Методическая разработка воспитательного мероприятия Служба спасения Земли (1)
методическая разработка
Тема воспитательного мероприятия «Служба спасения Земли» в рамках экологического воспитания, была сформирована, согласно мнению Н.Ф. Виноградовой, как «специальная организованная система условий необходимых для развития человека в обществе»[3]. В современном обществе как никогда возрастает потребность в экологической культуре и этике, становятся приоритетными подходы в организации природоохранной деятельности, формировании здорового и безопасного образа жизни, изучение теории и практики ресурсосбережения. Всё чаще мы говорим об экологических акциях, митингах против загрязнения окружающей среды, призывах к раздельному сбору мусора и сдаче макулатуры, но одновременно с данными мероприятиями экологические катастрофы всё масштабнее и серьёзнее, поэтому понадобится не одно десятилетие, чтобы помочь природе. В связи, с чем присутствует острая необходимость сформировать верный взгляд на окружающую нас среду, в которой предстоит жить будущему поколению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vospitatelnogo_meropriyatiya_sluzhba_spaseniya_zemli_1.docx | 39.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Нас в любое время года учит мудрая природа:
Птицы учат пению, паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
Отражение в воде учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте, солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом, дарит нам тепло и свет.
И взамен ни у кого не попросит ничего!
У природы круглый год обучаться нужно.
Стихотворение «Живой Букварь» Орлов В.Н.[1]
1. Пояснительная записка
1.1 Тематическое направление данной методической разработки воспитательного мероприятия отражает экологическое воспитание учащихся общеобразовательной школы.
1.2 Тема воспитательного мероприятия «Служба спасения Земли» в рамках экологического воспитания, была сформирована, согласно мнению Н.Ф. Виноградовой, как «специальная организованная система условий необходимых для развития человека в обществе»[3]. В современном обществе как никогда возрастает потребность в экологической культуре и этике, становятся приоритетными подходы в организации природоохранной деятельности, формировании здорового и безопасного образа жизни, изучение теории и практики ресурсосбережения. Всё чаще мы говорим об экологических акциях, митингах против загрязнения окружающей среды, призывах к раздельному сбору мусора и сдаче макулатуры, но одновременно с данными мероприятиями экологические катастрофы всё масштабнее и серьёзнее, поэтому понадобится не одно десятилетие, чтобы помочь природе. В связи, с чем присутствует острая необходимость сформировать верный взгляд на окружающую нас среду, в которой предстоит жить будущему поколению. Но только в том случае, если они будут грамотными в вопросах загрязнения окружающей среды, если мы сделаем всё возможное, чтобы воспитать в них чувства бережливости, доброты и сострадания по отношению к нашей планете, возможно формирование экологической культуры, которая включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой, ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное ее осуществление[5].
1.3 Целевая аудитория данного воспитательного мероприятия предполагает участие младших школьников в возрасте от 8 до 10 лет.
1.4 Роль воспитательного мероприятия по экологическому воспитанию заключается в том, что формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.
Воспитательное мероприятие «Служба спасения Земли» в системе работы классного руководителя занимает связующее место между другими экологическими мероприятиями, проводимыми в течение года в городе и школе, такими как, ежегодные субботники, акции «Чистый берег», «Добрые крышечки», Всемирный день Земли, День воды, и является их логическим продолжением.
1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель воспитательного мероприятия по экологической направленности создать условия для формирования у младших школьников ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
-образовательные: формирование основ экологической культуры; изучение самых простых норм поведения по отношению к окружающей природе;
-воспитательные: воспитать бережное отношение к природе; воспитание умений разумного природопользования в будничной жизни;
-развивающие: способствовать развитию коммуникативных качеств личности, через групповую работу; развитие навыков и умений безопасного и грамотного с экологической точки зрения поведения.
Планируемые результаты:
-предметные:
-экологические знания и навыки, потребность в их расширении.
-воспроизводить по памяти информацию по экологической тематике, необходимую для решения учебной задачи;
-метапредметные:
-сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять их сходства и различия;
-планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
-анализировать собственную работу, то есть оценивать собственные действия, находить ошибки, устанавливать их причины.
