РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир вокруг нас»
рабочая программа

Васильчикова Светлана Владимировна

Курс внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_detey_s_ovz.docx130.07 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки

Самарской области

Юго-Восточное управление

ГБОУ СОШ с. Петровка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности для детей с ОВЗ

«Мир вокруг нас»

для 1-4 классов начального общего образования

Составитель:

Васильчикова С.В.,

учитель начальных классов

Петровка, 2023

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с умственной отсталостью, разработана на основе авторской программы курса «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, автора С.В.Кудриной.

Актуальность программы определена тем, что в современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование представлений об окружающем их мире происходит со значительной задержкой. У многих из этих детей представления об окружающем их мире формируются искаженно, в недостаточных количествах. Дети с трудом различают формы предметов, плохо запоминают цвета, в некоторых случаях различение разных оттенков одного цвета становится непосильной задачей. Такое искаженное восприятие окружающего пространства становится причиной дизадаптации ребенка с тяжелыми нарушениями развития. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование представлений о разнообразии окружающего их мира.

Цель программы: формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья целостного, полноценного образа окружающего мира

Задачи:

  • расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,
  • понимание активной роли человека в природе;
  • формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
  • приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
  • формирование бережного отношения к растениям и животным;
  • создание условий для продолжения разностороннего развития личности
  • ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
  • создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
  • воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей

Срок реализации программы – 4 года

  • 1-й год обучения - «Мир познаем вместе» (33 часа).
  • 2-й год обучения – «Дом, в котором я живу» (34 часа).
  • 3-й год обучения – «Удивительный мир природы» (34часа).
  • 4-й год обучения - «Я и безопасность» (34 часа).

Формы проведения занятий

- игры

- беседы

- просмотр тематических видеофильмов

- экскурсии

- практические занятия

- участие в конкурсах

Планируемые результаты освоения программы

Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов.

Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы станут:

  • решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;
  • участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
  • возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
  • формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
  • развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У обучающегося будут сформированы:

-целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики

-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

-готовность и способность вести диалог с другими людьми (идентификация себя как полноправного субъекта общения)

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах

-понимание ценности здорового образа жизни

  • Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),

- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Содержание курса «Мир познаем вместе» , 1 класс

Раздел

Содержание

«Золотая осень»

Приметы и признаки осени. Осенние изменения в неживой и живой природе. Работа с дидактическим материалом, видеоматериалы, презентации.
Листопад в жизни растений, сравнение и сбор осенних листьев. Сезонные изменения деревьев в природе. Просмотр видеоматериалов, прогулка в парк.
Игры и практические занятия: рассматривание деревьев; обследование листьев с различных деревьев; кустарников и цветов - сбор гербария; аппликация.

«Деревья вокруг меня».

Растения в нашем парке. Зачем сажать деревья? Презентации, экскурсия в парк.
Что мы знаем о березе и тополе? Работа с дидактическим материалом, прогулка, практические упражнения.
Что мы знаем о рябине и ели? Работа с дидактическим материалом, прогулка, практические упражнения.
Игры и практические задания: исследование веточек всех деревьев; «с какого дерева листок», «собери мозаику».

«Белоснежная зима»

«Признаки и приметы зимы».
Снег. Роль снега в природе. Из чего состоит снег? Рассказы, презентации, практические задания, прогулка.
Опасные явления природы. Гололёд, снегопад. Презентации, практические задания, прогулка.

«Животные моего дома»

«Мои питомцы». Вводное занятие, рассказы детей, просмотры видеофильмов.
«Кошки, которые не гуляют сами по себе». Внешние признаки. Особенности поведения кошек. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой.
«Собака - верный друг». Поведение собак, правильный уход за собакой. Видеоматериалы, работа с дидактическим материалом, рисование.
«Хомяк и попугай». Особенности жизни, отличительные признаки, уход. Видеоматериалы, работа с дидактическим материалом, рисование.
Домашние животные (корова, коза, свинья, лошадь и их детеныши). Жизнь животных, особенности их внешнего вида, значение животных в жизни человека. Видеоматериалы, работа с дидактическим материалом, лепка, рисование.

