Грамматическая основа предложения.
презентация к уроку русского языка (2 класс) по теме
Конспект урока+ презентация программа 2100.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Gramm._osnova_pred-ya.rar | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №3
Урок русского языка во 2 классе
Тема: "Развитие умения находить
грамматическую основу предложения".
( Урок по программе «Школа 2100»; автор программы Бунеев Р.Н.)
Учитель: Мирзаханян И. Р.
г. Ардон
2010 – 2011 уч. год
Цели и задачи урока:
- Развивать умение находить в предложении грамматическую основу;
- Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;
- Учить составлению маленьких предложений по схемам с опорой на иллюстрацию;
- Упражнять в точном употреблении глаголов в речи;
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
- Учебник «Русский язык» для 2 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;
- М/м проектор, презентация по теме.
Ход урока – путешествия.
- Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы все вместе отправимся на экскурсию. Будем наблюдать осенние изменения в природе.
- Послушайте стихотворение Коста Хетагурова «Осень», представьте себе осенний день, нарисованный в нём.
Коста Хетагуров «Осень» (читает подготовленный ученик). Слайд 2
Желтеют, темнеют
Трава и кусты,
На скатах щербатых
Туманы густы.
Вот сжали, убрали
Мы хлеб наконец;
Колотят, молотят…
Стричь будут овец.
Садами, стадами
И хлебом полна,
О, как ты богата,
Родная страна!
II. Минутка чистописания.
- Тетрадь будет нашим дневником наблюдений. Откройте её и подпишите: (число, кл. работа)
Игра «День и ночь»
- Эта буква обозначает всегда мягкий, глухой, шипящий согласный звук. ( Ч.)
Слайд 3.
- Вспомните алгоритм написания букв Ч ч. Слайд 4 и 5.
- Напишите буквы, слоги и слова. Не забудьте, что нужно выбрать самую красивую букву и подчеркнуть ее. Слайд 6.
III. Словарная работа.
- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год. Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете, и запишите названия. (В строчку, 1 слово с большой буквы, через запятую).
Показ слайдов после отгадывания слова.
1) Летает, прыгает, чирикает… (воробей). Слайд 7.
2) Летает, ворует, стрекочет… (сорока). Слайд 8.
3) Летает, важничает, клюёт, каркает … (ворона). Слайд 9.
- Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро- )
- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.
IV. Зарядка для глаз «Осень» Слайд 10.
V. Сообщение темы и цели урока. Слайд 11.
- Продолжаем наблюдать за природой осенью.
- Прочитайте предложение на экране:
С.рока л.тит к дер.ву.
- Объясните написание пропущенных букв.
(сорока –оро- , летит - лётчик, к дереву - деревья)
- Запишите.
- С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке русского языка? (Грамматическая основа, главные члены предложения).
- Мы продолжим эту работу сегодня во время нашей экскурсии.
- Хором прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О сороке )
- Задайте вопрос к слову СОРОКА хором. (КТО? сорока)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (подлежащее)
- Что говорится о сороке? (летит)
- Задайте вопрос хором: сорока …(ЧТО ДЕЛАЕТ? летит)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
( сказуемое)
Прочтём грамматическую основу предложения: Сорока летит.
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – МАЛЕНЬКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
VI. Упражнение в нахождении грамматической основы.
- Мы отправляемся в воображаемый лес.
Откройте учебники на стр. 56, упр. 89.
1) Читаем 1 часть задания.
2) Стихотворение читает подготовленный ученик.
- Что помогло тебе прочитать стихотворение выразительно?
(Знаки в конце предложений)
- Мы участники этого сбора грибов.
- Работаем над предложениями. Как определим начало и конец предложений? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения стоит точка, или !? знаки)
- Прочтите 1 предложение. Найдём грамматическую основу. (В предложении говорится о чернике; ЧТО? черника ЧТО СДЕЛАЛА? осыпалась). Посмотрите как записано в образце после стихотворения. Спишите.
Такое же задание сделаем в трёх следующих предложениях. Прочтём их.
(Читают: 1 ряд – 2 пр-е; 2 ряд – 3 пр-е; 3 ряд – 4 пр-е.)
