Национально-патриотическое воспитание дошкольников.
статья
Обозначены актуальность и цель патриотического воспитания в РФ. Даны определения понятия «патриот».
Значение фольклора в патриотическом воспитании.
Средства, формы и методы организации деятельности по национально-патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Национально-патриотическое воспитание дошкольников. | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.
Автор: Каратаева Ирина Борисовна, воспитатель.
Национально-патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с русской народной культурой, достопримечательностями родного края.
Содержание:
1. Актуальность.
2. Цель патриотического воспитания в РФ.
3. Определение понятия «патриот».
4. Значение фольклора в патриотическом воспитании.
5. Средства, формы и методы организации деятельности по национально-патриотическому воспитанию.
6. Высказывания о патриотическом воспитании.
7. Советы родителям.
1. Актуальность.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания России.
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
2. Цель патриотического воспитания в РФ.
«С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.»
Постановление от 30 декабря 2015 года №1493 О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".
Одними из задач являются:
- содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;
- активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
- углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов;
- повышение интереса граждан к гуманитарным и естественно-географическим наукам;
- развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества;
- повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам;
- популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Труда, граждан, награжденных за большие заслуги перед государством и обществом, достижений и успехов профессионалов в 8 различных сферах деятельности, формирующих позитивный образ нашей страны;
- формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи;
- формирование у граждан, в том числе детей и молодежи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России путем вовлечения их в волонтерскую практику;
- создание условий для издания и распространения литературы, развития электронных и печатных средств массовой информации, специализирующихся на патриотической тематике.
3. Определение понятия «патриот».
Патриотизм и патриот – явления, рассматривающиеся многими науками: психологией, педагогикой, философией, политологией, историей и т. д.
«Патриот - патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественый, полный любви к отчизне.»
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир.
«Патриот - (греч. patriotes - земляк) человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
«Патриот:
- Человек, проникнутый патриотизмом.
- Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.»
- Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
«Патриотизм - любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства.»
Большой энциклопедический словарь.
«Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.»
Философский словарь.
«Патриотизм (греч. рatris –родина, отчество), любовь к родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность подчинить свои личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать её.»
Словарь по социальной педагогике.
«Патриотизм, любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизм как природное чувство соединяется его нравственное значение.»
Педагогический энциклопедический словарь.
В большинстве определениях акцент делается главным образом на различные отношения личности к родине. Но очевидно, что эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.
Таким образом, патриотизм можно определить, как любовь и уважение к своему народу, ближним, самому себе, историческому прошлому, языку, культуре. Гордость за принадлежность к русскому этносу. Идентификация – соотнесение себя с обществом, его целями развития и своего места в нем. Признание и осмысление суверенности, самоценности государства и его национальных интересов.
4. Значение фольклора в патриотическом воспитании.
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор — это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли.
Педагог С. Миропольский говорил: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа...»
Фольклор — это художественная педагогика. Воспитание словом, музыкой, движением, ритмом. Это та самая система эстетического воспитания детей с помощью литературы и искусства, причем, не только для избранных, наиболее одаренных, а для всех.
Фольклор — это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
В народном творчестве проявляется основная особенность нации – общность. Так, например, по всей России распространены одни и те же сказки, песни и пословицы. Фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает общие для народа воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы, важные для всего народа. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русь неоднократно подвергалась нападениям иноземцев: татаро-монголов, шведов, французов. Народ заботился о защите Родины. В его устном народном творчестве отразилось и национальное сознание, и патриотическая гордость. «Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Русские богатыри в былинах защищают русскую землю.
Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. В русских сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Создаётся этот образ при помощи разнообразных средств. В былинах важную роль выполняют образы могучего Днепра, Ильмень-озера, Белого моря, в песнях – Волги-матушки, тихого Дона.
Поэтически характеризуется русская природа. Причём из текста понято, что природа именно русская, так как присутствуют символы русской природы: чистое поле, берёза, калина. Так же поэтически говорится и о русских городах. В былинах Новгород – славный и великий, Чернигов – славный, «ах, ты, батюшка, Ярослав-город…».
В русских песнях, сказках, былинах воссоздаются картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки.
Русский народ представлен в былинах, сказках, песнях, пословицах обобщённо («русский люд», «народ», «мужики черниговски», «крестьяне православные»), или в образах отдельных персонажей, которые не имеют имён (мужик, солдат), или носят распространённые в русском народе имена (Иван), а также имена не канонические, а древние, народные (Добрыня, Садко, Святогор, Забава). Данное явление показывает единство русского народа, его сплочённость.
