Урок окружающего мира на тему 'Рукотворная жизнь'. 4-й класс (конспект)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
07_konspekt_otkrytogo_uroka_rukotvornaya_zhizn_-_shchanova_l.p._4g_kl_18.11.2014.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
18.11.2014г.
Конспект урока по окружающему миру.
Тема "Рукотворная жизнь". Класс «4г»
Щанова Людмила Петровна, учитель начальных классов
Цель:
- Познакомить учащихся со понятием «выведение сортов культурных растений и пород домашних животных»; познакомить с понятиями «сорт» и «порода».
Задачи:
- Формировать умение оперировать понятиями: сорт, порода, селекция.
- Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомить детей с понятием «сорт» и «порода», с наукой селекция;
- развить кругозор, связанный с понятием «одомашнивание»;
Личностные:
- формировать чувства любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях;
Метапредметные:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
Универсальные учебные действия:
- Личностные – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать умение высказывать своё отношение к иллюстративному материалу, выражать свои эмоции.
- Регулятивные – развивать умение выссказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Познавательные – уметь ставить проблемный вопрос, выдвигать предположение, делать умозаключения; развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
- Коммуникативные – уметь вести диалог, учитывать разные точки зрения, формировать свою позицию; развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; представлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.
Материал для использования: презентация; учебник Окружающий мир. Вахрушев А.А., Баласс, М., 2013г.; рабочая тетрадь к учебнику; доклады детей.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | – Ребята, мы начинаем изучать новый раздел. Откройте учебник на стр. 69, прочитайте тему раздела. |
|
|
| |
– Почему новый раздел учебника называется «Рукотворная природа»? | – Наверно, речь пойдёт о природе, которую человек создал своими руками. | |
|
| |
– Рассмотрите рисунки, они подскажут вам вопросы, на которые мы будем искать ответы, работая с этой главой. | ∙ Может ли человек сотворить животных, которых никогда не было? ∙ В чём сила человека? ∙ Как служат человеку твёрдые вещества, жидкости и газы? | |
|
| |
– А что же мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (слайд 2) | ||
|
| |
Определяем проблему урока. |
| |
|
| |
– Прочитайте диалог «Лена и Миша». Какие мнения высказали наши герои? |
| |
|
| |
– Какое противоречие вы заметили? | – Что смог, а что не смог сделать человек. | |
|
| |
– Какой у вас возникает вопрос? | – Зачем люди выращивают растения и разводят животных? | |
|
| |
(слайд 2: Зачем человек много лет занимается выведением сортов растений и пород домашних животных?) |
| |
|
| |
– Какие у вас есть предположения? | – Людей на планете стало больше, и пищи им стало требоваться больше. | |
|
| |
– Какова тема сегодняшнего урока? | Предположения детей. | |
|
| |
– Посмотрите, какую тему нам предлагают авторы учебников и сравните со своими названиями. | ||
|
| |
– О чём пойдёт речь? | – Наверно, о той жизни, которую человек создал своими руками. | |
|
| |
– Прежде чем ответить на проблемный вопрос, выясним, что мы уже знаем. |
| |
(слайд 3: ∙ Что такое природа? ∙ Приведите примеры объектов живой и неживой природы.) | Дети приводят свои примеры. | |
– Что ещё нас окружает? | – Нас окружают различные вещи, например… | |
(слайд 4: ∙ Расскажите, из чего сделаны эти вещи? ∙ Почему дикие звери и птицы живут сами по себе, а за домашними животными нужно ухаживать?) (слайд 5) – Выводя домашних животных, человек заботился о тех признаках, которые выгодны ему. Поэтому выведенные породы домашних животных не приспособлены к самостоятельной жизни в природе. |
– Дикие звери приспособлены к самостоятельной жизни. Они умеют добывать себе пищу, воду; защищаются от врагов. – Домашние животные не приспособлены к самостоятельной жизни. | |
