РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья

Александра Андреевна Чернышова

В тезисе говорится об организации досуга младших школьников на перемене и о рациональном использовании их свободного времени в школе. 

Ключевые слова: младший школьный возраст, свободное время младшего школьника, досуг, перемена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernyshova_a._a_3.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В тезисе говорится об организации досуга младших школьников на перемене и о рациональном использовании их свободного времени в школе.  

Ключевые слова: младший школьный возраст, свободное время младшего школьника, досуг, перемена.

В настоящее время проблема занятости ребенка в школе является актуальной. В толковом словаре Кузнецова описывается термин «перемена», что это необходимый школьникам отрезок времени, во время которого ученик может отдохнуть, сменив вид деятельности «учение» на игру и общение, чтобы с новыми силами прийти на следующий урок.

В статье «Особенности младшего школьного возраста» говорится о том, что младший школьный возраст является одним из важнейших периодов в жизни каждого ребенка, когда формируется его личность, мировоззрение и взгляды. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять должное внимание каждому ученику, быть в курсе его увлечений, чтобы продуктивно организовывать досуг всех учащихся в целом.

Исследователь Т. К. Киселева отмечает, что досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Применимо к младшему возрасту, можно сказать, что досуг — это деятельность ребенка в свободное время, благодаря которой он восстанавливает свои способности к познанию и обучению, а также развивает иные, не зависящие от урочной деятельности навыки.  

Ребенок младшего школьного возраста зачастую имеет эмоциональный характер и более тонкую душевную организацию, нежели дети среднего и старшего возраста. Поэтому необходимо направить энергию ребенка в правильное русло, заинтересовать его, помочь всесторонне развиваться. В этом и состоит сложность задачи, стоящей перед учителем: нужно сделать так, чтобы всем детям было интересно, «подобрать ключик» к каждому ребенку. Ведь если ребенок будет заниматься тем, что его совсем не увлекает, перемена может перестать выполнять функцию восстановления умственных сил ученика, который, в свою очередь, может потерять интерес к школе.

В качестве примера, можно рассмотреть ситуацию, которая произошла в школе на моих глазах. Однажды, чтобы организовать класс на перемене, учитель решила поделить нас на пары и научить играть в шахматы. В течение следующих дней одна из моих одноклассниц не появлялась в школе. Причину отсутствия ребенка объяснили, что ей не понравилось «сидеть над скучными фигурками» целые перемены.

Для разнообразия перемен, можно рассмотреть следующие подходы:

1. Игровая деятельность, подразумевающая движение, например, можно организовать такие игры, как «ручеек», «путаница», «третий лишний» и т. д.

2. Игровая деятельность, не подразумевающая движение, например: различные настольные игры, шашки, шахматы и т. д. Учащиеся  переключают свое внимание, восстанавливают силы.

3. Оздоровительная деятельность, например, поход с детьми в соляную пещеру. Приносят большую пользу организму, происходит частичный процесс оздоровления организма.

Организовывая, младших школьников на перемене, учитель формирует положительное отношение учеников к школе, укрепляет их интерес к процессу обучения. Несомненно, невозможно контролировать досуг детей всегда, но нужно следить за тем, чтобы дети получали эмоциональную и умственную разгрузку на переменах, тем самым восстанавливая такие качества, как: внимание, усидчивость, интерес к познавательной деятельности. Ведь только тогда ребенок будет наиболее полно получать знания, заниматься процессом развития своих умственных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности младших школьников во внеурочное время с применением здоровьесберегающей технологии.

Учитель, желая развивать тягу к творчеству, должен сам быть изобретателем не только на уроках, но и во внеурочное время....

Экологическое воспитание младших школьников во внеурочное время.

В данном материале  представлен опыт работы  учителя по экологическому воспитанию младших школьников во внеурочное время. Педагог делится опытом проведения  цикла занятий в ГПД...

научно-исследовательская работа "Развитие математических способностей младших школьников во внеурочное время

- Процесс совершенствования математических знаний при реализации различных форм внеклассных занятий по математике....

Экскурсия, как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников во внеурочное время

Экскурсии создают условия для  работ  исследовательского характера, что  помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии младших школьников. Наряду с и...

Особенности организации досуга младших школьников

Проблема свободного времени школьников волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знания.Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса....

Групповая работа как эффективный способ организации досуга младших школьников

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье дете...

Курсовая работа на тему: "Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников"

Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников....