Классный час "Лес и в лесу"
классный час (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по экологическому воспитанию
для учащихся 1 – ых классов ТМНР
«Лес и в лесу»
Титаева Наталья Владимировна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СО школа № 17 Невского района
Санкт - Петербурга
2024 год
Описание методической разработки воспитательного мероприятия
«Лес и в лесу»
1. Пояснительная записка
Данное мероприятие направлено на экологическое воспитание младших школьников с ТМНР. Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление воспитания младших школьников.
В младшем школьном возрасте проводится работа по становлению осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Задачи, поставленные ФГОС перед школьной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины. Так как учащиеся класса – дети с ТМНР, то классный час проходит в форме путешествия – игры.
1.1. Тематическое направление
Классный час по экологическому воспитанию
1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия
«Лес и в лесу»
1.3. Актуальность данного мероприятия - это ориентация учащихся с ТМНР на экологическое воспитание, познание нового для себя с учётом индивидуальных психо - физических особенностей и потребностей каждого ребёнка для полноценного развития.
1.4. Роль и место данного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими предметами)
Данное мероприятие является связующим звеном между предметом «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир» и «Речь и альтернативная коммуникация», так как в процессе мероприятия учащиеся не только узнают жителей леса (Окружающий природный мир), вспоминают правила поведения в лесу (Окружающий социальный мир), но и работают по карточкам альтернативной коммуникации.
1.5. Целевая аудитория – учащиеся с ТМНР, 1 класс (1 год обучения)
1.6. Цель: формировать элементарные экологические представления через игровую и специально организованную деятельность.
1.7.Задачи:
-прививать навыки экологически грамотного поведения в лесу;
-расширить представления о диких животных;
-учить работать в коллективе;
- укреплять дружеские отношения в классе.
1.8. Планируемые результаты.
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе, представления о правильном взаимодействии с окружающим миром.
- Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
- У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
4. Посредством игры развивать творческие способности.
1.9 Форма проведения - классный час - путешествие
1.10 Воспитательные методы и приёмы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- обобщающие рассказы учителя.
Наглядные методы:
- целевые прогулки в парк Куракина дача;
- наблюдения за природой, сезонными изменениями в природе;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических)
Практические методы:
- организация продуктивной творческой деятельности детей;
- работа с карточками по альтернативной коммуникации.
1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Помощь воспитателя, работающего на классе (контролирует эмоциональное поведение учащихся во время мероприятия) сотрудничество в учителем – логопедом класса (переодевается в костюм лисы).
1.12. Материально – технические, информационные ресурсы.
Материально – технические ресурсы: картонные грибы, лента, прищепки, лесные звери из бумаги, картинка ягоды малины, пластилин, корзинка для грибов, объёмные ёлки (из пластика), мягкие игрушки медведь и белка. Аудио- файлы с весёлой детской музыкой.
2. Основная часть.
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Ширма, оформленная под лес; выставка рисунков и поделок «Прогулка по лесу», имитированный лес из искусственных ёлок.
Дети сидят на стульях, парты сдвинуты вместе.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.
Учитель: - Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату,
Мы помашем все ладошкой!
Очень рады солнышку!
Сегодня мы поговорим с вами о лесе. Лес, это место, где растут деревья, большие и маленькие (обращает внимание на ширму – лес).
Раздаётся стук в дверь.
Лиса: - Здравствуйте, ребята! Я проходила мимо, услышала ваши голоса и решила к вам зайти и рассказать, что сейчас неподалёку я повстречала медведя, который живёт в лесу. Он был очень грустный оттого, что наступила осень и с деревьев опали все листочки. Он соскучился по лету, искал ягоду малину, чтобы покушать, но не нашёл, так как малина растёт только летом.
А вот и сам медведь к нам пожаловал. Садись, Миша, на этот стульчик и не грусти.
(Лиса берёт за ширмой мягкую игрушку медведя и сажает его на стул).
Учитель: - Ребята, а давайте своими руками сделаем угощенье для медведя. Возьмём пластилин красного цвета и приклеим его на эту ягодку, чтобы она стала сладкой.
(Учитель подходит в каждому ребёнку, дети приклеивают и прижимают кусочки пластилина к картонной заготовке ягодки. Лиса помогает детям справиться с заданием).
Лиса: - Вот спасибо, ребята, за угощение для медведя!
(Подходит к игрушке медведю и кладёт ему в лапы малину).
- Ребята, идёмте все ко мне. Я предлагаю вам поиграть в игру «Медвежата в лес ходили…»
(Дети вмести с учителем и Лисой выполняют движения)
Медвежата в лес ходили,
Головой своей крутили. Вот так, вот так - головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так - дружно дерево качали
(наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так и из речки воду пили.
