Особенности работы по воспитанию любви к родному краю
презентация к уроку (1 класс) на тему
Это часть большой работы,которую проводят учителя нашей школы, чтобы дети знали, любили и берегли свой край, свою землю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_k_rodnomu_krayu_otchet.doc | 29.5 КБ |
lyubov_k_rod._krayu.ppt | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №9
«Особенности работы
по
воспитанию любви
к родному краю»
Родной край для учащихся младшего школьного возраста — это окружающее пространство, освоенное ими с детства, прочувствованное и принятое как семья, дом, друзья, город (село), река и лес. Для учителей и родителей это еще окружающий природный и материальный мир, который всегда рядом, основа, дающая чувство устойчивости в жизни, источник жизненной силы и умиротворения. Я.А. Коменский, рассматривая окружающий человека мир как начальный способ обучения и развития думающего и действующего человека на основе заложенных в нем задатков, советовал приучать учащихся, «подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней», а не «привешивать к себе сорванные на стороне ветки и таким образом, подобно эзоповской вороне, украшать себя чужими перьями». Окружающая жизнь, по мнению педагога, — великолепный воспитатель: наблюдая за порядком жизни и взаимоотношениями в родительском доме, человек «учится умеренности, чистоте, почтительности, послушанию, правдивости, справедливости, любви, деятельности, молчанию, терпению, уважению обязанностей, благонравию, религиозности и упражняется во всех этих добродетелях, подражая старшим»1.
Богатство окружающего мира выступает основой познания отдельного интегрированного курса «Мир вокруг нас» (автор А. А. Плешаков), который обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» базисного учебного плана. Территориально-бытовая и природно-географическая среда, духовные и материальные связи с «родными пенатами» являются мощными источниками патриотизма, накладывают отпечаток на национальный характер, язык и культуру, формируют чувство личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае.
Основу краеведческого образования в начальной школе представляет краеведение как предмет и особая форма познавательной, поисковой и просветительской деятельности. Его цель — формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения «краезнания», заботы о крае — «краелюбия» во всех видах деятельности.
Основная задача изучения родного края — обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культуре.
Содержательный аспект краеведения выражается в изучении различных сторон жизни края: социальной, культурной, политической, экономической; представителей разных поколений своей семьи, жителей края, представителей ближайшего окружения.
Методическая организация использования краеведческого материала на уроках возможна в двух вариантах: 1) фрагментарное введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины в логике основного краеведческого курса; 2) разработка специального краеведческого курса в русле регионального компонента. Основными слагаемыми краеведческой работы для учителя являются поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приемы его использования на уроках и во внеклассной работе. Важная составляющая краеведения — элементарная самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные. Все зависит от профессионализма и творчества учителя: изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей; во внеклассной работе — встречи и беседы с интересными людьми, героями войны и труда, привлечение материалов местного радио, телевидения, отрывков из книг, газет и журналов, проведение экскурсий к памятникам истории и культуры, в музеи, по городу, области.
В игре-путешествии «Каменский гид» учащиеся узнают об истории возникновения города, изучают карту города, название улиц, достопримечательности города. Интерес у учащихся вызывают пословицы и поговорки о животных, растениях местности, стихотворения о крае, орфографические пятиминутки на уроках русского языка и чистописания с элементами краеведения, составление родословной семьи, профессии родителей.
Итак, при изучении родного края на уроках в начальной школе учителя нашей школы используют доступный возрасту детей материал окружающей действительности, факты из истории и культуры своего города, края, знакомство с общественно-политическими событиями наших дней, встречи со знаменитыми земляками, с особенностями труда их родителей. С большим интересом учащиеся принимают участие в экскурсиях в музеи, к историческим местам и памятникам истории и культуры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поисково-исследовательская работа по теме «Моя родословная» Учащиеся 1 «А» класса провели поисково-исследовательскую работу по изучению истории своей семьи. Максимов Денис рассказывает о генеалогическом древе семьи. Семейные реликвии семьи Максимовых Лапшина Маша – история фамилии
Каменск-Шахтинский. Как прекрасен наш город! Каменск расположен на правом берегу реки Северский Донец. ПРОЕКТ: «Мой родной город» Учащиеся 3-х классов участвовали в проекте «Мой родной город»
Фонтан около ДК им. Гагарина : Проект: « Как изменился город за последние 10 лет…» - готовили учащиеся 2-х классов. Пройдёмся по улицам города. Набережная преобразилась…
Работа в Краеведческом музее . Учащиеся 3 «Б» класса являются частыми гостями в краеведческом музее. Учащиеся 2 «В» класса с удовольствием посещают Дом Природы, где знакомятся с животным миром родного края
Конференция «Природа родного края» Учащиеся третьих и четвертых классов принимали участие в конференции по теме «Природа родного края». Победителями стали: Казаков Д., 3 «А» кл., Белкина К., 4 «Б»кл., Рубцова В.,3 «А»,Игуменцева М.,4 «А», Ладутенко В., 4 «В», Коробова А., 3 «Б».. Казаков Данила
Учащаяся 3 «А» класса Петренко Софья подготовила презентацию по теме «Обитатели Донского края. Еж обыкновенный».
В фотоконкурсе «В объективе природа родного края» принимали участие ученики начальной школы. Лучшими стали: Двуличанский А. ,2 «А» Иванков И., 1 «А»
Учащиеся начальной школы совершают экскурсии по городам Ростовской области, с целью изучения природы и истории родного края Танаис – древний город. Воскресенский Кафедральный собор г. Новочеркасск В краеведческом музее г. Ростова-на-Дону
При изучении темы «Моря, озера и реки России» учащиеся 4 классов изучают реки Ростовской области. Ученики 4 «В» провели практическую работу на берегу реки Северский Донец по изучению экологической обстановки и изучению флоры и фауны реки и прибрежных районов.
Экология города Тема экологии г. Каменска и Ростовской области не оставляет равнодушными даже учеников начальной школы. Ребята работают над проектами по экологии города и предлагают свои пути решения экологических проблем. Так учащиеся 4 «А» класса показали для учащихся 1-2 классов экологический праздник, на котором учили ребят как бережно относиться к родной природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Д. С.
Анализ работы творческой группы "Роль народного творчества в воспитании младшего школьника"....
Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников
В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников прин...
Статья "Формирование патриотических чувств младших школьников через воспитание любви к родному краю".
Не лыком шит, как говорится,И веку новому под стать.Есть чем Саратову гордитьсяИ есть что миру показать. ...
Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников
В комплексе проблем становления личности младшего школьника особое место занимает эстетическое воспитание, формирование и развитие способности к эстетическому восприятию мира, потребности к творчеству...
Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника. Воспитание любви к родному краю
Из опыта работы учителя по формированию гражданско-патриотических качеств у младших школьников...
Организация проектной деятельности по краеведению как основа воспитания любви к родному краю.
Данная статья рассказывает об опыте работы по организации проектной деятельности в начальной школе. Выполнение проектов по краеведению развивает у детей интерес к истории и природе родного края, форми...
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ.
В статье рассказывается о том, как у учащихся начальных классов воспитать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину, её людей. Проблема воспитания любв...
Комментарии
Интересная работа. У вас есть
ответ