"Чтобы не было беды!"
методическая разработка (3, 4 класс)

Деревянова Татьяна Валерьевна

Сценарий внеклассного мероприятия на тему:

«Чтобы не было беды!»

3 – 4 классы

 

Цели: систематизация знаний  обучающихся об основных причинах возникновения пожаров и  их опасности; научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении, на транспорте, в лесу и др; систематизировать знания о причинах и последствиях пожара.

 

Задачи:

  • закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности;
  • прививать навыки осторожного обращения с огнем;
  • воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;
  • воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopalimaya_kupina.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Методические разработки»

Название работы: «Чтобы не было беды!»

Фамилия, имя, отчество: Деревянова Татьяна Валерьевна

Дата рождения: 04.03.1970 г

Домашний адрес: 413620 Саратовская область, Озинский район, р.п. Озинки, улица 8 Марта, дом 39, квартира 12

Телефон: 8 919 830 87 80

Адрес электронной почты: tanya.malykina@yandex.ru 

Наименование организации: МОУ «СОШ р.п.Озинки» Саратовской области, Озинского района.

Адрес: 413620 Саратовская область, Озинский район, р.п.Озинки, улица Пушкинская , дом 95, тел. +7 (84576)4-10-97

Сценарий внеклассного мероприятия на тему  «Чтобы не было беды!»

                                                             3 – 4 классы

Цели: систематизация знаний  обучающихся об основных причинах возникновения пожаров и  их опасности; научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении, на транспорте, в лесу и др; систематизировать знания о причинах и последствиях пожара.

Задачи:

  • закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности;
  • прививать навыки осторожного обращения с огнем;
  • воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;
  • воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность.

Оборудование: мультимедийная презентация (слайд с изображением ясеня белого», проектор, музыкальное сопровождение, зажигалка, спички, свеча, предметные картинки с изображением правил безопасного поведения.

Ход занятия.

Звучит музыка.

Учитель. Добрый день, ребята!  Сегодня мы будем говорить об очень важной теме, знания которой пригодятся вам в жизни. Попробуйте определить тему беседы. Для этого рассмотрите предметы:

(зажигалка, спички, свеча)

- Подумайте, а для чего они нам нужны?

Дети. Выслушать ответы детей. Выделить самое главное. – Огонь.

Ученик:

Он таким бывает разным —
Голубым и рыже-красным,
Ярко-жёлтым и, ещё же,
Олимпийским быть он может.

Тот огонь, что с нами дружен,
Очень всем, конечно, нужен,
Но опасен, если бродит
Сам собою на свободе!

Учитель. А к чему может привести неосторожное обращение с огнём?

Дети. К пожару.

Учитель. Итак, догадались! Так о чём сегодня пойдёт речь?

Дети. Речь пойдет о пожарах, об огне.

Учитель. Мы собрались на  внеклассное меропритие, чтобы поговорить  о причинах возникновения пожара.

Учитель. Чем опасны пожары, вы узнаете из сценки. Театрализованная постановка отрывка из стихотворения С.Я.Маршака «Пожар»

Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
— Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь!

Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щёлку красную глядит,
А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу Лена —
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.

Учитель. Пожары очень опасны: могут сгореть вещи, дом. Но самое страшное, когда во время пожара гибнут  взрослые люди и дети. От чего возникает пожар в квартире?

Ответы детей.

Учитель. А вот какие советы дают вам гости.

Рыжий котик.

Мишке любимому девочка Мила 
Погладить штанишки однажды решила. 
Утюг незаметно от мамы включила 
И вскоре о нём совершенно забыла. 
Нагрелся утюг, загорелись штанишки… 
Пожар уничтожил игрушки и книжки.

Белый котик

В зажигалке или спичке - 
Огонёчек – невеличка 
Просит: «Поиграй со мной, 
Я ведь робкий и ручной». 
Но плохая он игрушка: 
Подожжёт диван, подушку, 
Книжки, стол, ковёр, обои, 
И большой пожар устроит. 
Что запомнить мы должны? 
Спички детям не нужны!

