Система работы с родителями
статья по теме

"Родительская школа" или система работы с родителями. ПРедставлена система работы с родителями и практико-ориентированное собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_poslednie_gody_vozros_interes_uchiteley.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы возрос интерес учителей, руководителей учреждений образования     к  проблемам воспитания. Ушли в прошлое разговоры о том, что школа призвана лишь обучать детей. Современная жизнь диктует свои правила и обращает наше внимание       на процесс воспитания  в стенах школы. Однако эта же жизнь убеждает нас, что без участия семьи многие проблемы одному педагогу не решить. Как говорил                           В. А. Сухомлинский: «…Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

    Но в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, в школу приходят молодые родители, чей опыт в этом качестве слишком мал. Многое во взаимоотношениях с детьми родители строят на чувственном уровне, что в дальнейшем может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. По большому счету, нас – взрослых – никто не учит быть родителями. Знания о воспитании детей мы черпаем из семьи, в которой росли сами, и воспитываем детей по своему подобию или используем диаметрально противоположное, забывая о том, что наши дети все же отличаются от нас, и не все взятые нами из семьи методы воспитания эффективны и правильны, да и времена изменились. Канули в лету существовавшие ранее народные университеты, университеты педагогических знаний.

    Выпускаемая ныне литература по воспитанию детей столь же противоречива, сколь и разнообразна, и без компетентной помощи педагога и психолога в ней, подчас, трудно разобраться.

    Ознакомление с практикой работы школы показывает, что работа с родителями,            на первый взгляд, ведется: проводятся родительские собрания, индивидуальные встречи    с родителями. Однако в этой работе используются, как правило, однообразные формы,        в целом не прослеживается система    работы с родителями.

     Наименее изучены вопросы организации родительского просвещения, что и определило тему нашего исследования: « Родительская школа» или «Система работы с родителями».    

Цель исследования: выявить педагогические условия эффективной работы с родителями.

Объект исследования: процесс работы с родителями.

Предмет исследования: формы  и методы работы с родителями.

Гипотеза исследования:

      Работа с родителями будет эффективной, если:

  1. вести целенаправленную и систематическую работу по созданию клуба        единомышленников в воспитательной работе;

-использовать разнообразные организационные формы работы с родителями                        с привлечением комплексно - активизирующих средств.

 Задачи:

  1. Изучить литературу о работе с родителями, семьей.
  2. Выявить состояние работы с родителями.  
  3. Определить содержание работы с родителями.
  4. Разработать и экспериментально проверить формы и методы работы с родителями.

 Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы, наблюдение,

изучение педагогического опыта, анкетирование родителей и учителей, обработка данных.

            В ходе решения первой задачи были рассмотрены труды отечественных и зарубежных педагогов: К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили и др. и был сделан вывод о том,  что взгляды педагогов прошлого и современности — актуальны и в настоящее время и должны лежать в основе работы педагога с родителями.                                                                                              

Одной из основных форм работы с родителями, по-прежнему, остаются родительские собрания.

 Личные наблюдения и наблюдения коллег свидетельствуют, что, как правило,

к 3-4 классу заметно сокращается количество родителей, посещающих родительские собрания. Редко приходят на собрания родители, чьи дети не успешны в учебе или отличаются плохим поведением.

С целью изучения отношения родителей к собраниям, было проведено анкетирование 16 родителей. В группу опрошенных вошли молодые и более опытные родители, родители успешных и не успешных в учебе детей.

Им были предложены следующие вопросы:

1.Устраивают Вас (родителей) родительские собрания, проводимые в школе?

Получены следующие ответы:  да- 50%, нет – 38%, затруднились ответить – 12%.        2.Что не устраивает в проведенных собраниях?

1).Отсутствие тематических собраний или выбор темы   -      37%

2).Форма проведения собрания (указывают лекции, назидательные беседы)  -47%

3).Отсутствие конкретных рекомендаций со стороны педагога – 34%

4).Не всегда тактичные высказывания педагога – 9%

5).Время проведения собрания и его продолжительность – 18%

Что же думают сами педагоги о родительских собраниях?

