«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС ».
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Актуальность темы
Система экологического образования и воспитания сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса.
Она включает в себя систему мероприятий, которые осуществляются циклично и формирует экологическую грамотность учащихся, побуждает к активному взаимодействию с социумом (демонстрация собственных исследований, экологические акции, конкурсные мероприятия).
При этом в начальном звене закладываются основы экологической культуры. Ребенок должен понимать «что такое хорошо и что такое плохо» в его поведении по отношению к окружающей природе. Достигается это в ходе различных мероприятий, и через взаимодействие с учащимися среднего и старшего звена: беседы, игры, конкурсы. В том числе и вовремя работы во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС »
Актуальность темы
Система экологического образования и воспитания сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего учебного процесса.
Она включает в себя систему мероприятий, которые осуществляются циклично и формирует экологическую грамотность учащихся, побуждает к активному взаимодействию с социумом (демонстрация собственных исследований, экологические акции, конкурсные мероприятия).
При этом в начальном звене закладываются основы экологической культуры. Ребенок должен понимать «что такое хорошо и что такое плохо» в его поведении по отношению к окружающей природе. Достигается это в ходе различных мероприятий, и через взаимодействие с учащимися среднего и старшего звена: беседы, игры, конкурсы. В том числе и вовремя работы во внеурочной деятельности.
В любом предмете есть темы, имеющие экологическую направленность. Использование возможности проведения интегрированных уроков и мероприятий с применение активных форм и методов дает возможность осуществления и развития экологического воспитания.
В Программе развития универсальных учебных действий определены требования к личностным результатам начального образования – на основе сформированности личностных универсальных учебных действий, включая самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание.
Педагогический опыт разработан мной для формирования у учащихся начальной школы универсальных учебных действий, а именно, общеучебных умений, составляющих основу здоровьесберегающей учебной деятельности, культуры работы с учебной информацией, которые применяются в различных жизненных ситуациях для обеспечения экологической безопасности.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
На начальном этапе более важным являются личностные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Объект исследования: личностные ууд учащихся
Предмет исследования: ценностно – смысловая ориентация учащихся
Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда – она включает в себя человека.
Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
3.Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
4. Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
5.Развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
6.Проверить на практике позитивное влияние данных способов на активизацию познавательной деятельности, повышение качества знаний, развитие интереса к предмету.
Гипотеза исследования: предполагаю, что разнообразие форм активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира, кубановедения и внеурочной деятельности в начальных классах, с учётом современных методик, повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников.
Введение
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
На современном этапе развития общества остро встает вопрос экологического воспитания. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. Растут и горы бытового мусора. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли.
Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома — Земля.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учительством задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путём сознательного активного присвоения учащимися социального опыта»
Современный выпускник начальной школы — это человек:
- любознательный, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
1. Содержание понятия «Экологическое воспитание младшего школьника»
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.
Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента: 1)научный – ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.2) ценностный: экологические ориентации человека на различных этапах истории и общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба. 3) деятельный: система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. 4) деятельный: критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.
2. Условия формирования ценностно – смысловой ориентации учащихся начальной школы
Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
В курсе изучения окружающего мира можно выделить три уровня изучения природы.
Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.
Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.
Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят: сезонные – в их основе лежит действие природных факторов; изменения вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут сознательными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
3. Анализ результатов работы по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»
Экологическое образование осуществляется по программе «Окружающий мир», «Кубановедение» и внеурочной деятельности учащихся (на кружках)
Наблюдения за учащимися показывают, что все ребята достаточно активны и любознательны, при организации самостоятельной поисковой работы в классе и дома ученики принимают активное участие, систематизируют свои знания, полученные в ходе наблюдений и лабораторных работ.
В начале учебного года была проведена с учащимися анкета «Я изучаю природу», в которой раскрывались представления детей о проблемах экологии в регионе и в стране
Вопросы | Да | Нет | Не знаю |
1. Любишь ли ты отдыхать на природе? | 100% | ||
2. Есть ли у тебя любимые уголки природы? | 50% | 26% | 34 % |
3. Знаешь ли ты правила поведения в природе? | 100% | ||
4. Знаешь ли ты, зачем надо охранять природу? | 100% | ||
5. Считаешь ли ты себя защитником природы? | 58% | 42% | |
6. Интересуют ли тебя знания о природе? | 78% | 22% | |
7. Готов ли ты принять участие с друзьями в изучении особенностей природы нашего края? | 100% |
Таким образом, все дети проявляют интерес к природе, имеют знания о необходимости ее охраны, считают себя защитниками природы и готовы принять участие в коллективном изучении природы родного края.
На сегодняшний день изменились цели экологического воспитания – от формирования экологической ответственности до достижения учащимися экологической компетентности, комплексного интегрального качества личности, включающего экологическую культуру, коммуникативные, организационные навыки, навыки самореализации при осуществлении проектов, значимых для социоприродного окружения и т.п.Накоплен богатый потенциал форм, методов, средств и технологий осуществления экологического образования, в т.ч. «метод проектов», «технология критического мышления» и другие.
Дети в основном ориентируются на чувства, эмоции матери, часть учащихся ориентируются на чувства героев, выделяя моральное содержание рассказа, учащиеся испытывают трудность при решении моральной дилеммы.
Дети выбирают правильные, с точки зрения морали, поступки, как учит мама или воспитатель, учитель.
Выводы
В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы: а) проведенная работа способствует развитию у школьников экологического сознания; б) в ходе работы ребята участвовали в решении экологических проблем, на доступном им уровне, это способствует развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение; в) младшие школьники получили следующие экологические представления: как образуется плодородие почв, почему нельзя рвать цветы на лугу, для чего в лесу нужны грибы, почему на лугу нет крупных животных, почему поле называют природным сообществом, и многие другие; данные представления при дальнейшей работе могут перерасти в убеждения, которыми ученики будут пользоваться; г) поступки учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к природе стали гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы; д) ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные и взаимосвязи природы. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.
Большинство тем учебника «Окружающий мир» в начальной школе дополнены экологическими вопросами и краеведческим материалом. Это помогает решать задачи развития экологического сознания, которое является фундаментом для формирования экологического поведения. Единство экологического сознания и поведения – сущность экологического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы
Создание условий для обучения и воспитания учащихся начальной школы...
Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»
Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...
"Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения" (из опыта работы)
Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знания...
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...
Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Тезисы выступления учителя начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...
Статья по теме " Опыт использования современных методов обучения и воспитания в начальной школе"
В статье представлен опыт работы по использованию современных методов обучения и воспитания в начальной школе...
Повышение эффективности и качества образования в начальной школе ориентированное на обучение и воспитание детей разных образовательных возможностей и способностей в условиях реализации ФГОС.
Проработав 40 лет в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии взаимопроникновение и вз...