Деятельность учителя в воспитании национально – патриотических чувств у младших школьников.
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Деятельность учителя в воспитании национально – патриотических чувств
у младших школьников.
Неверова Евдокия Герасимовна
Учитель начальных классов высшей категории
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
г.Саров
Нам, учителям начальной школы, выпадает тяжёлая миссия - научить детей тому, как применять на практике свои знания и умения, научить их нравственному поведению.
Деятельность учителя в воспитании национально-патриотических чувств осуществляется через уроки и внеурочные мероприятия.
Наиболее яркими примерами могут служить уроки истории, природоведения, чтения, русского языка и даже уроки математики. Для учителя начальных классов это наиболее благоприятно, т.к. весь цикл лингвистических, научно-естественных наук он ведёт сам. Разве не чудо, когда наши дети, играющие в «человека- паука» и напрочь отрицающие ценность книг, плачут на уроках чтения о смерти перепёлки, читая, например, историю, рассказанную И.С.Тургеневым.
В наше непростое время стараюсь научить детей милосердию, состраданию, умению почувствовать чужую боль. И не важно, будь то боль тела или души. Помогает мне в этом знание методики развития речи. Именно работа над точностью, уместностью, ценностью каждого слова развивает у детей чутьё к языку, нашему великому и могучему. А душа языка, если она чиста, непорочна и искренна, есть составная часть человеческой души - того незримого нравственного стержня, генетически заложенного в нас самой природой.
На уроке математики мы отправляемся на экскурсию в столицу нашей Родины Москву. Здесь мы знакомимся с историей Москвы. В каком году было первое упоминание о Москве? Какой князь считается основателем этого города? В каком году появилась Красная площадь? Дети находят площадь Кремля при Юрии Долгоруком.. Вычисляют длину стен Кремля, возведённого при Иване Калите. Знакомятся с уникальными памятниками русского искусства. Это знаменитые Царь-пушка и Царь-колокол. Они узнают массу колокола, а так же сравнивают, на сколько масса Царь-колокола больше массы Царь-пушки.
С одной стороны, мы решаем задачи, развиваем вычислительные навыки, а с другой, пробуждаем интерес к отечественной истории, воспитываем нравственность, духовность, патриотизм.
На уроках истории я большое внимание уделяю значению слова «Родина», где ссылаюсь на «Учебник жизни» священника Артемия Владимирова. «Родина-мать - это земля, породившая и взрастившая нас; Родина - это земля, роднее которой нет и быть не может; Родина - это земля моей семьи, моих родных, моих предков, из поколения в поколение с любовью трудившихся на ней. Родина... Любить её - значит ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть о её будущем.»
Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством и болеть за него душой, желание служить ему не за страх, а за совесть - те душевные качества, без которых человек не имеет права считать себя личностью.
Мы сказали, что не может быть любви к Родине без знания её истории. Родина - это и наши монастыри. Когда увидишь монастырские стены из огромных валунов, над которыми, кажется, самое время не властно, когда услышишь тихое монашеское пение - вот тогда поймёшь, каким сокровищем обладает русский человек. Монахам, писал А.С.Пушкин, мы обязаны нашей историей, а, следовательно, и просвещением. История Отчизны, запёчатлённая сначала на пергаменте, в свитках, в летописях, писана монахами. Русская история богата знаменитыми иконописцами, внёсшими неоценимый вклад в культуру страны. Каждый должен знать эти имена: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублёв, Даниил Чёрный. Фрески и иконы, написанные ими в 14 веке, дошли до наших дней Всемирную известность имеет «Троица» Андрея Рублёва.
Живопись Андрея Рублёва - часть истории нашего Отечества. Как без Московского Кремля, Великого Новгорода, Куликова поля нет Руси, так её нет и без Андрея Рублёва.
Большое внимание я уделила оформлению урока: «Древнерусские иконописцы. Андрей Рублёв. «Троица». Иконы, плакаты, эпиграф, стихотворение, старинные вещи (сарафан 19 века, платок), которые имеют большую ценность- всё это способствует активизации деятельности учащихся и достижению цели урока.
Сколько полезных нравственных уроков мы извлекаем применительно к себе из уроков природоведения!
Россия, Родина, Русь - это бескрайние поля, волнами уходящие к горизонту, и белеющие берёзы, которые радуют взор своей зелёной листвой, и порхающая над цветком бабочка, и сладкий нектар клевера.
Ребята часами могут находиться на природе и вовсе не испытывать скуки.
На уроках природоведения я не просто даю знания, а учу детей самостоятельно добывать их через практическую деятельность: сбор лекарственных трав, составление гербария и др.
Деятельность учителя в воспитании национально-патриотических чувств осуществляется не только через уроки, но и во внеурочное время.
Наиболее яркими примерами могут послужить внеклассные мероприятия: ежегодные Серафимовские детские чтения, поездки в Болдино, в санаторий «Решма», в г.Кинешму.
Участвуя в Серафимовских детских чтениях, ребята в направлении «Святыни земли Нижегородской» самостоятельно знакомятся с православными святынями родного края: храмами, монастырями, святыми источниками, жизнью и подвижничеством святых Нижегородской области. В направление «Духовные страницы русской истории» ребята рассказывают о благоверных князьях и княжнах, благочестивых царях и царицах, которые связанны, так или иначе, с православной культурой или историей Русской Православной церкви.
Таким образом, у ребят пробуждается живой интерес к традициям Русской Православной церкви, к истории нашего Отечества, к святыням земли Нижегородской. Во время своего выступления дети преображаются, соприкасаются с чистым родничком своей души.
И кто мне может возразить в том, что такие мероприятия не воспитывают духовно-нравственного Гражданина Отечества!
Осенью прошлого года мы ездили в Болдино. А.С.Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал - как человек и как художник - символом русской духовной жизни. Болдинская осень (1830) - короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина.
Ребятам было очень интересно открыть для себя новые страницы из жизни Пушкина. Они побывали в доме, где жил Пушкин. Увидели своими глазами мебель, камин, рукописи, чернильницу с пером - всё то, что принадлежало Пушкину. Ребята с большим удовольствием гуляли в парке, побывали в конюшне, в бане и даже посетили церковь, которую построил дед Пушкина. Там мы «нашли» стихотворение к уроку истории «О Троице Рублёва». А какая была радость у детей, что они смогли прокатиться на лошади в карете в костюмах 19 века.Даже на фотографиях мы видим, какие одухотворённые лица у детей.
В 2010 году мы с ребятами ездили в санаторий «Решма» по программе «Здоровья». Но и там я старалась формировать у детей представление о русских православных традициях.
Мы побывали на пасхальной службе, где дети испытали истинное удовольствие. Затем нам разрешили подняться на колокольню, где с замиранием сердца каждый смог побывать в роли звонаря и испытать чувство радости от колокольного звона.
Мы ездили на экскурсию в Кинешму. Это удивительный старинный город со множеством церквей на центральной площади. Глядя на эту красоту, невольно вспоминаешь слова Н.Гоголя: «Несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано на святой, благочестивой Руси…»
В городском музее нам провели праздник, посвященный великим событиям Пасхи. С ребятами проводились различные конкурсы, викторины, игры, основанные на русских православных традициях.
Такие экскурсии не проходят даром. Они вдохновляют детей на творчество.
Считаю большой наградой то, что три ученицы моего класса в 2009 году стала победителями на VI Всероссийском конкурсе архитектурно-художественного творчества в г. Пензе. В 2011 году участвовали в первом Международном детском творческом онлайн-конкурсе «Пасха Православная».
Ребята моего класса принимали активное участие в выставках творческих работ «Архитектурная память Сарова», которая проходила в городской библиотеки им. А.С. Пушкина, за что получили благодарственные письма и подарки.
Я уверена, что без собственного увлечения учением, тем или иным предметом, без самостоятельного желания постигать новое ничего не достигнешь. Там, где угас внутренний огонёк любознательности, где не видно пытливого ума и настойчивой воли, - настоящего успеха не жди. Учиться чему-нибудь и как-нибудь - удел незавидный.
Не только ученик, но и учитель стоит сегодня перед непростой, истинно человеческой задачей - учиться самому, обращаться к книгам, накопленному духовному опыту, совершая ежедневный подвиг внутреннего роста.
Проводимые мною мероприятия на уроках и во внеурочное время дают мне основания считать, что из моих учеников вырастут личности, способные сопереживать и любить свою Родину, а значит и быть её патриотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведение как средство развития патриотических чувств младших школьников.
Для того чтобы у школьника появилась любовь к родине, надо активно воздействовать на его чувства. Только тогда любовь к родному краю родится у него внутри, как отклик на всё то доброе , что связ...
Статья "Формирование патриотических чувств младших школьников через воспитание любви к родному краю".
Не лыком шит, как говорится,И веку новому под стать.Есть чем Саратову гордитьсяИ есть что миру показать. ...
Воспитание патриотических чувств младших школьников средствами детской литературы
В сегодняшнем мире постепенно снижается воспитательное воздействие на человека российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании наблюдается утрата российского патриотического созн...
Развитие патриотических чувств младших школьников через внеклассные мероприятия
В данной работе описано, как поэтапно формировать основы патриотизма у младших школьников с первого по четвертый класс. Описаны технологии, формы и направления работы в каждом классе. А также основные...
Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»
настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...
Воспитание патриотических чувств младших школьников на основе отечественных традиций
Выступление воспитателя ГПД ГБОУ СОШ №493 Ксенофонтовой Татьяны Николаевны на секции Рождественских образовательных чтений в Кировском районе Санкт-Петербурга «Нравственные ценности и будущее че...