РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мир вокруг нас»
рабочая программа
Курс внеурочной деятельности "Мир вокруг нас" для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_detey_s_ovz.docx | 130.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки
Самарской области
Юго-Восточное управление
ГБОУ СОШ с. Петровка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для детей с ОВЗ
«Мир вокруг нас»
для 1-4 классов начального общего образования
Составитель:
Васильчикова С.В.,
учитель начальных классов
Петровка, 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования обучающихся с умственной отсталостью, разработана на основе авторской программы курса «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, автора С.В.Кудриной.
Актуальность программы определена тем, что в современных условиях процесс внедрения инклюзивного образования является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование представлений об окружающем их мире происходит со значительной задержкой. У многих из этих детей представления об окружающем их мире формируются искаженно, в недостаточных количествах. Дети с трудом различают формы предметов, плохо запоминают цвета, в некоторых случаях различение разных оттенков одного цвета становится непосильной задачей. Такое искаженное восприятие окружающего пространства становится причиной дизадаптации ребенка с тяжелыми нарушениями развития. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование представлений о разнообразии окружающего их мира.
Цель программы: формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья целостного, полноценного образа окружающего мира
Задачи:
- расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,
- понимание активной роли человека в природе;
- формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни;
- приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
- формирование бережного отношения к растениям и животным;
- создание условий для продолжения разностороннего развития личности
- ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
- создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.
- воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей
Срок реализации программы – 4 года
- 1-й год обучения - «Мир познаем вместе» (33 часа).
- 2-й год обучения – «Дом, в котором я живу» (34 часа).
- 3-й год обучения – «Удивительный мир природы» (34часа).
- 4-й год обучения - «Я и безопасность» (34 часа).
Формы проведения занятий
- игры
- беседы
- просмотр тематических видеофильмов
- экскурсии
- практические занятия
- участие в конкурсах
Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов.
Итоговыми результатами социальной эффективности реализации программы станут:
- решение проблем, связанных с адаптацией и социализацией детей с ОВЗ;
- участие детей с ОВЗ в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
- возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
- формирование навыков общения с детьми с ОВЗ;
- развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
-целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению
-готовность и способность вести диалог с другими людьми (идентификация себя как полноправного субъекта общения)
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах
-понимание ценности здорового образа жизни
- Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Содержание курса «Мир познаем вместе» , 1 класс
Раздел | Содержание |
«Золотая осень» | Приметы и признаки осени. Осенние изменения в неживой и живой природе. Работа с дидактическим материалом, видеоматериалы, презентации. |
«Деревья вокруг меня». | Растения в нашем парке. Зачем сажать деревья? Презентации, экскурсия в парк. |
«Белоснежная зима» | «Признаки и приметы зимы». |
«Животные моего дома» | «Мои питомцы». Вводное занятие, рассказы детей, просмотры видеофильмов. |
«Весна пришла» | Приметы и признаки весны. Работа с дидактическим материалом, презентации, прогулка. |
«Дикие животные» | Любознательный зверёк – белка. Презентации, работа с дидактическим материалом. Итоговое занятие. Игра «Поле чудес» |
Календарно-тематическое планирование, 2 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
«Золотая осень» | 4 | |
1 | «Приметы и признаки осени» | 1 |
2 | Экскурсия «Сезонные изменения деревьев в природе» | 1 |
3 | «Листопад в жизни растений» | 1 |
4 | Игры и практические занятия «Поиграем в осень» | 1 |
«Деревья вокруг меня» | 5 | |
5 | «Растения в нашем парке» | 1 |
6 | «Что мы знаем о деревьях родного края?» | 2 |
7 | Игра «С какого дерева листок» | 1 |
8 | Практическое занятие «Собери мозаику» | 1 |
«Белоснежная зима» | 3 | |
9 | «Признаки и приметы зимы» | 1 |
10 | «Снег. Роль снега в природе» | 1 |
11 | «Опасные явления природы» | 1 |
«Животные моего дома» | 6 | |
12 | «Мои питомцы» | 1 |
13 | «Кошки, которые не гуляют сами по себе» | 1 |
14 | «Собака - верный друг» | 1 |
15 | «Хомяк и попугай» | 1 |
16 | «Домашние животные: корова, коза» | 1 |
