ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья
В данной статье рассматривается роль проектно - исследовательской деятельности в развитии познавательной активности обучающихся в рамках ФГОС начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lyubvi_k_rodnomu_krayu_cherez_proektno.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Федорова Лидия Васильевна, Никитина Галина Егоровна
учитель начальных классов МОУ «Помарская СОШ» Волжского района Республики Марий Эл
Аннотация. В данной статье рассматривается роль проектно - исследовательской деятельности в развитии познавательной активности обучающихся в рамках ФГОС начального общего образования.
Ключевые слова: краеведение, обучение, проект, исследование, проектно – исследовательская деятельность.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования возрастает важность использования методов, технологий, метапредметных и личностных результатов обучающихся. В ФГОС особо подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов проектной деятельности учащихся.[1с.3]
Задача учителя – научить обучающихся поиску информации и применению ее на практике. Один из путей достижения этой цели – это использование проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
В результате правильно организованной исследовательской работы у обучающегося поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину, а это способствует духовно-ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.
Краеведение, как никакая другая дисциплина, воспитывает у школьников причастность к истории своих предков, заставляет задуматься о прошлом и настоящем через поиск, исследования, изучение традиций и обычаев родного края, познание своих корней, неразрывной связи с предшествующими поколениями, т. е. формирует те ценности, которые необходимы именно сегодня: патриотизм, духовность, национальное самосознание.
По программе «Школа России» на уроках окружающего мира предусмотрены проекты «Моя малая родина», «Моя семья», «Моя родословная», «Богатства, отданные людям». Обучающиеся рассматривают общие краеведческие понятия, такие как, родина, столица, семья, символы страны и т.д. Младшие школьники получают базовые сведения о территориально ближайшем окружении: адрес школы и дома, расположенные вблизи от них, социально-культурные объекты, такие как почта, больница, магазин, библиотека.
С первого класса дети вступают в школьное научное общество. Со своими проектами, исследовательскими работами выступают на научно – практических конференциях школьного, районного и республиканского уровнях.
Изучение истории родного края и народа, с которым ты вырос и живёшь, помогает с детских лет формировать в каждом человеке чувство любви и привязанности к нашей общей Родине, к нашим корням, помогает осознать смысл своего существования и место в общности людей планеты Земля.[3]
Ежегодно в д. Мари-Луговая Звениговского района проходит легкоатлетический кросс, посвящённый памяти Родиона Охотина. Обучающиеся 4-х классов поставили перед собой цель: собрать информацию о Родионе Охотине: командире партизанской бригады.
Встретились с дочерью Родиона Артемьевича, Верой Родионовной, которая с трепетом, с воодушевлением рассказала о своем отце. «Отец был очень скромным, трудолюбивым, требовательным, аккуратным - любил чистоту и порядок. С малых лет ему пришлось трудиться и помогать матери в воспитании сестры Александры и детей дяди Григория - Зинаиду и Аркадия Крыловых, которые остались сиротами».
«Охотин Родион Артемьевич родился 24 апреля 1907 года в деревне Мари-Луговая Звениговского района в семье крестьянина. Окончив Отарскую церковно-приходскую школу, в 1920 году поступил учиться в Помары, но по материальной необеспеченности пришлось идти на работу в Мари-Луговской лесопромысловый завод чернорабочим-кочегаром. В 1923-1924 годах работал на сплаве древесины реки Илеть.
В 1929 – 1931 гг. находился на действительной службе в рядах РККА. В армии был зачислен курсантом полковой школы 55–го стрелкового Краснознаменного полка 17 стрелковой дивизии (г. Горький), где в 1930 году был принят в ряды Ленинского комсомола. После окончания полковой школы был командирован в 19 отделение мотострелковой 1 – ой Пролетарской дивизии.
В мае 1939 года был призван в армию. Командир 9-ой стрелковой роты 17 стрелковой дивизии, участвовал в боях в Карельском направлении. 22 февраля 1940 года в честь прорыва 3-ей линии обороны противника подал заявление на прием в ряды коммунистической партии, но 23 февраля был ранен и эвакуирован в госпиталь г. Ленинграда. После возвращения в часть был принят в ряды коммунистической партии. Перед войной был командирован в распоряжение штаба г. Гродно в Белоруссии. Старший лейтенант, занимал должность заместителя начальника отдела штаба в местечке Ветрино.
Во время войны в Россонском районе Витебской области Белорусской ССР Р.Охотин организовал партизанский отряд, затем партизанскую бригаду, в которую вошли оставленные для подпольной работы комсомольские и партийные работники, работники Советов, а также командиры и комиссары Советской Армии, оказавшиеся на занятой немцами территории. Он сплотил и воодушевил их на борьбу с немцами не на жизнь, а на смерть. Командование фашистской армии за голову Родиона Артемьевича обещало заплатить сто тысяч марок.
