Система работы с родителями
статья по теме
"Родительская школа" или система работы с родителями. ПРедставлена система работы с родителями и практико-ориентированное собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poslednie_gody_vozros_interes_uchiteley.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы возрос интерес учителей, руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. Ушли в прошлое разговоры о том, что школа призвана лишь обучать детей. Современная жизнь диктует свои правила и обращает наше внимание на процесс воспитания в стенах школы. Однако эта же жизнь убеждает нас, что без участия семьи многие проблемы одному педагогу не решить. Как говорил В. А. Сухомлинский: «…Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».
Но в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, в школу приходят молодые родители, чей опыт в этом качестве слишком мал. Многое во взаимоотношениях с детьми родители строят на чувственном уровне, что в дальнейшем может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. По большому счету, нас – взрослых – никто не учит быть родителями. Знания о воспитании детей мы черпаем из семьи, в которой росли сами, и воспитываем детей по своему подобию или используем диаметрально противоположное, забывая о том, что наши дети все же отличаются от нас, и не все взятые нами из семьи методы воспитания эффективны и правильны, да и времена изменились. Канули в лету существовавшие ранее народные университеты, университеты педагогических знаний.
Выпускаемая ныне литература по воспитанию детей столь же противоречива, сколь и разнообразна, и без компетентной помощи педагога и психолога в ней, подчас, трудно разобраться.
Ознакомление с практикой работы школы показывает, что работа с родителями, на первый взгляд, ведется: проводятся родительские собрания, индивидуальные встречи с родителями. Однако в этой работе используются, как правило, однообразные формы, в целом не прослеживается система работы с родителями.
Наименее изучены вопросы организации родительского просвещения, что и определило тему нашего исследования: « Родительская школа» или «Система работы с родителями».
Цель исследования: выявить педагогические условия эффективной работы с родителями.
Объект исследования: процесс работы с родителями.
Предмет исследования: формы и методы работы с родителями.
Гипотеза исследования:
Работа с родителями будет эффективной, если:
- вести целенаправленную и систематическую работу по созданию клуба единомышленников в воспитательной работе;
-использовать разнообразные организационные формы работы с родителями с привлечением комплексно - активизирующих средств.
Задачи:
- Изучить литературу о работе с родителями, семьей.
- Выявить состояние работы с родителями.
- Определить содержание работы с родителями.
- Разработать и экспериментально проверить формы и методы работы с родителями.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы, наблюдение,
изучение педагогического опыта, анкетирование родителей и учителей, обработка данных.
В ходе решения первой задачи были рассмотрены труды отечественных и зарубежных педагогов: К. Д. Ушинского, Я. А. Коменского, В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили и др. и был сделан вывод о том, что взгляды педагогов прошлого и современности — актуальны и в настоящее время и должны лежать в основе работы педагога с родителями.
Одной из основных форм работы с родителями, по-прежнему, остаются родительские собрания.
Личные наблюдения и наблюдения коллег свидетельствуют, что, как правило,
к 3-4 классу заметно сокращается количество родителей, посещающих родительские собрания. Редко приходят на собрания родители, чьи дети не успешны в учебе или отличаются плохим поведением.
С целью изучения отношения родителей к собраниям, было проведено анкетирование 16 родителей. В группу опрошенных вошли молодые и более опытные родители, родители успешных и не успешных в учебе детей.
Им были предложены следующие вопросы:
1.Устраивают Вас (родителей) родительские собрания, проводимые в школе?
Получены следующие ответы: да- 50%, нет – 38%, затруднились ответить – 12%. 2.Что не устраивает в проведенных собраниях?
1).Отсутствие тематических собраний или выбор темы - 37%
2).Форма проведения собрания (указывают лекции, назидательные беседы) -47%
3).Отсутствие конкретных рекомендаций со стороны педагога – 34%
4).Не всегда тактичные высказывания педагога – 9%
5).Время проведения собрания и его продолжительность – 18%
Что же думают сами педагоги о родительских собраниях?