-личностные:
-выражать положительное отношение к процессу познания;
-проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- Форма проведения воспитательного мероприятия - образовательный квест - игровая форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию или закреплению знаний, умений и навыков для выполнения практических задач, через реализацию определенного сюжета, в данном случае сюжет посвящён спасению планеты Земля. Выбранная форма организации воспитательного мероприятия, позволяет учитывать фактор, что общение очень важно для младшего школьника, а также есть возможность реализовать системно-деятельный подход в образовании. Образовательный квест – это своего родапрактическая задача, которая ставится перед участниками, где они должны решить определённую проблему. В образовательном квесте используются ролевые игры, связанные с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, и для решения образовательных задач используется приобретённый раннее опыт обучающихся.
1.7 Педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для достижения планируемых результатов в образовательном квесте «Служба спасения Земли» очень разнообразны, так как на каждом этапе можно менять набор используемых инструментов, что делает представленное воспитательное мероприятие интересным, актуальным и высокоэффективным для всех участников воспитательного процесса.
Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов в рамках данного воспитательного мероприятия: игровая технология, ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология, кейс технология.
Используемые в данной методической разработке методы так же обширны. Согласно классификации методов обучения, по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский), использовали следующие методы: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с информацией), наглядные методы обучения (метод демонстраций и метод иллюстраций) и практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся (устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения). Так же были применены активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, мозговая атака[4].
В описании воспитательного мероприятия будут следующие приёмы: просмотр видеофрагментов по теме мероприятия, лови ошибку, составление текста, мини – рассказ, кроссворд, алгоритм, организация работы в группе, мозговой штурм, лист контроля, викторина.
Также в данной методической разработке большое внимание уделено межпредметным связям. При выполнении заданий квеста обучающимся необходимо будет использовать знания, полученные на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.
1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия, следующие: рабочие листы, оформление к каждому этапу и листы контроля для команд (приложение в данной методической разработке ниже), экологический мультфильм «Мальчик и Земля» (Экологический мультфильм для детей "Мальчик и Земля" - YouTube[6]), видеофрагмент (Развлечёба | Про экологию 🌱 Окружающий мир | СТС Kids (ok.ru) [7]), мультимедийное оборудование, цветные карандаши, маркеры, бумага, участники для проведения различных этапов квеста, предполагаемо активные родители класса или отряд активистов школы.
1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей в рамках внеурочной деятельности позволяет, с одной стороны, педагогу осуществлять дифференцированный подход и индивидуализацию обучения, с другой стороны, дает возможность обучающемуся право выбора направления, форм и методов достижения поставленной задачи. Образовательный квест по экологической тематике можно легко перестроить под используемую территорию и возраст обучающихся. В методической разработке представлены все необходимые задания, прописаны необходимые ресурсы. Любой желающий сможет провести данную методическую разработку[2].
2. Основная часть
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия:
1. Продумать проблематику образовательного квеста и рабочие группы согласно выстроенной проблеме.
2. Выстроить структуру образовательного квеста:
-пролог: знакомство с сюжетом, и распределение ролей;
-экспозиция: прохождение этапов, выполнение действий, решение возникающих задач;
-эпилог: подводятся итоги и награждение победителей.
3. Продумать и подготовить задания для наполнения образовательного квеста, каждый организатор квеста подбирает приёмы работы с учащимися, согласно подготовке групп.
4. Составить описание процедуры прохождения квеста, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания, на каждом этапе.
5.Рассчитать оценки - описание критериев и параметров оценки выполнения заданий квеста для объективного результата.
6. Подготовить подведение итогов и оглашение результатов, что позволит участникам сопоставить свои знания и умения с возможностями других игроков, определить свои сильные и слабые стороны, а организаторам выявить интеллектуальный и творческий потенциал своих учеников.
