Урок по теме: "Героям России посвящается"
методическая разработка (3 класс)
Данный методический материал поможет в составлении и проведении урока патриотической направленности по теме: "Героям России посвящается"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geroyam_rossii_posvyashchaetsya1.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества на тему: «Героям России посвящается».
Цель:
- расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества;
- воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к
историческому прошлому Родины.
Задачи:
- формировать у воспитанников чувство патриотизма;
- развивать чувства гордости и уважения к воинам – защитникам Отечества;
- сохранять память о подвигах Героев Отечества;
- активизировать интерес к изучению истории России, символам государства;
- воспитывать любовь к Родине.
Ход мероприятия
Учитель. Сегодня наш классный час будет посвящён великим людям. Давайте подумаем, о ком же пойдёт сегодня речь?
Я дам Вам подсказку, прочитав небольшое стихотворение, чтобы дальше нам можно было без труда размышлять над темой нашего классного часа.
Героям России живым и ушедшим Слайд 2
Я строки свои посвящу,
И подвигам вашим бессмертие вечно
Пред вами всегда мы в долгу!
-Ребята, как вы думаете, о ком пойдёт речь?
- Ребята, какого человека можно назвать героем? (Герой - это человек, совершивший подвиг, храбрый поступок ради людей, отечества).
- Какими качествами должен обладать герой? (смелый, мужественный, честный, решительный, упорный, добрый, ответственный)
1 ученик Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.
2 ученик Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!
Учитель. Родина, Отечество, Россия. И во все времена люди гордились и прославляли, любили и берегли свою Родину и защищали её от врагов.
Учитель. Это такое важное дело, что наш президент Владимир Владимирович Путин издал указ о том, что 9 декабря в нашей стране отмечается День Героев Отечества, а 23 февраля – День защитника Отечества.
Ребята. а что вы мне можете сказать про слова ГЕРОЙ и ЗАЩИТНИК?
3. Беседа по теме урока.
Учитель:
-В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах мы воспитываемся. Наша Родина, Россия, - страна героическая. Немало испытаний выпало на долю нашей Родины, нашей Отчизны. С давних времен Русь противостоит врагу, защищая свои границы и свой народ. Немало героев было на земле Русской, стоит только назвать такие имена, как:
Александр Невский (слайд 3)
Великий русский полководец.
Обезопасил западные границы Руси.
Знаменитые сражения: 1240 – Невская битва; 1242 – Ледовое побоище.
Был причислен к лику святых.
Его слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
Дмитрий Донской (слайд 4),
Князь московский и владимирский,
построил новый каменный Кремль в Москве.
Прославился тем, что освободил Русь от татаро – монгольского нашествия.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский (слайд 5).
С сентября 1610 года Москва была занята польскими войсками.
В июле 1612 года народная дружина под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выступила на освобождение Москвы.
В октябре 1612 года освобождённая Россия вздохнула свободно.
Учитель: - В 1941 году наша великая Родина снова подверглась вражескому наступлению. Слайд 6
3 ученик. Воскресного дня накануне
Безоблачные небеса.
22 июня, ровно в 4 часа...
Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали,
Так начиналась война.
- 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. 1418 страшных дней и ночей…..
Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести. Вспомним некоторые из них….:
Георгий Жуков (слайд 7)
Маршал Советского Союза, выдающийся полководец.
Зоя Космодемьянская (слайд 8)
Партизанка, первая женщина удостоенная звания Герой Советского Союза
Виктор Талалихин (слайд 9 )
Одним из первых применил ночной таран.
-Ребята, как вы понимаете. Что такое «таран»?
Александр Матросов (слайд 10)
Закрыл телом амбразуру пулеметного гзота
Иван Кожедуб
Сбил 62 вражеских самолета (слайд 11)
Александр Покрышкин (слайд12)
Сбил 59 фашистских самолетов
- Среди тех, кто защищал Родину, было много детей. Они также сражались с фашистами наравне со взрослыми. И сегодня давайте мы вспомним имена некоторых из них ...
- Саша Ковалев (слайд 13).
12 лет. Закрыл собой пробоину в катере, когда тот пытался уйти от врага.