На вопрос как часто проводите родительские собрания, были получены ответы:
1 раз в четверть – 60%
5-6 раз в четверть – 20%
больше 6 собраний в год – 20%
Что для Вас родительские собрания?
1). Одно из должностных обязанностей классного руководителя – 70%
2). Встреча с единомышленниками в воспитании детей – 10%
3). Затруднились в выборе - 20%
Какие формы работы с родителями, помимо собраний, используете?
Индивидуальные встречи;
Привлечение к организации и проведению походов, поездок;
Ремонт кабинета и спонсорская помощь;
Приглашение родителей на открытые уроки, праздники и др.
В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:
- Основной формой работы с родителями остаются родительские собрания.
- Эффективность родительских собраний невысока из-за отсутствия личностно-ориентированного (дифференцированного) подхода к родителям, использования однообразных форм организации и проведения собраний.
3. В целом, преобладает формальное отношение учителей к работе с родителями.
Следовательно, необходимо внести существенные изменения в организацию
работы с родителями. На наш взгляд, справедливо назвать эту работу «Родительская школа».
«Родительская школа» - это место обучения и воспитания родителей, место демонстрации
успеха, место, где можно найти поддержку и понимание, где уютно и комфортно всем.
Цель школы: распространение идеи сознательного родительства, психологическая и
образовательная поддержка семьи Школа строится на принципах:
1.Дифференцированного подхода к каждой семье;
2. Индивидуализации;
3.Взаимодействия школы и семьи как равноправных партнеров.
В сентябре школа открывает свои двери и начинает работу с составления паспорта семьи
(через анкетирование, посещение семей) и исследование потребностей родителей в образовании.
Функции работы школы.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.
Формы работы с родителями.
индивидуальные
групповые
Коллективные
Переписка, консультации, режим открытых дверей.
Консультации, встречи с интересными людьми, оформление уголка с рекомендациями для родителей.
Родительские собрания, конференции, совместная с детьми деятельность: походы, КВНы, праздники, Дни открытых дверей.
Виды родительских собраний.
Лекция Беседа Практикум Дискуссия Организационное Итоговое
Формы родительских собраний.
Педагогическая мастерская Круглый стол Практикум Диспут
Организационно – деятельностная игра.
Наиболее эффективны собрания-практикумы, которые проводятся по следующему плану:
- Задолго до собрания через анкетирование выявляются проблемы по конкретному
вопросу.
- Учитель обрабатывает анкеты, распределяет родителей по группам, учитывая знания и опыт родителей по данному вопросу, коммуникативные качества родителей и др.
План собрания.
- Доклад (небольшое выступление об основных проблемах, взглядах на данный вопрос).
- Работа в группах (решение и поиск ответов на предложенные вопросы).
- Выступления от групп.
- Обобщение сказанного. Решение.
- Раздача рекомендаций, памяток по данной теме.
Возможно внесение других этапов, например, разыгрывание и последующий анализ
педагогических ситуаций.
Вывод: Данная форма родительских собраний имеет следующие преимущества:
- Участие в работе всех родителей.
- Осуществляется обмен опытом, знаниями внутри группы и между группами.
- Происходит освоение конкретных методов и приемов воспитания на практике.
- Каждый родитель получает методические рекомендации, помощь.
5. Учитываются индивидуальные особенности родителей, осуществляется
дифференцированный подход.
Анкетирование, проведенное в конце 3 класса, показало, что:
- темы родительских собраний актуальны и интересны родителям (94%);
- формы проведения собраний устраивают (84%);
- полученные рекомендации используют в работе с детьми (90%)
- высоко оценивают уровень совместных мероприятий (87%).
Из высказываний родителей:
На собраниях мы говорим о детях: дети нашего класса – наши дети.
Учимся у других воспитывать.
Используем полученные рекомендации.
Как хорошо иметь единомышленников!
Результаты анкетирования, высокая посещаемость родительских собраний и наблюдения педагога убеждают нас, что работа, которая ведется в «Родительской школе», необходима и приносит положительные результаты: родительский коллектив уже сейчас (3 год работы) представляет собой сплоченный дружный коллектив единомышленников,
большая часть родителей тесно сотрудничает и активно взаимодействует с педагогом и
между собой. Это позволяет сделать вывод о том, что используемые формы и методы с
родителями достаточно эффективны. Первый этап (пропедевтический) работы успешно
пройден. Впереди новый учебный год и новые задачи.
Родительское собрание — практикум в 1 классе
«Научиться учиться — общая задача школы и семьи»
Цели:
- Выявить представление родителей о понимании фразы: «научиться учиться».
- Дать рекомендации родителям о том, как помочь своему ребенку учиться.
План.
- Вступительное слово учителя (5-7 минут).
- Работа родителей в группах (10 минут). Что входит в понятие: помогите научиться учиться.
- Выступление от группы (до 4 минут).
- Разрешение педагогических ситуаций (до 10 минут).
- Подведение итогов, раздача материалов с рекомендациями (5 минут).
Ход собрания.
Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это и новые условия жизни и деятельности, это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, учебным делам и заботам. Это очень напряженный период: школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для того, чтобы данный период прошел как можно гладко, безболезненно, без психических и физических для здоровья потерь, делается много:
1. Учебная неделя для первоклассников —5 дней.
2. Ежедневная нагрузка — 4 урока.
- Вводятся дополнительные каникулы.
- Отсутствуют домашние задания.
- Не выставляют отметки.
- Изменена структура урока и т. д.
1. Но вместе с тем мы понимаем, что школа — это не детский сад, где ведущей деятельностью является игровая. В школе ведущей деятельностью является — учебная. В конце первого класса дети должны продемонстрировать то, чему они научились, что узнали на уроке, в школе.
Да, школа, учитель призваны дать ученику определенный объем знаний, умений, навыков. Но хотелось бы обратить ваше внимание не на обязанность школы, а ее возможность. Ученик сможет научиться, а может и не научить себя. Учителю принадлежит здесь роль ведущая, но не решающая. Мало дать, надо хотеть и уметь взять.
Ребенок (большей частью) хочет, но без помощи семьи, определенного домашнего уклада, сочувствия близких, их грамотной помощи ему не преодолеть препятствий в овладении новой для него деятельности — учебной.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность играет ведущую роль в формировании личности. Поэтому совместная работа семьи и школы здесь — главная линия сотрудничества.
Сегодня мы предлагаем для нашего разговора тему: «Помогите ребенку научиться учиться», ибо без определенных умений успехов, как известно, не добьешься. Успешное учение — основа для самоутверждения ребенка, основа душевного равновесия. Опыт житейский, педагогический показывает, развитое умение учиться — сложная, но доступная, неврожденная способность.
Что же мы — родители — понимаем под данным призывом? Ограничивается ли все это домашним контролем над ребенком при приготовлении последним уроков, контролем за отметками, разъяснением материала, который был не понят ребенком в школе? Думается, что нет. И часто мы слышим только обрывок фразы «помогите учиться».
Мы предлагаем вам в группах поделиться опытом, как Вы помогаете учиться своему ребенку (зафиксируйте все то, что по-вашему мнению приведет к тому, что ребенок будет успешным в учебе и как Вы ему можете в этом помочь).
- Обсуждение в группах, выступления от группы.
(Сообщения от каждой группы)
1). Помощь учебная.
- Готовлю с ним уроки
- Учу пересказывать прочитанное
- Проверяю выполнение письменных домашних заданий
2). Привитие интереса.
- Определяю, что ему читать
- Покупаю словари, энциклопедии
- Стараюсь обогатить новыми впечатлениями (экскурсии, выезд на природу и пр.)
- Пополняю домашнюю библиотеку с учетом интереса ребенка
3). Организация рабочего времени, воспитание дисциплины.
- Контролирую соблюдение режима дня.
- Вместе собираем портфель на завтра
- Слежу за осанкой ребенка при выполнении заданий
4). Поощрение — наказание.
