Взаимодействие педагога с родителями
методическая разработка (4 класс)

Онюшкина Елена Александровна

Работа с родителями – это сложная и важная работа. Сложность ее заключается в том, что приходится фактически ломать стереотип многих родителей, что воспитанием должны заниматься только педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_pedagoga_s_roditelyami.docx44.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чистопольско-Высельская средняя общеобразовательная школа»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ»

Онюшкина Елена Александровна

учитель начальных классов

2024 г.

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и больше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А. С. Макаренко.

1. Обоснование выбора темы, ее актуальность, основные проблемы.

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.

Изменения в системе образования, принятие основополагающих документов: Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, определяют необходимость тесного взаимодействия родительской общественности с образовательными учреждениями.        

В основе взаимодействия семьи и школьного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Работа с родителями – это сложная и важная работа. Сложность ее заключается в том, что приходится фактически ломать стереотип многих родителей, что воспитанием должны заниматься только педагоги.

Родители, часто занятые только лишь материальным обеспечением детей, ограничиваются такими заботами, как одеть, обуть, накормить ребенка, что ведет к нехватке времени на воспитание детей. Имея невысокий уровень образования и культуры, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей, родители осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Все это, как правило, не приносит положительных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится негативное окружение, что приводит к «выходу ребенка из-под влияния семьи». Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам.

Существует также целый ряд вопросов по проблеме взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся:

  • Как найти подход к каждой семье и оказать необходимую помощь?
  • Как, работая с неблагополучными семьями, не потерять благополучные?
  • Как изменить взгляды родителей и сделать их сотрудниками всего учебно-воспитательного процесса в классе вместе с учителями?
  • Как построить работу с семьями на авторитете и доверии: учеников, родителей, педагогов?

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Суть взаимодействия педагогов и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении способностей ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей в случае неудачи.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной образовательной и воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка.

2. Организационно-педагогические условия и механизм реализации,

сущность практического опыта.

Самая ответственная работа по взаимодействию семьи и школы в педагогическом процессе лежит на учителях начальной школы. Обучение ребенка на этой ступени длится четыре года. Это время, я считаю, самое главное время в жизни ребенка и его родителей.

Роль учителя начальных классов в создании единого неразрывного процесса обучения и воспитания личности очень велика. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна проводиться в целостной системе, т.к. имеет огромное значение.

К задачам взаимодействия классного руководителя и родителей относятся:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.

Понимая и чувствуя важность помощи родителей, я начинаю свою работу с изучения семьи. Изучение семьи веду последовательно, системно, поэтому заранее намечаю направления работы, своеобразный план. Предлагаю примерную программу изучения семьи школьника, по которой я работаю.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ ШКОЛЬНИКА

Демографическая характеристика семьи.

Полная, неполная семья, кто из родителей отсутствует, по какой причине, число взрослых членов семьи, их возраст.

Жилищно-бытовые условия семьи.

Вид жилья: изолированная квартира, коммунальная, собственный дом. частная квартира, общежитие. Наличие удобств. Личное подсобное хозяйство. Материальный достаток семьи. Наличие у ребенка постоянного места для занятий и игр.

Социально-профессиональная характеристика семьи.

Социальное положение родителей, их образование, профессия, место работы, должность, режим работы.

Культурный уровень семьи, семейные традиции.

Увлечения членов семьи: любовь к чтению, читательские интересы, наличие домашней библиотеки; участие в художественной самодеятельности, увлечение музыкой, игра на музыкальных инструментах; занятия спортом, туризмом; коллекционирование, техническое творчество, рисование и т.д.

Способы проведения семейного досуга и праздников.

Приобщение детей к культурным ценностям семьи. Присущие семье традиции в праздновании красных дат календаря, дней рождения взрослых и детей, воспитание уважения к женщине-матери. людям старшего поколения. Привитие детям навыков гостеприимства. Культура общения в семье, культура речи, эстетика быта.

Педагогический фон семьи.

Характер взаимоотношений в семье: авторитарный, либеральный, демократический. Взаимоотношения родителей, особенности их характера (высокомерный, безвольный, целеустремленный) и их влияние на воспитание детей. Роль матери и отца в воспитании. Авторитет родителей в семье. Стиль отношения к ребенку: уважение его интересов, склонностей, творческих начинаний, участие в свободных занятиях детей, развитие их общественной активности. Степень участия взрослых членов семьи в воспитании детей. Единство в требованиях детям. Методы воспитания детей: убеждение, принуждение, поощрение, наказание.

Достаточно полную характеристику семьи на основе данной программы я получаю, используя различные методы изучения:

  • ознакомление со школьной документацией ребенка (личные дела, классные журналы, медицинские карты);
  • наблюдение за школьником в процессе общения с ним, беседа с учителями, работающими в данном классе;
  • посещение семьи, беседа с родителями и другими членами семьи;
  • изучение родителей в процессе занятий в педагогическом лектории;
  • анкетирование детей и родителей;
  • анализ сочинений на тему: «Моя семья», «Как я провел выходной день», «Любимые увлечения нашей семьи», «Мои родители», «Брать пример с кого»;
  • анализ рисунков детей.

Хочу обратить внимание на планирование. В определении тем классных часов, мероприятий должны принимать участие дети и их родители. Сначала выявляем проблемы нашего класса, используя методику «Незаконченное предложение». Например:

Самая главная проблема в нашем классе – это ...

Больше всего меня волнует проблема ...

После анкетирования и опроса подвожу итоги. В совместном обсуждении вырабатывается план работы, направленный на решение проблем (методика «Мозговой штурм»).

Использование перечисленных и других приемов и методов позволяет мне, как классному руководителю, выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить тематику классных часов, мероприятий на будущий учебный год.

Знание каждым родителем содержания работы за год повышает ответственность, прежде всего классного руководителя, а также учащихся и родителей. В ходе роботы еще раз убедилась в том, что если родители знают план, содержание учебно-воспитательного процесса в классе, то повышается их интерес, активность, стараются чем-то помочь, поддержать, появляется забота о делах класса.

Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.

Формы и методы работы должны быть направлены на повышение культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы педагога с родителями.

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – совместные встречи, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в классе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники («Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «А ну-ка бабушки» и т.д.), марафоны («Мама, папа, я – спортивная семья», «Мама, папа, я – кулинарная семья» и пр.), концерты, игры, конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них.

Одним из запомнившихся мероприятий стал проведенный мной творческий отчет талантов «Минута славы», целью которого было установление позитивных отношений между родителями, классным руководителем и детьми. Большая часть детей смело демонстрировали свои таланты, но некоторые ученики, имея талант, стеснялись публичного выступления. На помощь к ним пришли их мамы. На этом мероприятии состоялась презентация книги кроссвордов учащихся, была представлена семейная выставка работ по вышивке. Бабушка, мама и внучка рассказали о том, как они выполняли свои работы и что для этого им потребовалось. Также была представлена семейная картинная галерея, где были продемонстрированы различные способы рисования. По итогам творческого отчета директор школы наградила участников грамотами.

Незабываемое впечатление оставила интерактивная игра «Поле чудес», для проведения которой была использована компьютерная программа. Участниками были родители и дети. В перерывах между турами прозвучали музыкальные номера в исполнении приглашенных артистов. Также была проведена игра со зрителями, лотерея. Все победители были награждены призами. После мероприятия было организовано чаепитие.

Проведенные мероприятия способствовали формированию нравственных ценностей, этических норм, любви к родному краю, развитию логического мышления, речи, памяти, расширению знаний, сплоченности, дружелюбию. Считаю, что поставленные цели были успешно достигнуты.

Родители активно оказывают помощь своим детям в подготовке к олимпиадам и различным проектам. Одним из таких проектов стал ежегодный «Фестиваль дружбы народов»,  в котором в течение 4-х лет мой класс становился победителем. Родители не только оказывали помощь в пошиве костюмов, составлении сценария, оформлении декораций, но и становились участниками фестиваля. При подготовке к предметным олимпиадам и ВПР совместная работа с родителями была направлена на контроль выполняемых заданий в домашних условиях. В 2018 г четверо учащихся стали призерами муниципальной олимпиады школьников по русскому языку: Главнова Софья, Кудрявцев Андрей, Полякова Анастасия, по математике – Миннебаев Айдар. Именно в тесном сотрудничестве с родителями достигаются результаты, и понимаешь, что совместный труд был не напрасен.

Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Основная роль принадлежит родительским собраниям нетрадиционной формы: педагогическая мастерская, деловая, ролевая игра, конференции, консилиумы, диспуты, дискуссии, практикумы, тренинги, круглый стол.

Хорошей дискуссионной формой просвещения родителей являются диспуты, которые проводятся с целью, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Мною были взяты следующие темы:

  • Компьютер – друг или враг?
  • О разумной родительской любви.
  • Поощрение и наказание как методы воспитания.
  • Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм.

Эти темы диспутов позволили включить родителей в обсуждение важнейших вопросов по проблемам воспитания детей.

Работая в 4 классе, мне очень хотелось провести необычное родительское собрание. Я решила организовать «Встречу добрых друзей» – учителей, учащихся и родителей. Также были приглашены учителя-предметники, которые будут учить детей в 5 классе. Главной целью этого собрания было познакомить учителей с учениками и их родителями, поговорить о требованиях к своему предмету, который предстоит изучать в 5 классе. Родителям хотелось услышать, на что обратить внимание в оставшееся время. Вначале дети приветствовали родителей и учителей и затем дали небольшой концерт. На доске было вывешено расписание уроков: биология, математика, русский язык, история. Первый урок в форме викторины провела учитель биологии. Потом в доступной и увлекательной форме учителем математики был проведен опрос по устному счету. Третий урок русского языка прошел в форме аукциона, дети получили призы. Урок истории прошел в форме презентации. Затем родители задали вопросы учителям. Большой эмоциональный заряд получили и дети, и родители, и учителя, которые поведут моих выпускников дальше по «Стране знаний».

В подготовке родительских собраний активно участвуют родители, которые оформляют класс, расставляют столы, пишут плакаты о воспитании.

Наглядно-информационные формы в современном звучании помогают правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые уроки для родителей, просмотр тематических видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Для того, чтобы активизировать родителей, был организован выпуск семейной газеты «Теремок». Целью данного издания является создание тесных отношений между детьми, родителями и учителем. В газете даются различные советы и рекомендации, воспитательные рассказы, стихи, веселые задания, тесты, поздравления. Есть такие рубрики как «Глазами детей», «Слово учителя». Соавторами газеты могут быть все желающие.

В настоящее время в сложившейся ситуации использую интерактивные формы взаимодействия с родителями: мессенджер WhatsApp, сервис Skype, онлайн-платформу Учи.ру. Возможно использование письменных форм работы с родителями: буклеты, памятки, письма родителям о достижениях ребенка, анкеты, опросники для родителей, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

В последнее время получила распространение такая форма работы: мамы или папы, используя свой жизненный опыт и профессиональные навыки, проводят встречу с детьми или с другими родителями. На одной из таких встреч мама ученика провела мастер-класс, как организовать дома праздник для ребенка – проведение конкурсов, оформление комнаты, подготовка сюрпризов. Мастер-классы позволяют подарить самые яркие и положительные эмоции, возможность получить новый опыт в жизни, новые навыки, помогают находить друзей, способствуют сплочению.

Мотивация родителей – обязательное условие для успешной работы с семьей. Повышение интереса происходит через личное общение. Напоминая родителям о том, что учитель без их помощи ничего не сможет, что только совместный труд может принести хорошие плоды, повышается самооценка родителей, возрастает уважение к труду учителя.

3. Результативность педагогической деятельности.

Результаты внедрения активных методов общения с родителями в работу школы показывают, что родители, находившиеся ранее в роли «зрителей» и «наблюдателей», постепенно становятся активными участниками встреч, родительских собраний, внеклассных мероприятий, конкурсов различных уровней. Вовлекаясь в исследование собственного родительского поведения, они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в воспитании сына или дочери.

4. Заключение.

Школа призвана помочь семье в воспитании детей, и основная роль отводится учителю. Эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений учителя с родителями, его умения сотрудничать с семьей, опираться на их помощь и поддержку. Главная задача педагога – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Работа классного руководителя с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Педагог должен обладать большим терпением и тактом, богатым духовным миром. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Учитель перестает быть учителем, когда сам перестает учиться – об этом я помню всегда. Поэтому я постоянно нахожусь в состоянии поиска новых, передовых идей в педагогической науке и практике, систематически повышаю свой профессиональный уровень. В своей работе я использую материалы программы И.Г. Вахрушевой и Л.Ф. Блиновой «Путь к успеху». Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека.

Итак, можно сделать вывод: школа должна пригласить семью к взаимодействию, сотрудничеству, считаясь с ее возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

«Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны». (В.А. Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагога и родителей.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент человеческой личности. Правильное воспитание ребенка в этот период жизни в условиях семьи имеет исключительную значимость. Увы, не все родители это ...

Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната

Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...

система взаимодействия педагогов с родителями будущих первоклассников

Система и виды взаимодействия педагогов с родителями будущих первоклассников...

Современнные подходы к взаимодействию педагога и родителей.

Современные приемы работы с родителями....

Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся в рамках ФГОС.

Мне бы   хотелось  еще раз коротко наповнить родителям, что такое ФГОС, какая его главная задача, а главное, что же должно изменится и уже меняется в жизни школьников и у родителей с вв...

Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта».

Проект «Модель взаимодействия педагогов с родителями в образовательном процессе как ключевая идея нового стандарта»....