Цели воспитания в начальной школе - возможность их оптимизации
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Тема воспитательных целей в школьной практике очень актуальна, из-за следующих причин:
- Видим и ощутим недостаток информации в педагогической практике относительно целей воспитания. По этой причине, эти цели очень часто сравниваются с образовательными или заменяются ими, или наблюдается полное отсутствие воспитательных целей при планировании какой-либо организационной формы.
- Видима потребность всевозможных вариантов реализации воспитательных целей, особенно носящих патриотический характер.
Цель воспитания подрастающего поколения тесно связана со всеми изменениями в мире, обществе, стране. Также, с общепринятыми нормами поведения на данный конкретный момент. Таким образом, цель воспитания – это величина не постоянная и очень изменчивая.
Воспитательные цели являются ключевым компонентом воспитательного процесса. Они определяют задачи, содержание, форму, методы, средства и результаты воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_vospitaniya_v_nachalnoy_shkole_-_vozmozhnost_ih_optimizatsii.docx | 41.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели воспитания в начальной школе – возможность их оптимизации.
Автор: Минова О.А.
Школа – это место, где для благополучного будущего юных граждан страны трудятся люди, пытающиеся вложить в детей научные знания. В основном, упор идет на учение и его результаты. В свою очередь, воспитание, как неотъемлемый процесс в образовании, базируется, в большей части, на отдельных событиях, произошедших внезапно, то есть воспитание – как цель не носит запланированный характер. Поэтому, в этой статье, я постараюсь раскрыть возможность системного планирования и реализации качественных воспитательных целей.
Тема воспитательных целей в школьной практике очень актуальна, из-за следующих причин:
- Видим и ощутим недостаток информации в педагогической практике относительно целей воспитания. По этой причине, эти цели очень часто сравниваются с образовательными или заменяются ими, или наблюдается полное отсутствие воспитательных целей при планировании какой-либо организационной формы.
- Видима потребность всевозможных вариантов реализации воспитательных целей, особенно носящих патриотический характер.
Воспитательные цели в современной начальной школе.
Цель воспитания подрастающего поколения тесно связана со всеми изменениями в мире, обществе, стране. Также, с общепринятыми нормами поведения на данный конкретный момент. Таким образом, цель воспитания – это величина не постоянная и очень изменчивая. На нее могут повлиять:
- Духовное и материальное развитие общества;
- Возраст субъекта воспитания;
- Среда, в которой воспитывается субъект воспитания;
- Компетентность воспитывающих: духовная, моральная;
Воспитательные цели являются ключевым компонентом воспитательного процесса. Они определяют задачи, содержание, форму, методы, средства и результаты воспитательного процесса. Эти цели отличаются от образовательных по следующим признакам:
- Любая воспитательная цель реализуется за продолжительный период времени. Это является причиной того, что результат невозможно увидеть мгновенно, как при реализации педагогических целей;
- Воспитательные цели ориентированы очень широко и обхватывают абсолютно все спектры жизни человека;
- Воспитательные цели формируются на основе потребностей данного конкретного класса (численность; количество девочек и мальчиков; этническая, расовая и религиозная принадлежность; принадлежность к разным социальным слоям и т.д.)
На основе вышеизложенной информации, педагог вправе сформировать и выбрать наиболее удачный вариант для данной конкретной ситуации. Образовательные цели носят приравнительный характер, которые не учитывают сложившуюся конкретную ситуацию, а обучение ориентированно на среднего ученика, без особенностей характера, менталитета, условий, семьи и т.д.
- Основа воспитательных целей зависит от разных сфер воспитания (социальное, эмоциональное, моральное, интеллектуальное, эстетическое, патриотическое и т.д.) Образовательные цели, в отличие от воспитательных, более конкретизированы, опираются на содержание единой государственной программы, не учитывая особенностей данной конкретной группы детей и микроклимата в классе.
- Воспитательные цели ориентированы к достижению благоприятного климата в классе, формирование ученика как личности, как достойного гражданина страны (в эмоциональном, интеллектуальном плане и т.д.), направлены на его успешную адаптацию и самореализацию в обществе.
Опять же, цели обучения направлены к овладению конкретными умениями и знаниями, в конкретной области.
Несмотря на глубокие отличия между обучающими и воспитательными целями, они одинаково необходимы для полноценной подготовки и развития ученика.
В начальном этапе образования воспитательные цели могут быть следующими:
- Стимулирование позитивной вербально коммуникации;
- Формирование умения выразить аргументированное мнение;
- Формирование толерантного отношения к другому человеку;
- Умение отличать «добро» от «зла»;
- Формирование умения работать в коллективе;
- Формирование положительного отношения и заботе об окружающем мире;
- Формирование ответственности за собственное здоровье;
- Воспитание эстетического вкуса;
- Стимулирование бережного и уважительного отношения к культуре России, ее традициям, законам, правилам и т.д.;
- Формирование чувства ответственности за страну, в которой живешь.
Объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объект исследования – воспитательная теория и практика в начальной школе.
Предмет исследования – воспитательные цели, как существенный компонент воспитательной деятельности учителя начальных классов.
Целью исследования является раскрытие возможностей системного планирования и реализации качественных воспитательных целей.
Задачи:
- Оптимизация воспитательной работы учителя в начальной школе.
- Выяснение, на основе собственных наблюдений, отношение учеников в начальной школе к презентациям, образовательным играм, соревновательным компонентам, праздникам, опытам и другим интерактивным методам взаимодействия на уроке, как возможный путь осуществления более эффективной воспитательной деятельности.