Герои былин – «богатыри святорусские», защитники Родины – имеют некоторые отличия от героев фольклорных произведений других народов. Богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить русскую землю, а герои зарубежного фольклора сражаются с иноземцами, уже захватившими их родную землю. Это говорит о силе русского народа.
С фольклорными произведениями ребёнок знакомится с самого рождения.
Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Байкой уговаривали ребёнка поскорее уснуть. Колыбельные песни — это заговоры — обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде.
Достоинство народной поэзии состоит в её простоте. Короткие, ритмичнее, запоминающиеся текст, большое разнообразие форм, простота сюжета и обязательный воспитательный момент.
Даже самые обыкновенные потягушеньки сопровождались песенками-приговорками. В результате незаметно и ненавязчиво – что очень важно при достижении эффективности воспитания – к двум-трем годам ребенок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошел «необходимую музыкально-поэтическую школу», получил представление о ритме и рифме стихотворного произведения.
Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают ребёнка, но и передают нравственнее основы. Например, сорока наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству.
Не меньшее значение имеют в фольклорном воспитании загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление художественными средствами — через уподобление; метафорическое описание предмета. Добавим к этому ещё и пословицы и поговорки, которые так же, с детских пор, наставляли, приобщали к неписаным законам народной этики, и мы получим представление о значении фольклора в эстетическом и нравственном воспитании детей.
Что касается пословиц и поговорок, нужно ещё сказать о том, что данный фольклорный жанр имеет бесценное значение для воспитания патриотического чувства в детях. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, своё Отечество, человеку, а что – недостойно настоящего гражданина: Чти отца и мать, не придётся тебе горевать; без матери и солнце не греет и др.
При рассмотрении средств патриотического воспитания в целом и фольклорных средств в частности, нельзя не упомянуть о таком средстве, как игра.
В народной игре органично сочетаются художественные и педагогические начала. Дети не могут расти без игры, поэтому нередко детство называют возрастом игры. Ребенок начинает играть с первых месяцев жизни с собственными руками и ногами, растет с погремушкой. Растет малыш — меняются его игры, но всегда, непременно они ему сопутствуют. От индивидуальных игр он переходит к играм рядом с товарищами, а потом вместе с ними, то есть любая игра — это прежде всего такой процесс, в котором надо сотрудничать, общаться со сверстниками.
Народные игры содержат набор наиважнейших педагогических приемов, способствующих развитию маленького человека. «Для самых маленьких в народной педагогике имеются свои забавы, нацеленные на непосредственный эмоциональный контакт, создающие радостное настроение. Поразительным оказывается не только глубокий смысл каждой народной игры, но и то, что народная педагогика прекрасно определила последовательность игр — от младенческих до зрелых. Ребенок постарше познает в игре азы справедливости, эмоционально окрашенного отношения к труду. Достаточно вспомнить «Ладушки», «Сороку». Ребенок растет, и его игра усложняется, становится более интересной, продолжительной. Отражая в играх окружающую жизнь, подражая взрослым, дети не просто копируют увиденное. Чтобы правдиво изобразить что-либо в конкретной игровой ситуации, необходимы не только наблюдательность, но и умение переработать полученные впечатления внутри себя, а затем трансформировать их в виде игры. Это в свою очередь невозможно без развития таких важнейших творческих качеств, как воображение, фантазия, логика, интуиция. Народные игры, как правило, образны. Образ в игре полон динамики. В каждой игре есть свое событие, именно его и переживает ребенок, именно оно наполняет реальным смыслом игровые образы.
Если рассматривать народную игру с точки зрения воспитания патриотизма, в народной игре имеется веФормирование экологической культуры у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности
сь набор необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, которое нельзя было бы развить с помощью народной игры.
