыми свечами, свойствами магнита. Проведение опытов. Формирование умения строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи. | 4 | 5 | 9 | |
Итого | 16 | 18 | 34 |
4 класс
№ п/п | Тема раздела | Содержание программы | Основные виды деятельности уч-ся | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||||
Читательская грамотность | Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России. | Определение типа текста, нахождение ответов по содержанию прочитанного произведения, дополнение предложения информацией из текста; составление вопросов по содержанию текста, дополнительных вопросов, ответов на которые нет в тексте; составление кластеров; соотнесение пословиц с прочитанным текстом; составление плана текста в виде вопросов; определение лексического значения слов с помощью словаря; работа с толковым словарём. Рассуждение и формулирование своё мнение о предложенном выражении в том числе для письменных высказываний. | 4 | 4 | 8 | |
Математическая грамотность | В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие. | Вычисление значений математических выражений в пределах 100000; составление числовых выражений и нахождение их значений, решение задач на нахождение части числа, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, работа с графиками; построение связных речевых устных или письменных высказываний в соответствии с учебной задачей. | 4 | 5 | 9 | |
Финансовая грамотность | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность. Страхование. | Знакомство с понятиями «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда», «потребительская корзина». «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк», «благотворительность», «благотворительный фонд», «страхование», «страховка», «полис». Формирование умения формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. | 4 | 4 | 8 | |
Естественно-научная грамотность | Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслѐновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. | Определение частей растений, различение овощей по их внешнему виду (томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы). Знакомство с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, с условиями и способами их размножения, строением плодов, сроками посадки, возможностями использования человеком. Проведение опытов. Формирование умения строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи. | 4 | 5 | 9 | |
Итого | 16 | 18 | 34 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Дата проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | 1 | В. Бианки. Лис и мышонок. | ||
2 | 1 | Русская народная сказка. Мороз и заяц. | ||
3 | 1 | В. Сутеев. Живые грибы. | ||
4 | 1 | Г. Цыферов. Петушок и солнышко. | ||
5 | 1 | М. Пляцковский. Урок дружбы. | ||
6 | 1 | Грузинская сказка. Лев и заяц. | ||
7 | 1 | Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | ||
8 | 1 | Е. Пермяк. Четыре брата. | ||
9 | 1 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | ||
10 | 1 | Про козу, козлят и капусту. | ||
11 | 1 | Про петушка и жерновцы. | ||
12 | 1 | Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | ||
13 | 1 | Про наливные яблочки. | ||
14 | 1 | Про Машу и трех медведей. | ||
15 | 1 | Про старика, старуху, волка и лисичку. | ||
16 | 1 | Про медведя, лису и мишкин мед. | ||
17 | 1 | За покупками. | ||
18 | 1 | Находчивый колобок. | ||
19 | 1 | День рождения Мухи-цокотухи. | ||
20 | 1 | Буратино и карманные деньги. | ||
21 | 1 | Кот Василий продает молоко. | ||
22 | 1 | Лесной банк. | ||
23 | 1 | Как мужик и медведь прибыль делили. | ||
24 | 1 | Как мужик золото менял. | ||
25 | 1 | Как Иванушка хотел попить водицы. | ||
26 | 1 | Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | ||
27 | 1 | Про репку и другие корнеплоды. | ||
28 | 1 | Плывет, плывет кораблик. | ||
29 | 1 | Про Снегурочку и превращения воды. | ||
30 | 1 | Как делили апельсин. | ||
31 | 1 | Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. | ||
32 | 1 | Иванова соль. | ||
33 | 1 | В. Сутеев. Яблоко. |
2 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Дата проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | 1 | Михаил Пришвин. Беличья память. | ||
2 | 1 | Про беличьи запасы. | ||
3 | 1 | Беличьи деньги. | ||
4 | 1 | Про белочку и погоду. | ||
5 | 1 | И. Соколов-Микитов. В берлоге. | ||
6 | 1 | Медвежье потомство. | ||
7 | 1 | Поврежденные и фальшивые деньги. | ||
