«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»
материал (4 класс)
Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Белоусова Наталья Васильевна учитель начальных классов МБОУ ЦО «Каразей» Куйтунского района Иркутской области
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Так как наши дети являются наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в самых сложнейших исторических моментах русскому человеку.
И этот мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В начальной школе мы сеем зёрнышки духовно-нравственной культуры, где появляются её маленькие росточки, то в основной и средней школе педагоги должны заботливо и целенаправленно ухаживать за ними. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.
Педагогический коллектив ЦО «Каразей» одной из важных задач ставит перед собой воспитание активной гражданской позиции учащихся. Этот процесс происходит в рамках различных направлений воспитания, в том числе и духовно-нравственного. К 76-летию Победы в Великой Отечественной войне в школе уже проведен ряд мероприятий: учащиеся познакомились с песнями военных лет, которые звучали на переменах, узнали историю их создания. 1-6 классы участвовали в проекте «Книги о войне», которые читали всем классом и с родителями. Сейчас все классы готовятся к краеведческой конференции «ВОвойна в истории моей семьи». В феврале пройдут видео-экскурсии по городам – героям, а заключением всех мероприятий станет «Вальс Победы», в котором участником станет все село Каразей.
Сегодня я хочу более подробно рассказать о краеведческой работе в школе.
Человеческое общество не может строить будущее, не познав опыт предыдущих поколений, свою родословную. И как тут не вспомнить поговорку, имеющую особое значение в наши дни: «Нельзя быть Иваном, не помнящим родства». Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях. Нас окружают прекрасные исторические и литературные места, памятники архитектуры, музеи, храмы Иркутской области. Работа по краеведению – это задача федерального масштаба, важная как для всей России, так и для подрастающего поколения..
Краеведение в системе патриотического воспитания занимает важное место, так как целью и задачами работы по краеведению является сохранение духовных, исторических и культурных ценностей; воспитание чувства патриотизма к своей малой Родине и к стране в целом; воспитание у учащихся уважения и интереса к истории родного края, традициям и обычаям русского народа; воспитание духовной культуры человека как общей культуры взаимоотношений людей. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического, духовно-нравственного и краеведческого воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Важная роль в воспитании и образовании школьников отводится школе и внеурочной деятельности, но не стоит забывать и о роли семьи: именно в родном доме закладываются основные нравственные ценности и ориентиры. Так, школа в сотрудничестве с родителями формирует личность гражданина, семьянина, патриота своей малой и большой Родины, России. Главное, чтобы выпускники школы твердо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Родина, как и мать, дается только раз в жизни. Родина – дом человека. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из наших учеников будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно: «Что за поколение выросло?!», а промолвит с уважением: «Достойная смена растет»
Я являюсь руководителем краеведческого отряда «Память», который был организован осенью 2014 года. Программа объединения, совмещает изучение истории родного края с преподаванием навыков и умений в области популяризации и доступной пропаганды полученных краеведческих знаний. В своей работе мы используем технологию проектного обучения, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и всегда ориентирована на самостоятельную деятельность школьников. Это возможность формирования жизненного опыта, опыта публичных выступлений. У каждого в отряде появились свои обязанности: корреспонденты, фотографы и видеографы. Составляем опросники, проводим анкетирование. Участники отряда изучают историю села, проводят краеведческое исследование, знакомятся с историческими фактами времен Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г., с жизнью людей в это время, с жизнью нашего села во время Великой Отечественной войны, посещают краеведческие музеи, отдел архива п. Куйтун. Выбор методик и методов исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами. Интересен сбор материала, в ходе которого проводятся, непосредственно, личные наблюдения, например, встречи со знаменитыми земляками, ветеранами ВОВ. Научились работать на сайтах «Подвиг народа», «Память», «Мемориал». Когда краеведческий материал собран, он подлежит систематизации и обработке. Всю информацию сканируем и печатаем. Создаем электронный банк данных Ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, банк педагогов школы. Неоднократно учащиеся объединения участвовали со своими исследовательскими работами в районных и областных конференциях и конкурсах. Темы проектов выбирались разнообразные: от исследования происхождения своего имени до проекта «Дети войны», «ВОвойна в истории моей семьи»» посвященных юбилею Великой Победы.