Выполните задание по образцу самостоятельно.
Проверка.
Найдите после стихотворения задание, читаем со второй точки.
о-сы-па-лась, осы-палась, осыпа-лась.
VII. Составление предложений по схемам с опорой на картину.
- Мы наблюдаем, что происходит в осеннем лесу. Посмотрите на картину. – Что вы видите? Слайд 12.
- Какое время года?
- Как изменились деревья?
- Что растёт в лесу?
- Чем заняты дети?
- Что происходит на поле?
- А теперь об этом мы расскажем, составив предложения по схемам. Слайд 13. (вопросы возникают поочерёдно, по щелчку)
- Обратите внимание, какой вопрос задан к подлежащему.
(КТО? ЧТО?) –Когда мы задаём вопрос кто?, а когда что?
- Какой вопрос задан к сказуемому?
что? что сделала?. Осень наступила.
что? что сделал? Урожай созрел.
что? что делают? Машины работают.
что? что делают?. Грибы растут.
кто? что сделали? целые корзины. Дети собрали целые корзины.
Запишем предложения.
-Какие ещё маленькие предложения можно придумать?
Проверка. Слайд 14.
Итак, маленькие предложения состоят из подлежащего и сказуемого – т.е. из главных членов предложения. Значит подлежащее и сказуемое всегда предложение.
VIII. Физминутка «Дождь». Слайд 15.
IX. Творческая работа.
Упражнение в точном употреблении глаголов в речи.
- Вспомним, какая погода бывает осенью. (Задание на экране.)
- Прочтите предложения, выберите из скобок глагол, который наиболее точно отражает происходящее явление природы. Слайд 16.
Осеннее солнце (светит, выглядывает, выходит ) из-за туч.
Иногда (идёт, моросит, льёт) мелкий дождик.
Холодный ветер (срывает, кружит, дует) последние листья.
- Прочтите, что получилось.
- Находим главные члены предложения.
Слайд 17. (предложения открываются поочерёдно, по щелчку)
X . Письмо под диктовку. (Дополнительный материал.)
- Мы возвращаемся с экскурсии. Вспоминаем о красоте нашей природы. Запишем об этом предложения под диктовку.
1)Слушаем предложение.
2)Объясняем правописание отдельных слов.
3)Записываем предложение.
4)Находим главные члены предложения, подчёркиваем подлежащее и сказуемое.
Ребята гуляли в осеннем лесу.
Теперь школьники пришли домой.
XI. Итог урока.
- Мы вернулись с экскурсии. Потрудились – много думали и учились. Слайд 18.
Вспомните, на какие вопросы отвечает подлежащее? ( Кто? Что?) Что обозначает? (О ком или о чём говорится в предложении)
На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделают?)
Что обозначает? (Что говорится о подлежащем)
Оценка учащихся.
XII. Домашнее задание. Д/м упр. 72, стр. 35 - составить маленькие предложения по схемам. Слайд 19.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 2 класс "Грамматическая основа предложения"
Научить детей находить грамматическую основу предложения (программа 2100)...
Предложение как синтаксическая единица. Грамматическая основа предложения
Цель: Развивать навык синтаксического и языкового оформления предложения.Задачи:·...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Грамматическая основа предложения".
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения. Задачи урока: 1. Актуализировать знания учащихс...
Урок русского языка 2 класс "Грамматическая основа предложения".
Урок разработан для учащихся 2 класса по УМК "Школа 2100". Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов п...
урок по теме "Главные члены предложения" (грамматическая основа предложения)
Урок имеет цель: создать условия для знакомства учащихся с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умений находить и выделять главные члены предложения....
Грамматическая основа предложения Главные и второстепенные члены предложения.
Наша планета находится на грани экологического кризиса. Сколько нам осталось времени, чтобы одуматься, понять, что человек не царь природы, а ее неотъемлемая часть. Что делать? Как спасти ...
презентация к уроку русского языку 1 класс "Предложение. Грамматическая основа предложения""
УМК «Развивающая система Занкова»1. Русский язык, 2 класс, А.В. Полякова2. Тема урока: «Ударение.».3. Ди...