Творческий классный час "Будь другом лесу"
классный час (4 класс) по теме
Экологический классный час. В рамках года защиты окружающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологический классный час | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический классный час.
«Будь другом лесу»
Цель: познакомить детей с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, развивать познавательную активность, речь учащихся, чувство бережного отношения к окружающему миру.
Оборудование: маски (доктор, берёзка, птицы,) экознаки, цветик-семицветик, презентация, рисунки, костюмы зверей, эмблемы, буклеты, декорации леса.
Ход мероприятия.
I. Орг. момент
II. Учитель:
– Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня наш классный час мы посвятим нашей дорогой планете - матушке Земле. (слайд 1) В последнее время мы часто слышим слово «экология». Что оно означает? «экос – дом, логос - наука значит, наука о доме, жилище». (слайд 2)
Серёжа: - В словаре (Ожегова) дано такое определение: «Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и средой, в которой они обитают». - А что мы называем общим домом? (Природу, планету Земля).
Учитель: - Поэтому неправильно говорить «плохая экология» или «экология влияет». Правильно будет сказать «Влияет окружающая среда»
2013 год объявлен годом окружающей среды (слайд 3)
В XXI веке проблемы охраны природы становятся всё актуальнее. В наше время вопрос, как защитить нашу Землю, звучит с тревожным набатом, суровым предостережением: «Опомнитесь, одумайтесь, не губите!» Это обращение ко всем людям, и поэтому каждый должен принять участие в общем деле. И ты и я. А девизом нашего классного часа будут слова: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!».
Учитель: - Весна уже вступила в свои права. Морозы отступают и уходят вместе с зимой. От зимнего сна просыпается природа.
1уч. (слайд 4)
После долгой зимней стужи
Просыпайся ото сна,
Улыбнись лучами света,
Долгожданная весна!
2уч.
Солнце! Ласковое солнце!
Разморозь ручьи от сна,
Травке помоги пробиться,
Прикажи вернуться птицам!
3уч.
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки,
Появляются цветы,
Рады все: и я, и ты.
4уч.
Сколько звуков? Сколько пенья?
В этот чудный день весенний!
Вторая песня соловья,
Здесь поём и ты и я! (звучит пение соловья)
Лиза:
- Здравствуйте, куда это я попала?
Серёжа - Ты пришла к нам в школу на классный час.
Лиза:
- У меня для вас подарок. Вот возьмите – это цветик - семицветик. (даёт в руки) Он исполнит все ваши пожелания.
(входит плачущая берёзка – девочка в зелёном сарафане)
Берёза: (слайд 5)
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы, -
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй.
Лиза: - Что случилось, берёзка, почему ты плачешь?
Берёза: - Наступает весна, скоро мы с подружками проснёмся от зимнего сна, придут люди в нашу рощу и порежут наши стволы ножами. Им нужен берёзовый сок. А нам очень больно!
Ученик:
На заре зеленую березку
На краю весеннего села
Полоснул ножом своим подросток,
Мимоходом. В шутку, не со зла.
Может быть, с сегодняшнего утра
Ей не встать бы, сбитой наповал.
Только кто-то, ласковый и мудрый,
Рану у нее забинтовал.
И ушел, оставшись безымянным,
Доброглазый этот человек.
И огонь, ликующий, зеленый
С той поры в ветвях ее не гас.
Очень уж хотелось знать спасенной,
Кто ее от верной смерти спас.
Серёжа - А можно ли брать сок у дерева? (Можно, но в малом количестве. В парках, пригородных лесах самовольный сбор сока запрещён. Это наносит большой вред дереву. А если вы видите рану у дерева, то надо замазать отверстие пластилином, замазкой, землёй или краской, чтобы помочь дереву залечить нанесённую рану).
Учитель: - Да, как ужасно, что есть люди, которые не ценят и не жалеют природу. Ведь берёзки не только украшают нашу жизнь, но и здоровье людям помогают сохранить: из их почек делают лекарства. Берёза – это символ России. Ребята, как же помочь берёзкам?
