Гжель. Путешествие в рукотворную сказку.
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Волокитина Елена Сергеевна

Конспект открытого занятия в арт- студии и музыкальной гостиной. Тема:    Гжель. Путешествие в  рукотворную сказку.Данное занятие ставит цель развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, прививать любовь к традициям, истории России, повысить культурный уровень, закреплять знания детей о характерных особенностях гжельской росписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Елец

Конспект открытого занятия

в арт- студии и музыкальной гостиной.

Тема:    Гжель. Путешествие в             рукотворную сказку.

           

                          Руководитель: Волокитина Е. С.

                                                  2013 г.

Цели:

-способствовать коррекции речи детей, помочь детям раскрыть себя, раскрепостить зажатых в обычной жизни детей, дать им возможность проявить себя на «сцене»;

-способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного средствами изобразительного искусства и музыки;

- развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, прививать любовь к традициям, истории России, повысить культурный уровень, закреплять знания детей о характерных особенностях гжельской росписи.

Оборудование:  

по всей доске вьющиеся зеленые растения. У доски стол. На нем скатерть с гжельским узором и гжельский сервиз.

На доске картинки с предметами гжельской росписи и детские работы по теме: «Гжель»: вырезанные из белой бумаги и раскрашенные чашки, тарелки, чайники.

У девочек и учителя на голове ленточки, раскрашенные элементами гжельской росписи.

На белых блузках - синие горошки.

Музыкальное сопровождение: песня»Незабудковая гжель»(музыка

Ю.Чичкова, слова П.Синявского.)

Учитель: Дорогие ребята! В течение года мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня мы вспомним один из видов декоративно-прикладного искусства , с которым познакомились недавно на наших занятиях.

Есть в Подмосковье такое местечко, которое известно всему миру под названием Гжель. Чем же прославилось оно?

-в Гжели из белой глины делают посуду;

-расписывают  ее синей и голубой краской;

-больше такую посуду не делают нигде в мире.

Учитель: Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок. Как он называется? Да, это гжельская роза.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь

Известно всем в народе, ее названье- Гжель.

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашку легко перенесла

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.

Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!

Учитель: Посмотрите, как красиво в нашем классе, как много гостей . Давайте покажем всем гостям нежность и красоту

 гжельских узоров в нашем танце.

Гжель, гжель, сказочная гжель-

Песня задушевная, хорошая, словно белая метель.

Словно белая метель синие цветы запорошила…

 

(исполняется песня- танец «Незабудковая гжель»

Музыка Ю. Чичкова ,слова П. Синявского.)

1куплет:

Есть в Подмосковье такое местечко,

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

Припев:

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей.

Расцветает  Гжель васильковая,

Незабудковая гжель.

Расцветает незабудковая гжель.

2 куплет:

Рядом с осинками в синих косынках,

Синие гроздья на синих рябинках.

Синие зори и синие птицы-

С этой красою ничто не сравнится.

Учитель: Я знаю, ребята, что вы приготовили стихотворения о  Гжели.

- В тихом Подмосковье речка Гжелка бежит.

Вдоль этой речушки деревенька стоит.

Резные оконца, на крыше конек,

Из чистого колодца водицы глоток.

Заросли ивы вдоль речки бегут,

Умельцы в той деревеньке живут.

Расписную посуду они мастерят,

Синим по белому чудо творят.

-Синее на белом, тонкий контур цветов.

Видим мы на узорах наших веселых лугов.

Бело- синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала, наша русская гжель.

-Что случилось? Бело вокруг,

Лишь голубые цветы стали в круг.

Синий цвет и белизна…

Это Гжель к нам пришла.

-Белое поле, цветок голубой,

Как хорошо мне рядом с тобой.

Белая роща, березка бела…

Ой, до чего же ты Русь, хороша!

-Белая глина, белый фарфор.

Синяя краска, синий узор.

Это ты, Гжель родная моя,

Спасибо, что к нам ты пришла.

Учитель: Работают в Гжели на славу, но и веселиться умеют.

Ставьте ушки на макушке,

Мы про Гжель споем частушки. (слова Л. А. Ляпиной. )

1.По полю гуляла я

Три цветка нашла.

Белый, синий, голубой…

Я любуюсь красотой.