| ||
– Чем человек отличается от животных? (слайд 6) | – Главное отличие людей от животных – разум. У человека есть речь. | |
– Что мы сейчас с вами делали? Для чего? | – Вспоминали то, что знали, для того, чтобы усвоить новую тему. | |
2. Совместное открытие знаний. | (слайд 7) Откройте стр. 70, прочитайте задание, обсудите ответы в парах. |
Дети работают в парах. |
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Ученик отвечает на вопросы учителя. | |
– Почему важно человеку выращивать культурные растения и домашних животных? Может ли он без них обходиться? | Дети отвечают. | |
– Проверим свои предположения с помощью информации в учебнике на стр. 71. | Дети читают первый абзац на стр. 71. Сравнивают свои предположения. | |
– Выясним, из чего производят эти продукты и одежду. Смотрим на иллюстрации под первым синим кружочком. | – Масло из семечек подсолнуха. – Батон из пшеницы. – Свитер из шерсти … | |
– А как же нужно ухаживать за этими растениями? (слайд 8) – Как ухаживать за этими животными? (слайд 9) | Дети, на основе жизненного опыта, рассказывают об уходе за растениями, животными. | |
– Ребята, а как быстро у диких животных и растений появляются отличия, которые делают их домашними? | – На это требуется очень много времени. | |
– Давайте прочитаем последний абзац в учебнике на стр. 71. – Что значит «научились изменять и улучшать полезные свойства»? – Какие понятия вам выделили в тексте? | – Порода и сорт. | |
– Что такое порода? (слайд 10) – Что такое сорт? – Что такое селекция? | ||
(слайд 11) – С какой целью выведены эти породы? – На какие свойства собаки обращал внгимание человек, выводя эту породу? | Сообщения детей о некоторых породах собак. | |
– Какие домашние животные и растения выведены из этих диких предков? Какие цели при этом ставил человек? | (стр. 72, работа с иллюстрациями) | |
3. Самостоятельное применение знаний. | (слайд 12) – Откройте тетрадь на стр. 28. Выполните задание № 1. | Дети выполняют работу в парах, проверяют по слайду. |
(слайд 13) – Выполните задание № 3. | Дети выполняют работу в парах, проверяют по слайду. | |
Алгоритм самооценки. | ||
4. Итог урока. | (слайд 14) – Что нового вы узнали на уроке? – С какими понятиями познакомились? – Зачем человек одомашнил растения и животных? |
Дети отвечают. |
– Сравните свой вывод с авторским. | – Человек одомашнил полезные ему растения и животных, чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни. Он ухаживает за ними, выращивает, использует для своих целей, выводит новые сорта и породы. | |
5. Домашнее задание. | Учебник, стр. 70-73 читать. |
|
Рабочая тетрадь, стр. 28 - № 2, № 4 | ||
Подобрать загадки: вариант № 1: о диких животных; вариант № 2: о домашних животных. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" для 4 класса
Конспект урока окружающего мира по теме "Жизнь пресного водоёма" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов". 3 класс.
Презентация к уроку окружающего мира "Почва - среда жизни организмов" по учебнику Н.Ф. Виноградовой. 3 класс....
Урок окружающего мира по теме «Жизнь леса» 4 класс УМК "Школа России"
Данная тема изучается в 1 полугодии 4 класса, урок 28 по календарно-тематическому планированию. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно-деятельностный по...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс
Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...
Урок окружающего мира по теме "Жизнь луга" 4 класс УМК "Школа Росии"
Тема: «Жизнь луга»Цель: сформировать представление о луге как о природном сообществе.Задачи:Актуализировать знания о природных сообществах (лес).Ввести понятие «луг», компонент...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....
Урок окружающего мира "Здоровый образ жизни" в 3 классе
Цель урока: сформировать у учащихся знания о правилах сохранения и укрепления здоровья. В процессе урока будут решены следующие задачи:- формирование убеждения о здоровом о...