- Поощряю подарком (удовольствием)
- Не пускаю гулять, пока не сделал уроки
- Запрещаю делать уроки с товарищами
- Лишаю удовольствий за плохую оценку
- Привожу в пример ровесников, которые учатся хорошо
- Ругаю за плохие оценки
5). Общение, совместная деятельность, игра.
- Отвечаю на все вопросы ребенка
- Поощряю рассказы о новых знаниях
- Много читаю ребенку вслух
- Вместе играем в разные интеллектуальные игры
- Пишем письма родным (развиваю письменную речь)
- Всегда расспрашиваю о том, что нового узнал в школе
- Даю понять, что огорчаюсь, когда ребенок получает плохие оценки, но не свожу учебу к отметкам
Подведем итоги выступлений.
- Необходимо соблюдать режим дня.
- Готовить вместе с ребенком рабочее место, приучать собирать портфель, все учебные принадлежности для урока.
- Необходимо общение с ребенком, совместные игры.
- Прививайте интерес к учебе, знаниям и пр.
- Обучайте ребенка рациональным способам выполнения заданий.
Обучать планировать свои действия, умению контролировать и проверять себя, ставить перед собой задачи и цели и т. д.
- Предлагаем в группах разобрать педагогические ситуации, распределить роли и проиграть ситуацию. Что верно, что неверно?
Ситуация № 1.
Ребенок обращается к маме: «Мама, вот здесь написано: его держали в ежовых рукавицах. А кто сшил из ежа рукавицы?»
Мама: «Андрей, мне некогда: нужно постирать, приготовить ужин. Иди, спроси у папы»
Мальчик идет к папе: «Папа, а что это за рукавицы из ежа?»
Папа: «Вон там, на полке стоит словарь, ты читать научился, вот и прочитай. Ура! Го-о-л!»
Мальчик с тоской смотрит на огромный ненавистный словарь, где все-все написано.
Ситуация № 2.
Наде никогда не приходится переписывать свои работы. Мама так внимательно следит за каждым ее движением, что девочка не успевает сделать ошибку — Ну, сколько здесь напишешь? — спрашивает мать.
—9 — неуверенно отвечает девочка.
—8 ?—спрашивает Надя.
—Правильно.
Надя пишет решение только после того, как мама подтвердит правильность ответа Нади.
Ситуация № 3.
Часы показывают 10 часов вечера. Девочка зевает, пора спать. — Оля, ты собрала портфель в школу? — спрашивает мама.
—Все положила?
—Кажется, да, — отвечает Оля.
—Иди спать.
На следующий день Оля приходит хмурая из школы.
—Что случилось? — спрашивает мама.
—Опять учительница меня ругала.
—За что?
—Я забыла линейку дома, а Миша мне свою не дал, жадина. А учительница сказала, чтобы я готовила к урокам все ручки, карандаши, линейки сама, не просила у ребят.
—А что делали на уроке труда?
—Все что-то шили.
—А ты?
—А у меня не было тряпочки, нитки потерялись. Нина Степановна искала мне иголку, уговаривала Мишу дать мне кусочек тряпочки, а я не успела сшить фартучек.
—А куда ты дела то, что сшила?
—А, выбросила.
Ситуация № 4.
Вечер. Семья смотрит интересный фильм. Часы показывают 22 часа, затем 23…
Родители вдруг спохватываются: «Рома, а ты еще за уроки не садился! Ну, что теперь?
Ладно, скажешь учительнице, что сделаешь завтра».
Семья укладывается спать. Вдруг мама опять восклицает: «Вот наказание, будильник забыли завести».
Ситуация № 5.
Юра отлично учится, у него по всем предметам пятерки. Родители гордятся своим ребенком и всем рассказывают, что у них Юра — отличник.
Но когда Юра приносит дневник с оценками за 2 четверть, где кроме привычных пятерок есть одна четверка, родители сердятся: «Плохо! Всю четверть не будешь смотреть телевизор».
Ситуация № 6.
Первоклассник Петя учится писать в тетради. Но у него еще нет сноровки: ручку держать трудно, буквы не слушаются, то и дело приходится подправлять, зачеркивать.
