4. Рукотворный мир
занимательные факты (3 класс)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский педагогический колледж»
Конспект внеурочного занятия в условиях инклюзивного образования (категория 2.3 — дети с нарушением зрения с ЗПР)
Студент: | рерне |
Группа: | 21 |
Класс:
| 3 |
|
|
|
|
|
|
Курган 2024 г.
Тип урока: открытие новых знаний
Класс: 3
Тема: Рукотворный мир
Направление: Художественно-эстетическое
Цель: формирование представлений о народных промыслах, конкретно о игрушках.
Задачи:
Образовательные:
-Знать названия некоторых народных игрушек;
- Уметь различать некоторые народные игрушки;
- Знать отличия между некоторыми игрушками.
Развивающие:
- Развитию зоркость, речь, мышления, расширению словарного запаса, на основе выполнения заданий на уроке и ответе на вопросы.
Воспитательные:
- Воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Личностные:
- Формировать интерес к учебной деятельности;
- Проявлять познавательный интерес и активность на уроке.
Метапредметные:
Предметные:
- Знать, когда и где появились филимоновская и дымковская игрушки;
- Уметь различать дымковскую игрушку от филимоновской, и Богородскую игрушку от матрешки.
Коммуникативные:
К1- Формировать умение слушать и вступать в диалог;
К2- Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;
Регулятивные:
Р1- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Р2- Развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
П1- Развить умение находить информацию в тексте;
Материально- техническое обеспечение: презентация, интерактивное оборудование, раздаточный материал.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с ОВЗ 2.3.-(дети с нарушением зрения с ЗПР) |
Организационно-мотивационный | -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я проветрила кабинет, чтобы мы с вами дышали свежим и чистым воздухом! Меня зовут геноен и сегодня занятие проведу у вас я. - Посмотрите на улицу, какой прекрасный солнечный день, повернитесь к соседу по парте и подарите ему свою улыбку и хорошее настроение. | Здороваются, садятся.
| Сидят за первой парте на втором ряду, с ребенком без ОВЗ. Даем план работы на уроке, после каждого выполненного задания, он должен согнуть этот этап. После каждого выполненного задания даем жетон. |
Основной | - Давайте посмотрим на слайд и рассмотрим картинки
- На какие группы можно разделить все эти картинки? Кто хочет выйти к доске и объединить по группам. - Кто сделал все эти вещи? - Как можно все эти группы назвать одним словом? - Кто догадался, какая тема нашего занятия? - Верно, тема нашего занятия, рукотворный мир. Народные промыслы. - Какую цель мы с вами поставим? - Верно, а именно мы сегодня рассмотрим народные игрушки. - А о чем именно мы сегодня поговорим вы поймете прослушав стихотворение:
Пусть вам лучшею подружкой
- Народная игрушка разнообразна, давайте сегодня отправимся в виртуальную экскурсию и пройдем по залам, чтобы поближе рассмотреть народные промыслы. - Каждая игрушка по-своему не обычна и удивительно красивая. Каждое население делали свои игрушки ориентируясь на те стандарты, которые подходили по тем временам именно им. – Давайте же начнем рассматривать этот чудесный рукотворный мир и зайдем в первый зал, у нас тут игрушки, сделанные из глины. Но сначала давайте сделаем разминку для глаз, сядьте поудобнее, расслабьтесь. Посмотрите наверх, медленно посмотрите вниз, а сейчас вправо, на лето, найдите самый правый край доски и посмотрите на него, посмотрите на дверь. Молодцы - Найдите у себя на столе таблицы, где сравниваются дымковская и филимоновская игрушки, сейчас будем заполнять эту таблицу. - Петя, прочитай какую первую строчку нужно нам заполнить? - Эту информацию найдете, прочитав текст, который лежит у вас на партах, найдите его. Первый ряд читает и находит где начали делать дымковскую игрушку, а второй ряд находит где начали делать филимоновскую игрушку. - Те, кто нашел, сядьте правильно, одну руку положите на другую. - Итак, я вижу, что вы уже закончили, первый ряд, где начали изготавливать дымковскую игрушку? -Верно, давайте запишем город в нашу таблицу. – Второй ряд, где начали изготавливать филимоновскую игрушку? - Верно, давайте запишем в таблицу где начали изготавливать филимоновскую. - Следующая строчка какую нужно заполнить, это какие виды бывают, давайте рассмотрим их на слайде. – Давайте рассмотрим. По одному перечисляйте и записывайте, что относится к дымковской и к филимоновской игрушке.
-Я вижу, что вы устали, давайте встанем и сделаем физкультминутку: Если я буду называть игрушки из дерева, то вы приседаете, если из другого материала, то хлопните. (Кукла, паровоз и тд. )
- Прочитайте что следующее нужно заполнить? - Верно, нам нужно сравнить дымковскую и филимоновскую игрушку, предлагаю посмотреть слайд с фотографиями дымковской и филимоновской игрушек и определить, чем схожи эти игрушки, рассмотрите их внимательно и начнем отвечать по поднятой руке. - Давайте начнем, что схожего между этими игрушками? - Хорошо, верно. И последнее, что нам нужно заполнить, это написать, чем различны эти игрушки, так же предлагаю сравнить игрушки на этом же слайде, отвечаем по поднятой руке. - В чем заключается различие этих игрушек?
