РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья

Александра Андреевна Чернышова

В тезисе говорится об организации досуга младших школьников на перемене и о рациональном использовании их свободного времени в школе. 

Ключевые слова: младший школьный возраст, свободное время младшего школьника, досуг, перемена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernyshova_a._a_3.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В тезисе говорится об организации досуга младших школьников на перемене и о рациональном использовании их свободного времени в школе.  

Ключевые слова: младший школьный возраст, свободное время младшего школьника, досуг, перемена.

В настоящее время проблема занятости ребенка в школе является актуальной. В толковом словаре Кузнецова описывается термин «перемена», что это необходимый школьникам отрезок времени, во время которого ученик может отдохнуть, сменив вид деятельности «учение» на игру и общение, чтобы с новыми силами прийти на следующий урок.

В статье «Особенности младшего школьного возраста» говорится о том, что младший школьный возраст является одним из важнейших периодов в жизни каждого ребенка, когда формируется его личность, мировоззрение и взгляды. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять должное внимание каждому ученику, быть в курсе его увлечений, чтобы продуктивно организовывать досуг всех учащихся в целом.

Исследователь Т. К. Киселева отмечает, что досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Применимо к младшему возрасту, можно сказать, что досуг — это деятельность ребенка в свободное время, благодаря которой он восстанавливает свои способности к познанию и обучению, а также развивает иные, не зависящие от урочной деятельности навыки.  

Ребенок младшего школьного возраста зачастую имеет эмоциональный характер и более тонкую душевную организацию, нежели дети среднего и старшего возраста. Поэтому необходимо направить энергию ребенка в правильное русло, заинтересовать его, помочь всесторонне развиваться. В этом и состоит сложность задачи, стоящей перед учителем: нужно сделать так, чтобы всем детям было интересно, «подобрать ключик» к каждому ребенку. Ведь если ребенок будет заниматься тем, что его совсем не увлекает, перемена может перестать выполнять функцию восстановления умственных сил ученика, который, в свою очередь, может потерять интерес к школе.

В качестве примера, можно рассмотреть ситуацию, которая произошла в школе на моих глазах. Однажды, чтобы организовать класс на перемене, учитель решила поделить нас на пары и научить играть в шахматы. В течение следующих дней одна из моих одноклассниц не появлялась в школе. Причину отсутствия ребенка объяснили, что ей не понравилось «сидеть над скучными фигурками» целые перемены.

Для разнообразия перемен, можно рассмотреть следующие подходы:

1. Игровая деятельность, подразумевающая движение, например, можно организовать такие игры, как «ручеек», «путаница», «третий лишний» и т. д.

2. Игровая деятельность, не подразумевающая движение, например: различные настольные игры, шашки, шахматы и т. д. Учащиеся  переключают свое внимание, восстанавливают силы.

3. Оздоровительная деятельность, например, поход с детьми в соляную пещеру. Приносят большую пользу организму, происходит частичный процесс оздоровления организма.

Организовывая, младших школьников на перемене, учитель формирует положительное отношение учеников к школе, укрепляет их интерес к процессу обучения. Несомненно, невозможно контролировать досуг детей всегда, но нужно следить за тем, чтобы дети получали эмоциональную и умственную разгрузку на переменах, тем самым восстанавливая такие качества, как: внимание, усидчивость, интерес к познавательной деятельности. Ведь только тогда ребенок будет наиболее полно получать знания, заниматься процессом развития своих умственных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности младших школьников во внеурочное время с применением здоровьесберегающей технологии.

Учитель, желая развивать тягу к творчеству, должен сам быть изобретателем не только на уроках, но и во внеурочное время....

Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время.

В данном материале  представлен опыт работы  учителя по экологическому воспитанию младших школьников во внеурочное время. Педагог делится опытом проведения  цикла занятий в ГПД...

Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время

Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...

Особенности организации досуга младших школьников

Проблема свободного времени школьников волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания.Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса....

Групповая работа как эффективный способ организации досуга младших школьников

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье дете...

Курсовая работа на тему: "Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников"

Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников....

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС

доклад на тему "Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной время в условиях введения в ФГОС"...