17 | «Домашние животные: свинья, лошадь» | 1 |
«Весна пришла» | 4 | |
18 | «Приметы и признаки весны» | 1 |
19 | Игры и практические задания, опыты: «Почему тает снег», «Где тает снег, а где нет | 1 |
20 | «Первоцветы» | 1 |
21 | Экскурсия в весенний лес | 1 |
«Дикие животные» | 11 | |
22 | Любознательный зверёк - белка | 1 |
23 | Куница - охотник на белок | 1 |
24 | Лесной красавец - лось | 1 |
25 | Сердитый недотрога - ёж | 1 |
26 | Подземный житель - крот | 1 |
27 | Всеядное животное — барсук | 1 |
28 | Бобр-строитель | 1 |
29 | Запасливый бурундук | 1 |
30 | Кабан - дикий родственник домашней свиньи | 1 |
31 | Мышка-норушка | 1 |
32 | Итоговое занятие. Игра «Поле чудес» | 1 |
Содержание курса «Дом, в котором я живу» , 2 класс
Раздел | Содержание |
«Россия – великая держава!» | Введение. Россия – страна, в которой я живу Москва – столица моей Родины. Работа с дидактическим материалом, видеоматериалы, презентации. Наша Родина на карте мира. Крупные города России. Чем гордится наша Родина. Кем гордится наша Родина. Видеоматериалы, работа с дидактическим материалом, рисование. |
«Мой край родной» | Мой родной город – Самара! Достопримечательности Самары Города Самарской области. Что даёт наш край стране? Уникальная природа моего края. Работа с дидактическим материалом, видеоматериалы, презентации. |
«Я и моя семья – частица огромной страны» | Моя семья. Мои родители. Бабушки и дедушки. Семья и здоровье. Семейный досуг, Семейные будни Наша дом – наша квартира Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют? Праздник папы, дедушки и брата Праздник бабушки, мамы и сестры Работа с дидактическим материалом, видеоматериалы, презентации. |
«Моя малая родина» | Как появилось моё село? Люди моего села. Достопримечательности села. Моя школа. Презентации, беседа, экскурсия по родному селу, итоговое занятие |
Календарно-тематическое планирование, 2 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
«Россия – великая держава!» | 8 | |
1 | Введение. Россия – страна, в которой я живу | 2 |
2 | Москва – столица моей Родины | 2 |
3 | Наша Родина на карте мира | 1 |
4 | Крупные города России | 1 |
5 | Чем гордится наша Родина | 1 |
6 | Кем гордится наша Родина | 1 |
«Мой край родной» | 7 | |
7 | Мой родной город – Самара! | 2 |
8 | Достопримечательности Самары | 2 |
9 | Города Самарской области. | 1 |
10 | Что даёт наш край стране? | 1 |
11 | Уникальная природа моего края. | 1 |
«Я и моя семья – частица огромной страны» | 12 | |
12 | Моя семья | 2 |
13 | Мои родители. Бабушки и дедушки | 2 |
14 | Семья и здоровье | 2 |
15 | Семейный досуг, семейные будни | 2 |
16 | Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют? | 2 |
17 | Семейные праздники | 2 |
«Моя малая родина» | 7 | |
18 | Как появилось моё село? | 2 |
19 | Интересные люди моего села | 2 |
20 | Моя любимая школа | 2 |
21 | Итоговое занятие | 1 |
Содержание курса «Удивительный мир природы» , 3 класс
Раздел | Содержание |
Молчаливые соседи | Наблюдение за домашними животными. Породы собак и кошек. Чем питаются домашние животные. Как ухаживать за своим питомцем. "Аквариум - маленькая искусственная экосистема". Презентации, беседа, дидактические задания, игры. Наблюдения за домашними питомцами. |
«Жалобная книга» природы | Обитатели леса и луга. Дикие животные. «Красная книга» растений и животных Самарского края. Любопытные факты о живой природе. Просмотр тематических видеофильмов, презентации, экскурсия, конкурс рисунков, чтение произведений В.Бианки, С. Чарушина. |
Секреты неживой природы | Солнце – источник тепла и света. Удивительный мир космоса. Воздух, его значение для живых организмов. Царство почвы. Значение воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд). Использование воды человеком. Просмотр видеофильмов, презентации, конкурс рисунков и поделок |
«Сохраним наш удивительный мир!» | Наш дом – Земля. Охрана природы. Экологические связи неживой и живой природы. Практическое занятие «Почему нельзя…?». Экология и мы. Презентация, просмотр видеороликов, составление памятки |
Календарно-тематическое планирование, 3 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
«Молчаливые соседи» | 8 | |
1 | Наблюдение за домашними животными | 1 |
2 | Породы собак и кошек | 1 |
3 | Чем питаются домашние животные | 2 |
4 | Чем питаются домашние животные | 2 |
5 | Как ухаживать за своим питомцем | 1 |
6 | "Аквариум - маленькая искусственная экосистема" | 1 |
«Жалобная книга» природы | 8 | |
7 | Обитатели леса и луга | 2 |
8 | Дикие животные | 2 |
9 | «Красная книга» растений и животных Самарского края | 2 |
10 | Любопытные факты о живой природе | 2 |
Секреты неживой природы | 7 | |
11 | Солнце – источник тепла и света | 1 |
12 | Удивительный мир космоса | 1 |
13 | Воздух, его значение для живых организмов | 1 |
14 | Царство почвы | 1 |
15 | Значение воды в природе | 1 |
16 | Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро,пруд) | 1 |
17 | Использование воды человеком | 1 |