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия
Этапы | Деятельность классного руководителя и приглашенных участников | Деятельность учащихся | Технологии, методы и приёмы | Планируемые результаты |
Организационный этап | Добрый день. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем здоровья. Наше здоровье во многом зависит от окружающей среды, в которой мы живем. | Приветствуют друг друга и приглашенных участников мероприятия улыбками. | Игровая технология, здоровьесберегающая технология. | Выражать положительное отношение к процессу познания. |
Определение проблематики мероприятия | Нас в любое время года учит мудрая природа: Птицы учат пению, паучок терпению. Пчелы в поле и в саду обучают нас труду. Отражение в воде учит нас правдивости. Учит снег нас чистоте, солнце учит доброте: Каждый день, зимой и летом, дарит нам тепло и свет. И взамен ни у кого не попросит ничего! У природы круглый год обучаться нужно. Чему нам нужно учиться у природы? А когда мы всему научимся что нам нужно будет тогда делать? Кем мы в этом случае станем? Может мы сможем получить какую-то профессию тогда? А могли мы бы стать спасателями Земли и вступит в службу спасения Земли? | Отвечают на вопросы. Высказывают предположения. Предполагают свою профессию связанную с экологией. Учащиеся согласны, что будутвыполнять роль «спастелей» Земли и работать в её службе спасения. | Рассказ, объяснение, беседа, организация работы в группе, мозговой штурм. | Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. |
Пролог образовательного квеста | Что нужно сделать, чтобы стать спасателем Земли? Какими должны быть спасатели? Как они работаю? Спасатели работают в группах, поэтому сегодня мы тоже разделимся на группы и у каждой будет своё название и настоящий позывной. Для этого вам нужно выбрать его на доске силуэты пяти животных и сформировать группы. | Строят план действий. Рассказывают информацию из собственного опыта, кто такие спасатели и как они работают. Распределяются на команды, выбирают капитана и оформляют лист контроля выполнения каждого этапа. | Игровая технология, здоровьесберегающая технология, объяснение, беседа, метод демонстраций, организация работы в группе, мозговой штурм, лист контроля. | Выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); выражать положительное отношение к процессу познания. |
Экспозиция образовательного квеста | СТАНЦИЯ Игра-задание «Как мы спасаем лес» Методика. Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны написать план спасения леса от пожара. Пример План спасения леса от пожара.
СТАНЦИЯ Удивительные животные 1прпавильный ответ – 1 балл. Викторина «Угадай, кто я?» 1 Кто бежит задними ногами вперед? (Заяц) 2 Какая птица откладывает свои яйца в чужих гнёздах?(кукушка) 3 Какого животного называют «Сохатый»? (Лось) 4 Кто меняет свою окраску, чтобы слиться с окружающей средой? (хамелеон) 5 Какое животное может пожертвовать своей частью тела при спасении от опасности? (ящерица) 6 Какая птица лечит деревья? (дятел) 7 Как назвать детёнышей лошади? (жеребёнок) 8 Какое насекомое погибает, если ужалит кого-либо? (пчела) 9 Какое из этих живет только в Африке: слон, зебра, верблюд, носорог? (зебра) 10 Самое крупное наземное животное. (слон) Максимально 10 баллов СТАНЦИЯ Кроссворд 1.В народе это дерево называют «сладким». Из цветков этого дерева пьют целебный чай при простуде. (Липа). 2.Какое «кудрявое чудо-дерево» имеет единственную в мире белую кору? (Береза). 3.Название этого дерева происходит от слова «лист», а вот листьев на нем как раз и нет. (Лиственница). 4.Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (Черемуха). 5.Про это дерево в народе говорят «листок колючий, а ствол липучий». Это дерево при ранении ствола выделяет «янтарные слезы», которые закрывают рану. (Сосна). 6.Это могучее дерево в народе назвали «прадед прадедов». А фуражку лесничего украшает кокарда в виде его листа. Что это за дерево? (Дуб). 7.Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (Рябина). Максимально 8 баллов (7 баллов ответы на вопросы и слово по вертикали) СТАНЦИЯ «ЭКОМУЛЬТ» Просмотреть мультик про экологию. Ответить на вопрос «Какие действия мальчик не должен был совершать? Ответы( каждый верный ответ 1 балл) Не должен был выкидывать фантик. Не должен был срывать цветы. Не должен был бездумно использовать электроэнергию. Не должен был включать воду без надобности. Максимально 4 балла СТАНЦИЯ Эковикторина. За верный ответ 1 балл 1 вопрос. Что подразумевают под плохой экологией? Выбери вариант ответа. Всегда плохая погода. Постоянные землетрясения. На улице пыльно. Нарушены связи в природе. 2 вопрос. Что изучает наука экологика? Логическое связи в природе. Окружающий мир. Логику окружающего мира. Нет такой науки. 3 вопрос. Что подразумевается под словом дом, в экологии? Природа. Строение. Планета. Квартира. 4 вопрос. Как с греческого языка переводится экология? Логика природы. Природоведение. Изучение деревьев. Наука о доме. Максимально 4 балла | При помощи приглашенных участников мероприятия каждая команда проходит этапы квеста про службу спасения Земли. | Игровая технология, ИКТ-технология, здоровьесберегающая технология, кейс технология, рассказ, объяснение, беседа, работа с информацией, метод демонстраций, метод иллюстраций, практические, просмотр видеофрагментов по теме мероприятия, лови ошибку, составление текста, мини – рассказ, кроссворд, алгоритм, организация работы в группе, мозговой штурм, лист контроля, викторина. | Экологические знания и навыки, потребность в их расширении. воспроизводить по памяти информацию по экологической тематике, необходимую для решения учебной задачи; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять их сходства и различия; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); анализировать собственную работу, то есть оценивать собственные действия, находить ошибки, устанавливать их причины. выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. |