Черный кот

Предложил однажды Рома 
Фейерверк устроить дома 
Из двенадцати ракет, 
Пока мамы с папой нет. 
Рома взял ракеты в руки, 
Я поджёг четыре штуки. 
Не пришлось повеселиться – 
Оба мы лежим в больнице. 
Обожгли носы и щёки. 
С фейерверком шутки плохи!

Серый  кот

Свечи ёлку украшают - 
Огоньки на ней мигают. 
Вдруг схватился огонёк 
За серебряный флажок. 
Разом вспыхнули иголки, 
Пять минут – и нету ёлки! 
А ведь всех предупреждали, 
Чтоб свечей не зажигали!

Рыжий кот

Нельзя над газовой плитой 
Сушить промокшую одежду! 
Вы сами знаете, какой 
Большой пожар грозит невежде! 
Не суши белье над газом. 
Все сгорит единым разом!

Белый кот

Жарко вспыхнула квартира, 
Плачет маленькая Ира. 
Ваня – старший брат кричит: 
«Убегаем, дом горит!» 
Ире боязно бежать: 
«Лучше спрячусь под кровать», 
А Иван не оробел 
И сестру спасти успел. 
Теперь малышка точно знает: 
С пожаром в прятки не играют!

Учитель. Какие советы дают нам коты?

Дети повторяют советы.

Учитель. Скажите, где ещё может возникнуть пожар?

Дети. В природе.

Учитель. А как они возникают?

Дети. Из – за неосторожного обращения с костром.

Люди разжигают костер возле деревьев, кустарников. А в ветренную погоду огонь может «бежать» по траве, всё уничтожая.

Учитель. Ребята, а вы знаете, что существует в природе несгораемый кустарник? Да, действительно, он существует.

Чем же интересно это растение? Чем оно знаменито?

В Библии  говорится, что однажды Моисей, кочуя со своими стадами по Синайскому плоскогорью, набрел на гору Хорив. И вдруг он увидел чудо: перед ним вспыхнул придорожный терновый куст, который  горел огнем, но не сгорал. Моисей стоял потрясенный. Согласно Библии, этот горящий и не сгорающий куст был назван Неопалимая купина. (Ясенец белый)

Так почему же «неопалимая» и что такое «купина». Словом  «купина» обозначают то, что не поддаётся уничтожению.


Его листья и соцветия в жаркую безветренную погоду выделяют настолько много эфирных масел, что если к кусту поднести зажженную спичку, то произойдет вспышка голубого пламени. Окутывая растение как одеялом, пары эфира препятствуют испарению влаги и предохраняют растение от солнечных ожогов (именно эфирные масла и явились причиной самовозгорания куста Моисея). Горе тому, кто попытается сорвать их для букета, — он получит сильные ожоги рук, которые потом превращаются в долго незаживающие язвы.

Растет в Европе, на Ближнем  Востоке, Средней Азии, Индии, Монголии и Китае. В России его можно встретить в Восточной Сибири, на Алтае и Дальнем Востоке. Растёт ясенец в степях, среди кустарников, в светлых лесах.

Так почему же «неопалимая» и что такое «купина». Итак, словом «купина» обозначают то, что не поддаётся уничтожению, а слово «неопалимая» - несгараемая.

Учитель. Ребята, я предлагаю вам послушать «Песню пожарных» Григория Гладкова. Песню исполняет подготовленная группа детей.

1. Если кто-то гладил брюки

И не выключил утюг,

Он немедля остаётся

И без дома, и без брюк.

Если кто-то не подумав,

У бензина закурил,

Он, конечно же, большую

Неприятность сотворил.

Припев:

На автомобиле скором

Вместе с бравым бранд-майором

Мы мчим, доспехами звеня,

Серебром сверкают каски,

Словно витязи из сказки

Мы выходим из огня,

Мы выходим из огня.

2. Не курите на работе,

Прячьте спички от детей,

И тогда не попадёте

В список грустных новостей.

Ведь пожар неуправляем,

Очень много силы в нём,

Мы вас просто умоляем -

Осторожнее с огнём.

