Презентация: "Имею право, но обязан"
презентация к уроку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наши цели Усвоить основы правовой грамотности; Знать, что такое «можно», а что такое «нельзя» в школе; Знать, что подросток имеет неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научиться применять их в жизни Соотносить права и обязанности детей; Учиться осознанию ответственности за свои права; Развивать положительное отношение к правам других.
1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка ”. Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
“ Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка) Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения
Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ 2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты 1 июня – Международный день защиты детей 4 июня - Международный день детей – жертв агрессии 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка 10 декабря – День прав человека 12 декабря – День Конституции Российской Федерации
Обязанности школьника : добросовестно учиться беречь школьное имущество уважать учащихся и работников школы выполнять устав школы выполнять правила внутреннего распорядка.
Подумайте, к какой статье конституции относится пословица «Правда суда не боится». Статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда. «Всякому мила своя сторона». Статья 13: право на свободу передвижения. 3. «Грамоте учиться – всегда пригодится». Статья 26: право на образование. 4. « Делу – время, а потехе – час». Статья 24: право на отдых и досуг.
Ответьте, в каких сказках были нарушены права литературных героев «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?» Статья 31 Конвенции , признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Ответьте, в каких сказках были нарушены права литературных героев Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено? Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше
Соотнеси басни Льва Николаевича Толстого с народными пословицами. Какое правило морали подходит для всех басен и пословиц № Басни № Пословицы № Правила морали А. Старик сажал яблони. Ему сказали: «Ты не дождешься с них яблок». Но старик продолжил свое дело. 1. «От добра добра не ищут» 1. Злом на зло не отвечай 2. «И пчела не на себя работает» 2. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. 3. «Два раза не умирать, а раз не миновать» 3. Уважительно относись к старшим.
Правильный ответ: А 2,2. Пословица: «И пчела не на себя работает» Правило морали: Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.
Соотнеси басни Льва Николаевича Толстого с народными пословицами. Какое правило морали подходит для всех басен и пословиц № Басня № Пословица Правило морали Б Горел дом, а в доме остался ребеночек. Никто не мог войти в дом. Солдат пошел и сказал: « Я пойду » . Ему сказали: « Сгоришь! » . Солдат все равно пошел и спас ребеночка. 1. « От добра добра не ищут » 1. Злом на зло не отвечай. 2. « И пчела не на себя работает » 2. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе 3. « Два раза не умирать, а раз не миновать » 3. Уважительно относись к старшим
Правильный ответ : Б 3,2 . Пословица : « Два раза не умирать, а раз не миновать » Правило морали : Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе
Распредели права человека по группам прав А) Право на жизнь Б) Право на исповедование любой веры В) Право на участие в управлении государством Г) Право на защиту своей чести и достоинства Д) Право на участие в митингах и шествиях Е) Право на доступ к культурным ценностям Гражданские права Политические права Культурные права
Правильный ответ Гражданские права Политические права Культурные права Право на жизнь Право на участие в управлении государством Право на исповедование любой веры Право на защиту своей чести и достоинства Право на участие в митингах и шествиях Право на доступ к культурным ценностям
Прочитай текст. С чем ты согласен, а что вызывает у тебя сомнение? Укажи цифры возможностей, с которыми ты не согласен. Постарайся объяснить, почему. 1 . Иметь свои карманные деньги; 2. Пойти в магазин и купить любимые конфеты; 3. Выбрать фамилию мамы или папы, когда буду получать паспорт; 4. Смотреть все взрослые передачи; 5. Стать наследником бабушкиной квартиры, если она этого захочет; 6. Пойти в магазин электроники и купить себе компьютер; Вечером, после 10 часов, пойти гулять с товарищами и зайти в кафе. Ответ: 4,6,7.
4 - Взрослые передачи могут нанести ущерб нравственному становлению ребенка. 6 - Ребенок является лишь частично дееспособным и не может совершать крупные торговые сделки без участия родителей или лиц их заменяющих. 7 - В России действует закон о «комендантском часе» для детей.
Какие реализованные права ребенка ты можешь найти на этом рисунке? Постарайся перечислить не менее пяти прав.
Реализованные права ребенка Право ребенка жить и воспитываться в семье; Право ребенка на содержание от своих родителей; право ребенка на их заботу; право ребенка на достойное материальное обеспечение; право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие; право ребенка на уважение его человеческого достоинства.
Право на жизнь
Право на личную неприкосновенность
Право на труд
Право на сохранение своей индивидуальности
Право на общение с обоими родителями и всеми родственниками .
Право на отдых
Право исповедовать любую религию
Право на образование
Право на свободу ассоциаций и мирных собраний
Право на защиту от жестокого обращения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка и права "Глагол. Права и обязанности"
Интегрированный урок в 4 классе...
Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.
Воспитание правового самосознания учащихся....
« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»
Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...
Классный час с презентацией "Имею право на права"
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. Этот сценарий поможет классному руководителю в интересной доступной форме рассказать учащимся об их правах....
Права и обязанности учащихся, правила поведения в школе
Для классного уголка...
Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.
В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....
Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...