Эпилог образовательного квеста | Из слов вы сейчас составите экологические кричалки и громко проговорите. 1. Мы не хотим стоять в стороне. Мы за порядок на нашей земле! 2. Береги свою планету. Ведь другой на свете нету! 3. Нам планету нашу жалко. Не хотим мы жить на свалке! 4. Только вместе, только дружно, помогать природе нужно! | Каждая команда собирает по кричалке, скандирует результат. В это время подводятся итоги, считаются баллы за станции образовательного квеста | Игровая технология, здоровьесберегающая технология, работа с информацией, практические методы, составление текста, организация работы в группе, мозговой штурм. | Воспроизводить по памяти информацию по экологической тематике, анализировать собственную работу, то есть оценивать собственные действия, находить ошибки, устанавливать их причины. |
Рефлексия | Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Расскажите, что чувствует Ваше сердце. | Высказываются о своих результатах. | Здоровьесберегающая технология, объяснение, беседа, мозговой штурм. | Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; |
3.Список используемых источников
1. Орлов, В.Н. Живой букварь /В.Н. Орлов. - М.: «Малыш», 1998. - 16с.
2. Сборник методических разработок воспитательных мероприятий классных руководителей Свердловской области. - Екатеринбург : ГАУ СО «Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», 2021. - 58 с.
3. Салеева, Л. П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе [Текст] : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / АПН СССР. НИИ содерж. и методов обучения. - Москва : [б. и.], 1978. - 22 с.
4. Лекция 4. Методы и средства обучения | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru). - Режим доступа: https://nsportal.ru/vu/fakultet-pedagogicheskogo-obrazovaniya/teoriya-obucheniya-didaktika/lektsiya-4-metody-i-sredstva-?ysclid=l6t8mcrt3f708028301.
5.Формирование экологической культуры у младших школьников. - Режим доступа: http://infourok.ru/formirovaniyu-ekologicheskoj-kultury-u...olnikov-4027554.html.
6.Экологический мультфильм «Мальчик и Земля». - Режим доступа: Экологический мультфильм для детей "Мальчик и Земля" - YouTube https://www.youtube.com/watch?v=49x9qCDcF_s.
7. Видеофрагмент Развлечёба. Про экологию. - Режим доступа: https://ok.ru/video/1507555414371.
4.Приложение к методической разработке
Маршрут экологической вертушки
Этапы Экологической вертушки | Баллы |
1 этап Дать название экокоманде _______________________________ | |
2этап Экомульт | |
3этап Удивительные животные | |
4этап Эковикторина | |
5этап Спасатели | |
6этап Кроссворд | |
ИТОГО |
План спасения леса от пожара.
1.____________________________________
2. ____________________________________
3. ____________________________________
4. ____________________________________
5. ____________________________________
Название команды | баллы |
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник вежливых ребят"
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаи...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник цветных карандашей"
Воспитательное мероприятие для младших школьников будет познавательным, поучительным и интресным...
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Короб чудес» для учащихся начальных классов.
Мероприятие, проведенное по данной разработке ставит целью развивать познавательную активность детей, а так же интерес к народному декоративно- прикладному искусству, познакомить их с наро...
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества
Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества Составитель: Резниченко Л.М., педагог дополнительного образованияЦель: Формирование гражданско-пат...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник Первой оценки " во 2 классе.
"Праздник Первой оценки " проводится во 2 классе с приглашением родителей. Данная методическая разработка содержит подборку стихов, шуточных сценок, посвященных очень важному событию второклассн...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник первых оценок"
Данное мероприятие проводиттся во втором классе по окончании первой четверти, таким образом подводятся итоги певого оценочного периода обучения. Учащиеся в интересной развивающей манере подводят итоги...
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Всезнайка"
Данная разработка поможет провести среди учеников начальной школы 3-4 классов увлекательное и интересное мероприятия " Путешествие по сказкам"...