На вопрос как часто проводите родительские собрания, были получены ответы:

1 раз в четверть – 60%

5-6 раз в четверть – 20%

больше 6 собраний в год – 20%

Что для Вас родительские собрания?

1). Одно из должностных обязанностей классного  руководителя – 70%

2). Встреча с единомышленниками в воспитании детей – 10%

3).  Затруднились в выборе -  20%

Какие формы работы с родителями, помимо собраний, используете?

 Индивидуальные встречи;

 Привлечение к организации и проведению походов, поездок;

 Ремонт кабинета и спонсорская помощь;

 Приглашение родителей на открытые уроки, праздники и др.

 В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы: 

  1. Основной формой работы с родителями остаются родительские собрания.
  2. Эффективность родительских собраний невысока из-за отсутствия личностно-ориентированного (дифференцированного) подхода к родителям, использования однообразных форм организации и проведения собраний.

      3.    В целом, преобладает формальное отношение учителей к работе с родителями.

Следовательно, необходимо внести существенные изменения в организацию

работы с родителями. На наш взгляд, справедливо назвать эту работу «Родительская школа».

«Родительская школа» - это место обучения и воспитания родителей, место демонстрации

успеха, место, где можно найти поддержку и понимание, где уютно и комфортно всем.

Цель школы: распространение идеи  сознательного  родительства, психологическая и

образовательная поддержка семьи                                                                                       Школа строится на принципах:

1.Дифференцированного подхода к каждой семье;

2. Индивидуализации;

3.Взаимодействия школы и семьи как равноправных партнеров.

В сентябре школа открывает свои двери и начинает работу с составления паспорта семьи

(через анкетирование, посещение семей) и исследование потребностей родителей в образовании.

Функции работы школы.

  1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
  2.  Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  3.   Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  4.   Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

                                    Формы работы с родителями.

индивидуальные

групповые

Коллективные

 

Переписка, консультации, режим открытых дверей.

Консультации, встречи с интересными людьми, оформление уголка с рекомендациями для родителей.

Родительские собрания, конференции, совместная с детьми деятельность: походы, КВНы, праздники, Дни открытых дверей.

                                       

Виды родительских собраний.

Лекция        Беседа       Практикум        Дискуссия         Организационное         Итоговое

                                   

Формы родительских собраний.

                       

Педагогическая мастерская          Круглый стол          Практикум                  Диспут  

 

                                     Организационно –  деятельностная игра.

Наиболее эффективны собрания-практикумы, которые проводятся по следующему плану:

  1. Задолго до собрания через анкетирование выявляются проблемы по конкретному

           вопросу.

  1. Учитель обрабатывает анкеты, распределяет родителей по группам, учитывая  знания и опыт родителей по данному вопросу, коммуникативные качества  родителей и др.

План собрания.

  1. Доклад (небольшое выступление об основных проблемах, взглядах на данный    вопрос).
  2. Работа в группах (решение и поиск ответов на предложенные вопросы).
  3. Выступления от групп.
  4. Обобщение сказанного. Решение.
  5. Раздача рекомендаций, памяток по данной теме.

 Возможно внесение других этапов, например, разыгрывание и последующий анализ

педагогических ситуаций.

Вывод: Данная форма родительских собраний имеет следующие преимущества:

  1. Участие в работе всех родителей.
  2.  Осуществляется обмен опытом, знаниями внутри группы и между группами.
  3.  Происходит освоение конкретных методов и приемов воспитания на практике.
  4.  Каждый родитель получает методические рекомендации, помощь.

      5.    Учитываются индивидуальные особенности родителей, осуществляется

             дифференцированный подход.

Анкетирование, проведенное в конце 3 класса, показало, что:

  1.  темы родительских собраний актуальны и интересны родителям (94%);
  2. формы проведения собраний устраивают (84%);
  3.  полученные рекомендации используют  в работе с детьми (90%)
  4.  высоко оценивают уровень совместных мероприятий (87%).

 Из высказываний родителей:

 На собраниях мы говорим о детях: дети нашего класса – наши дети.

 Учимся у других воспитывать.

 Используем полученные рекомендации.

 Как хорошо иметь единомышленников!

