Грамматическая основа предложения.
презентация к уроку русского языка (2 класс) по теме

Мирзаханян Инна Рубеновна

Конспект урока+ презентация  программа 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Gramm._osnova_pred-ya.rar2.63 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №3

Урок русского языка во 2 классе

Тема: "Развитие умения находить

грамматическую основу предложения".

( Урок по программе «Школа 2100»; автор программы Бунеев Р.Н.)

Учитель: Мирзаханян И. Р.

г. Ардон

2010 – 2011 уч. год

Цели и задачи урока:

- Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

- Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;

- Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;

- Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;

- Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

- Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;

- Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;

- М/м проектор, презентация по теме.

Ход урока – путешествия.

  1. Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.

- Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.

Коста Хетагуров «Осень» (читает подготовленный ученик).  Слайд 2

Желтеют, темнеют

Трава и кусты,

На скатах щербатых

Туманы густы.

Вот сжали, убрали

Мы хлеб наконец;

Колотят, молотят…

Стричь будут овец.

Садами, стадами

И хлебом полна,

О, как ты богата,

Родная страна!

II. Минутка чистописания.

- Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, кл. работа)

Игра «День и ночь»

- Эта буква обозначает всегда мягкий, глухой, шипящий согласный звук. ( Ч.)

Слайд 3. 

- Вспомните алгоритм написания букв Ч ч. Слайд 4 и 5.

- Напишите буквы, слоги и слова. Не забудьте, что нужно выбрать самую красивую букву и подчеркнуть ее. Слайд 6.

 III. Словарная работа.

- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете, и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).

Показ слайдов после отгадывания слова.

1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 7.

2) Летает, ворует, стрекочет…  (сорока).    Слайд 8.

3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 9.

- Какое общее правило правописания объединяет эти слова?  (Сочетание –оро- )

- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

IV. Зарядка для глаз «Осень» Слайд 10.

V. Сообщение темы и цели урока.  Слайд 11.

- Продолжаем наблюдать за природой осенью.

- Прочитайте предложение на экране:

С.рока л.тит к   дер.ву.  

- Объясните написание пропущенных букв.

  (сорока –оро- , летит - лётчик, к дереву - деревья)

- Запишите.

- С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения).

- Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии.

- Хором прочтите предложение.  О ком в нём говорится? (О сороке )

- Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее)

- Что говорится о сороке? (летит)

- Задайте вопрос хором:   сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

( сказуемое)

Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.

Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

VI. Упражнение в нахождении грамматической основы.

- Мы отправляемся в воображаемый лес.

  Откройте учебники на стр. 56, упр. 89.

1) Читаем 1 часть задания.

2)  Стихотворение читает подготовленный ученик.

- Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно?

  (Знаки в конце предложений)

- Мы участники этого сбора грибов.

- Работаем над предложениями. Как определим начало и конец предложений? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения стоит точка, или !? знаки)

- Прочтите 1 предложение. Найдём грамматическую основу. (В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). Посмотрите как записано в образце после стихотворения. Спишите.

   Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях. Прочтём их.

  (Читают: 1 ряд – 2 пр-е; 2 ряд – 3 пр-е; 3 ряд – 4 пр-е.)

Выполните задание по образцу самостоятельно.

Проверка.

Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки.

о-сы-па-лась, осы-палась, осыпа-лась.

VII. Составление предложений по схемам с опорой на картину.

- Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину.  – Что вы видите?  Слайд 12.

- Какое время года?

- Как изменились деревья?

- Что растёт в лесу?

- Чем заняты дети?

- Что происходит на поле?

- А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам.  Слайд 13. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку)

- Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему.

(КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что?

- Какой вопрос задан к сказуемому?

что?   что сделала?.   Осень наступила.

что?   что сделал?      Урожай созрел.

что?   что делают?     Машины работают.

что?   что делают?.     Грибы растут.

кто?    что сделали? целые корзины.  Дети собрали целые корзины.

Запишем предложения.

-Какие ещё маленькие предложения можно придумать?

Проверка. Слайд 14.

Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение.

VIII. Физминутка «Дождь». Слайд 15.

IX. Творческая работа.

Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.

- Вспомним, какая погода бывает осенью. (Задание на экране.)

- Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы. Слайд 16.

Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.

Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.

Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.

- Прочтите, что получилось.

- Находим главные члены предложения.

Слайд 17. (предложения открываются поочерёдно, по щелчку)

X . Письмо под диктовку. (Дополнительный материал.)

- Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей природы. Запишем об этом предложения под диктовку.

1)Слушаем предложение.

2)Объясняем правописание отдельных слов.

3)Записываем предложение.

4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое.

Ребята гуляли в осеннем лесу.

Теперь школьники пришли домой.

XI. Итог урока.

- Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились. Слайд 18.

Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?)  Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)

На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)

Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)

Оценка учащихся.

XII.  Домашнее задание.  Д/м упр. 72, стр. 35 - составить маленькие предложения по схемам.  Слайд 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 2 класс "Грамматическая основа предложения"

Научить детей находить грамматическую основу предложения (программа 2100)...

Предложение как синтаксическая единица. Грамматическая основа предложения

Цель: Развивать навык синтаксического и языкового оформления  предложения.Задачи:·...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Грамматическая основа предложения".

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения. Задачи урока: 1. Актуализировать знания учащихс...

Урок русского языка 2 класс "Грамматическая основа предложения".

Урок разработан для учащихся 2 класса по УМК "Школа 2100". Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов п...

урок по теме "Главные члены предложения" (грамматическая основа предложения)

Урок имеет цель: создать условия для знакомства учащихся с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умений находить и выделять главные члены предложения....

Грамматическая основа предложения Главные и второстепенные члены предложения.

Наша планета находится на грани экологического  кризиса. Сколько нам осталось времени, чтобы одуматься, понять, что человек не  царь природы, а ее неотъемлемая часть. Что делать? Как спасти ...

презентация к уроку русского языку 1 класс "Предложение. Грамматическая основа предложения""

УМК «Развивающая система Занкова»1.     Русский язык, 2 класс, А.В. Полякова2.     Тема урока: «Ударение.».3.     Ди...