Урок окружающего мира на тему 'Рукотворная жизнь'. 4-й класс (конспект)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Щанова Людмила Петровна

конспект урока

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

18.11.2014г.

Конспект урока по окружающему миру.

Тема "Рукотворная жизнь". Класс «4г»

Щанова Людмила Петровна, учитель начальных классов

Цель:

  • Познакомить учащихся со понятием «выведение сортов культурных растений и пород домашних животных»; познакомить с понятиями «сорт» и «порода».

Задачи:

  • Формировать умение оперировать понятиями: сорт, порода, селекция.
  • Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • познакомить детей с понятием «сорт» и «порода», с наукой селекция;
  • развить кругозор, связанный с понятием «одомашнивание»;

Личностные:

  • формировать чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;

Метапредметные:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

Универсальные учебные действия:

  • Личностные  формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать умение высказывать своё отношение к иллюстративному материалу, выражать свои эмоции.
  • Регулятивные – развивать умение выссказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные – уметь ставить проблемный вопрос, выдвигать предположение, делать умозаключения; развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
  • Коммуникативные – уметь вести диалог, учитывать разные точки зрения, формировать свою позицию; развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; представлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

Материал для использования: презентация; учебник Окружающий мир. Вахрушев А.А., Баласс, М., 2013г.; рабочая тетрадь к учебнику; доклады детей.


Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

– Ребята, мы начинаем изучать новый раздел. Откройте учебник на стр. 69,  прочитайте тему раздела.

 

 

 

– Почему новый раздел учебника называется «Рукотворная природа»? 

–  Наверно, речь пойдёт о природе, которую человек создал своими руками.

 

 

– Рассмотрите рисунки, они подскажут вам вопросы, на которые мы будем искать ответы, работая с этой главой.

 Может ли человек сотворить животных, которых никогда не было?

 В чём сила человека?

 Как служат человеку твёрдые вещества, жидкости и газы?

 

 

– А что же мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (слайд 2)

 

 

Определяем проблему урока.

 

 

 

– Прочитайте диалог «Лена и Миша». Какие мнения высказали наши герои?

 

 

 

– Какое противоречие вы заметили?

–  Что смог, а что не смог сделать человек.

 

 

– Какой у вас возникает вопрос?

–  Зачем люди выращивают растения и разводят животных?

 

 

(слайд 2: Зачем человек много лет занимается выведением сортов растений и пород домашних животных?)

 

 

 

– Какие у вас есть предположения?

– Людей на планете стало больше, и пищи им стало требоваться больше.

 

 

– Какова тема сегодняшнего урока?

Предположения детей.

 

 

– Посмотрите, какую тему нам предлагают авторы учебников и сравните со своими названиями.

 

 

– О чём пойдёт речь?

– Наверно, о той жизни, которую человек создал своими руками.

 

 

– Прежде чем ответить на проблемный вопрос, выясним, что мы уже знаем.

 

(слайд 3:

 Что такое природа?

 Приведите примеры объектов живой и неживой природы.)

Дети приводят свои примеры.

– Что ещё нас окружает?

 – Нас окружают различные вещи, например…

 (слайд 4:

 Расскажите, из чего сделаны эти вещи?

 Почему дикие звери и птицы живут сами по себе, а за домашними животными нужно ухаживать?) (слайд 5)

 – Выводя домашних животных, человек заботился о тех признаках, которые выгодны ему. Поэтому выведенные породы домашних животных не приспособлены к самостоятельной жизни в природе.

 

 – Дикие звери приспособлены к самостоятельной жизни. Они умеют добывать себе пищу, воду; защищаются от врагов.

 – Домашние животные не приспособлены к самостоятельной жизни.

 

– Чем человек отличается от животных? (слайд 6)

– Главное отличие людей от животных – разум. У человека есть речь.

– Что мы сейчас с вами делали? Для чего?

– Вспоминали то, что знали, для того, чтобы усвоить новую тему.

2. Совместное открытие знаний.

(слайд 7)

Откройте стр. 70, прочитайте задание, обсудите ответы в парах.

 

Дети работают в парах.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Ученик отвечает на вопросы учителя.

– Почему важно человеку выращивать культурные растения и домашних животных? Может ли он без них обходиться?

Дети отвечают.

– Проверим свои предположения с помощью информации в учебнике на стр. 71.

Дети читают первый абзац на стр. 71. Сравнивают свои предположения.

– Выясним, из чего производят эти продукты и одежду. Смотрим на иллюстрации под первым синим кружочком.

– Масло из семечек подсолнуха.

– Батон из пшеницы.

– Свитер из шерсти

– А как же нужно ухаживать за этими растениями? (слайд 8)

– Как ухаживать за этими животными? (слайд 9)

Дети, на основе жизненного опыта, рассказывают об уходе за растениями, животными.

– Ребята, а как быстро у диких животных и растений появляются отличия, которые делают их домашними?

– На это требуется очень много времени.

– Давайте прочитаем последний абзац в учебнике на стр. 71.

– Что значит «научились изменять и улучшать полезные свойства»?

– Какие понятия вам выделили в тексте?

– Порода и сорт.

– Что такое порода? (слайд 10)

– Что такое сорт?

– Что такое селекция?

(слайд 11)

– С какой целью выведены эти породы?

– На какие свойства собаки обращал внгимание человек, выводя эту породу?

Сообщения детей о некоторых породах собак.

– Какие домашние животные и растения выведены из этих диких предков? Какие цели при этом ставил человек?

(стр. 72, работа с иллюстрациями)

3. Самостоятельное применение знаний.

(слайд 12)

 – Откройте тетрадь на стр. 28. Выполните задание № 1.

 Дети выполняют работу в парах, проверяют по слайду.

(слайд 13)

– Выполните задание № 3.

Дети выполняют работу в парах, проверяют по слайду.

Алгоритм самооценки.

4. Итог урока.

(слайд 14)

– Что нового вы узнали на уроке?

– С какими понятиями познакомились?

– Зачем человек одомашнил растения и животных?

 

Дети отвечают.

– Сравните свой вывод с авторским.

– Человек одомашнил полезные ему растения и животных, чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни. Он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы.

5. Домашнее задание.

Учебник, стр. 70-73 читать.

 

Рабочая тетрадь, стр. 28 - № 2, № 4

Подобрать загадки:

вариант № 1: о диких животных;

вариант № 2: о домашних животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса

Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов". 3 класс.

Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов" по учебнику Н.Ф. Виноградовой. 3 класс....

Урок окружающего мира по теме «Жизнь леса» 4 класс УМК "Школа России"

Данная тема изучается в 1 полугодии 4 класса, урок 28 по календарно-тематическому планированию.  Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно-деятельностный по...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс

Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...

Урок окружающего мира по теме "Жизнь луга" 4 класс УМК "Школа Росии"

Тема: «Жизнь луга»Цель: сформировать представление о луге как о природном сообществе.Задачи:Актуализировать знания о природных сообществах (лес).Ввести понятие «луг», компонент...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....

Урок окружающего мира "Здоровый образ жизни" в 3 классе

Цель урока:  сформировать у учащихся знания о правилах сохранения и укрепления здоровья. В процессе урока  будут решены следующие задачи:-  формирование убеждения о здоровом о...