 Результаты анкетирования, высокая посещаемость родительских собраний и наблюдения педагога убеждают нас, что работа, которая ведется в «Родительской школе», необходима и приносит положительные результаты: родительский коллектив уже сейчас (3 год работы) представляет собой сплоченный дружный коллектив единомышленников,

большая часть родителей тесно сотрудничает и активно взаимодействует с педагогом и

между собой. Это  позволяет сделать вывод о том, что используемые формы и методы с

родителями достаточно эффективны. Первый этап (пропедевтический) работы успешно

пройден. Впереди новый учебный год и новые задачи.

Родительское собрание — практикум в 1 классе

«Научиться  учиться — общая задача школы и семьи»

Цели:

  1. Выявить представление родителей  о понимании фразы: «научиться учиться».
  2. Дать рекомендации родителям о том, как помочь своему ребенку учиться.

План.

  1. Вступительное слово учителя (5-7 минут).
  2. Работа родителей в группах (10 минут). Что входит в понятие: помогите научиться учиться.
  3. Выступление от группы (до 4 минут).
  4. Разрешение педагогических ситуаций  (до 10 минут).
  5. Подведение итогов, раздача материалов с рекомендациями  (5 минут).

Ход собрания.

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни  детей,   как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Это и новые условия жизни и деятельности, это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, учебным делам и заботам. Это очень напряженный период: школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует мобилизации интеллектуальных и физических  сил. Для того, чтобы данный период прошел как можно гладко, безболезненно, без психических и физических  для здоровья потерь, делается много:

      1. Учебная неделя для первоклассников —5 дней.

2.  Ежедневная нагрузка — 4 урока.

  1. Вводятся дополнительные каникулы.
  2. Отсутствуют  домашние задания.
  3. Не выставляют отметки.
  4. Изменена структура урока и т. д.

1. Но вместе с тем мы понимаем, что школа — это не детский сад, где ведущей деятельностью является игровая. В школе ведущей деятельностью является — учебная. В конце первого класса дети должны продемонстрировать то, чему они научились, что узнали на уроке, в школе.

Да, школа, учитель призваны дать ученику определенный объем знаний, умений, навыков. Но хотелось бы обратить ваше внимание не на обязанность школы,  а ее возможность. Ученик сможет научиться, а может и не научить себя. Учителю принадлежит здесь роль ведущая, но не решающая. Мало дать, надо хотеть и уметь взять.

Ребенок (большей частью) хочет, но без помощи семьи, определенного домашнего уклада, сочувствия  близких, их грамотной помощи ему не преодолеть препятствий  в овладении новой для него деятельности — учебной.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность играет  ведущую роль в формировании личности. Поэтому совместная работа семьи и школы  здесь — главная линия сотрудничества.

Сегодня мы предлагаем для нашего разговора тему: «Помогите ребенку научиться учиться», ибо без определенных умений успехов, как известно, не добьешься. Успешное учение — основа для самоутверждения ребенка, основа  душевного равновесия. Опыт житейский, педагогический показывает, развитое умение учиться — сложная, но доступная, неврожденная способность.

Что же мы — родители — понимаем под данным призывом? Ограничивается   ли все это домашним контролем над ребенком при приготовлении последним уроков, контролем за отметками, разъяснением материала, который был не понят ребенком в школе? Думается, что нет. И часто мы слышим только обрывок фразы «помогите учиться».

Мы предлагаем вам в группах поделиться опытом, как Вы помогаете учиться своему ребенку (зафиксируйте все то, что по-вашему мнению приведет к тому, что ребенок будет успешным в учебе и как Вы ему можете в этом помочь).

  1. Обсуждение в группах, выступления от группы.

(Сообщения от каждой группы)

1). Помощь учебная.

  1. Готовлю с ним уроки
  2. Учу пересказывать прочитанное
  3. Проверяю выполнение письменных домашних заданий

2). Привитие интереса.

  1. Определяю, что ему читать
  2. Покупаю словари, энциклопедии
  3. Стараюсь обогатить новыми  впечатлениями (экскурсии, выезд на природу и пр.)
  4. Пополняю домашнюю библиотеку с учетом интереса ребенка

       3). Организация рабочего времени,  воспитание дисциплины.