Припев:

На автомобиле скором

Вместе с бравым бранд-майором

Мы мчим, доспехами звеня,

Серебром сверкают каски,

Словно витязи из сказки

Мы выходим из огня,

Мы выходим из огня.

Учитель. Кто  придет на помощь, если случится пожар?

Дети. Это команда пожарных.

Учитель. Как вы думаете, а профессия пожарный сложная?

Дети. Конечно, она и опасная.

Учитель. Я предлагаю провести конкурс, чтобы определить, на сколько,  вы ловкие, смелые.

1. Конкурс «Потуши пожар».

Перенос воды в ложках

2. Конкурс «Потуши уголек»   Чтобы нам не обжечься, надо надеть на руки краги - рукавицы пожарных (варежки)

Дети под музыку по кругу передают уголек. Когда музыка заканчивается, тот, у кого уголек, должен бросить его в коробку с песком.

3. Конкурс-игра « Самый внимательный пожарный»

Давайте проверим,  насколько вы внимательны. Отвечать будете все вместе. Если вы со мной согласны, то громко произнесите: "Это я, это я, это все мои друзья", а если не согласны - промолчите. Посмотрим, кто справиться с заданием лучше.

  1. Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре? (Это я, это я, это все мои друзья.)
  2. Кто из вас, шалит с огнём,
  3. Утром, вечером и днём?        (Дети молчат.)
  4. Кто, ребята, говорит  
  5. Брату и сестричке:

"Чтобы не было пожара,

Не берите спички"?          (Это я, это я, это все мои друзья.)

  1. Кто, завидев сильный дым, набирает "01"?   (Это я, это я, это все мои друзья.)
  2. Кто костры не поджигает  
  3. И другим не разрешает?       (Это я, это я, это все мои друзья.)
  4. Признавайтесь-ка мне в том,  
  5. Кто из вас шалит с огнём?         (Дети молчат.)
  6. Кто от маленькой сестрички    
  7. Прячет, дети, дома спички?       (Это я, это я, это все мои друзья.)
  8. Кто поджег траву у дома,  
  9. Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых    

И строительный забор.        (Дети молчат.)

  1. Кто пожарным помогает,
  2. Правила не нарушает,  
  3. Кто пример для всех ребят?      (Это я, это я, это все мои друзья.)

Учитель. О чем мы с вами говорили?

Ученик.  Необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности.

Ученик. Почему возникает пожар. Существует растение под названием «Неопалимая купина».

Учитель. Какие правила мы должны знать?

Дети отвечают и на доску закрепляют  предметные картинки.

 - Нельзя играть со спичками.

- Не оставлять без присмотра включенные электроприборы.

- Не оставлять незатушенные костры.

- Не поджигать сухую траву.

- Не сушить бельё над плитой.

Учитель. Помните, ребята, главный способ защиты от пожара – самому не стать его причиной.

 

Используемая литература

https://nukadeti.ru/skazki/marshak-pozhar?ysclid=lt7n4olkb7597800715 

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2019/11/09/stihi-dlya-detey-o-pravilah-pozharnoy 

https://ljubov--shhelkotunova.tourister.ru/blog/9295 

https://zvukipro.com/pesni/3702-detskie-pesni-pro-pozharnyh.html 

https://dzen.ru/a/YFx-fdy8YRn2XZWl 

Журнал «Начальная школа» 2008 №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН «Чтобы не было беды – жить нельзя нам без воды!»

Цель: показать значение воды, вспомнить свойства воды, части реки;          развивать наблюдательность, любознательность, ловкость....

Классный час "Чтобы не было беды"

Разработка классного часа отражает материал для детей начальной школы возможных опасных жизненных ситуаций. Является предупреждением для детей начальной ступени....

Турнир знатоков пожарной безопасности “ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ”

Вопросы подготовлены по материалам портала детской безопасности....

Час общения "Чтобы не было беды"

Час общения «Чтобы не было беды»Цель: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.Предполагаемый результат: расширение понимания учащимися з...

Чтобы не было беды

Основные правила для обеспечения безопасности  своих детей во время зимних каникул...

Урок по окружающему миру "Чтобы не было беды"

Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе...