Грамматический КВН
методическая разработка (3 класс)

Чибрикова Наталья Валерьевна

       Используя данный материал, педагог может выстроить процесс обучения учащихся, найти нужный выход в нестандартной ситуации на уроке, во внеурочной деятельности, чтобы сформировать нужные понятия, умения, навыки.

Надеюсь, данное внеклассное мероприятие поможет педагогам и учащимся систематизировать свои знания по предмету и применить их на практике.

Обучающимся предлагается выполнение различных заданий с обязательной сменой видов деятельности.

Материал можно использовать при проведении недели русского языка в начальной школе, отдельные задания можно взять для дополнительной работы с учащимися (для развития памяти, воображения, мышления), при подготовке к  олимпиаде по предмету, в качестве самостоятельного готового продукта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_grammaticheskiy_kvn_.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Майнский многопрофильный лицей

имени В.А. Яковлева»

«Грамматический КВН»

Внеклассное мероприятие

в 3 классах

(с методическими рекомендациями)

Автор: Чибрикова Наталья Валерьевна

учитель начальных классов

р.п.Майна

2023.

Методические рекомендации

 к внеклассному мероприятию по русскому языку

Задача каждого педагога - помочь ребёнку быть грамотным, овладеть навыками правописания, произношения. Грамотное владение родным языком – основа человеческой культуры, наше наследие. Обогащение словаря учащихся – важная задача на уроках русского языка.

       Используя данный материал, педагог может выстроить процесс обучения учащихся, найти нужный выход в нестандартной ситуации на уроке, во внеурочной деятельности, чтобы сформировать нужные понятия, умения, навыки.

Надеюсь, данное внеклассное мероприятие поможет педагогам и учащимся систематизировать свои знания предмету и применить их на практике.

Обучающимся предлагается выполнение различных заданий с обязательной сменой видов деятельности.

Материал можно использовать при проведении недели русского языка в начальной школе, отдельные задания можно взять для дополнительной работы с учащимися (для развития памяти, воображения, мышления), при подготовке к  олимпиаде по предмету, в качестве самостоятельного готового продукта.

Материал может быть интересен педагогам начальных классов. Возможно использование как на внеурочных занятиях, так и на уроке в качестве его элементов.

Содержание

  1. Конспект внеклассного мероприятия содержит цели, задачи, формирование УУД, оборудование, применяемое на занятии.
  2. Форма работы – групповая, что позволяет учащимся формировать коммуникативные качества, умение работать в группе, договариваться, строить работу на взаимном уважении, умении слушать и слышать друг друга.
  3. Содержит 11 конкурсных заданий по русскому языку разного уровня.
  4. Последнее задание – итог занятия и рефлексия, которая поможет оценить деятельность каждой группы.
  5. После конспекта предлагается приложение, готовое для работы всех 4 групп (следует только распечатать и раздать участникам мероприятия)

Грамматический КВН

Цель: в игровой форме совершенствовать знания по русскому языку

Задачи: обогащение словарного запаса обучающихся,

               формирование умения работать в группе

               развитие речи, памяти, мышления, воображения и наблюдательности.

Формируемые УУД: 

коммуникативные - уметь договариваться во время игры;

личностные - доказывать свою точку зрения;

познавательные – систематизировать свои знания по предмету;

регулятивные - анализировать, обобщать, наблюдать, рассуждать.

Оборудование: карточки №1, №2, №3, карточки со словами, ручка, карандаши

Игровая программа

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы собрались на грамматический КВН.

Я думаю, что каждый из вас знает и любит наш родной русский язык.

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык.

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты наш друг, родной язык

И в это все мы будем верить.

Наш КВН будет оценивать жюри.

В конкурсе принимает участие 4 команды по 6 человек в каждой.

Предлагаю командам выбрать себе название и начнём нашу игру.