С 19 сентября 1942 года территория Россонского района, что на Витебщине, была очищена от фашистских оккупантов до прихода Советской Армии. Летели в воздух взорванные мосты, эшелоны с живой силой и техникой. Ими уничтожено 18850 немцев, 169 немецких эшелонов, сбито 12 самолетов».
Никогда не померкнет в памяти имя Родиона Артемьевича Охотина. Которое навеки вошло в историю Великой Отечественной войны, его послевоенная трудовая доблесть снискала почет и уважение не только на марийской земле, но и в самой стране. Советское правительство высоко оценило подвиг Родиона Охотина, наградив его орденом Ленина, орденом «Партизан Великой Отечественной войны 1941 -1045 годов» I степени, другими орденами и медалями.[3,с.5]
Памятник-бюст Р.А.Охотину установлен в деревне Мари - Луговая. О деятельности этой бригады, о патриотизме и мужестве партизан, о смелом и талантливом комбриге Р. Охотине рассказывают фрагменты экспозиции Музея боевого содружества в поселке Россоны Республики Беларусь. Именем Родиона Охотина названы улицы в городе Звенигове, в поселке Россоны, в микрорайоне «Звездный» города Йошкар-Олы.
Выполняя различные проекты, дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретают навыки работы с источниками информации. Они пытаются творчески мыслить и проявлять инициативу. Проводимая в начальной школе работа с использованием проектно-исследовательской технологии, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.
Система проектного обучения должна строиться на принципах постепенности и преемственности результатов на всех образовательных уровнях.
Если у обучающихся начальных классов сформированы проектные умения и имеется опыт проектной деятельности, то это является одним из эффективных средств формирования универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных). Так мы осуществляем подготовку обучающегося к самостоятельному выполнению индивидуального проекта в средней школе, выполняя обязательные требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО и СОО).
В основной и средней школе развитие проектных умений продолжается на предметных проектных уроках и во внеурочной проектной деятельности.
Обучающиеся 8 класса с большим интересом провели исследовательскую работу «Жизнь, отданная школе, детям…». Эта проектная работа посвящена изучению жизни и педагогической деятельности Семсеевой Алевтины Михайловны, определению значения ее вклада в образовательную деятельность. Заслуженный работник Марийской АССР, отличник народного просвещения РФ, педагог и администратор высшей квалификационной категории, депутат районного Собрания, учитель с большой буквы Семсеева Алевтина Михайловна, директор МОУ «Помарская СОШ», проработавшая в должности директора 21 год.
Алевтина Михайловна родилась 15 февраля 1952 года в селе Помары Волжского района Марийской АССР. По велению судьбы, её родители разошлись. Мать Алевтины Михайловны по направлению уехала работать агрономом в соседний Моркинский район. Можно сказать, сменила место жительства. Алевтина осталась жить с бабушкой Мариной, вдовой участника Великой Отечественной войны, и с родной тётей, Валентиной Петровной.
Жизнь была тяжёлой, денег не хватало. Жили бедно. Бабушка работала в колхозе, держала скотину. Надо было много работать, чтобы прокормить семью.
«Мама приезжала редко, а мне так хотелось быть рядом с ней»,- часто жаловалась на свою судьбу Алевтина Михайловна. Отец, хоть и жил в той же деревне, можно сказать, ничем не помогал, не навещал свою дочь.
В 1959 году поступила в 1 класс Помарской средней школы. Девочка была очень любознательная, хорошо училась. Школа запомнилась ей не только своими бодрыми, заливистыми звонками и уроками, но и сильным, дружным классом, работой в пионерской и комсомольской организациях. Какой же мощный заряд энергии давали пионерия и комсомол! Они стимулировали и учёбу, делали её более значимой и престижной. Пионерское детство и комсомольская юность прописаны в её сердце навсегда!
По окончании 8 классов поступила в Оршанское педагогическое училище. «Приходилось вечерами есть ржаной хлеб с луком», - говорила Алевтина Михайловна. Но она не бросила учёбу. Выучилась и вернулась в свой родной район.
Выбрав себе профессию, Алевтина Михайловна на всю жизнь осталась ей верной. Посвятив себя педагогической деятельности, всегда чувствовала высокую ответственность за свой выбор. 40 лет она уверенно несла факел знаний подрастающему поколению.
Начинала она свою педагогическую деятельность в 1971 году старшей пионервожатой в Эмековской средней школе. Затем два года (с 1974 по 1976 г.г.) проработала учителем начальных классов в Помарской начальной школе (ныне Приволжская средняя школа). И уже с 1976 года Алевтина Михайловна трудится в Помарской средней школе. Была и организатором внеклассной работы, и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, и директором, и просто учителем русского языка и литературы.
Семсеева А.М. всегда была для своих учеников примером человека, влюбленного в литературу, в чистоту русского языка, добросовестного служения детям, безупречной нравственности и чести.
