Р Э РЯ Предл с ПР
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка уровневых учебных заданий
ФИО –
Класс – 4
Предмет – русский язык
Тема – «Предложения с прямой речью»
Тип задания | Формулировка задания | Цель задания | Алгоритм работы с заданием | Критерии и показатели оценки | Предполагаемые ответы детей |
Узнавание | Подчеркните слова автора в предложении. Евгения! Этот мальчишка хулиган, а ты глупа – холодно выговаривала стараясь казаться спокойной Ольга. | Актуализация имеющихся знаний, определение уровня понимания изученной темы, повторение изученного |
| 1 балл – верно подчеркнуты слова автора. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | Евгения! Этот мальчишка хулиган, а ты глупа – холодно выговаривала стараясь казаться спокойной Ольга. |
Узнайте предложения с прямой речью среди данных. Выберите верный вариант ответа. А) Во двор того дома откуда пропала коза и где жила бабка которая поколотила бойкую девчонку Нюрку привезли два воза дров. Б) Я козу искала уныло ответила Нюрка. В) Во двор вошла молочница, и обе старухи оживлённо начали обсуждать эти странные происшествия с водой и дровами. |
| 1 балл – выбрано единственное верное предложение. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | Б | ||
Установи соответствия между определениями прямой и косвенной речи.
А) Женя ответила, что это не она положила цветы. Б) Она тронула за плечо подошедшую Женю и, указывая на окно, спросила: «Девочка, этот букет ночью не ты мне на крыльцо положила?». |
| 1 балл – верно установлено соответствие. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | 1 – б 2 – а | ||
Воспроизведение | Что называют прямой речью? | Воспроизведение усвоенной ранее информации во время беседы и при выполнении заданий |
| 2 балла – представлено полное и верное определение. 1 балл – представлено верное определение, но в нем отсутствует некоторая информация. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые без изменений (то есть от 1-го лица). |
Вставьте в анализ предложения пропущенные слова. Увидав чудного старика джентльмен кашлянул поправил очки и спросил не скажешь ли ты любезный где мне найти владельца этой дачи? Это предложение с речью. Слова автора стоят перед речью. Следовательно, после них надо поставить , а прямую речь написать с буквы. |
| 2 балла – верно заполнены все пропуски. 1 балл – верно заполнена лишь половина пропусков. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | Это предложение с прямой речью. Слова автора стоят перед прямой речью. Следовательно, после них надо поставить двоеточие, а прямую речь написать с большой буквы. | ||
Восстановите правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Слова для справок: Если прямая речь в начале предложения, с маленькой буквы. слова автора пишутся стоит запятая и тире; то после неё ставится |
| 2 балла – правило полностью составлено верно, все слова расставлены в правильном порядке. 1 балл – правило составлено верно частично, присутствуют недочеты. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | Если прямая речь стоит в начале предложения, то после неё ставится запятая и тире; слова автора пишутся с маленькой буквы. | ||
Понимание | Исправь ошибки в оформлении предложения с прямой речью. Объясни свой выбор. Юра спросил - Это что тут за цирк или комедия? | Осмысленное восприятие новой информации во время беседы и при выполнении заданий |
| 3 балла – ошибки исправлены верно, представлено верное и полное объяснение. 2 балла – ошибки исправлены верно, представлено верное, но не полное объяснение. 1 балл – ошибки исправлены верно, но представлено неверное объяснение. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | Юра спросил: «Это что тут за цирк или комедия?» Слова автора стоят перед прямой речью, поэтому ставится двоеточие, а слова автора заключаются в кавычки. |
Проанализируйте предложения и заполните таблицу на карточке 1. (см. Приложение 1) |
| 3 балла – верно распределено на группы 3 предложения. 2 балла – верно распределено на группы 2 предложения. 1 балл – верно распределено на группы 1 предложение. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | |||
Почему люди использую прямую речь? |
| 3 балла – представлен верный и полный ответ на вопрос с аргументацией. 2 балла – представлен верный, но не полный ответ на вопрос с аргументацией. 1 балл – представлен верный, полный ответ на вопрос без аргументации. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | Люди использую прямую речь, потому что она придает тексту реалистичность и эмоциональную окраску, позволяя читателю лучше понять персонажей и их мотивации. | ||
Применение в знакомых условиях | Составьте сообщение на тему: «Что я знаю о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью». Обязательно укажи, что называют прямой речью и каковы особенности постановки знаков препинания при ней. Помни, что информация должна быть отобрана. Учитывай при этом правила оформления текста сообщения: шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал 1,15 | Самостоятельное преобразование знаний в знакомых условиях |
| 4 балла – сообщение соответствует заявленной теме, плану, информация отобрана, оформлена в соответствии с требованиями к оформлению. 3 балла – сообщение соответствует заявленной теме, плану, информация отобрана, но присутствуют ошибки в оформлении. 2 балла – сообщение соответствует заявленной теме, но информация не отобрана и не структурирована, информация оформлена в соответствии с требованиями к оформлению. 1 балл – сообщение соответствует заявленной теме, но информация не отобрана и не структурирована, но присутствуют ошибки в оформлении. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | Что такое прямая речь Прямой речью называют точное, дословное воспроизведение высказывания какого-либо лица. Чтобы подчеркнуть, что это говорит кто -то другой, а не автор текста, прямая речь заключается в кавычки. Предложения с прямой речью используются не только для передачи сказанного вслух, но и для передачи внутреннего монолога (мысли героя) или цитаты. Предложения с прямой речью по сути и по оформлению отличаются от других способов передачи чужой речи: диалога и косвенной речи. Предложения с косвенной речью передают чье-либо высказывание не дословно, а приблизительно. Это сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным, где придаточная часть – это и есть чужая речь.
Прямая речь требует особого оформления. Прямую речь надо взять в кавычки. Если слова автора предшествуют ей, ставится двоеточие. Петя сказал: “По алгебре ничего не задано”. На схеме предложения с прямой речью это выглядит так: А: “П”. Если прямая речь содержит восклицательное или вопросительное предложение, то в кавычках просто ставится не точка, а восклицательный или вопросительный знак. Если в предложении сначала прямая речь, а затем слова автора, то после кавычек ставится тире; слова автора при этом начинаются со строчной (маленькой) буквы. “По алгебре ничего не задано,”- сказал Петя. Вместо точки на конце прямой речи ставится запятая, остальные знаки сохраняются, но комментирующая часть все равно с маленькой буквы. |
Составь синквейн по теме «Прямая речь в соответствии с правилами, запиши его в тетрадь. Первая строка — заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь). Вторая строка — два слова, прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета. Четвёртая строка — это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чём говорится в тексте. Пятая строка — последняя. Одно слово — существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. |
| 4 балла – составлен верный и правильный синквейн, все 5 строк заполнены верно, синквейн соответствует теме. 3 балла – составлен верный и правильный синквейн, 4 строки заполнены верно, синквейн соответствует теме. 2 балла – составлен верный и правильный синквейн, 2 строки заполнены верно, синквейн соответствует теме. 1 балл – составлен верный и правильный синквейн, 1 строка заполнена верно, синквейн соответствует теме. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | Речь Правильная, выразительная Передает, описывает, обращается Прямая речь украшает текст Обращение | ||
На основе информации учебника составь кластер по теме: «Прямая речь». |
| 4 балла – составлен верный и правильный 3 балла – составлен верный и правильный 2 балла – составлен верный и правильный 1 балл – составлен верный и правильный 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | |||
Применение в новых условиях | Составь свое задание по теме: «Предложения с прямой речью». Подготовь для него решение. | Самостоятельное преобразование знаний в новых условиях |