(Наклоны вперёд)
А ещё они плясали!
Кверху лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали!
( поднимаем попеременно руки)
Учитель: - Ребята, пока мы с вами играли, к нам ещё одна гостья из леса пришла – рыжая белка.
(Сажает мягкую игрушку белку рядом с медведем).
- Медведь живёт и бродит в лесу под деревьями, а белка живёт на дереве, прыгает по веткам деревьев.
(Прикрепляет картинки медведя и белки на ширму).
- Медведя мы угостили малиной, а белка любит грибы. Где же мы возьмём ей угощенье?
Лиса: - А я знаю где. И вам подскажу. Я предлагаю всем нам отправиться вон в тот лес (показывает на деревья (из пластика, макеты в конце кабинета). В лесу растут грибы и мы соберём их для белки. Но, прежде чем нам отправиться в лес, предлагаю вспомнить правила поведения в лесу (учащиеся берут предложенные лисой карточки альтернативной коммуникации «Тихо», «Не беги», «Не шуми», «Нельзя») Лиса поясняет значение каждой карточки – демонстрирует листы – памятки «В лесу шуметь нельзя!», «Нельзя разводить костры в лесу!», «Нельзя выбрасывать мусор в лесу!»…).
Учитель: - Ребята, лиса нам помогла вспомнить правила поведения в лесу и я предлагаю отправиться в лес за грибами.
(Все берутся за руки. Лиса впереди с корзинкой, Учитель замыкает ряд. Под музыку дети с ведущими обходят деревья).
Учитель: - Посмотрите, ребята, лиса права, здесь растут грибы. Соберём их в корзинку.
(Дети собирают картонные грибы в корзинку к лисе).
Учитель: - Нам пора возвращаться.
Насмотрелись мы чудес,
Жди нас в гости снова лес!
(Дети садятся на свои места)
Лиса: - Собрали мы грибы для белки, давайте её угостим.
(Дети берут грибы и по очереди прикрепляют их прищепками на ленту, закреплённую на ширме).
Учитель: - Какие мы молодцы: побывали в лесу, угостили медведя малиной, а лису грибами. Теперь вы знаете, кто живёт в лесу. Выберите карточки с изображением лисы и медведя (учащиеся работают с карточками альтернативной коммуникации).
Лиса: - Молодцы, ребята! С вами интересно, но мне пора. Нужно ещё успеть проведать зайца. Но мы с вами обязательно встретимся. До свидания.
(Лиса уходит. Дети машут Лисе рукой на прощание).
Учитель:
- Погуляли мы в лесу,
Повидали всю красу,
А теперь пора прощаться
И домой нам возвращаться.
- Наш классный час закончен!
3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике классных руководителей.
Данное мероприятие может быть использовано в работе по экологическому воспитанию в 1-ых классах. В тех классах, где обучаются дети с ТМНР (невербалы), можно использовать средства альтернативной коммуникации. Кратковременность организационного момента в данном сценарии быстро подготовила детей к восприятию новых знаний. Игра «Медвежата в лес ходили», проведённая в начале занятия, позволила создать эмоциональный настрой. Сложность информации для учащихся соразмерна с возрастными и умственными особенностями первоклассников. В ходе проведения мероприятия акцентируется работа над сенсорными ощущениями у детей, была выполнена коллективная работа с пластилином «угощение для медведя». В проведение классного часа включена работа по развитию моторики пальцев (развесить при помощи прищепок угощение для белки).
Динамическая пауза представлена в форме прогулки в «лес» (имитация леса с искусственными ёлками), где педагоги проговорили для детей правила поведения в лесу. Прогулка по «лесу» сопровождается музыкальной мелодией. Эмоциональный настрой способствует успешному проведению классного часа. Постоянно проходит воспроизведение материала (восприятие визуальное, слуховое). Каждый этап работы имеет завершенность и взаимосвязь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный чус для младших школьников "Не оставляй костёр в лесу"
Методическая разработка для проведения классного часа с учащимися 1-4 классов...
Творческий классный час "Будь другом лесу"
Экологический классный час. В рамках года защиты окружающей среды...
Анализ о проведении классного часа, посвященного Международному Дню Леса
Этот материал помогает обучить детей правильному поведение в лесу, привить экологические понятия....
Классный час " Птицы нашего леса" 3 класс
Классный час на тему " Птицы нашего леса"...
Классный час для 3 класса " Птицы нашего леса"
Конспект классного часа для 3 класса на тему " Птицы нашего леса"...
Классный час по экологическому воспитанию для учащихся 1 – ых классов с УУО на тему: «Кто в лесу живёт, что в лесу растёт»
Данную разработку могут использовать учителя начальных классов при работе по экологическому воспитанию младших школьников....