8 | 1 | Лесные сладкоежки. | ||
9 | 1 | Лев Толстой. Зайцы. | ||
10 | 1 | Про зайчат и зайчиху. | ||
11 | 1 | Банковская карта. | ||
12 | 1 | Про зайчишку и овощи. | ||
13 | 1 | Николай Сладков. Веселая игра. | ||
14 | 1 | Лисьи забавы. | ||
15 | 1 | Безопасность денег на банковской карте. | ||
16 | 1 | Лисьи норы. | ||
17 | 1 | Обыкновенные кроты. | ||
18 | 1 | Про крота. | ||
19 | 1 | Про кредиты. | ||
20 | 1 | Корень часть растения. | ||
21 | 1 | Эдуард Шим. Тяжкий труд. | ||
22 | 1 | Про ежа. | ||
23 | 1 | Про вклады. | ||
24 | 1 | Занимательные особенности яблока. | ||
25 | 1 | Полевой хомяк. | ||
26 | 1 | Про полевого хомяка. | ||
27 | 1 | Ловушки для денег. | ||
28 | 1 | Про хомяка и его запасы. | ||
29 | 1 | Про бобров. | ||
30 | 1 | Бобры строители. | ||
31 | 1 | Такие разные деньги. | ||
32 | 1 | Материал для плотин. | ||
33 | 1 | Позвоночные животные. | ||
34 | 1 | Встреча друзей. |
3 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Дата проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | 1 | Про дождевого червяка. | ||
2 | 1 | Кальций. | ||
3 | 1 | Сколько весит облако? | ||
4 | 1 | Хлеб, всему голова. | ||
5 | 1 | Про мел. | ||
6 | 1 | Про мыло. | ||
7 | 1 | История свечи. | ||
8 | 1 | Магнит. | ||
9 | 1 | Дождевые черви. | ||
10 | 1 | Полезный кальций. | ||
11 | 1 | Про облака. | ||
12 | 1 | Про хлеб и дрожжи. | ||
13 | 1 | Интересное вещество мел. | ||
14 | 1 | Чем интересно мыло и как оно «работает»? | ||
15 | 1 | Про свечи. | ||
16 | 1 | Волшебный Магнит. | ||
17 | 1 | Проверь себя. | ||
18 | 1 | Что такое «бюджет»? | ||
19 | 1 | Семейный бюджет. | ||
20 | 1 | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | ||
21 | 1 | Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия. | ||
22 | 1 | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш. | ||
23 | 1 | На что тратятся семейные деньги? Виды расходов. | ||
24 | 1 | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. | ||
25 | 1 | Как сэкономить семейные деньги? | ||
26 | 1 | Расходы и доходы бюджета. | ||
27 | 1 | Планируем семейный бюджет. | ||
28 | 1 | Подсчитываем семейный доход. | ||
29 | 1 | Пенсии и пособия. | ||
30 | 1 | Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. | ||
31 | 1 | Подсчитываем расходы. | ||
32 | 1 | Расходы на обязательные платежи. | ||
33 | 1 | Подсчитываем сэкономленные деньги. | ||
34 | 1 | Проверь себя. |
4 класс
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Дата проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | 1 | Старинная женская одежда. | ||
2 | 1 | Старинные женские головные уборы. | ||
3 | 1 | Старинная мужская одежда и головные уборы. | ||
4 | 1 | Жилище крестьянской семьи на Руси. | ||
5 | 1 | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. | ||
6 | 1 | История посуды на Руси. | ||
7 | 1 | Какие деньги были раньше в России | ||
8 | 1 | Томат. | ||
9 | 1 | Болгарский перец. | ||
10 | 1 | Картофель. | ||
11 | 1 | Баклажан. Семейство Паслѐновые. | ||
12 | 1 | Лук. | ||
13 | 1 | Капуста. | ||
14 | 1 | Горох. | ||
15 | 1 | Грибы. | ||
16 | 1 | Творческая работа. | ||
17 | 1 | Потребительская корзина. | ||
18 | 1 | Прожиточный минимум. | ||
19 | 1 | Инфляция. | ||
20 | 1 | Распродажи, скидки, бонусы. | ||
21 | 1 | Благотворительность. | ||
22 | 1 | Страхование. | ||
23 | 1 | В бассейне. | ||
24 | 1 | Делаем ремонт. | ||
25 | 1 | Праздничный торт. | ||
26 | 1 | Обустраиваем участок. | ||
27 | 1 | Поход в кино. | ||
28 | 1 | Отправляемся в путешествие. | ||
29 | 1 | Составляем словарик по финансовой грамотности. | ||
30 | 1 | Жилище крестьянской семьи на Руси. | ||
31 | 1 | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. | ||
32 | 1 | История посуды на Руси. | ||
33 | 1 | Какие деньги были раньше в России | ||
34 | 1 | Томат. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС
Программа поможет в организации внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки Знайки 4 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Азбука здоровья.Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению-это обучение школьников бережному отношению к своему здоров...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я исследователь» 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование курса....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Инфознайка"3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Инфознайка" 3 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...