Сценарий внеурочного занятия в рамках курса "Мир профессий. Твой выбор" по теме "Труженики лесного хозяйства"
план-конспект занятия (1 класс)
Сценарий внеурочного занятия в рамках курса "Мир профессий. Твой выбор" по теме "Труженики лесного хозяйства" для учащихся 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie.doc | 58 КБ |
truzheniki_lesnogo_hozyaystva.pptx | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Кариан-Строгановский филиал
Сценарий внеурочного занятия
в рамках курса внеурочной деятельности
«Мир профессий. Твой выбор»
для обучающихся 1 класса
Автор – составитель Гладилина Е.В.
учитель начальных классов
р.п. Знаменка, 2024
Тема занятия «Труженики леса»
Цель занятия: знакомство обучающихся с профессиями работников лесного хозяйства, развитие живого интереса к миру профессий, формирование у обучающихся первоначальных представлений об экологии, экологическом поведении.
Формирующиеся ценности: созидательный труд, любовь к Родине, самореализация.
Основные смыслы: Культура труда каждого человека – это его знание о мире профессий; труд каждого человека заслуживает уважения; навыки экологичного потребления – это наш вклад в сохранение природного богатства страны.
Планируемые результаты.
Личностные:
- осознавать ценность природы, понимать взаимосвязи человек–природа– общество;
- стремиться к формированию у себя привычек экологического поведения;
- проявлять интерес к деятельности работников лесного хозяйства;
- стремиться к расширению своих знаний о различных областях профессиональной деятельности;
Метапредметные:
• проявлять активность в совместной деятельности, демонстрировать интерес к обсуждаемым вопросам;
• работать с информацией: сравнивать, анализировать, делать выводы на основе представленного материала;
• проявлять творчество и фантазию в работе с воображаемыми ситуациями.
Продолжительность занятия: 30 минут
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие
предполагает использование презентации, а также включает работу с
интерактивным заданием и воображаемыми ситуациями.
Комплект материалов:
– сценарий,
– интерактивное задание,
– презентация.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Цель первой части занятия – создать мотивацию для активного участия
обучающихся в обсуждении темы. С этой целью организуется познавательная
беседа на основе работы с иллюстративным материалом.
Часть 2. Основная
В продолжение раскрытия темы занятия учитель организует беседу на
основе просмотра видео и выполненного интерактивного задания, в которых
раскрываются основные смыслы занятия.
Часть 3. Заключение
В завершение занятия педагог акцентирует внимание обучающихся на
ценностном значении труда в жизни человека и важности осознания своего
места в обществе в соответствии с поставленной перед собой целью,
выбранной профессией, любимым делом.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ.
Часть 1. Мотивационная.
Учитель. Послушайте аудиозапись. (Прослушивание фрагмента аудиозаписи "Птицы средней полосы России") Что вы слышите? Какие это звуки? Где можно их услышать?
Ответы обучающихся.
Учитель. Рассмотрите фотографии и скажите, какую пользу приносит лес человеку.
Ответы обучающихся.
Учитель. Да, действительно, лес - это источник древесины. Деревянный пол, двери, мебель, газеты и журналы – все это можем видеть в каждой квартире и еще многое, многое другое.
Учитель. Для кого лес является домом?
Ответы обучающихся.
Учитель. Что еще полезного для человека находится в лесу?
Ответы обучающихся.
Учитель. Почему на отдых люди стремятся в лес?
Ответы обучающихся?
Учитель. А знаете ли вы, люди, каких профессий заботятся о лесе?
Ответы обучающихся.
Учитель. Сегодня на занятии мы познакомимся с профессиями людей, которых называют «труженики леса».
Часть 2. Основная.
Учитель. Отгадайте загадку.
Чтобы сосны, липы ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг - …
(Лесничий)
Учитель. Лесничий – это специалист по лесоустройству, защите и использованию леса. Многие называют лесничего лесником, но профессия лесника была упразднена в 2007 году.
(рассказ сопровождается презентацией)
Лесничий – лесоуправитель. Он отвечает за жизнь лесного хозяйства (лесхоза).