2.Дома краски я нашла,

Синим глазки подвела,

Щечки подрумянила…

Мама, не ругай меня.

3.Юбку белую надела,

Синю ленту заплела.

Вот какая стала я-

Полюбуйтесь на меня!

4.На окошке два цветка,

Синенький и беленький.

Когда мама подрасту

Подарю их миленькой!

5.Я в окошко смотрю

На березку и ель.

Приглашу с собой Артема

На экскурсию в Гжель.

6. Голубые облака,

Синяя водица.

 Капитаном стану я-

Станешь мной гордиться!

7.Мыла гжельскую посуду,

Разлетелись брызги всюду.

Брызги вытру- не беда!

Ох, посуда хороша!

8.Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

9.Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

Пришло время расставанья,

До свиданья! До свиданья!

10.Ой вы, гости дорогие,

Вот предметы расписные.

Веселы и ярки-

Примите их в подарки!

(дети дарят гостям подарки, расписанные своими руками и уходят)  

Самоанализ мероприятия

« Гжель. Путешествие в рукотворную сказку.»

Мир русского фольклора разнолик и богат. Чтобы вызвать интерес детей к русской народной культуре, рассказать о фольклоре более доступно и наглядно, привить им любовь к традициям, истории России, я решила провести занятие, которое назвала «Гжель. Путешествие в рукотворную сказку.»

Изделия народного творчества многообразны. Это различные деревянные и глиняные игрушки, красочные ковры, нежное кружево, расписная посуда и т.д. Каждое такое изделие наполнено красотой, добром, радостью; оно несет в себе фантазию, увлекает детей и взрослых в мир прекрасной сказки.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи своих изделий, включают в себя цветы, листья, траву, которые ребенок часто встречает в лесу, в парке, по дороге в школу.

Хочется, чтобы народное декоративно- прикладное искусство прочно вошло в быт детей. Знакомство детей с народным промыслом помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, повышает эмоционально- эстетическую культуру.

На мой взгляд, гжель прекрасно передает весеннее настроение. Ведь гжель- это синее небо, голубые ручейки, белые рощицы, вода родниковая, васильки и незабудки, синие зори, синие птицы- образ русской природы, переданный мастерицами в прекрасных узорах, которыми украшены и посуда, и предметы интерьера, и ткани.

На занятиях в арт.- студии дети познакомились с гжельской керамикой, узнали об истории поселка Гжель и самостоятельно расписали гжельской росписью свои изделия и украшения к костюмам. Я стараюсь организовывать свои занятия с различными сказочными эффектами, с шутками, песнями, танцами. Обязательно использую музыкальное сопровождение. Стараясь повысить интерес к народному творчеству, мы использовали изделия, выполненные детьми, для оформления класса, для сувениров- подарков гостям.

Перед собой ставила следующие задачи:

- способствовать коррекции речи детей, помочь детям раскрыть себя, раскрепостить зажатых в обычной жизни детей   дать им возможность проявить себя на «сцене»;

-способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного средствами изобразительного искусства и музыки;

- развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, прививать любовь к традициям, истории России, повысить культурный уровень, закреплять знания детей о характерных особенностях гжельской росписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в зимнюю сказку».

Занятие разработано в форме «игры – путешествия». Дети вместе с педагогом, выполняя задания, освобождают Снегурочку из ледяной пещеры. В процессе занятия закрепляются знания о зиме, активизир...

Путешествие по русским сказкам

Конспект занятия в средней группе...

Литературное путешествие «Волшебные авторские сказки»

Цели:В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании авторских сказок.Способствовать развитию коммуникативных умений детей.Развивать творческие способности детей....

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ – СКАЗКУ КОРОЛЯ ТРЕХГЛАЗКИ»

Театрализованная игра «Помоги первокласснику безопасно добраться до школы»...

Урок Изобразительного искусства в 4 классе "Путешествие в рукотворную страну. Жостовский букет"

Урок с применением ИКТ. На этом уроке усвоения новых знаний обучающиеся знакомяться с новыми промыслами, продолжается формирование навыков работы с художественными материалами при помощи композиционны...

Путешествие в рукотворную сказку

Путешествие в рукотворную сказку создаёт условия  для закрепления знаний о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах, народной игрушке; воспитывает уважение ...