Таким образом, народные игры являются важнейшей, своеобразной школой жизни. Среди всех вышеперечисленных достоинств народной игры есть еще одно, которое имеет важнейшее значение для современности: игра как форма приобщения детей к народной культуре. В процессе игры совершается активное, творческое усвоение не только накопленных многими поколениями знаний об окружающем нас мире, представлений об этике и морали, но и сведений о народном быте, утвари, одежде, народных праздниках, обычаях и обрядах. Практика показывает, что легкость и непринужденность занятий, создаваемая игровой формой, во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между, поколениями нынешних «дедов» и «внуков», т. е. народная игра может выступать в качестве универсального средства, важного механизма переработки и приспособления явлений традиционной культуры к современным условиям. Так как фольклор — это настоящая школа патриотического воспитания, можно сказать, что именно использование комплекса средств, различных фольклорных жанров в их взаимодействии наиболее эффективно при воспитании патриота. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он неосознанно готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
Если совсем маленького ребёнка приобщают к культуре своего народа в процессе ежедневного бытового общения, то для ребёнка более старшего возраста будет уже более интересным и эффективным в его воспитании использование наглядных (визуальных) средств. Например, педагог или родители могут посещать с детьми выставки, где бывают представлены предметы быта предков или оружие, с помощью которого былинные герои защищали свою Родину.
Постановки различных праздников, театральные постановки вообще очень важны как средство патриотического воспитания. Именно с их помощью ребёнок может своими глазами увидеть, представить, как жили наши предки, какие культурные ценности имели, как защищали свою Родину, узнать, что защита Отечества была едва ли не самой важной задачей русского человека.
- 5. Средства, формы и методы организации деятельности по национально-патриотическому воспитанию.
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
2. Природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
3. Собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
4. Общение. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
5. Атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственно-патриотических качеств.
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Методы воспитания - это способы организации совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленной на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности воспитанника в соответствии с целями воспитания.
Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
- Методы патриотического воспитания:
- Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д..
- Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
- Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.
- Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.
- Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.
- Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми и т. д..
- Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством, старинными предметами быта.
- Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
9. Участие в праздниках.
10. Участие в посильных общественно-полезных работах.
11. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
Формы работы по патриотическому воспитанию по образовательным областям.
Образовательная область «познавательное развитие»:
- проектная деятельность: научно-исследовательские, познавательно-исследовательские проекты;
- этические беседы о городе, родном крае, родной стране;
- рассматривание иллюстраций об особенностях природы родного края, России;
- проведение викторин, конкурсов;
- оформление гербариев, коллекций, альбомов;
- создание различных карт, схем (достопримечательностей города, мест обитания птиц и т. д.);
- создание памяток (правила поведения в природе, правила дружбы и т. д.);
- дидактические игры (магазин сувениров, домики для матрёшек, корм для птиц и т. д.).
Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»:
- дидактические игры-путешествия по просторам Родины, по родному городу, по заповеднику и пр.;
- самостоятельные сюжетно-ролевые игры на основе полученных впечатлений от прочитанных художественных произведений о героях истории, былинных и сказочных героях, а также ролевые игры профессиональной тематики;
- игры-развлечения, посвященные народным праздникам и традициям;
- организованные тематические экскурсии совместно с родителями по городу, пригороду, заказникам, заповедникам, к водоёмам, музеям родного края, страны;
- экскурсии-наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
- клубные часы и «круглые столы», объединяющие детей воспитателей и родителей проникновением в темы нравственно-патриотической сферы;
- создание и оформление мини-музеев, стендов, фотовыставок;
- создание альбомов-летописей, альбомов семейных традиций, традиций своей группы, составление родословных;
- проектная деятельность: исследовательские и творческие совместные с родителями проекты;
- этюды на создание выразительных образов;
- общественно-полезный труд в процессе режимных моментов с объяснением значимости такого труда для ближайшего окружения ребенка;
- организация сезонного земледельческого труда в природе;
- экологические акции («Мы накормим птиц зимой» и т. д.);
- благотворительные акции («Играйте — не скучайте» (изготовление игрушек для детей, проживающих в детдоме или для собак, содержащихся в питомнике) и т. д.)
- проведение тематических недель («неделя памяти, неделя экологии и т. д.);
- организация встреч-бесед.
Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»:
- декоративное рисование и лепка по мотивам народно-прикладного искусства;
- конструирование макетов объектов русского зодчества;
- рисование по рассматриваемым темам;
- создание объектов искусства (аппликации) для оформления тематических стендов;
- участие в конкурсах социально-значимых плакатов;
- участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества по патриотической тематике;
- прослушивание аудиозаписей русских народных песен, фольклорной музыки, музыки военных лет, произведений классической музыки патриотического содержания;
- разучивание и исполнение песен, посвященных знаменательным для нашего народа датам;
- разучивание произведений русского народного фольклора, их инсценировка (потешки, прибаутки, заклички и т. д.);
- организация посиделок;
- организация постановок сказок, литературных произведений;
- творческие мастерские совместно с родителями (изготовление предметов декоративно-прикладного творчества, пособий для занятий, предметов для развивающей среды группы.
