Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
статья
Тезисы доклада "Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_duhovno-nravstv._kachestv._ml._shk.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня –в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Ситуация в сфере духовно-нравственного здоровья и культуры общества представляет серьезную угрозу национальной безопасности и будущему России.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Духовно-нравственное воспитание в школе является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики школьного образования.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования.
Проблемой духовно-нравственного воспитания детей занимались Н.П. Шитякова, В.А. Сухомлинский, Р.Л. Лившиц, С.Л. Франк, Н.Г. Дмитриева, В.В. Знаков и многие другие .
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье детей младшего школьного возраста. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей школьного возраста, очень велика. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня учителя и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.
В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нем.
Сейчас активно развивается сотрудничество православной церкви и школы. Издается много литературы, помогающей педагогам ориентироваться в обучающих программах.
Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед учителями начальных классов.
Жизнь показывает, что в школу приходят дети информационно подготовленные, но нравственно незрелые. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь мы – учителя начальных классов. Но не навязывать ту или иную религию. Верить или не верить, во что верить? Каждый решает сам. Но мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Таким образом, актуальность темы настоящей работы определяется важностьюсоздания педагогических условий длявоспитания духовно – нравственных качеств младших школьников.
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- в учебном процессе будет создана атмосфера взаимопонимания, взаимопомощи, сотрудничества;
- работа по воспитанию духовно-нравственных качеств проводится совместно с семьей (родителями или лицами их заменяющих).
И в заключении хотелось бы отметить, что духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, это помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, и поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры личности у детей младшего школьного возраста
Современное российское общество и каждый гражданин России оказались в ситуации глубокого социального кризиса. Особенно в трудной ситуации оказалась молодежь. У подрастающего поколения произошло ...
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...
Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста
Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....
Урок физической культуры в 4 классе "Развитие двигательных качеств у детей младшего школьного возраста
Для проведения урока необходим инвентарь и оборудование: Гимнастические скамейки, маты, малые мячи, гимнастические палки, шведская стенка....
Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста
Эффективность системы школьного физического воспитания, как и физического воспитания в целом, во многом зависит от грамотного решения комплекса чисто методических вопросов, касающихся адекватной оценк...
Подвижные игры, как один из способов развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.
Игра - является средством замещающего или символического удовлетворения потребностей и влечений ребенка. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необход...
Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Материал предназначен для учителей начальных классов. ...