Лесничего интересует не только охрана деревьев и животных от преступников, но и помощь лесу как экосистеме. Лесничий отвечает за то, чтобы рубка деревьев не вредила лесу, чтобы вырубленные или выгоревшие места вовремя засаживались новыми деревьями, чтобы не было завалов из старых поваленных стволов и т.д. Он организует подготовку семян и саженцев, определяет время и место посадки. Благодаря усилиям лесничего и его помощников, вместо пустоши может вырасти целый искусственный лес, так называемые лесопосадки.
Также лесничие ведут прокладку просек, которые делят лес на кварталы, на случай пожара проводят окапывание лесов по краю (преграда для низового огня) и регулярно проверяют состояние просек и вскопанных участков.
Иными словами, лесничий занимается лесоустройством, ведёт хозяйственную работу – не случайно организации, управляющие лесами, называются лесхозами.
Чтобы лес оставался здоровым, лесничий отслеживает признаки болезней, появление насекомых-вредителей. Если нужно, планирует санитарную вырубку деревьев. Во время такой вырубки удаляются больные, поврежденные и усыхающие деревья, т.е. те, что уже невозможно вылечить.
К минусам работы лесничего можно отнести то, что его труды порой дают лишь отдалённый результат. Сажая в землю крохотные дубовые саженцы, лесничий не может рассчитывать, что будущим летом он пройдётся под сенью шумной дубравы. Результат будет виден лет через тридцать – сорок, а то и через восемьдесят лет. И всё же эта работа очень нравится тем, кто интересуется растениями и животными, но склонен к работе не в тиши лабораторий, а среди живой природы.
Лесничие работают в лесопарковых хозяйствах, лесничествах, лесхозах, леспромхозах, охотничьих хозяйствах (наряду с егерями), заповедниках, заказниках, в фирмах по озеленению городов, на предприятиях по заготовке и переработке леса, в экспедициях по лесоустройству, экологических службах, управлениях по лесному хозяйству.
Чтобы работать лесничим, нужно иметь: хорошее здоровье, быть физически развитым, ведь придется пешком преодолевать большие расстояния, ловить браконьеров, пресекать нарушения.
Чтобы стать лесничим, нужно окончить вуз по специальности «Лесное хозяйство» или «Лесное дело».
Практическое задание.
Учитель. Представьте, что вы выучились на лесников. Надо выполнить несколько заданий.
Задание первое:
Представьте наводнение. Весь лес залит водой. Обведите кружочком того, кого вам нужно срочно спасать. А кто может спастись сам, того обводить не надо.
Обучающиеся в группах работают с карточками.
Задание второе:
Узнайте, в каком лесу вам предстоит быть лесником. Внимательно рассмотрите и отвечайте примерно так: Это береза. Мой лес называется березняк. (березняк, дубрава, ельник, смешанный лес, осинник)
Обучающиеся в группах работают с карточками.
Задание третье:
Давайте вспомним, как размножаются деревья – (семенами.)
Где находятся семена – у березы? - в сережках
у клена? - в самолетиках
у дуба? - в желудях
у хвойных - в шишках.
Их разносит ветер, расклевывают и разбрасывают птицы, и, конечно, специально высаживают лесники. А что еще нужно для роста растений? (вода, тепло, свет, земля, воздух).
Ответы обучающихся.
Учитель. Молодцы, вы будете хорошими лесничими. А теперь познакомимся еще с некоторыми профессиями лесного хозяйства.
Рассказ сопровождается презентацией.
Егерь – это страж лесной.
Кормит он зверей зимой.
Бережёт леса и реки
От лихого человека.
Для защиты примет меры,
В лес не пустит браконьера.
Егерь и лесничий делают одно полезное дело, но лесничий охраняет сам лес, а егерь его обитателей - животных.
В обязанности егеря входит: следить за численностью животных, подкармливать их зимой, насыпая в изготовленные им кормушки зерно и сено, этим он спасает животных, если в лесу мало корма или много снега и трудно добраться до еды. В специальные кормушки егерь насыпает соль, что бы животные приходили ее слизывать, она им нужна для здоровья. Егерь знает, сколько животных обитает в его лесу, какие звери приходили к кормушке за кормом. Егерь умеет читать следы зверей, распутывая их. Летом он ремонтирует старые кормушки в лесу и делает новые. Чтобы работать егерем нужно любить зверей.
Учитель. А какими еще качествами должен обладать егерь?
Ответы обучающихся.