Конкурс 1 «Разминка»

В  этом туре вам потребуется  внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. Задаю по 1 слову каждой команде:

1 команда                              2 команда                   3 команда                       4 команда

Большой – маленький     Высокий – низкий      Длинный – короткий       Широкий – узкий

Толстый – тонкий           Глубокий – мелкий     Прямой – кривой              Первый – последний

Верхний – нижний         Тяжелый – легкий        Острый – тупой               Горячий – холодный

Светлый – тёмный          Мокрый – сухой         Громкий – тихий               Хороший – плохой

Конкурс 2. «Найди «лишнее» слово.

Оборудование: карточка №1.

Каждая команда получает карточку№1 с заданием и зачёркивает лишнее слово. Устно – объяснить, почему оно лишнее.

А)  дождь, снег, луна, град   (луна – ж.р.)

Б)  серая, земля, желтая, зеленая  (земля – сущ.)

В ) нос, зуб, котёнок, стол  ( котёнок - либо наличие суффикса, либо – одушевлённый)

Г ) ночь, дочь, мяч, мышь (мяч – м.р.)

Конкурс 3 «Отгадайте предмет по признакам»

Ведущий:

Все вы знаете о признаках предметов. Без этих слов мир был бы скучным и серым. И непонятным. Потому что мы не знали бы, о каком предмете речь. Предлагаю вам отгадать предмет по его признаку.

1)Я – чёрный, красный, жёлтый, синий,
С начинкой твёрдой в середине.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу, изображу! (Цветной карандаш).

3)Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрике – 
Из далёкой Африки. (Апельсин).

4)Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри. (Арбуз).

5)Круглый, гладкий, как арбуз...
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шарик).

Конкурс 4 «Найди спрятавшееся слово»

Оборудование: карточка №2.

Ведущий:

Слова играют с нами в прятки. Вы получаете карточку №2.  Найдите и подчеркните в каждом слове спрятавшееся слово.

Удочка (дочка), укол (кол), зубр (зуб), хлев (лев),  столб (стол), уточка (точка), щель (ель), коса (оса).

Конкурс 5.  Эстафета «Будем мы диктант писать на "4" и на "5"!»

Оборудование: лист бумаги в линейку, ручка.

Каждый член команды пишет под диктовку ведущего на листе по одному слову и передаёт другому по цепочке.

Текст

       Осенью звери готовятся к зиме. Белка сушит на ветках деревьев грибы. Ёж много ест. И медведь много ест. Копит жир. Зимой он спит в берлоге.

Конкурс 6. «Конкурс капитанов»

Оборудование: лист бумаги в линейку, ручка.

Ведущий диктует капитанам слова с непроверяемыми написаниями. Капитаны записывают эти слова на листе.

Береза, помидор, ворона, яблоко, класс, работа, Москва.

Проверка слов.

Конкурс 7. «Знаешь ли ты  части речи? »

Оборудование: карточка №3

На карточках записаны предложения. Необходимо над каждым словом указать части речи. Каждой команде даётся по 2 одинаковых предложения.

За берёзовым пеньком зайка спит под лопухом.

Мы с друзьями расшумелись в комнате.

Конкурс 8 «Собери слово»

У каждого ребенка  -  листок с коротким словом. Участники команд должны найти себе пару, чтобы получилось другое слово. Команда, которая быстрее соберет все слова и правильно объяснит их значение, побеждает.

След + опыт = следопыт

Зал + ежи = залежи

Газ + ель = газель

Фа + соль = фасоль

Град + ус = градус

 Оса + док = осадок

Штука + тур = штукатур

Банк + рот = банкрот

Буй + вол = буйвол

Бал + кон = балкон

  Микро+ фон=микрофон

   Мясо + рубка= мясорубка

Конкурс 9. «Вспомни стихотворение и запиши его грамотно»

По конечному слову каждой строки  вспомнить стихотворение и записать его.

1-я команда        2-я команда                        3-я команда                4-я команда                        

плачет        качается                                      плачет                  качается

мячик        на ходу                                       мячик                   на ходу

не плачь        кончается                            не плачь                  кончается

        мяч        упаду             мяч                             упаду        

Конкурс 10. «Учимся писать стихи»

Командам предлагаются одинаковые рифмы. За 1 мин нужно составить стихотворение и записать его.