- Молодцы, мы с вами заполнили всю таблицу, а сейчас предлагаю выполнить интересное задание. У вас на столах лежат конвертики, а в них этапы изготовления игрушек, у первого ряда дымковская игрушка, а у второго ряда филимоновская, вам необходимо представить как могли изготавливать игрушки, и выложить правильный алгоритм действий, а после, вывешать на доску. -Кто понял задание, можете начинать делать, открывайте конвертики и выстраивайте в правильной последовательности алгоритм своей игрушки. - Я вижу, что все закончили, первый ряд выйдите к доске и вывешивайте последовательность изготовление вашей игрушки. -Молодцы, присаживайтесь - Второй ряд, выходите и вывешивайте ваш алгоритм. -Молодцы, присаживайтесь. - Вы только посмотрите, как раньше изготавливали игрушки, своими руками, это была хрупкая работа. По этапам изготовления и филимоновской и дымковской игрушки, можно сделать вывод, что та и та изготавливались одинаково, различалось только их роспись. - А ведь раньше русский народ делал игрушки не только с глины, но и из дерева, я думаю, невозможно представить народные промыслы без этой игрушки, а о какой именно, вы узнаете, отгадав загадку, слушайте внимательно: Из дерева, одна в другой Они живут большой семьей. Яркие, цветные С цветами расписными.
Кукла деревянная, Старинная и славная, Легко так открывается И вновь она «рождается»...
Ведь в ней куколок не счесть: Может пять, а может шесть — Деревянные, как ложки, Кто они? Да-да ... -Верно, это матрешка, но так же есть и второй вид деревянных игрушек, это Богородские игрушки. И мы отправляемся в следующий наш зал, этот зал называется, игрушки созданные из дерева. - Информацию мы так же будем записывать в виде таблицы, найдите и пододвиньте к себе вторую таблицу, в колонках написана Богородская игрушка и матрешка. - Эту работу вы будите выполнять самостоятельно в парах, после проверим. - Первый ряд ищет и записывает информацию в таблицы про Матрешку, а второй ряд, заполняет про Богородскую игрушку. - Так как работа будет в парах, давайте повторим правила работы в парах, какие вы знаете? - Верно, придерживайтесь этих правил, до конца вашей работы. - Можете приступать к выполнению задания. - Те, кто закончил заполнять таблицу, сядьте правильно, одну руку положите на другую. - Я вижу, что все уже закончили, давайте проверять. - Начнем со второго ряда. Вы должны были заполнить колонки в таблице про Богородскую игрушку, называйте как называется колонка, и читайте информацию, которую вы записали. Ребята, которые сидят на втором ряду проверяют, а ребята, которые сидят на первом, слушают и записывают информацию к себе в таблицу. - Саша, читай то, что ты записал. -Поднимите руку те, у кого получилось так же. - Молодцы, вы нашли и записали верную информацию. - А сейчас давайте послушаем первый вариант,вам нужно было найти информацию про матрешку. Те кто сидит на первом варианте проверяем, а те, кто сидит на втором варианте, записывайте информацию к себе в таблицу. - Маша, читай то, что ты записала в таблицу - Поднимите руку те, у кого получилось так же. - Молодцы, вы верно нашли нужную информацию - Вот мы и вторую таблицу с вами заполнили. - Давайте с вами поиграем, посмотрите на слайд. Дети пошли играть в игру «Угадай что в мешке», они начали трогать игрушки, но не понимают, что за игрушки, давайте поможем им. Ваша задача проследить по веревочке только глазками, какая игрушка кому достанется. - Первый ряд, какая игрушка досталась Пете? - Все согласны? - Второй ряд, какая игрушка досталась Маше? - Все согласны? - Третий ряд, какая игрушка достала Коле? - Все согласны? - Молодцы. - Современные мастера создают новый сюжеты, обновляют рисунки, чистят, но сохраняют традицию русского народа, и это все передаются из рук в руки. - Вы и сами можете сделать игрушки, и передавать своим детям, а они своим. |
- Архитектурные здания, игрушки, посуда
-Человек. -Предметы рукотворного мира.
- Рукотворный мир.
- Узнать о народных промыслах.
- Культурные промыслы наследия.
- Родина игрушки.
- В Вятке в Кирове
В деревне Филимоново в Тульской области
Филимон: Все виды: игрушки в виде людей (солдат, девушка, барыня, помещик и прочие); животные (коровы, олени, лошади, бараны, коты, даже слоны и другие); птицы (петух, гусь, павлин); игрушки, состоящие из двух и более фигурок (всадник, тройка, карусель, чаепитие). Дымков: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни. Выполняют физкультминутку
Ответы детей
Ответы детей
- Матрешка
Ответы детей
| Даем распечатанный вариант картинок, и алгоритм выполнения задания.