  1. Контролирую соблюдение режима дня.
  2. Вместе собираем портфель на завтра
  3. Слежу за осанкой ребенка при выполнении заданий

       4). Поощрение — наказание.

  1. Поощряю подарком (удовольствием)
  2. Не пускаю гулять, пока не сделал уроки
  3. Запрещаю делать уроки с товарищами
  4. Лишаю удовольствий за плохую оценку
  5. Привожу в пример ровесников, которые учатся хорошо
  6. Ругаю за плохие оценки

        5). Общение, совместная деятельность, игра.

  1. Отвечаю на все вопросы ребенка
  2. Поощряю рассказы о новых знаниях
  3. Много читаю ребенку вслух
  4. Вместе играем в разные интеллектуальные игры
  5. Пишем письма родным (развиваю письменную речь)
  6. Всегда расспрашиваю о том, что нового узнал в школе
  7. Даю понять, что огорчаюсь,  когда ребенок получает плохие оценки, но не свожу учебу к отметкам

Подведем итоги выступлений.

  1. Необходимо соблюдать режим дня.
  2. Готовить вместе с ребенком рабочее место, приучать собирать портфель, все учебные принадлежности для урока.
  3. Необходимо общение с ребенком, совместные игры.
  4. Прививайте интерес к учебе, знаниям  и пр.
  5. Обучайте ребенка рациональным способам выполнения заданий.

 Обучать планировать свои действия, умению контролировать и проверять себя, ставить перед собой задачи и цели и т. д.

  1. Предлагаем в группах разобрать педагогические ситуации, распределить роли и проиграть ситуацию. Что верно, что неверно?

Ситуация № 1.

Ребенок обращается к маме: «Мама, вот здесь написано: его держали в  ежовых рукавицах. А кто сшил из ежа рукавицы?»

Мама: «Андрей, мне некогда: нужно постирать, приготовить ужин. Иди, спроси у папы»

Мальчик идет к папе: «Папа, а что это за рукавицы из ежа?»

Папа: «Вон там, на полке стоит словарь, ты читать научился, вот и прочитай. Ура! Го-о-л!»

Мальчик с тоской смотрит на огромный ненавистный словарь, где все-все написано.

 Ситуация № 2.

Наде никогда не приходится переписывать свои работы. Мама так внимательно следит за каждым ее движением, что девочка не успевает сделать ошибку                                 — Ну, сколько здесь напишешь? — спрашивает мать.

—9 — неуверенно отвечает девочка.

—8 ?—спрашивает Надя.

—Правильно.

Надя пишет решение только после того, как мама подтвердит правильность ответа Нади.

Ситуация № 3.

Часы показывают 10 часов вечера. Девочка зевает, пора спать.                                         — Оля, ты собрала портфель в школу? — спрашивает мама.

—Все положила?

—Кажется, да, — отвечает Оля.

—Иди спать.

 На следующий день Оля приходит хмурая из школы.

—Что случилось? — спрашивает мама.

      —Опять учительница меня ругала.

     —За что?

     —Я забыла линейку дома, а Миша мне свою не дал, жадина. А учительница сказала, чтобы я готовила к урокам все ручки, карандаши, линейки сама, не просила у ребят.

    —А что делали на уроке труда?

    —Все что-то шили.

  —А ты?

   —А у меня не было тряпочки, нитки потерялись. Нина Степановна искала мне иголку, уговаривала Мишу дать мне кусочек тряпочки, а я не успела сшить фартучек.

    —А куда ты дела то, что сшила?

   —А, выбросила.

Ситуация № 4.

Вечер. Семья смотрит интересный фильм. Часы показывают 22 часа, затем 23…

Родители вдруг спохватываются: «Рома, а ты еще за уроки не садился! Ну, что теперь?

Ладно, скажешь учительнице, что сделаешь завтра».

Семья укладывается спать. Вдруг мама опять восклицает: «Вот наказание, будильник забыли завести».

Ситуация № 5.

Юра отлично учится, у него по всем предметам пятерки. Родители гордятся своим ребенком и всем рассказывают, что у них Юра — отличник.

Но когда Юра приносит дневник с оценками за 2 четверть, где кроме привычных  пятерок есть одна четверка, родители сердятся: «Плохо! Всю четверть не будешь смотреть телевизор».