Лиза: Я думаю, нам поможет цветик-семицветик.
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
- Хочу, чтобы все берёзки и другие растения Земли всегда были здоровыми и красивыми, цвели и зеленели на радость людям.
Берёза: Спасибо за помощь! (уходит)
(звучит песня «У моей России» в исполнении Вики Сафаровой) (слайд 6)
Появляются птицы (дети в масках, в руках у них веточки, палочки)
Серёжа - А что это вы несёте?
Птицы:
1) Строительный материал: дом наш люди разрушили.
2) Пришли с гитарами, всё вокруг истоптали.
3) Гнёзда разворошили.
4) Теперь вот ремонтируем, ведь скоро нам птенцов заводить надо.
Лиза:
Давайте поможем птицам.
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
- Хочу, чтобы гнёзда не разрушали! Чтобы на земле было много птиц, животных, насекомых!
Серёжа - Молодец, Лиза! Хорошо, что ты попросила не только за птиц, но и за всех животных. Ведь они так важны и нужны в природе.
6 уч.
Все-все на свете, на свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд!
Кто делает мёд, и кто делает яд!
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все, все на свете, на свете нужны
И это все дети запомнить должны!
Лиза:
- Что-то мне пить захотелось, пойду к реке, попью водички. (слайд 7)
Серёжа - Из нашей речки пить нельзя. Люди набросали много мусора: бутылки, пакеты, банки. Из-за этого вода в реке стала грязной, погибло много рыб, лягушек.
Лиза:
Мне очень хочется помочь водяному.
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
- Хочу, чтобы вода в реке стала чистой. (слайд 7)
Серёжа: - Земля будет благодарна нам за такой подарок. Ведь без чистой, свежей, прозрачной воды жизнь на нашей планете немыслима.
III. Появляется доктор Айболит. Он сильно кашляет:
- Здравствуйте ребята.
Серёжа: - Доктор, вы наверно, простудились? Может вас полечить, поставить горчичники?
Айболит:
- Нет, горчичники мне не помогут. Дело в том, что вокруг построили столько заводов и фабрик.(слайд 8) Много автомобильных дорог. В воздухе стало много пыли, дыма и копоти. Все звери в нашем лесу кашляют и чихают. Ведь без свежего воздуха нет жизни ни людям, ни животным.
Лиза:
- Нам опять поможет цветик-семицветик.
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.
- Хочу, чтобы был чистым и свежим воздух на Земле!
Учитель: (слайд 8)
- А ведь человек отравляет не только природу, но и свой организм. В атмосфере много углекислого газа, частиц пыли и металла. Фильтрами на земле служат леса. Распахнув перед нами свои необъятные богатства, щедро одаривая нас и надёжно охраняя, лес заслуживает право на бережное отношение и заботу о нём.
- Однако, в настоящее время 2/3 лесов уничтожены. Лес может устоять против многих бед, но против человека он бессилен. Отношение к лесу – показатель нашей экологической культуры. Обязанность каждого из нас – беречь природу, это написано в Конституции.
- Давайте заглянем в наш лес. (слайд 8)
- Сценка «Сегодняшний лес»
Действующие лица: петух, белка, медведь, заяц, лиса
Белка: Откуда ты, дружок прилетел?
Петух: Из города.
Белка: Да тебя и не узнать. Ты, что, такой грязный?
Петух: А у нас в городе все такие. Сидим на заборе, а рядом с нами фабрика. Там такие выбросы! Вот и закоптились.
Белка: Эх, дружок, ты думаешь нам в лесу лучше? Смотри, звери бегут.
Петух: Косолапый, куда бежишь?
Медведь: На дальнее озеро, пить очень хочется.
Петух: Звери, да рядом же речка!
Медведь: Да в этой речке уже рыба не водится. Недавно фабрика какую-то жёлтую вонючую жидкость вылила. Так в нос шибает, не то, что испить, понюхать страшно. Вот и приходится идти к дальнему озеру. Хотя и там туристы набезобразничали.