«Весна пришла»

Приметы и признаки весны. Работа с дидактическим материалом, презентации, прогулка.
Первоцветы. Игры и практические задания: опыты «Почему тает снег», «Где тает снег, а где нет», рисование.
Беседа «Путешествие в весенний лес» (весенние изменения в дикой природе, связь изменений в жизни растений и животных, человека с изменениями в неживой природе). Презентации, работа с дидактическим материалом.
Игры и практические задания. Наблюдение за набуханием почек и распусканием листьев на срезанных веточках.

«Дикие животные»

Любознательный зверёк – белка. Презентации, работа с дидактическим материалом.
Лесной красавец – лось. Презентация. Сердитый недотрога – ёж. Работа с дидактическим материалом. Кабан - дикий родственник домашней свиньи. Презентация.

Итоговое занятие. Игра «Поле чудес»

Календарно-тематическое планирование, 2 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

«Золотая осень»

4

1

«Приметы и признаки осени»

1

2

Экскурсия «Сезонные изменения деревьев в природе»

1

3

«Листопад в жизни растений»

1

4

Игры и практические занятия «Поиграем в осень»

1

«Деревья вокруг меня»

5

5

«Растения в нашем парке»

1

6

«Что мы знаем о деревьях родного края?»

2

7

Игра «С какого дерева листок»

1

8

Практическое занятие «Собери мозаику»

1

«Белоснежная зима»

3

9

«Признаки и приметы зимы»

1

10

«Снег. Роль снега в природе»

1

11

«Опасные явления природы»

1

«Животные моего дома»

6

12

«Мои питомцы»

1

13

«Кошки, которые не гуляют сами по себе»

1

14

«Собака - верный друг»

1

15

«Хомяк и попугай»

1

16

«Домашние животные: корова, коза»

1

17

«Домашние животные: свинья, лошадь»

1

«Весна пришла»

4

18

«Приметы и признаки весны»

1

19

Игры и практические задания, опыты: «Почему тает снег», «Где тает снег, а где нет

1

20

«Первоцветы»

1

21

Экскурсия в весенний лес

1

«Дикие животные»

11

22

Любознательный зверёк - белка

1

23

Куница - охотник на белок

1

24

Лесной красавец - лось

1

25

Сердитый недотрога - ёж

1

26

Подземный житель - крот

1

27

Всеядное животное — барсук

1

28

Бобр-строитель

1

29

Запасливый бурундук

1

30

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1

31

Мышка-норушка

1

32

Итоговое занятие. Игра «Поле чудес»

1

Содержание курса «Дом, в котором я живу» , 2 класс

Раздел

Содержание

«Россия – великая держава!»

Введение. Россия – страна, в которой я живу

Москва – столица моей Родины.

Работа с дидактическим материалом, видеоматериалы, презентации.

Наша Родина на карте мира.

Крупные города России.

Чем гордится наша Родина.

Кем гордится наша Родина. Видеоматериалы, работа с дидактическим материалом, рисование.

«Мой край родной»

Мой родной город – Самара!

Достопримечательности Самары

Города Самарской области.

Что даёт наш край стране?

Уникальная природа моего края.

Работа с дидактическим материалом, видеоматериалы, презентации.

«Я и моя семья – частица огромной страны»

Моя семья. Мои родители. Бабушки и дедушки.

Семья и здоровье. Семейный досуг,

Семейные будни

Наша дом – наша квартира

Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют?

Праздник папы, дедушки и брата

Праздник бабушки, мамы и сестры

Работа с дидактическим материалом, видеоматериалы, презентации.

«Моя малая родина»

Как появилось моё село?

Люди моего села.

Достопримечательности села.

Моя школа.