- Марат Казей. (слайд 14)
13 лет. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
- Валя Котик. (слайд 15)
14 лет. Сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
- Зина Портнова. (слайд 16)
14 лет. Распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку... . Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Отважная юная девочка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг - званием Героя Советского Союза.
- Леня Голиков. (слайд 17)
15 лет. Разведчик. Убил немецкого офицера и захватил важные документы.
Учитель:
- Этот список можно продолжать долго. Их нет с нами, но мы помним о них. Они настоящие герои нашей страны.
4 ученик: Победой великой гордимся по праву,
Она родилась на дорогах войны.
Вам вечная память, вам вечная слава,
Отечества верные наши сыны.
5 ученик: Вы жизни отдали в жестоких сраженьях
За чистое небо и мирный наш труд.
Примером вы будете всем поколеньям,
Ведь слава и мужество вечно живут.
- Ребята, скажите какой праздник, отмечает наша страна ежегодно в мае, и какого числа? (9 мая, День Победы в Великой Отечественной Войне).
Издавна высшей воинской наградой стал
– Орден Святого Георгия Победоносца. (слайд 18)
Этим орденом награждались выдающиеся российские полководцы и простые солдаты.
Давайте послушаем историю возникновения этого ордена
В 1769 году императрица Екатерина II учредила Орден Святого Георгия Победоносца. Этим орденом награждались воины,
проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость.
И получить его было очень трудно. Слайд 19
В центре его Святой Георгий Победоносец. Он сидит на белом коне, в правой руке он держит серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
Учитель. Ребята, где еще мы можем встретить этого всадника? (На гербе РФ)-
Слайд 20
Во время Великой Отечественной войны был утвержден – орден Славы. Этот орден был украшен желто-черной лентой, которую принято называть георгиевской лентой. (слайд 21)
Георгиевская лента – это символ, олицетворяющий подвиг русского воина. Этот символ – выражение нашего уважения к ветеранам, защитникам нашей Родины, носят с левой стороны около сердца. ______________________________________________________________________
- Тогда в далеком 45 году казалось, что такое больше никогда не повторится. Что больше никто не сможет взять в руки оружие и начать воину.
- Но в современное время наша страна была втянута в военные конфликты в Афганистане, конфликт с Чечней. Много человеческих жизней унесли эти войны.
- Война в Афганистане длилась 10 лет. 15 февраля 1989 г. она закончилась. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали: «Мама, я пришел…»
15 февраля отмечают День Памяти воинов – интернационалистов. (слайд 22)
- Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. ( почти через 5 лет) началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. В этой войне также погибали наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал. (слайд 23)
6 ученик: Ребят не мало полегло, и в наше время сложное
Они сражались яростно, вершили невозможное,
И на корню рубили зло, враг не дождался милости!
Уже нет сил, уже нет слов, а друга надо вынести.
7 ученик: Спасибо всем, кто воспитал сынов своих мужчинами!
Никто из них не задрожал пред пулями и минами!
И вновь готовы на Руси герои биться с нечестью.
Храни, Господь, и укрепи Защитников Отечества!
Наша родина – Россия – страна героическая. Какие бы враги нам не бросали вызов, мы выстояли.
Мы должны знать, помнить и чествовать героев и защитников нашей страны. Вы тоже будущие защитники Родины.
- Какого числа мы отмечаем праздник Защитника Отечества?
- Сейчас я предлагаю поиграть в одну интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечайте «Да», если согласны с тем, что я сказала, и говорите «Нет», если не согласны.
Готовы? Начинаем:
1. Наша Армия сильна? (Да)
2. Защищает мир она? (Да)
3. Мальчишки в армию пойдут? (Да)
4. Девочек с собой возьмут? (Нет)
5. Стоит лётчик на границе? (Нет)
6. Летает выше он жар–птицы? (Да)
8. Мир - важней всего на свете? (Да)
9. Знают это даже дети? (Да)
Молодцы!
- Как вы думаете, есть ли герои в наше время, сейчас?
- Я хочу рассказать вам одну историю. А вы её внимательно послушайте.
Один мальчик неполных шести лет очень ждал маленькую сестрёнку. Сестрёнка родилась с очень большими проблемами. Срочно потребовалась кровь редкой группы для переливания новорожденной, которую удобней всего было взять у старшего братишки. Родители спросили малыша:
– Ты смог бы отдать свою кровь для маленькой сестрёнки?