Заяц: Хозяйничают. На дрова деревья ломают, костры порой не тушат, того и гляди, пожар в лесу будет. Что мы делать будем?
Лиса: А сколько бутылок набили. Я на днях лапу порезала (показывает забинтованную лапу)
Белка: И когда только люди успокоятся: себя и нас травить перестанут?
Петух: Жить хочется в чистоте, дышать свежим воздухом, пить чистую воду.
Заяц: Эх, тишины хочется. Смех, шум, машины – надоели!
Медведь: Вчера сплю под кустом, а мимо человек на железке с дымом промчался, а на голове – горшок. Я бежал, пока не свалился.
Лиса: Мне страшно, побежали отсюда! (звери убегают)
V. Учитель: Как нелегко стало жить зверям даже в лесу. А виной тому – человек. И почему ему не удаётся жить в ладу с природой? (он не соблюдает многие правила поведения в природе)
- Хотелось бы поговорить ещё об одном поступке человека. Поэту Глебу Горбовскому пришлось назвать стихотворение «Мёртвый лес» (слайд 9)
Ученик:
Пожар отклокатал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушёл, удрали зайцы,
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила,
Что ни лиственница – крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек… Злодей, злодей.
Учитель: - Почему случаются в лесу пожары? (от неправильного обращения с огнём, от непотушенной сигареты, от оставленного стекла, от костров)
- А ведь лесу человек обязан многим! Чем именно дорог нам лес? (слайд 10) (Лес – родной дом для растений, животных, грибов, зелёная аптека, источник чистой воды и пищи, источник древесины, источник топлива, защитник воздуха, водоёмов, почв, место отдыха для человека).
- Мы тоже можем помочь лесу, животным и птицам, живущим в нем. Для этого пройдёмся по лесным тропинкам, вспомним какие нужно соблюдать правила поведения в лесу. Если мы правильно выберем ответ, то прочитаем призыв ко всем нам.
VI. Игра. «Берегите леса от пожара!» - плакат. (проводит ученик и читает на плакате вывод)
(слайд 11)
- Вы, наверное, знаете, что 2010 году на территории нашего района происходили сильнейшие пожары, сгорело 4000 гектаров леса. Сгоревшим лесам было уже около 60 лет.
- Но люди, не остались равнодушными к этой беде, они приходят лесу на помощь, сажают молодые сосны, ели, липы и дубы. В этом году во многих школах нашего района создается «Лесной патруль», в который войдут неравнодушные к судьбе всей природы дети.
- Можно и я загадаю желание.
- Хочу, чтобы наши леса не погибали от пожаров, и в лесах не было свалок.
Серёжа: - Ребята, сегодня нам помогал цветик - семицветик. Но мы с вами знаем, что в настоящей жизни такого волшебства нет. Что же делать? Как помочь нашей планете? Что зависит от нас с вами?
VII. Учитель: - Ребята, а могут ли в охране природы участвовать дети? (Да, если будут выполнять нехитрые правила «10 нельзя» (составление памятки)
Правила поведения в природе. (слайд 12)
Нельзя:
- рвать большие букеты
- разорять птичьи гнёзда
- ломать ветки деревьев и кустов
- давить насекомых
- разводить костры без взрослых
- шуметь в лесу
- сбивать мухоморы и прочие поганки
- оставлять мусор в лесу и водоёмах
- убивать лягушек и ужей
- брать лесных зверьков домой
VIII. Учитель: - Подумайте, какие знаки нужно повесить в этом лесу?
- Ты идёшь по лесу и вдруг замечаешь груду сорванных с дерева веток,(1) дальше – следы костра, который был заложен вблизи деревьев, и кора обозжена и почернела.(2) А здесь видно, что в колдобине застрял автомобиль и водитель, чтобы выбраться, сломал несколько молодых ёлочек и бросил их под колёса машины.(3) Ты идёшь в лесу и видишь развороченный муравейник(4) и ещё много примет безумных действий посетителей леса…
Старайся не повторять их действия, будьте лесу другом.