 Ситуация № 6.

Первоклассник Петя учится писать в тетради. Но у него еще нет сноровки: ручку держать трудно, буквы не слушаются, то и дело приходится подправлять, зачеркивать.

Дома Петя несет свое творение маме, надеясь на то, что мама похвалит его за труды.

Но к его недоумению, огорчению мама резко говорит: « Какая грязь! Ужас! Ты посмотри, что у тебя в тетради! Я тебя не люблю, когда ты так грязно пишешь. Твоя тетрадь такая же грязная, как ты сам».

После выступлений  прошу высказаться родителей об увиденном и предложить свои варианты решения проблем, поднятых в этих сценах.

  1. Подведение итогов, раздача материалов-рекомендаций родителям.

Минута благодарности. Учитель благодарит родителей за активную работу.

Материалы-рекомендации к самоподготовке.

  1. Начинать выполнять домашнюю работу нужно в точно установленное время.
  2. Прежде чем начинать заниматься, проверьте готовность рабочего места.
  3. Приступая к работе, сосредоточьтесь, подумайте, с чего начнете.
  4. О задании узнайте в дневнике или по закладкам в учебнике.
  5. Если забыли правило, постарайтесь вспомнить, проверьте по учебнику.
  6. Начинайте самоподготовку в определенном порядке, например, русский язык, математика, литература.

Правила решения задачи.

  1. Прочти внимательно задание, если не понял содержания, прочти еще раз, подумай.
  2. Повтори условие задачи, ее вопросы.
  3. Подумай, что нужно узнавать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи.
  4. Подумай,  по какому плану будешь решать задачу.
  5.  Решай задачу.
  6. Проверь ход решения, ответ.

Если к завтрашнему дню надо выучить стихотворение.

  1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
  2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
  3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
  4. Прочитай стихотворение   еще 2-3 раза.  Постарайся его запомнить.
  5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
  6. После окончания  домашней работы 2-3 раза повтори  стихотворение, не заглядывая в текст.
  7. Перед сном еще раз повтори  стихотворение.
  8. Утром следующего дня еще раз прочитай  стихотворение, а потом расскажи наизусть.

Если стихотворение большое или трудно запоминается:

  1. Раздели стихотворение на четверостишья или смысловые отрывки.
  2. Выучи первый отрывок.
  3. Выучи второй отрывок.
  4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
  5. Выучи  третий отрывок.
  6. Расскажи все стихотворение наизусть.
  7. Повтори все стихотворение еще раз перед сном.
  8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

 

Литература.

  1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М: Просвещение, 1988.
  2. Амонашвили Ш. А.как живете, дети?: Книга для учителя. М: Просвещение, 1991.
  3. Воспитание младшего школьника. Составитель Ковинько Л. В. М: Академ А, 1998.
  4. Горбунова Н. А. Родительские собрания в начальной школе. Часть 2. Волгоград: учитель – АСП, 2003.
  5. Дереклеева Н. И. Родительские собрания 1 – 4 классы. М: Вако, 2004.
  6. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. Под редакцией Степановой Е. Н. М: Творческий центр, 2001.
  7. Капралова Р. М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.
  8. Макаренко А. С. Книга для родителей. М: Просвещение, 1987.
  9. Сенько В. Г. Учителя и родители. Минск, 1987.
  10. Сухомлинский В. А. О воспитании. М: Просвещение, 1988.
  11. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / Избранные педагогические сочинения. В 3 т. /Сост. О. С. Богданова и др. М., 1981. Т. 3.
  12. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., Т. 10.
  13.  Харламов И. Ф. Педагогика. Учебное пособие. М: Юристъ, 1997.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы

•Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...

Система работы с родителями одаренных и талантливых детей

Обобщение опыта работы учителя Романовской Е.А. по теме "Система работы с родителями одаренных и талантливых детей"...

Система работы с родителями

Во ФГОС подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, ...

Система работы с родителями моего класса

Описание работы с родителями...

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Система работы с родителями в ДОУ

Планомерное, активное распределение педагогических знаний родителей;Практическая помощь семье в воспитании детей;Организация пропаганды положительного общественного и семейного воспитания;Вовлечение р...

Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)

Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...