«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края через проектную деятельность»
материал (4 класс)

Белоусова Наталья Васильевна

Этот материал можно использовать при организации проектной деятельности среди учащихся образовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Белоусова Наталья Васильевна учитель начальных классов МБОУ ЦО «Каразей» Куйтунского района Иркутской области

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях и стандартах.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Так как наши дети являются наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение традиций в условиях современного образования позволяет школьнику увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чем ее уникальность, что помогло выстоять, выжить в самых сложнейших исторических моментах русскому человеку.

И этот мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их умственными усилиями. В начальной школе мы сеем зёрнышки духовно-нравственной культуры, где появляются её маленькие росточки, то в основной и средней школе педагоги должны заботливо и целенаправленно ухаживать за ними. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность.

Педагогический коллектив ЦО «Каразей» одной из важных задач ставит перед собой воспитание активной гражданской позиции учащихся. Этот процесс происходит в рамках различных направлений воспитания, в том числе и духовно-нравственного. К 76-летию Победы в Великой Отечественной войне в школе уже проведен ряд мероприятий: учащиеся познакомились с песнями военных лет, которые звучали на переменах, узнали историю их создания. 1-6 классы участвовали в проекте «Книги о войне», которые читали всем классом и с родителями. Сейчас все классы готовятся к краеведческой конференции «ВОвойна в истории моей семьи». В феврале пройдут видео-экскурсии по городам – героям, а заключением всех мероприятий станет «Вальс Победы», в котором участником станет все село Каразей.

Сегодня я хочу более подробно рассказать о краеведческой работе в школе.  

 Человеческое общество не может строить будущее, не познав опыт предыдущих поколений, свою родословную. И как тут не вспомнить поговорку, имеющую особое значение в наши дни: «Нельзя быть Иваном, не помнящим родства». Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях. Нас окружают прекрасные исторические и литературные места, памятники архитектуры, музеи, храмы Иркутской области. Работа по краеведению – это задача федерального масштаба, важная как для всей России, так и для подрастающего поколения..

Краеведение в системе патриотического воспитания занимает важное место, так как целью и задачами работы по краеведению является сохранение духовных, исторических и культурных ценностей; воспитание чувства патриотизма к своей малой Родине и к стране в целом; воспитание у учащихся уважения и интереса к истории родного края, традициям и обычаям русского народа; воспитание духовной культуры человека как общей культуры взаимоотношений людей. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического, духовно-нравственного и краеведческого воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Важная роль в воспитании и образовании школьников отводится школе и внеурочной деятельности, но не стоит забывать и о роли семьи: именно в родном доме закладываются основные нравственные ценности и ориентиры. Так, школа в сотрудничестве с родителями формирует личность гражданина, семьянина, патриота своей малой и большой Родины, России. Главное, чтобы выпускники школы твердо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности, по сути, не имеет своей страны. Родина, как и мать, дается только раз в жизни. Родина – дом человека. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из наших учеников будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно: «Что за поколение выросло?!», а промолвит с уважением: «Достойная смена растет»

Я являюсь руководителем краеведческого отряда «Память», который был организован осенью 2014 года. Программа объединения, совмещает изучение истории родного края с преподаванием навыков и умений в области популяризации и доступной пропаганды полученных краеведческих знаний. В своей работе мы используем технологию проектного обучения, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и всегда ориентирована на самостоятельную деятельность школьников. Это возможность формирования жизненного опыта, опыта публичных выступлений. У каждого в отряде появились свои обязанности: корреспонденты,  фотографы  и видеографы.  Составляем опросники, проводим анкетирование. Участники отряда изучают историю села, проводят краеведческое исследование, знакомятся с историческими фактами времен Великой Отечественной Войны 1941-1945г.г., с жизнью людей в это время, с жизнью нашего села во время Великой Отечественной войны, посещают краеведческие музеи, отдел архива п. Куйтун.  Выбор методик и методов исследования определяется характером объекта изучения, предметом, целью и задачами. Интересен сбор материала, в ходе которого проводятся, непосредственно, личные наблюдения, например, встречи со знаменитыми земляками, ветеранами ВОВ. Научились работать на сайтах «Подвиг народа», «Память», «Мемориал». Когда краеведческий материал собран, он подлежит систематизации и обработке. Всю информацию сканируем и печатаем. Создаем электронный банк данных Ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, банк педагогов школы.  Неоднократно учащиеся объединения участвовали со своими исследовательскими работами в районных и областных конференциях и конкурсах. Темы проектов выбирались разнообразные: от исследования происхождения своего имени до проекта «Дети войны», «ВОвойна в истории моей семьи»» посвященных юбилею Великой Победы.

