Система работы с родителями первоклассников. Педагогический проект.
проект (1 класс)

Апаницына Елена Анатольевна

      Наша идея состоит в том, что выделяя именно работу с родителями первоклассников, необходимо заложить крепкий фундамент в построении не только воспитательно - образовательного процесса в начальной школе, но и заинтересовать родительское сообщество в сотрудничестве с коллективом лицея. В нашем проекте родители выступают в роли соратников в деле воспитания и обучения детей.

      Поэтому мы решили так спланировать свою деятельность, чтобы в каждом периоде максимально успешно организовать просветительскую работу, которая на каждом этапе будет решать  цели и задачи этого периода и предупредит  появление многих трудностей следующего периода развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Система работы с родителями первоклассников».

Проект « Мы  - вместе»

Обоснование значимости идеи для развития системы образования.

       В постоянно изменяющемся мире, мире информационно насыщенном, где общение людей в большей своей части переведено в дистанционный формат, становиться актуальным пересмотр технологий, форм и методов организации работы с родителями. Наступило время для креативных людей, для проявления человеком своих лучших качеств и применения своих компетенций. Перед нашим коллективом стоят вопросы: Куда направить свои усилия? На что обратить большое внимание? К каким результатам стремиться? Главная движущая сила каждого человека в обществе, это желание  самореализации, развития и получение удовлетворения высших потребностей, получение признания и счастья от бытия.

  Встает и вопрос о роли образования в этот исторический переломный момент, когда необходимо сплочение и консолидация общества в достижении единых целей семьи и государства. О необходимости выбора тех форм работы, которые будут содействовать сплочению педагогического и родительского коллективов в достижении поставленных целей воспитания и образования современных детей.

       Главными приоритетами работы системы образования в условиях реализации нового ФГОС через ключевую методологию системно-деятельностного подхода становятся личностные результаты, такие как познание себя, самореализация личности, обретение нравственных ценностей, смысла жизни и осознание счастливого бытия.

       Начальной школе в этом отношении принадлежит главнейшая роль. Согласно И.В.Дубровиной, младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, поэтому на данном возрастном этапе очень важен уровень достижений, к которым приходит каждый ребенок. Если он в этом возрасте не почувствует радость познания, не научится дружить, не обретёт уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее.

       В нашем лицее уже есть сложившиеся за многие годы традиции в воспитательной работе и система работы с родителями лицея.

      Наша идея состоит в том, что выделяя именно работу с родителями первоклассников, необходимо заложить крепкий фундамент в построении не только воспитательно - образовательного процесса в начальной школе, но и заинтересовать родительское сообщество в сотрудничестве с коллективом лицея. В нашем проекте родители выступают в роли соратников в деле воспитания и обучения детей.

    Наша задача воспитывать в родительском коллективе активных единомышленников в реализации  воспитательно- образовательного процесса лицея.

       Проблемы первого года обучения в школе.

Изучив основные проблемы первого года обучения в нашем лицее, выделим для себя четыре этапа, которые проходит семья за первый год обучения в начальной школе.

  •  организационный;
  • адаптационный;
  • установочный;
  • заключительный (собственно учебный).

Таблица 1

Этапы первого учебного года

Возникающие проблемы.

Период решения.

Варианты решения

I организационный

«Здравствуй, школа!»

Документально-правовой.

(февраль-август)

  • Оформление документов ребенка  при приеме в школу
  • Знакомство с организацией лицей №7.
  • Знакомство со всеми службами лицея.

II адаптационный

«Первые дни ребенка в школе».

Прохождение периода адаптации в первом классе.

(Сентябрь-декабрь.)

  • Организация периода адаптации.
  • Родительский лекторий.
  • Индивидуальная и групповая работа с психологом и педагогом.

III  установочный

«Учусь-учиться».

Январь-март

«Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики!»

  • Мероприятия направленные на повышение учебной мо-

тивации первоклассников.

  • Работа «Клуба для роди-

телей первоклассников»

IV Завершающий

«Я – школьник».

Апрель-май

«Счастливы - вместе».

Подведение итогов прошедшего учебного года.

