Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
план-конспект на тему
Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».
Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия воспитатель или старший воспитанник читает их. Не следует подробно разъяснять суть каждого, лучше сосредоточить внимание на игровых ситуациях, которые будут побуждать воспитанников к высказываниям, к осознанию своих прав и обязанностей.
Сценарий занятия (ролевое моделирование) содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у воспитанников. Игровые сценки исполняют сами дети, разучивают их во время подготовки к мероприятию.
Цель: обобщить знания воспитанников об основных правах ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_zanyatie.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
КГОБУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»
Ролевое моделирование
«Права и обязанности»
( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
Воспитатель 1 семейной группы
Колесникова О.Н.
2018г.
Пояснительная записка
Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».
Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия воспитатель или старший воспитанник читает их. Не следует подробно разъяснять суть каждого, лучше сосредоточить внимание на игровых ситуациях, которые будут побуждать воспитанников к высказываниям, к осознанию своих прав и обязанностей.
Сценарий занятия (ролевое моделирование) содержит ряд игровых моментов, которые всегда вызывают интерес у воспитанников. Игровые сценки исполняют сами дети, разучивают их во время подготовки к мероприятию.
Цель: обобщить знания воспитанников об основных правах ребенка.
Задачи:
- разделить понятия «права» и «обязанности»;
- показать единство прав и обязанностей;
- сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам;
- побуждать воспитанникам к защите своих прав;
- воспитывать уважение к правам других людей;
- способствовать активной жизненной позиции.
Подготовительная работа
•Поисковая работа старших воспитанников:
- нахождение материала по Правам ребенка;
- поиск фотографий и картинок для презентации.
• Подготовить воспитанников которые будут участвовать в сценках (роли: мама, учитель, ученица, ученик, Маугли, Гарри Поттер.)
• Изготовить книжку-малышку «Правовая азбука подростка»
План занятия
- Игра «Имена»
- Интерактивная беседа «Право на имя»
- Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»
- Ролевая игра «Юридическая консультация»
- Разбор ситуаций «Права и обязанности»
- Подведение итогов (рефлексия)
Сценарий ролевого моделирования
- Игра «Имена»
Воспитатель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция
«О правах ребенка».
Сегодня мы будем говорить о правах детей.
Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться с места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первая.
(Воспитатель называет свое имя, например: « Оксана - опрятная» Воспитатель показывает на воспитанника, и дети по цепочке принимают участие в игре: называют свое имя и добавляют к нему прилагательное.
2.Интерактивная беседа «Право на имя»
Воспитатель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
Воспитанники. Конечно, имеем.
Воспитатель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?
Воспитанники. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождения, а у кого есть паспорт в нем.
Воспитатель. Да свидетельство о рождении это первый документ человека. А в 14 лет человек получает паспорт. Еще в этих документах записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утвердил?
Примерные ответы воспитанников.
-В конституции, законах, указах и т.д.
-разрабатывает президент, депутаты и т.д
- Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»
Воспитатель. Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитарная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в организацию Объединенных наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».
Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Какие же права есть у детей всего мира?
Воспитатель показывает презентацию, приготовленную совместно со старшими воспитанниками.
4.Ролевая игра «Юридическая консультация»
Воспитатель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей (мы их рассмотрели в презентации). И к вам за советом приходят литературные герои, давайте их внимательно выслушаем и разъясним какие их права нарушены ссылаясь на Конвенцию о правах ребенка.
Маугли: « Так случилось, что я долгое время жил в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как все дети?»
Примерные ответы воспитанников:
- Конечно, имеете. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 –летнего возраста. Вам еще нет 18, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.
Маугли: « Но я не умею говорить человеческим языком. я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?»
Примерные ответы воспитанников:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать человеческое достоинство.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей.
Воспитатель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя. Гарри Поттера.
Гарри Поттер: « Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. нарушает ли он мои права?»
Примерные ответы воспитанников:
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?
Примерные ответы воспитанников:
- Не все знают права детей.
- Не считают детей полноценными людьми.
- Не уважают детей, считают их глупыми.
Воспитатель. Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноценными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их права.
- Разбор ситуаций «Права и обязанности»
Воспитатель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. а всегда ли мы это делаем?
Предлагаю посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев.
Сценка 1.
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Воспитатель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться , кто здесь прав.( Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. он не уважает права других людей)
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над ребенком.
Воспитатель. Объясните, Оле, в чем она не права.
( Кроме прав у Оли есть и обязанности – дежурного, как и всех детей класса. Кроме того, есть обязанность уважать прав других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушают права других!)
Сценка 3
Учитель. Костя, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Костя. А что здесь такого? Я имею право сидеть на занятия своим любимым делом – рисованием!
Воспитатель. Кто разъяснит, почему Косте его права и обязанности?
( Другие дети имеют право сидеть за чистой партой. Костя должен уважать права других учеников класса)
6. Подведение итогов (Рефлексия)
Воспитатель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
Примерные ответы детей:
- Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
-понравилось разбирать ситуации, разъяснять права.
- свои права нужно знать, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.
Воспитатель. У каждого из вас есть смайлик, придайте ему такое выражение какое у вас осталось после занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конвенция о правах ребенка в стихах и картинках
Данная презентация может использоваться как на уроках, так и во внеурочное время, а также для показа родителям на родительских собраниях....
Конвенция о правах ребенка
Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?...
Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребенка"
Данный материал может быть использован при проведении мероприятия по гражданско-патриотическому мероприятию в начальных классах по теме "Конвенция о правах ребенка"...
Презентация "Конвенция о правах ребенка"
Презентация к классному часу в начальной школе на тему "Конвенция о правах ребенка"...
«Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка».
«Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»...
Я - ребенок, я имею право. (Конвенция о правах ребенка)
Конвенция о правах ребенка...
Классный час на тему «Мы все разные, но права у нас одинаковые», (тренинг по Конвенции о правах ребенка)
Классный час на тему«Мы все разные, но права у нас одинаковые»,(тренинг по Конвенции о правах ребенка)...