Презентации, беседа, экскурсия по родному селу, итоговое занятие

Календарно-тематическое планирование, 2 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

«Россия – великая держава!»

8

1

Введение. Россия – страна, в которой я живу

2

2

Москва – столица моей Родины

2

3

Наша Родина на карте мира

1

4

Крупные города России

1

5

Чем гордится наша Родина

1

6

Кем гордится наша Родина

1

«Мой край родной»

7

7

Мой родной город – Самара!

2

8

Достопримечательности Самары

2

9

Города Самарской области.

1

10

Что даёт наш край стране?

1

11

Уникальная природа моего края.

1

«Я и моя семья – частица огромной страны»

12

12

Моя семья

2

13

Мои родители. Бабушки и дедушки

2

14

Семья и здоровье

2

15

Семейный досуг, семейные будни

2

16

Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют?

2

17

Семейные праздники

2

«Моя малая родина»

7

18

Как появилось моё село?

2

19

Интересные люди моего села

2

20

Моя любимая школа

2

21

Итоговое занятие

1

Содержание курса «Удивительный мир природы» , 3 класс

Раздел

Содержание

Молчаливые соседи

Наблюдение за домашними животными. Породы собак и кошек. Чем питаются домашние животные. Как ухаживать за своим питомцем. "Аквариум - маленькая искусственная экосистема". Презентации, беседа, дидактические задания, игры. Наблюдения за домашними питомцами.

«Жалобная книга» природы

Обитатели леса и луга. Дикие животные. «Красная книга» растений и животных Самарского края. Любопытные факты о живой природе. Просмотр тематических видеофильмов, презентации, экскурсия, конкурс рисунков, чтение произведений В.Бианки, С. Чарушина.

Секреты неживой природы

Солнце – источник тепла и света. Удивительный мир космоса. Воздух, его значение для живых организмов. Царство почвы. Значение воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро,

пруд). Использование воды человеком. Просмотр видеофильмов, презентации, конкурс рисунков и поделок

«Сохраним наш удивительный мир!»

Наш дом – Земля. Охрана природы. Экологические связи неживой и живой природы. Практическое занятие «Почему нельзя…?». Экология и мы. Презентация, просмотр видеороликов, составление памятки

Календарно-тематическое планирование, 3 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

«Молчаливые соседи»

8

1

Наблюдение за домашними животными

1

2

Породы собак и кошек

1

3

Чем питаются домашние животные

2

4

Чем питаются домашние животные

2

5

Как ухаживать за своим питомцем

1

6

"Аквариум - маленькая искусственная экосистема"

1

«Жалобная книга» природы

8

7

Обитатели леса и луга

2

8

Дикие животные

2

9

«Красная книга» растений и животных Самарского края

2

10

Любопытные факты о живой природе

2

Секреты неживой природы

7

11

Солнце – источник тепла и света

1

12

Удивительный мир космоса

1

13

Воздух, его значение для живых организмов

1

14

Царство почвы

1

15

Значение воды в природе

1

16

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро,пруд)

1

17

Использование воды человеком

1

«Сохраним наш удивительный мир!»

11

18

Наш дом – Земля

2

19

Охрана природы

2

20

Экологические связи неживой и живой природы

2

21

«Почему нельзя…?»

2

22

Экология и мы

2

23

Игра «Знатоки природы»

1

Содержание курса «Я и безопасность» , 4 класс

Раздел

Содержание

Ты и твой дом

Опасные и безопасные ситуации. Современное жилище. Безопасность в доме. Один дома. Что делать при запахе газа. Осторожно – электричество! Беседа, презентация. Стихи, загадки,

кроссворд. Игры «Инопланетянин»,

«Знайка». Инсценировки, разыгрывание

ситуаций. Оформление рисунков.