«Сохраним наш удивительный мир!» | 11 | |
18 | Наш дом – Земля | 2 |
19 | Охрана природы | 2 |
20 | Экологические связи неживой и живой природы | 2 |
21 | «Почему нельзя…?» | 2 |
22 | Экология и мы | 2 |
23 | Игра «Знатоки природы» | 1 |
Содержание курса «Я и безопасность» , 4 класс
Раздел | Содержание |
Ты и твой дом | Опасные и безопасные ситуации. Современное жилище. Безопасность в доме. Один дома. Что делать при запахе газа. Осторожно – электричество! Беседа, презентация. Стихи, загадки, кроссворд. Игры «Инопланетянин», «Знайка». Инсценировки, разыгрывание ситуаций. Оформление рисунков. |
Школа светофорных наук | Законы улиц и дорог. Наш приятель Светофор. Знаки важные, дорожные. Разрешается – запрещается. Правил перехода улиц и дорог. Почему школьники попадают в дорожные аварии. Мы – пешеходы. Это чудо техники – автомобиль. «Правильные правила». Безопасность на железнодорожном транспорте. Презентация. Знакомство с историей создания автомобиля. Инсценировки «Вот так прокатились!», «Неумелый грузовичок». Викторина-игра по правилам дорожного движения с театрализованными элементами |
Пожарная безопасность | Огонь – друг и враг человека. Отчего может возникнуть пожар. Опасные забавы. Твои действия при пожаре. Осторожно - огонь! Сказка «А сам чуть не сгорел…». Пожарным можешь ты не быть… Анализ ситуаций. Инсценировка отрывка из сказки. Викторина по пожарной безопасности. |
Безопасность на улице | Опасные незнакомцы. Что такое терроризм. Если ты заблудился на улице. Беседа. Анализ ситуаций. Стихи, загадки. Сюжетно-ролевые игры. |
Мы и природа | Что такое экстремальная ситуация. Животные вокруг нас. В лес по грибы и ягоды. Не зная броду, не суйся в воду. Безопасность на водоёмах. Если заблудился в лесу. Безопасность во время грозы. Экологическая безопасность. Итоговое занятие. Беседа, презентация. Стихи, загадки, рассказы. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами ориентирования на местности. Практикум. |
Календарно-тематическое планирование, 4 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
Ты и твой дом | 8 | |
Опасные и безопасные ситуации | 1 | |
Современное жилище | 1 | |
Безопасность в доме | 2 | |
Один дома | 2 | |
Что делать при запахе газа | 1 | |
Осторожно – электричество! | 1 | |
Школа светофорных наук | 9 | |
Законы улиц и дорог | 1 | |
Наш приятель Светофор | 1 | |
Знаки важные, дорожные | 1 | |
Разрешается – запрещается | 1 | |
Правил перехода улиц и дорог | 1 | |
Почему школьники попадают в дорожные аварии | 1 | |
Мы – пешеходы | 1 | |
Это чудо техники – автомобиль | 1 | |
«Правильные правила». Безопасность на железнодорожном транспорте | 1 | |
Пожарная безопасность | 5 | |
Огонь – друг и враг человека | 1 | |
Отчего может возникнуть пожар | 1 | |
Опасные забавы | 1 | |
Твои действия при пожаре | 1 | |
Осторожно - огонь! | 1 | |
Безопасность на улице | 5 | |
Опасные незнакомцы | 2 | |
Что такое терроризм | 1 | |
Если ты заблудился на улице | 2 | |
Мы и природа | 7 | |
Что такое экстремальная ситуация | 1 | |
Животные вокруг нас | 1 | |
В лес по грибы и ягоды | 1 | |
Не зная броду, не суйся в воду. Безопасность на водоёмах | 1 | |
Если заблудился в лесу | 1 | |
Безопасность во время грозы | 1 | |
Итоговое занятие | 1 |
Использованная литература:
1. Федеральный закон от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. 2. Федеральный закон от г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от г. № 26 «Об
утверждении СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Антипова З.М., Литковская Н.П., «Зеленые задачки», Томск: ТОИПКРО - 2008. – 26 с.
5. Аракчеев Ю., Тамбиев А., Танасийчук В., «Кто они такие?», Москва: 1989 г. – 120 с.
6. Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., М.А. Павлова, «Я и мир вокруг меня». 3-4 классы;
тетрадь для занятий / авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова –
Волгоград: Учитель, 2010. – 39 с.
7. Суворова В.М., «Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры,
викторины, экскурсии / авт. – сост. В.М. Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас"
Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" (проектная деятельность)Пояснительная записка -цели и задачи.Планирование работы.Разработки проектов....
Рабочая программа "Экономика - вокруг нас"
Предназначина для учащихся начальной школы 4 класс. Срок реализации программы 1 год....
Рабочая программа. «Мир вокруг меня» "коррекционно-развивающей занятия в группе с детьми имеющих нарушение слуха"
Создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения детей с нарушением слуха....
Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"
Настоя программа «Геометрия вокруг нас» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом обра...
Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс
Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс...
Рабочая программа "Мир вокруг нас"
Рабочая программа "Мир вокруг нас"...
Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"
Рабочая программа....