     Учащиеся 1 класса в начале адаптационного периода являются формальной ученической группой, а их родители – родительской группой малознакомых, либо незнакомых людей. Задача лицея и классного руководителя на этом этапе, в первую очередь – создание благоприятных условий для становления данных групп - коллективами единомышленников. Чтобы в последствии успешно решать все учебно-воспитательные цели и задачи, поставленные новыми ФГОС и общеобразовательным учреждением.

      Поэтому мы решили так спланировать свою деятельность, чтобы в каждом периоде максимально успешно организовать просветительскую работу, которая на каждом этапе будет решать  цели и задачи этого периода и

предупредит  появление многих трудностей следующего периода развития ребенка.

      Классному руководителю предстоит  спланировать свою деятельность таким образом, чтобы межличностные отношения в создавшейся ученической и родительских группах, зависели от содержания, целей и ценностей групповой совместной деятельности в лицее. Подбор форм и видов деятельности должна удовлетворять потребности в общении, совместном творчестве и давала радость и ощущение счастья от сотрудничества родителей с детьми и  педагогом.

План работы общешкольного лектория.

Таблица 2.

Название мероприятия и период проведения.

Форма

работы

Основное содержание.

1.

«День открытых дверей»

Август.

«Квест»

Знакомство со службами лицея.

2.

Трудности адаптации первоклассников.

октябрь

Лекторий.

(психолог)

Классный руководитель

Лекторий проводит психолог (20 мин)

По классам – классный руководитель.

3.

Как преодолеть трудности периода обучения чтению и письму.

Январь-февраль-март.

Лекторий

(приглашаем в гости логопеда-дефектолога, и детского невролога)

  • Лекторий проводят приглашенные специалисты логопед-дефектолог, детский невролог. (30мин)
  • Далее в классе, консультация учителя-классного руково-дителя с рекомендациями о преодо-лении имеющихся проблем.
  • Спортивный праздник

«Папа,мама,я-спортивная семья».

4.

Родительская суббота.

Игра по станциям.

Станции проводят специалисты школы.

Итоговое собрание в классе

в конце учебного года.

В классе «Круглый стол», «Семья и школа».

Клуб для родителей первоклассников.

Таблица 3.

Название секции

Форма работы

1.

Треннинг  «Детско-родительских отношений».

Педагог, психолог,

социальный педагог.

2.

Мастер – классы.

 (творческие группы по интересам).

Идея в том, что каждый класс готовит и проводит свой мастер – класс привлекая к организации родителей.

Изготовление ЛЭП бука

Мастерим вместе с папой.

Рукоделие вместе с мамой.

Бабушка и Я. «Слушаем сказку».

Прогнозируемые результаты.

 Результаты данной системы работы мы видим через успешное формирование детско-родительских коллективов в первых классах. Которые  преодолеют все трудности этапов первого года обучения в лицее, конструктивно решат стоящие перед ними образовательные и воспитательные задачи, сформируются как коллективы с активной жизненной позицией в деле воспитания и образования своих детей. Данные результаты позволят начальной школе и лицею в целом повысить качество знаний обучающихся, а родительскому коллективу получить своевременную помощь в воспитании и обучении первоклассников.

        Многие родители смогут реализовать свои потребности в общении и самореализации в совместном творчестве с детьми.

Необходимые условия для реализации проекта.

  1. Создание коллектива единомышленников. Проведение внутришкольного семинара  «Мы - вместе», для учителей начальных классов.
  2. Проведение внутришкольных мастер-классов по обмену опытом работы по данной проблеме.
  3. Поиск внутренних ресурсов в классном коллективе, при знакомстве с вновь поступившими семьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы

•Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...

Работа с родителями первоклассников как один из способов адаптации учащихся к начальной школе

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания дете...

Система работы с родителями

"Родительская школа" или система работы с родителями. ПРедставлена система работы с родителями и практико-ориентированное собрание...

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей (выступление на педагогическом совете)

Одарённость человека - это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли,и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холитьи лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильн...

Система работы с родителями по проекту "Мир искусств"

Анализ работы учителя с родителями в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания "Ступени познания"...

Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)

Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...