| 5 баллов – задание составлено самостоятельно, оригинально, оно соответствует теме и возрасту обучающихся, представлен ответ. 4 балла – задание составлено самостоятельно, но оно неоригинально, однотипно, оно соответствует теме и возрасту обучающихся, представлен ответ. 3 балла – задание составлено самостоятельно, оригинально, оно соответствует теме и возрасту обучающихся, но не представлен ответ. 2 балла - задание составлено самостоятельно, но оно не оригинально, частично соответствует теме и возрасту обучающихся, представлен ответ. 1 балл – задание составлено самостоятельно, но оно не оригинально, частично соответствует теме и возрасту обучающихся, не представлен ответ. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | Задание: Исправь ошибки в оформлении предложения с прямой речью. Объясни свой выбор. Юра спросил - Это что тут за цирк или комедия? Ответ: Юра спросил: «Это что тут за цирк или комедия?» Слова автора стоят перед прямой речью, поэтому ставится двоеточие, а слова автора заключаются в кавычки. |
Создай памятку по теме: «Прямая речь». Учитывай аккуратность ее оформления. |
| 5 баллов – памятка соответствует теме, содержит в себе все необходимую информацию, оформлена, ярко, аккуратно, в соответствии с требованиями. 4 балла – памятка соответствует теме, содержит в себе все необходимую информацию, оформлена, ярко, но не аккуратно. 3 балла – памятка соответствует теме, содержит в себе часть необходимой информации, оформлена, ярко, аккуратно, в соответствии с требованиями. 2 балла - памятка соответствует теме, содержит в себе часть необходимой информации, оформлена, ярко, но не аккуратно. 1 балл – памятка соответствует теме, содержит в себе часть необходимой информации, оформлена, ярко, но не аккуратно, информация не структурирована. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | |||
Составь сказку о прямой речи. При этом учитывай, что она должна содержать в себе не менее 15 предложений, включать реплики взаимодействующих героев. |
| 5 баллов – сказка соответствует теме, содержит в себе реплики героев, состоит из 15 предложений, оформлена аккуратно, отсутствуют пунктуационные ошибки в тексте. 4 балла- сказка соответствует теме, содержит в себе реплики героев, состоит из 14-12 предложений, оформлена аккуратно, отсутствуют пунктуационные ошибки в тексте. 3 балла - сказка соответствует теме, содержит в себе реплики героев, состоит из 11-9 предложений, оформлена аккуратно, отсутствуют пунктуационные ошибки в тексте. 2 балла- сказка соответствует теме, содержит в себе реплики героев, состоит из 7-8 предложений, оформлена аккуратно, отсутствуют пунктуационные ошибки в тексте. 1 балл - сказка соответствует теме, содержит в себе реплики героев, состоит из 5-6 предложений, оформлена аккуратно, отсутствуют пунктуационные ошибки в тексте. 0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно. | Жила-была великая королева в царстве Синтаксиса. Звали ее Прямая речь. А так как она была королевой, то и одевала она не обыкновенную одежду, а носила всегда королевскую накидку. Королеву всюду сопровождали ее приближенные. Их называли знаки препинания. Как то раз они поспорили, кто из них важнее. Если Слова автора были впереди, то они ставили для своей королевы двоеточие. Двоеточие и говорит: «Я важнее всего», так как я стою перед словами автора. Если же она повелевала им следовать позади нее, то Слова автора протягивали к ней тире. А тире ему и отвечает: «Нет, я главнее, потому что я сопровождаю слова автора», отделяю его речь и пояснительные слова. Прямая речь могла быть очень любопытной, и тогда она задавала множество вопросов. Долго спорили знаки препинания между собой, но тут вмешалась королева: «Вы одинаково важны для меня, ведь без вашей помощи я не была бы такой богатой и красивой!» С тех пор знаки препинания больше не ссорились. Королеве – прямой речи удалось их помирить! |
Приложения
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПРЕДЕЛИ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ И НАЙДИ ЗНАЧЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЙ (в предлах 1000)
Карточки для отработки счёта в пределах 1000....
Правописание безударных окончаний имён существительных в род., дат., предл. падежах
Подробный конспект урока русского языка по данной теме с УУД. Программа "Школа России"...
Куценко гл.чл.предл русский
Упражнеекния по теме гл.чл.поредл...