Учитель. Очень нужная, но очень редкая в наше время профессия – лесопатолог. Этого человека часто называют « Айболитом леса». Но в отличие от врача лесопатолог лечит сразу целые леса, определяет болезни деревьев, обнаруживает насекомых - вредителей леса, принимает решение, что делать с больными деревьями: лечить или вырубить их, чтобы не заразились стоящие рядом здоровые деревца. Если не уничтожить вовремя больное дерево, можно потерять целый лес. Лесопатолог - одна из самых редких профессий. В России лесопатологов всего 1500 человек, но нужность этой профессии трудно переоценить, потому что лес играет огромную роль в жизни всей планеты, поэтому должен быть здоровым.
Учитель.
В лесу отдохнув, уходить не спеши,
Прежде надежно костер потуши:
Землею засыпь и водою залей,
Чтоб не осталось горящих углей.
А что может случиться, если этого не сделать?
Ответы обучающихся.
Когда люди не могут справиться с огнём от оставленного в лесу костра, от непотушенной спички, от удара молнии, в такие моменты мужественные и отважные лесные пожарные приходят на помощь. Они знают, как правильно тушить лесной пожар быстро и не допустить разгорания большого огня, который может унести жизни многих животных и птиц, поэтому лесной пожар могут тушить только специалисты, знающие как это делать.
Лесной пожарный должен быть выносливым и хладнокровным, ведь при пожаре в лесу нельзя паниковать. Еще для пожарного важен командный дух: каждый в команде должен чувствовать плечо товарища, когда ты можешь быть уверенным в своем товарище в любой ситуации, а твой товарищ может быть уверенным в тебе. Поэтому с малых лет нужно много заниматься физкультурой много бегать, прыгать, играть на свежем воздухе и как можно меньше сидеть в интернете. Хорошая физическая форма очень пригодится в будущем.
Учитель. В настоящее время все профессии, связанные с природой очень востребованы. Вам жить в этом мире, поэтому нужно сделать его прекрасным и пригодным для жизни всех обитателей планеты. Но даже люди, про профессии которых мы сегодня говорили, не в силах одни справиться с охраной лесов. Мы с вами должны им помогать. Как же школьники могут помочь?
Ответы обучающихся.
Часть 3. Заключительная
Учитель: Лес очень важен для природы и человека. Лес – это огромная кладовая и легкие нашей планеты. Будем беречь наши леса! Красота лесов вдохновляла поэтов, художников и музыкантов на создание замечательных произведений искусства. Полюбуйтесь на репродукции лесных пейзажей, написанных Иваном Шишкиным, под музыку великого композитора Петра Ильича Чайковского.
На этом позитивной ноте наше занятие подошло к концу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лесничий
Кого из животных надо спасать во время наводнения, а кто может спастись сам?
Береза – березняк
Дуб - …
Ель - …
Осина - …
Егерь
Лесопатолог
Лесной пожарный
Иван Иванович Шишкин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеурочного занятия по курсу "Доноведение" "Таганрогская старина"
Материал занятия основан на исторических фактах о городе (П.П. Филевский. Книга "История города Таганрога", материалы периодической печати) - крупном центре юга России, одной из лучших гаваней Европы ...
Сценарий внеклассного занятия в рамках внеурочной деятельности «Кубань олимпийская» (2 класс)
Сценарий учебно-воспитательного мероприятия в начальной школе школа с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий...
Внеурочное занятие "Путешествие в мир профессий"
Внеурочное занятие в рамках работы муниципальной площадки "От Афлатота к Афлатуну" (Преемственности в преподавании финансовой грамотности между детским садом и начальной школой")...
Сценарий внеурочного занятия во 2 классе на тему: «Профессии наших родственников»
Материал содержит увлекательные игры, задания для детей по теме «Профессии наших родственников»...
Формирование активной жизненной позиции на уроках и внеурочных занятиях в рамках ФГОС НОО
В статье изложены методы формирования активной жизненной позиции на уроках и внеурочных занятиях...
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ».
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «МОЯ ПЕРВАЯ ЭКОЛОГИЯ».Тема занятия: «Способы охраны природы»Класс: 3 «А»Дата проведения: 04.05.2022Форма пр...
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».
РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».Тема занятия: «Составление сборника занимательных заданий».Класс: 3 «А»Дата пров...