Кейс – технологии в работе классного руководителя
методическая разработка

Верченко Марина Александровна

Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дети должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить педагогу возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс – технологии в работе классного руководителя

Добрый день, уважаемые коллеги. Очень рада всех вас видеть. Сегодня я бы хотела поделиться опытом, применение кейс технологии при проведении внеклассных мероприятий.

Начать хочу с притчи:

«Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег. Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на вёслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь».

Мудрость этой притчи в том, что самые прочные знания – это те, которые добыты своим трудом, через пробы и ошибки. Кейс дает возможность приблизиться к практике, рассмотреть жизненную ситуацию, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Дети должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить педагогу возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

Кейс – метод развивает:

1. Аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.

2. Коммуникативные навыки (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).

3. Социальные умения (оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение).

Мы можем пользоваться кейсами, которые можно найти в Интернете, а можем создать их сами кейсы. Для этого нужно:

1. Выбрать тему для классного часа. (Я хочу провести урок на тему «Совесть».)

2. Сформулировать вопросы по теме классного часа, которые можно рассмотреть с помощью кейсов. (Я хочу на примере кейса, рассмотреть вопрос: «трудно ли поступать по совести?»)

3. Подобрать «конкретную ситуацию» к сформулированным вопросам. (Например, когда весь класс оказался наказан из-за проступка одного из учеников:

«На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в зоопарк. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил стекло в классе. Учитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс, и поездка отменяется.

Вы знаете, что это сделал ваш друг. Как можно тут поступить по совести?»)

4. Продумать пути решений и возможные сценарии дальнейшего развития ситуации. (Поговорить с другом и попросить его признаться. Предложить пойти вместе после уроков рассказать об этом учителю. Рассказать родителям, про разбитое окно и вставить стекло. Можно промолчать. Можно рассказать самому, но предать друга.

5. Сформулировать вопросы для дальнейшего обсуждения. (Что лучше, поступить по совести или сохранить дружбу. Что чувствует человек, который поступает не по совести?

Этапы работы с кейсом:

Первый этап: подготовительный. Знакомство детей с ситуацией. Дети совместно с учителем выделяют проблему.

На втором этапе учитель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, (наводящие вопросы помогут лучше разобраться в ситуации: «Что произошло? Как может развиваться ситуация?») координирует работу во время поисковой деятельности учеников.

Третий этап: (анализ принятия решения), ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

На четвертом, оценочно-рефлексивном этапе, ученики делают вывод о том, чему их научила эта жизненная ситуация.

Для работы в группах:

1 группа

2 группа

 Тема для классного часа: «Совесть».

Тема для классного часа: «Совесть».

Вопрос по теме:  «трудно ли поступать по совести?»

Вопрос по теме: «трудно ли поступать по совести?»

Ситуация: вам дали лишнюю сдачу.

Ситуация: в переполненный автобус, в котором вы сидите, вошла бабушка.

Возможные сценарии развития ситуации:

Возможные сценарии развития ситуации:

Пути решения:

Пути решения:

Вывод:

Вывод:

Вопросы для дальнейшего обсуждения:

Вопросы для дальнейшего обсуждения:



Ситуации

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы, а ради правды, ради долга перед самим собой. Поэтому решению люди и будут судить о человеке.

Рассмотрим ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят (пятьсот) рублей. Как вы поступите?

 

Б) Ситуация вторая

В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком? Почему?

Вывод: кейс-технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт использования компьютерных технологий в работе классного руководителя

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновацио...

Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя

Выступление на тему "Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе классного руководителя и воспитателя группы продленного дня

В статье приведены технологии, которые способствуют сохранению здоровья воспитанников....

Воспитательные технологии в работе классного руководителя.

Основным структурным элементом воспитательной работы школы является класс. Организатором деятельности  учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий   является классный ру...

Практическая работа к теме 3.4. Педагогические технологии в работе классного руководителя. Проектирование фрагмента занятия «Разговоры о важном».

Классный час посвящён Дню Матери.Тема " Материнское сердце чаще бьётся" (для обучающихся 3-4 классов)....