Школа светофорных наук

Законы улиц и дорог. Наш приятель

Светофор. Знаки важные, дорожные. Разрешается – запрещается. Правил перехода

улиц и дорог. Почему школьники попадают в дорожные аварии. Мы – пешеходы. Это чудо техники – автомобиль. «Правильные

правила». Безопасность на железнодорожном транспорте. Презентация. Знакомство с историей

создания автомобиля. Инсценировки «Вот

так прокатились!», «Неумелый грузовичок». Викторина-игра по правилам дорожного

движения с театрализованными элементами

Пожарная безопасность

Огонь – друг и враг человека. Отчего может возникнуть пожар. Опасные забавы. Твои действия при пожаре. Осторожно - огонь! Сказка «А сам чуть не сгорел…». Пожарным можешь ты не быть… Анализ ситуаций. Инсценировка отрывка из сказки. Викторина по пожарной безопасности.

Безопасность на улице

Опасные незнакомцы. Что такое терроризм. Если ты заблудился на улице. Беседа. Анализ ситуаций. Стихи, загадки. Сюжетно-ролевые игры.

Мы и природа

Что такое экстремальная ситуация. Животные вокруг нас. В лес по грибы и ягоды. Не зная броду, не суйся в воду. Безопасность на водоёмах. Если заблудился в лесу. Безопасность во время грозы. Экологическая безопасность. Итоговое занятие. Беседа, презентация. Стихи, загадки, рассказы. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами ориентирования на местности. Практикум.

Календарно-тематическое планирование, 4 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Ты и твой дом

8

Опасные и безопасные ситуации

1

Современное жилище

1

Безопасность в доме

2

Один дома

2

Что делать при запахе газа

1

Осторожно – электричество!

1

Школа светофорных наук

9

Законы улиц и дорог

1

Наш приятель Светофор

1

Знаки важные, дорожные

1

Разрешается – запрещается

1

Правил перехода улиц и дорог

1

Почему школьники попадают в дорожные аварии

1

Мы – пешеходы

1

Это чудо техники – автомобиль

1

«Правильные правила». Безопасность на железнодорожном транспорте

1

Пожарная безопасность

5

Огонь – друг и враг человека

1

Отчего может возникнуть пожар

1

Опасные забавы

1

Твои действия при пожаре

1

Осторожно - огонь!

1

Безопасность на улице

5

Опасные незнакомцы

2

Что такое терроризм

1

Если ты заблудился на улице

2

Мы и природа

7

Что такое экстремальная ситуация

1

Животные вокруг нас

1

В лес по грибы и ягоды

1

Не зная броду, не суйся в воду. Безопасность на водоёмах

1

Если заблудился в лесу

1

Безопасность во время грозы

1

Итоговое занятие

1

Использованная литература:

1. Федеральный закон от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. 2. Федеральный закон от г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. № 26 «Об

утверждении СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к

условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих

образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным

программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4. Антипова З.М., Литковская Н.П., «Зеленые задачки», Томск: ТОИПКРО - 2008. – 26 с.

5. Аракчеев Ю., Тамбиев А., Танасийчук В., «Кто они такие?», Москва: 1989 г. – 120 с.

6. Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., М.А. Павлова, «Я и мир вокруг меня». 3-4 классы;

тетрадь для занятий / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова –

Волгоград: Учитель, 2010. – 39 с.

7. Суворова В.М., «Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры,

викторины, экскурсии / авт. – сост. В.М. Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"

Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" (проектная деятельность)Пояснительная записка -цели и задачи.Планирование работы.Разработки проектов....

Рабочая программа "Экономика - вокруг нас"

Предназначина для учащихся начальной школы 4 класс. Срок реализации программы 1 год....

Рабочая программа. «Мир вокруг меня» "коррекционно-развивающей занятия в группе с детьми имеющих нарушение слуха"

Создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения детей с нарушением слуха....

Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"

Настоя программа «Геометрия вокруг нас»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом обра...

Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс

Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс...

Рабочая программа "Мир вокруг нас"

Рабочая программа "Мир вокруг нас"...