Серёжа - Ребята, готовясь к нашей встрече, подготовили экознаки, которые нужно уметь читать, чтобы сохранить природу. (выход детей с экознаками)
(дети говорят правила и развешивают знаки)
Не разоряйте птичьего гнезда
Дети запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.
Не вырезайте надписи на деревьях
Стоят деревья-великаны…
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве - «На память!»
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут-
Добро и красоту несут…
Не разжигайте костры в лесу без взрослых.
Без взрослых с огнём развлекаться опасно-
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Не оставляйте мусор в лесу.
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
Серёжа - Помните! Бумага, брошенная вами, будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.
IX. Учитель: Ребята, представьте, что вам дано право обратиться ко всем людям по телевидению, с призывом беречь природу. Что бы вы сказали?
(Давайте послушаем тебя)
Серёжа: – Я бы сказал так: «Люди земли! Все мы обязаны жизнью нашей планете. Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась прекрасной, чтобы цвели сады и пели птицы!»
-У нас в классе работала творческая мастерская (Ребята выходят с поделками ручной работы «Вестник весны» (звучит фонограмма «Голоса леса») (слайд 13) и мы приготовили свои подарки весне. Песни нашего скворца услышит весна и быстрее наступит тепло.
Серёжа - Молодцы все ребята! Хорошо потрудились.
Учитель: - Человек – часть природы, поэтому очень важно всем нам понять, что мы зависим полностью от всего, что нас окружает: воздух, земля, вода, лес. Если мы всё это сумеем сохранить, то сможем сохранить и своё здоровье, и будем жить на красивой, цветущей планете.
- Хочу чтобы у всех было здоровье: сегодня и всегда.
Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» (хором)
- Если ты что-то взял у земли, отдай ей: посади дерево, покорми птиц, расчисти родник.
Ученик с глобусом. (слайд 14)
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
И обняла я шар земной
И что-то сделалось со мной
Я вдруг шепнула:
«Не солгу. Тебя родной я сберегу»
Учитель: - Сейчас я обращусь ко всем присутствующим.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
X. Итог.
Учитель: Подведём итог сказанному - Что, на Земле надо беречь? (на слайде цветик – семицветик с призывом)
Серёжа: - Хочу, чтобы все ребята и все взрослые знали правила поведения в природе. Мы обязательно раздадим во все классы правила поведения в природе, которые мы составили (буклет)
Звучит «Лесная песенка» (слайд 16)
Дети угощаются печеньем «Грибочки», «Орешки» от Белочки, выпечкой «Жавороночки». А члены жюри и участники получают на память о мероприятии буклеты.
Загадки.
Когда с тобою этот друг, | Мы деревья не ломали - Веток мы в лесу набрали. Кто из вас сказать берётся, Как то топливо зовётся? (хворост) |
Он с тобою и со мною | Привал устроили туристы - Разбили лагерь в поле чистом. Поленья где теперь трещат? И искры от чего летят? (костёр) |
Шипит и злится, Воды боится. Без зубов – а кусает? (огонь) | Красный петух по улице бежит. (пожар) |
Спят смирно дочки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Друг- это кто......."
Классный час "Друг- это кто......."...
Классный час "Другие люди "
Беседа о детях с ограниченными способностями....
Коллективное творческое дело "Подарок другу. Просто так"
конкпескт коллективного творческого дела проводится на незнакомой группе учащихся...
Классный час: «Друга ищи,а нашел, береги!».
Классный час на данную тему помогает воспитывать чувство толерантности в классном коллективе , формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу, формировать у учащихся куль...
Классный час "Друг - дружба"
Классный час на тему дружбы....
Классный час "Друг -это тот кто...."
классный час на тему "Друг это тот кто..." Материал полезен учащимся 2 класса. Работа в парах,технология деятельностного метода позволяет учащимся раскрыть сущности нравственных отнош...
Лето. Классный час о лесе
Лес нужен всем....