Результаты нашего участия
2015г | Проекты: «Память жива», «Дети войны» Конкурс фотографий о ВОвойне | Муниципальный форум | Григорьева Арина, Лымарь Аня Щипцова Катя | призеры призер |
2017 | Проект «Есть памятник в нашем селе…» | Муниципальный форум | Глазунов Данил | призер |
2019 | Проект «Комсомольская юность моя» | Муниципальный форум | Григорьва Арина, Щипцова Катя | победители |
2019 | Областная НПК «История комсомола-история страны» | Областная НПК | Юрасова Кира | участники |
2020 | Видеофильм «От колхоза «Новый быт» до колхоза «Труд» | Муниципальный форум | Глазунов Данил | победитель |
Выступаем с проектами перед учащимися нашей школы, родителями, на школьной конференции. Узнав о нашем отряде, жители села уже шли сами к нам с фотографиями и документами о своих близких. Со слезами на глазах, рассказывают о подвиге своих отцов, дедов. В настоящее время в нашем селе нет ни одного ветерана. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в нашем селе планируется установить памятную плиту с именами вернувшихся с войны солдат. Мы работаем с электронным банком данных, составляем списки ветеранов, подтверждаем списки документами.
Для большей информированности создаю на сайте «Одноклассники» группу «Республика «Каразей» (https://ok.ru/shkolnayar), где являюсь администратором. В группе 802 участника: это не только ученики и учителя нашей школы, земляки, бывшие жители села Каразей и деревни Таган, которые живут за пределами своей малой родины, живущие в других странах. Участники группы могут своевременно познакомиться с информацией о работе нашего отряда, школы. Они пишут, звонят, отправляют копии документов и фотографий.
Для этого созданы альбомы:
- "Никто не забыт, ничто не забыто"
- «Ветераны Великой Отечественной войны (1941-1945гг)»
- «Каразей - село родное!»
- «О деревне Таган и его жителях»
- «Память....»
- «Труженики тыла....»
- «Краеведческий отряд "Память"
- «Детство опаленное войной» и т.д.. Всего 81 альбом
Для многих людей группа явилась центром информации, которую они получают о своих родных, школе, скачивают старые фотографии. Вот несколько благодарностей:
Прокопьева(Петунина) Раиса Васильевна:
«Наташа спасибо, что не забыли про папу Петунина В.С., ветерана ВОвойны. Стыдно сказать сильно ни чего не знаю,т.к была молодая и не интересовалась, а папа умер рано, мне было 19лет. Была бы постарше поинтересовалась и не у кого сильно спросить - все умерли. Низкий поклон за создание группы «Республика «Каразей»
Домашенко Валентина Леонидовна: «Здоровья вам на долгие годы и продолжайте заниматься благим делом. Это же память на долгие годы. Я сейчас позвонила своей однокласснице и мы с ней повспоминали и она тоже очень вам благодарна. Ещё раз большое вам спасибо.»
Кроме сайта, публикуются мои заметки и фоторепортажи на страницах муниципальной газеты «Отчий край», школьной газеты.
Работая в краеведческом отряде, ребята учатся сопереживать чувствам людей, слушать окружающих. Все это способствует формированию патриотического сознания, выработке нравственных отношений и стремлению к поисковой деятельности.
Участие в краеведческой деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия
Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы духовного — нравственного развития человека и общества без учёта формирования гражданской позиции человека. Духовно-нравственное развитие личности в процессе изучения истории родного края – важнейший фактор сохранения общественной стабильности, уверенности в завтрашнем дне.
Список литературы:
- Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
- Ковалёва Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального
общего образования. Стандарты второго образования. – М.: Просвещение, 2010.
- В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
- Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.» /М.:АРКТИ, 2004.-208с.
- Сотрудничество в нравственном воспитании детей и молодежи. Новосибирск, 2005, с. 215.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Условия духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы через изучение курса ОРКСЭ"
Пономарева Г.Ю. г.Троицк, МБОУ «Лицей №17» У...
Духовно - нравственное воспитание школьников через внеурочную деятельность..
Мы живем в сельской местности, где низкий уровень культуры, кроме клуба и библиотеки ничего нет. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей. Сегодня от школы зависит - к...
Реферат на тему "Духовно-нравственное развитие личности через приобщение к культуре
В стратье раскрыт смысл духовно-нравственного воспитания...
Статья «Духовно-нравственное воспитание учащихся через предметы ОДНКНР и КНЯ».
В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам....
Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»
Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...
Выступление по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Выступленние по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»...
Духовно-нравственное воспитание учащихся, посредством изучения культурного наследия страны
С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались как насто...