Дома Петя несет свое творение маме, надеясь на то, что мама похвалит его за труды.
Но к его недоумению, огорчению мама резко говорит: « Какая грязь! Ужас! Ты посмотри, что у тебя в тетради! Я тебя не люблю, когда ты так грязно пишешь. Твоя тетрадь такая же грязная, как ты сам».
После выступлений прошу высказаться родителей об увиденном и предложить свои варианты решения проблем, поднятых в этих сценах.
- Подведение итогов, раздача материалов-рекомендаций родителям.
Минута благодарности. Учитель благодарит родителей за активную работу.
Материалы-рекомендации к самоподготовке.
- Начинать выполнять домашнюю работу нужно в точно установленное время.
- Прежде чем начинать заниматься, проверьте готовность рабочего места.
- Приступая к работе, сосредоточьтесь, подумайте, с чего начнете.
- О задании узнайте в дневнике или по закладкам в учебнике.
- Если забыли правило, постарайтесь вспомнить, проверьте по учебнику.
- Начинайте самоподготовку в определенном порядке, например, русский язык, математика, литература.
Правила решения задачи.
- Прочти внимательно задание, если не понял содержания, прочти еще раз, подумай.
- Повтори условие задачи, ее вопросы.
- Подумай, что нужно узнавать сначала, что потом, чтобы ответить на вопрос задачи.
- Подумай, по какому плану будешь решать задачу.
- Решай задачу.
- Проверь ход решения, ответ.
Если к завтрашнему дню надо выучить стихотворение.
- Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
- Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
- Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
- Прочитай стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
- Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
- После окончания домашней работы 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
- Перед сном еще раз повтори стихотворение.
- Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи наизусть.
Если стихотворение большое или трудно запоминается:
- Раздели стихотворение на четверостишья или смысловые отрывки.
- Выучи первый отрывок.
- Выучи второй отрывок.
- Повтори первый и второй отрывки вместе.
- Выучи третий отрывок.
- Расскажи все стихотворение наизусть.
- Повтори все стихотворение еще раз перед сном.
- Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
Литература.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. М: Просвещение, 1988.
- Амонашвили Ш. А.как живете, дети?: Книга для учителя. М: Просвещение, 1991.
- Воспитание младшего школьника. Составитель Ковинько Л. В. М: Академ А, 1998.
- Горбунова Н. А. Родительские собрания в начальной школе. Часть 2. Волгоград: учитель – АСП, 2003.
- Дереклеева Н. И. Родительские собрания 1 – 4 классы. М: Вако, 2004.
- Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. Под редакцией Степановой Е. Н. М: Творческий центр, 2001.
- Капралова Р. М. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.
- Макаренко А. С. Книга для родителей. М: Просвещение, 1987.
- Сенько В. Г. Учителя и родители. Минск, 1987.
- Сухомлинский В. А. О воспитании. М: Просвещение, 1988.
- Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / Избранные педагогические сочинения. В 3 т. /Сост. О. С. Богданова и др. М., 1981. Т. 3.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М., Т. 10.
- Харламов И. Ф. Педагогика. Учебное пособие. М: Юристъ, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с родителями как условие успешного взаимодействия семьи и школы
•Создание эффективной системы работы с родителями для более успешного взаимодействия семьи и школы в воспитании и развитии ребёнка как личности.Задачи:Создание оптимальных условий функционирован...
Система работы с родителями одаренных и талантливых детей
Обобщение опыта работы учителя Романовской Е.А. по теме "Система работы с родителями одаренных и талантливых детей"...
Система работы с родителями
Во ФГОС подчеркивается исключительная роль семьи в решении задач воспитания. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, ...
Система работы с родителями моего класса
Описание работы с родителями...
Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)
В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....
Система работы с родителями в ДОУ
Планомерное, активное распределение педагогических знаний родителей;Практическая помощь семье в воспитании детей;Организация пропаганды положительного общественного и семейного воспитания;Вовлечение р...
Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)
Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...