Попросить ребенка, повторить тему занятия.
Выполняет гимнастику для глаз.
Даем сокращенный вариант текста, с увеличенным текстом. Выполняет задание вместе с классом, отвечает на поставленные вопросы.
Даем картинки в распечатанном виде, которые размещены на слайде, в увеличенном формате.
Даю распечатанные фотографии игрушек, которые находятся на слайде.
Даем готовое поэтапное изготовление игрушки.
Читает.
Выдаем ребенку катринку, и смотрим за ним, что бы он не использовал ни ручку, ни палец, для проведения линии. |
Заключительный | А сейчас давайте ответим на несколько вопросов: - Какая была тема нашего занятия? - Какую цель мы перед собой ставили? - Достигли ее? - Кому какая игрушка понравилась?
- Поднимите одну руку те, кому понравилось наше занятие, поднимите две руки те, кому занятие не понравилось
- Молодцы! Спасибо за урок! До свидания. | Ответы детей
Прощаются. |
|
Приложение 1 (Филимоновская и дымковская игрушки)
Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – "дымковская" или "кировская" игрушка.
Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника "Свистуньи", который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.
- Родина этих игрушек - деревня Филимоново Тульской области. Обычно гончарным производством занималась вся семья, в итоге готовые изделия сдавали перекупщикам или продавали самостоятельно на ярмарках и базарах. Так повелось, что мужчины изготавливали посуду, печные трубы и иную домашнюю утварь, а женщины занимались лепкой и росписью игрушек, причем девочек приучали к труду с семи лет. И когда девочки вырастали, на руках у них уже было готовое приданое, которое называлось "свистульки".
Виды игрушек:
- Филимон: Все виды:
игрушки в виде людей (солдат, девушка, барыня, помещик и прочие);
животные (коровы, олени, лошади, бараны, коты, даже слоны и другие);
птицы (петух, гусь, павлин);
игрушки, состоящие из двух и более фигурок (всадник, тройка, карусель, чаепитие).
Дымков: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковские игрушки
Филимоновские игрушки
Матрешка
Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.
Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень.
Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.
Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:
· загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
· мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
· семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
· полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
· вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.
Богородская игрушка
Традиционные богородские игрушки – это резные деревянные скульптуры из мягких пород дерева (липы, реже – ольхи или осины) - люди, животные или птицы, а часто - целые композиции из жизни русского крестьянина, образы из сказок, пословиц и басен. Промысел развивали крестьяне Троице-Сергиевой лавры, которой принадлежало село Богородское.
Особенность игрушек – плавность деталей и отсутствие острых элементов, которые способны поранить ребёнка. Благодаря этому, русская народная богородская игрушка заслужила признание на внутреннем и даже международном рынке. Технология богородской резьбы, помимо простых людей, использовалась и прославившимися на Руси скульпторами, которые создавали гораздо более масштабные, но всё равно не менее любопытные произведения. Ярким примером является скульптура "Медведь на тройке". Такие работы и сегодня считаются одними из самых дорогих на рынке.
Внешний вид и особенности богородских игрушек остаются такими же, как и много лет назад. Среди этих резных забав можно выделить два основных типа – статичные и подвижные игрушки. Самыми известными деревянными скульптурами являются композиции:
· "Кузнецы" - крестьянин и медведь поочередно бьют кувалдами по наковаленке. Возраст этой игрушки превышает несколько сотен лет, это не только символ богородского промысла, но и главная составляющая часть герба поселка.
· "Курочки" - это игрушка долгожитель. В нее играли еще во времена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Она представляет собой полянку, на которой замерли пять хохлаток, но при наличии балансира, одном лишь движением руки, птички оживают и начинают весело двигаться и клевать зернышки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гжель. Путешествие в рукотворную сказку.
Конспект открытого занятия в арт- студии и музыкальной гостиной. Тема: Гжель. Путешествие в рукотворную сказку.Данное занятие ставит цель развивать у детей интерес к народному ...
Урок окружающего мира "Природа и рукотворный мир" 1 класс "Гармония".
Конспект урока окружающего мира для 1 класса....
тест № 3. Природа и рукотворный мир. 2 класс
Данная презентация создана на основе тетради «Окружающий мир. Тесты. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС» (УМК «Школа России») Автор: Плешаков А.А., Гара Н.Н...
Тест по теме "Рукотворная природа" 4 класс "Школа 2100"
Итоговый тест по окружающему миру за по теме «Рукотворная природа» составлен с целью проверки знаний по данной теме. Программа «Школа 2100», 4 класс, А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов «Окружающий...
Тест по теме: "Рукотворная природа"
тест используется на уроках окружающего мира по программе "Школа 2100"...
Презентация "Природа и рукотворный мир"
Презентация к уроку окружающего мира, УМК "Школа России", автор А.А. Плешаков...