Образовательная область «речевое развитие»:
- чтение воспитателем произведений художественной литературы, подобранных для ознакомления и понимания исторических и культурных событий в жизни народа;
- рассказы воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов об объектах природы, достопримечательностях;
- разучивание стихотворений, раскрывающих аспекты патриотических и нравственных чувств;
- составление рассказов о профессиях родителей и горожан;
- придумывание сказок и историй на экологическую тематику;
- проведение поэтических вечеров, праздников.
Образовательная область «физическое развитие»:
- подвижные игры, организованные совместно с родителями и другими представителями семьи;
- игры-развлечения, по мотивам богатырских забав, народных игр и т. п..
- рассказы воспитателя о съедобных и ядовитых растениях родного края, страны;
- рассказы воспитателя о полезных, лекарственных свойствах растений родного края, страны.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем большинство тем повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
6. Высказывания о патриотическом воспитании.
Святая родина! святая!
Иначе как ее назвать!
Ту землю милую, родную,
Где мы родилися, росли
И в колыбели полюбили
Родные песни старины.
Т. Г. Шевченко.
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой…
Н. А. Некрасов.
«Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.»
В. В. Путин.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
«Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная.»
Ж. Ренар.
«Любовь к родине начинается с семьи.»
Ф. Бэкон.
«Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.»
Монтескье.
«Чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле». Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.»
Д.С. Лихачёв.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Д.С. Лихачёв.
«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине.»
В.А. Сухомлинский.
«Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.»
В.А. Сухомлинский.
«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.»
В. А. Сухомлинский.
«Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.»
Виссарион Белинский.
«В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,— сколько возможно больше и сколько возможно лучше.»
Н. А. Добролюбов.
«Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами.»
Томас Маколей.
«Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, селя только может быть ему полезен.»
Николай Добролюбов.
«Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру. Народ, приобретая свет знания, не наносит тем ущерба своим соседям. Напротив, чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей, и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума.»
Клод-Адриан Гельвеций.
«Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более и стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр.»
Вольтер.
- 7. Советы родителям.
Как уже было озвучено в высказываниях педагогов, политических деятелей, воспитывать патриотические чувства в детях нужно начинать с воспитания любви к родному дому, к улице, на которой вы живете, к детскому саду, который посещает ребенок.
- На прогулках обращайте внимание ребенка на достопримечательности города, на его красоту.
- Рассказывайте о том, что находится на вашей улице, на близлежащих улицах, аллеях, скверах и парках.
- Формируйте у малыша представление о работе общественных организаций, таких как библиотека, почта, магазин. Наблюдайте за работой сотрудников этих организаций, говорите с ребенком о ценности и о значении их труда.
- Вовлекайте ребенка в посильный труд по благоустройству двора, дачного участка.
- Учите давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других людей.
- Читайте с ребенком книги о родной стране, ее традициях, героях и культуре.
- Поощряйте стремление ребенка к поддержанию порядка, за правильное поведение в общественных местах.
- Не пренебрегайте расширением собственного кругозора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников.
Доклад для МО. В докладе освещается работа с родителями в ДОУ по формированию экологических знаний у детей....
Преемственность в воспитании дошкольников и младших школьников
Преемственность в воспитании дошкольников и младших школьниковАвтор: Шмагина Г.Ф. – воспитатель ГПД МБОУ «Гимназия №2» г.АстраханьЦелостный воспитательный процесс включает в себя орг...
Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: "Я-Семья-Род-Народ"
Масте-класс на тему: "Я-Семья-Род-Народ". Работа предназначена для расширения представлений и обогощения педагогического умения педагогов по вопросам нравственного воспитания дошкольников. А также мож...
Музыкальное воспитание дошкольников(педагогическая гостиная)
СодержаниеВведение1) Роль музыкального воспитания в жизни детей2) Организация музыкальной деятельности в детском садуЗаключениеСписок литературы ВведениеОдна и...
беседа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Георгий Победоносец-символ победы добра над злом
эта разработка предназначена для работы в кружке по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...
Декоративно-прикладное творчество как часть эстетического и патриотического воспитания дошкольников
Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся дети на занятиях, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю....
Деятельность учителя в воспитании национально – патриотических чувств у младших школьников.
Духовно-нравственное воспитание...