Результаты нашего участия

2015г

Проекты: «Память жива», «Дети войны»

Конкурс фотографий о ВОвойне

Муниципальный форум

Григорьева Арина, Лымарь Аня

Щипцова Катя

призеры

призер

2017

Проект «Есть памятник в нашем селе…»

Муниципальный форум

Глазунов Данил

призер

2019

Проект «Комсомольская юность моя»

Муниципальный форум

Григорьва Арина, Щипцова Катя

победители

2019

Областная НПК «История комсомола-история страны»

Областная НПК

Юрасова Кира

участники

2020

Видеофильм «От колхоза «Новый быт» до колхоза «Труд»

Муниципальный форум

Глазунов Данил

победитель

Выступаем с проектами перед учащимися нашей школы, родителями, на школьной конференции. Узнав о нашем отряде, жители села уже шли сами к нам с фотографиями и документами о своих близких. Со слезами на глазах, рассказывают о подвиге своих отцов, дедов. В настоящее время в нашем селе нет ни одного ветерана. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в нашем селе планируется установить памятную плиту с именами вернувшихся с войны солдат. Мы работаем с электронным банком данных, составляем списки ветеранов, подтверждаем списки документами.

Для большей информированности создаю на сайте «Одноклассники» группу «Республика «Каразей» (https://ok.ru/shkolnayar), где являюсь администратором. В группе 802 участника: это не только ученики и учителя нашей школы, земляки, бывшие жители села Каразей и деревни Таган, которые живут за пределами своей малой родины, живущие в других странах. Участники группы могут своевременно познакомиться с информацией о работе нашего отряда, школы. Они пишут, звонят, отправляют копии документов и фотографий.

 Для этого созданы альбомы:

  • "Никто не забыт, ничто не забыто"
  • «Ветераны Великой Отечественной войны (1941-1945гг)»
  • «Каразей - село родное!»
  • «О деревне Таган и его жителях»
  • «Память....»
  • «Труженики тыла....»
  • «Краеведческий отряд "Память"
  • «Детство опаленное войной» и  т.д.. Всего 81 альбом

Для многих людей группа явилась центром информации, которую они получают о своих родных, школе, скачивают старые фотографии. Вот несколько благодарностей:

Прокопьева(Петунина) Раиса Васильевна:

«Наташа спасибо, что не забыли про папу Петунина В.С., ветерана ВОвойны. Стыдно сказать сильно ни чего не знаю,т.к была молодая и не интересовалась, а папа умер рано, мне было 19лет. Была бы постарше поинтересовалась и не у кого сильно спросить - все умерли. Низкий поклон за создание группы «Республика «Каразей» 

Домашенко Валентина Леонидовна: «Здоровья вам на долгие годы и продолжайте  заниматься благим делом. Это же память на долгие годы. Я сейчас позвонила своей однокласснице и мы с ней повспоминали и она тоже очень вам благодарна. Ещё раз большое вам спасибо.»

Кроме сайта, публикуются мои заметки и фоторепортажи на страницах муниципальной газеты «Отчий край», школьной газеты.

Работая в краеведческом отряде, ребята учатся сопереживать чувствам людей, слушать окружающих. Все это способствует формированию патриотического сознания, выработке нравственных отношений и стремлению к поисковой деятельности.

     Участие в краеведческой деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия

Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы духовного — нравственного развития человека и общества без учёта формирования гражданской позиции человека. Духовно-нравственное развитие личности в процессе изучения истории родного края – важнейший фактор сохранения общественной стабильности, уверенности в завтрашнем дне.

Список литературы:

  1. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
  2. Ковалёва  Г.С.,  Логинова  О.Б.  Планируемые  результаты  начального

общего  образования.  Стандарты  второго  образования.  –  М.:  Просвещение, 2010.

  1. В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
  1. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.» /М.:АРКТИ, 2004.-208с.
  2. Сотрудничество в нравственном воспитании детей и молодежи. Новосибирск, 2005, с. 215.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание школьников через внеурочную деятельность..

Мы живем в сельской местности, где низкий уровень культуры, кроме клуба и библиотеки ничего нет. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей. Сегодня от школы зависит - к...

Реферат на тему "Духовно-нравственное развитие личности через приобщение к культуре

В стратье раскрыт смысл духовно-нравственного воспитания...

Статья «Духовно-нравственное воспитание учащихся через предметы ОДНКНР и КНЯ».

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам....

Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»

Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира,  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...

Выступление по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Выступленние по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»...

Духовно-нравственное воспитание учащихся, посредством изучения культурного наследия страны

С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества. Вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались как насто...