- Предложить способ планирования качественных воспитательных целей.
- Предложить вариант системной работы по реализации конкретной воспитательной цели.
Отношение учеников начальной школы к интерактивным методам и формам деятельности в школе – результаты собственных наблюдений, опрос.
В учебном 2023-2024 г. в г. Санкт-Петербурге, в 1Б классе было проведено много различных мероприятий и были приложены разнообразные методы обучения:
- Презентации;
- Видео и аудио сопровождение уроков;
- Объяснение материала в игровой форме;
- Опыты;
- Проекты;
- Праздники и концерты.
Представленные ниже результаты опроса учеников и сформировавшееся мнение, но основе собственных наблюдений, дает ясную ориентацию возможного направления, в помощь учителю начальных классов в его воспитательной деятельности.
Результаты показали, что около 90% учеников ответили, а также показали свой активный интерес и огромное желание участвовать в разнообразных мероприятиях. Также, при проведении некоторых опытов, особенно при непосредственном личном участии, ученики проявляли особенную активность.
Данные дают основание полагать, что интерактивные методы и формы привлекательны для большинства учеников, а также мотивируют их к активному взаимодействию между собой, что является важной основой реализации воспитательных целей. И только около 10% учеников предпочитают быть пассивными участниками, то есть наблюдать происходящее со стороны. Скорее всего это обусловлено некими психологическими затруднениями в процессе социализации.
При проведении мероприятий, заключительной фазой всегда является опрос на тему: «Насколько понравилось или не понравилось мероприятие?», «Есть ли идеи внести что-то новое?», «Будем ли мы повторять подобные мероприятия?».
Почти 100% от опрошенных детей довольны и хотят повторения того или иного мероприятия. Активно предлагают свои идеи по видоизменению или по теме.
Результаты этого опроса раскрывают бесспорное желание учеников активно участвовать в различных классных и внеклассных формах деятельности, наполненных практическими занятиями и положительными эмоциональными переживаниями.
Данные от проведенных опросов и собственных наблюдений доказывают, что воспитательная работа в начальных классах будет более эффективна, если педагоги будут основываться на позитивном отношении учеников к проектам, играм, опытам и другим интерактивным методам и формам воспитательного взаимодействия. Это, со своей стороны, водит к заключению, что учитель должен стремиться системно организовывать такие события, чтобы не терять связь, воспитание – развитие.
Пути оптимизации воспитательной практики учителя начальных классов.
Помощью в воспитательной работе учителя будет планирование качественных, объективных и достижимых, для конкретных учеников, воспитательных целей. В основе профессионального успеха каждого учителя лежит его умение быстро и четко уловить специфику его учеников, как в коллективе, так и каждого по отдельности. С этого и начнется системная воспитательная деятельность. Другими словами, планирование подходящих воспитательных целей будет являться основой потребностей и/или их дефицита в поведении учеников.
Учитель, имея профессиональные знания в сфере воспитания и связывая эти знания с реальным поведением учеников, приступит к выбору целей, которые могут быть социальными, эмоциональными, моральными, интеллектуальными, эстетическими и др. Если иметь в виду вышеописанную специфику воспитательных целей, становится ясно, что в своей ежедневной воспитательной деятельности педагог фокусирует свое внимание только на 1, 2 воспитательных целях, для реализации которых будет необходимо разное время (месяц, несколько месяцев, год). Это требует принятия следующего шага в воспитательной работе, а именно – подготовка плана с основными формами, методами и действиями, которые будут планироваться и реализовываться последовательно.
Заключение и выводы.
Осуществление воспитательной деятельности в начальной школе – это ответственная задача для каждого педагога. От качественного исполнения данной деятельности зависит правильное формирование богатого набора значимых для ученика умений, помогающих его полноценному функционированию в социуме.
После проведения исследования можно сделать следующие выводы:
- Воспитательная деятельность учителя начальных классов, в первую очередь определяется воспитательными потребностями учеников данного конкретного класса;
- Воспитательные цели могут быть запланированы по иерархическому принципу (цель, подцели). Например: социальная цель – «Формирование умения работать группой» может быть основной, а к ней добавятся подцели:
- Формирование умения выслушивать и принимать мнение другого человека;
- Формирование умения создавать идеи, делиться ими, а также уметь их реализовывать;
- Формирование умения принимать решение группой.
- Воспитательные цели реализуются более удачно, когда находятся в гармоничном сочетании с интерактивным методами, формами, ведущими к активному участию учеников в воспитательном процессе.
Воспитательные цели в начальной школе являются такими же значимыми, как и образовательные и развивающие. Определенно существует невидимая связь между обучением и воспитанием, что в свою очередь, показывает необходимость баланса между ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитель начальной школы, возможности профессионального роста
Статья "Учитель начальных классов, возможности профессионального роста"...
Статья "Приоритетные цели обучения в начальной школе"
Для того чтобы проектировать современный учебно-воспитательный процесс на основе компетентностей, необходимо сначала учителю понять, что такое «компетентность» и «компетенция», возможност...
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...
Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Тезисы выступления учителя начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...
«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».
Актуальность темыСистема экологического образования и воспитания сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса....
Технологическая карта урока математики "Уравнение с неизвестным целым" (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс)
Цель урока: формирование у учащихся навыка решения уравнений с неизвестным уменьшаемым, применяя правило нахождения неизвестного целого по известным частям.Задачи урокаДидактические:Формировать у учащ...
Выступление на педсовете "Воспитательные цели урока в начальной школе"
Выступление на заседании педагогического совета школы " Воспитательные цели урока. Как их сформулировать?"...