У Алевтины Михайловны было много учеников, но выпуск был всего один, в 1989 году. Она очень гордилась своими воспитанниками, много делала для того, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной. Проводились различные внеклассные мероприятия в воспитательных целях и развития их интеллекта. Она умела спланировать и настроить ребят так, что они и коллективом дорожили, и в учёбе подтягивались. Ученики знали: классный руководитель никому не даст их в обиду, всегда защитит, но в то же время и спросить может по всей строгости.
Бесценный самоотверженный учительский труд Семсеевой А.М., её неиссякаемый жизненный порыв, огромный внутренний размах всегда будут главным ориентиром лучших человеческих качеств для всех, кто имел счастье у неё учиться.
Алевтина Михайловна была настоящим профессионалом своего дела. Глубокие знания педагогики, психологии, большой опыт административной работы позволяли ей умело руководить образовательным учреждением, принимать правильные решения. Демократичный стиль управления в сочетании с высокой требовательностью к выполнению должностных обязанностей всеми работниками школы позволили ей создать единый творческий высококвалифицированный коллектив педагогов.
В 2006 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках реализации Программы Национального Проекта «Образование». Благодаря данной программе успешно внедряется проект «Электронная учительская». Открыт профильный социально-экономический класс (11 класс). Ведётся профильная подготовка. Совместно с МВД Республики Марий Эл в 2009 году открыт социально-правовой (кадетский класс).
Усилиями Алевтины Михайловны школа стала тёплым и уютным домом. Радует глаз красота и оформление не только классных кабинетов, но и рекреация школы, начиная с дизайна цветочных клумб перед главным входом.
Центральное место занимает аллея Славы, открытая в Год учителя, на которой представлены учителя, медалисты школы, спортсмены, отличники учебы, выпускники – участники боевых действий.
Бесконечная преданность своей работе, требовательность, прежде всего, к себе, к коллегам, своим подопечным, аккуратность и обязательность, оптимизм, профессионализм - отличительные черты Алевтины Михайловны как человека и как директора.
Ее успехи и труд отмечены высокими наградами.
Но главная её награда — любовь и уважение учеников, коллег, в сердцах которых она оставила яркий след.
Помимо работы в школе Семсеева А.М. активно занималась общественной деятельностью. Была председателем первичной профсоюзной организации, председателем местной участковой комиссии по выборам, а также депутатом Собрания депутатов Волжского района 2, 3 созыва.
От неё исходила удивительная энергетика, которая сразу настраивала людей на неё. И люди шли к ней: кто за советом, кто за помощью, а кто-то - чтобы только поприветствовать, потому что даже просто общаться с нею было интересно и легко.
Алевтину Михайловну Семсееву всегда отличало огромное человеколюбие, неравнодушие к людским бедам и потребностям. Через её добрые руки прошло не одно поколение учеников, она дарила им знания, свою душевную щедрость, напутствовала их в «большую жизнь». Школа, наверное, стала для этого человека всем: домом, работой, храмом, огорчением и радостью, буднями и праздниками, - словом, самой жизнью.
Время идёт. Нет с нами Алевтины Михайловны. Но светлая память о ней живёт в сердцах тех, кто знал и любил её. Она навсегда останется образцом служения своей родной школе, выбранной профессии.
Главное наследие Семсеевой Алевтины Михайловны - это Свет Доброй Памяти, который она оставила о себе как учитель и руководитель, как коллега, наставник молодых учителей. О таких, как она, говорят:
Есть люди, что всегда поймут,
Хотя об этом вслух не скажут.
А просто молча подойдут
И жизнь к спасению укажут.
I место в межмуниципальной конференции среди педагогов и учащихся «Гордость земли Онара», 2020 год.
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки. Д.С.Лихачёв.
Литература
1.Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-027011 -3
2. Мичурин – Азмекей В лесах под Россонами. Документальная повесть. Для детей среднего и старшего школьного возраста, 2017 г.
3. Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа: учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста – 2-е изд., доп. – Йошкар-Ола, 2011, стр. 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по воспитанию любви к родному краю
Это часть большой работы,которую проводят учителя нашей школы, чтобы дети знали, любили и берегли свой край, свою землю...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д. С.
Анализ работы творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....
Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников
В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников прин...
Статья "Формирование патриотических чувств младших школьников через воспитание любви к родному краю".
Не лыком шит, как говорится,И веку новому под стать.Есть чем Саратову гордитьсяИ есть что миру показать. ...
Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников
В комплексе проблем становления личности младшего школьника особое место занимает эстетическое воспитание, формирование и развитие способности к эстетическому восприятию мира, потребности к творчеству...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»
Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ...
Организация проектной деятельности по краеведению как основа воспитания любви к родному краю.
Данная статья рассказывает об опыте работы по организации проектной деятельности в начальной школе. Выполнение проектов по краеведению развивает у детей интерес к истории и природе родного края, форми...