Не спешу – пишу

В тетрадь - пять.

Конкурс 11. «Самый быстрый».

Ведущий:

Перед вами буквы. Как можно быстрее нужно собрать из них слово.

(слово МОЛОДЦЫ!)

Это и подведение итогов нашего мероприятия, и ваша рефлексия.

Подведение итогов соревнований.

Ведущий:

МОЛОДЦЫ! Сегодня  у вас была возможность проверить свои силы, выносливость, ум, смекалку в нашей грамматической игре.

А теперь -  слово жюри.

    Жюри подсчитывает общее количество балов и сообщают итоги участникам соревнований.

 Награждение.

Приложение

Карточка №1

А)  дождь, снег, луна, град  

Б)  серая, земля, желтая, зеленая

В ) нос, зуб, котёнок, стол  

Г ) ночь, дочь, мяч, мышь

        Карточка №1

А)  дождь, снег, луна, град  

Б)  серая, земля, желтая, зеленая

В ) нос, зуб, котёнок, стол  

Г ) ночь, дочь, мяч, мышь

        Карточка №1

А)  дождь, снег, луна, град  

Б)  серая, земля, желтая, зеленая

В ) нос, зуб, котёнок, стол  

Г ) ночь, дочь, мяч, мышь

        Карточка №1

А)  дождь, снег, луна, град  

Б)  серая, земля, желтая, зеленая

В ) нос, зуб, котёнок, стол  

Г ) ночь, дочь, мяч, мышь

Карточка №2.

удочка -________________

укол -     ________________

зубр - __________________

хлев- __________________

столб - _________________

уточка - ________________

щель - __________________

коса  - __________________

Карточка №2.

удочка -________________

укол -     ________________

зубр - __________________

хлев- __________________

столб - _________________

уточка - ________________

щель - __________________

коса  - __________________

Карточка №2.

удочка -________________

укол -     ________________

зубр - __________________

хлев- __________________

столб - _________________

уточка - ________________

щель - __________________

коса  - __________________

Карточка №2.

удочка -________________

укол -     ________________

зубр - __________________

хлев- __________________

столб - _________________

уточка - ________________

щель - __________________

коса  - __________________

Карточка №3.

За    берёзовым   пеньком   зайка  спит  под   лопухом.

Мы   с     друзьями    расшумелись    в     комнате.

        Карточка №3.

За    берёзовым   пеньком   зайка  спит  под   лопухом.

Мы   с     друзьями    расшумелись    в     комнате.

        Карточка №3.

За    берёзовым   пеньком   зайка  спит  под   лопухом.

Мы   с     друзьями    расшумелись    в     комнате.

        Карточка №3.

За    берёзовым   пеньком   зайка  спит  под   лопухом.

Мы   с     друзьями    расшумелись    в     комнате.

Карточки со словами

След

опыт

Зал

ежи

Газ

ель

Фа

соль

Град

ус

Оса

док

Штука

тур

Банк

рот

Буй

вол

Бал

кон

Микро

фон

Мясо

рубка

Буквы для 11 конкурса и рефлексии

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматическая основа предложения.

Конспект урока+ презентация  программа 2100....

Грамматическая арифметика

Данная презентация  поможет учителю при подготовки внеклассных мероприятий по русскому языку....

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Грамматические игры на уроках английского языка в начальной школе как средство формирование грамматических навыков

Данный материал представляет собой статью о важности и сложности обучения грамматике на начальном этапе, о грамматических играх как средстве формирования грамматических навыков, а кроме того содержит ...

Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»

На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии  закрепляется пр...

Использование грамматических сказок на уроках английского языка в начальной школе как способ формирования грамматических навыков.

Использование грамматических сказок на уроках английского языка в начальной школе как способ формирования грамматических навыков.Формирование грамматических навыков в начальной школе является необходи...