Мальчик стал не по-детски серьёзным, задумался и потом сказал:
– А это поможет ей остаться живой?
– Да, тогда она будет жить.
– А можно я подумаю до вечера?
– Конечно, можно.
Вечером малыш решительно объявил:
– Я согласен.
Когда в больнице у мальчика взяли кровь, он выглядел очень напуганным. Медсестра заботливо укрыла его одеяльцем:
– Ты молодец! Полежи пока.
– Тётя, а через сколько минут я умру?
Оказалось, мальчик думал, что нужна вся его кровь и, отдав её, он сразу умрёт.
- Можем ли мы этого малыша назвать героем? Почему?
Никита Терехин Слайд 24
9-летний школьник спас друга, упавшего с моста в ледяную воду
Памятные медали Совета Федерации "За проявленное мужество" вручили саратовским школьникам, которые тушили загоревшуюся траву в поселке Завокзальный.
В апреле этого года в Кировском районе Саратова вспыхнула сухая трава на окраине поселка, огонь стал подступать в жилому сектору. До приезда пожарных с огнем стали бороться четыре школьника - ученики школы №54: Дмитрий Гусельников, Алексей Кривенко, Тимур Халиков, Никита Козлов. Был субботний день, ребята гуляли неподалеку, заметили пожар. Взяли лопаты у местных жителей и стали засыпать землей очаги возгорания.
Наградой отметили Руслана Дежина из Балакова. В конце апреля на Саратовском шоссе загорелся многоквартирный дом. Девятиклассник сразу бросился на помощь. Он забежал в задымленное помещение, разбудил жильцов, помог им выйти на улицу. Пытался самостоятельно потушить очаг в кухне. В результате возгорания никто не пострадал.
- Можем ли мы назвать этих мальчиков героями нашего времени?
- Людей каких профессий мы можем назвать героями нашего времени?
(полицейские, спасатели, космонавты, разведчики, герои труда, работники МЧС, пожарные, доноры, мать-героиня, парашютисты, летчики-испытатели, подводники и многие другие).
- Почему именно этих людей вы назвали? (Жертвуют собой во имя жизни других людей).
- Все ли люди способны на героические поступки, способны жертвовать собой? (Нет).
- А какие люди способны на это? (Честные, совестливые, добрые, храбрые, милосердные, мужественные).
- Какие чувства вызывает в нас герой? (Чувство уважения, восхищения).
Подводя итог вышесказанному, хочу сказать…..
Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества. Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. В каждой стране есть свои герои.
И сейчас …..Наша Родина, Донбасс, - край героический.
И вы прекрасно знаете. Что с 22 февраля 2022 года идет спец.военная операция на Украине. И каждый день наши братья, папы, дедушки ценой своей жизни вновь как в далёком 1945- м освобождают нашу землю от зла, от нацизма. Настоящие герои нашего времени…..
Конечно, мы все очень надеемся, что все наши папы, братья, дедушки вернутся домой с победой. У нас в классе папа у Максима Конадейкина тоже находится в зоне боевых действий на Украине. И мы тоже его очень ждём! слайд- клип 25
За мирное небо над головой мы обязаны нашим доблестным воинам, которые никогда не щадили и не щадят своих жизней, чтобы у вас было счастливое мирное детство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».
В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...
Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс
Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс...
Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс
Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс...
Урок мужества "Кавалерственные дамы России". Посвящается подвигу Риммы Михайловны Ивановой.
Урок мужества, посвящен подвигу Риммы Михайловны Ивановой. В уроке рассказывается о том, как сестра милосердия Римма Михайловна Иванова и стала третьей женщиной в мировой истории, после Екатерины Вели...
Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Герои-защитники" (УМК "Школа России", 4 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Герои-защитники» Цели деятельности учителя: создать условия для формирования знаний по теме; развивать умение передавать...
Статья на тему "Герои мультфильма – помощник учителя на уроке" Мотивация обучающихся в начальной школе с помощью героев из мультфильмов.
Снижение мотивации одна из главных проблем, с которой сталкиваются учителя начальной школы. Результаты диагностики показали, что использование героя из мультфильма на уроке может значи...