Урок по теме: "Героям России посвящается"
методическая разработка (3 класс)

Черноусова Анжелика Евгеньевна

Данный методический материал поможет в составлении и проведении урока патриотической направленности по теме: "Героям России посвящается"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geroyam_rossii_posvyashchaetsya1.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Урок мужества на тему: «Героям России посвящается».

Цель:

  • расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества;
  • воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к

историческому прошлому Родины.

Задачи:

  • формировать у воспитанников чувство патриотизма;
  • развивать чувства гордости и уважения к воинам – защитникам Отечества;
  • сохранять память о подвигах Героев Отечества;
  • активизировать интерес к изучению истории России, символам государства;
  • воспитывать любовь к Родине.

Ход мероприятия

Учитель. Сегодня наш классный час будет посвящён великим людям. Давайте подумаем, о ком же пойдёт сегодня речь?

Я дам Вам подсказку, прочитав небольшое стихотворение, чтобы дальше нам можно было без труда размышлять над темой нашего классного часа.

Героям России живым и ушедшим                                                          Слайд 2

Я строки свои посвящу,

И подвигам вашим бессмертие вечно

Пред вами всегда мы в долгу!

-Ребята, как вы думаете, о  ком пойдёт речь?

- Ребята, какого человека можно назвать героем? (Герой - это человек, совершивший подвиг, храбрый поступок ради людей, отечества).

- Какими качествами должен обладать герой? (смелый, мужественный, честный, решительный, упорный, добрый, ответственный)

1 ученик   Герои родины — как много в этом смысла!

                   И честь, и храбрость в этих двух словах.

                   Героями нельзя стать слишком быстро.

                   Герой лишь тот, кому неведом страх.

2 ученик   Всем тем, кто храбро воевал с врагами,

                   Кто мужествен, решителен и смел,

                   Присвоить можно звание героя,

                   И кто свершил немало важных дел!

Учитель. Родина, Отечество, Россия. И во все времена люди гордились и прославляли, любили и берегли свою Родину и защищали её от врагов.

Учитель. Это такое важное дело, что наш президент Владимир Владимирович Путин издал указ о том, что 9 декабря в нашей стране отмечается День Героев Отечества, а 23 февраля – День защитника Отечества.

Ребята. а что вы мне можете сказать про слова ГЕРОЙ и ЗАЩИТНИК?

3. Беседа по теме урока.

Учитель:

-В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их подвигах мы воспитываемся. Наша Родина, Россия, - страна героическая. Немало испытаний выпало на долю нашей Родины, нашей Отчизны. С давних времен Русь противостоит врагу, защищая свои границы и свой народ. Немало героев было на земле Русской, стоит только назвать такие имена, как:  

Александр Невский                                                                                  (слайд 3)

 Великий русский полководец.

 Обезопасил западные границы Руси.

Знаменитые сражения: 1240 – Невская битва; 1242 – Ледовое побоище.

 Был причислен к лику святых.

Его слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

Дмитрий Донской                                                                                     (слайд 4),

Князь московский и владимирский,

построил новый каменный Кремль в Москве.

Прославился тем, что освободил Русь от татаро – монгольского нашествия.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский                                                (слайд 5). 

С сентября 1610 года Москва была занята польскими войсками.

В июле 1612 года народная дружина под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выступила на освобождение Москвы.

В октябре 1612 года освобождённая Россия вздохнула свободно.

Учитель: - В 1941 году наша великая Родина снова подверглась вражескому наступлению.                                                                                                 Слайд 6                                           

3 ученик.  Воскресного дня накануне

                   Безоблачные небеса.

                   22 июня, ровно в 4 часа...

                   Черные тени в тумане росли,

                  Туча на небе темна.

                  Первый снаряд разорвался вдали,

                  Так начиналась война.

- 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. 1418 страшных  дней и ночей…..

 Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. Много героев погибло, защищая свою Отчизну. Их имена стали для нас символами мужества и чести. Вспомним некоторые из них….:                                                 

Георгий Жуков                                                                             (слайд 7)

     

Маршал Советского Союза, выдающийся полководец.

Зоя Космодемьянская                                                                (слайд 8)

Партизанка, первая женщина удостоенная звания Герой Советского Союза

Виктор Талалихин                                                                    (слайд 9 )

Одним из первых применил ночной таран.

-Ребята, как вы понимаете. Что такое «таран»?

Александр Матросов                                                                 (слайд  10)

Закрыл телом амбразуру пулеметного гзота

Иван Кожедуб

Сбил 62 вражеских самолета                                                    (слайд 11)

Александр Покрышкин                                                          (слайд12)  

Сбил 59 фашистских самолетов

- Среди тех, кто защищал Родину, было  много детей. Они также сражались с фашистами наравне со взрослыми. И сегодня давайте мы  вспомним имена некоторых из них ...

- Саша Ковалев                                                                         (слайд 13).

12 лет. Закрыл собой пробоину в катере, когда тот пытался уйти от врага.

- Марат Казей.                                                                            (слайд 14)

 13 лет. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.

- Валя Котик.                                                                              (слайд 15)

14 лет. Сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

 - Зина Портнова.                                                                        (слайд 16)

14 лет. Распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку... . Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Отважная юная девочка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг - званием Героя Советского Союза.

- Леня Голиков.                                                                          (слайд 17)

15 лет. Разведчик. Убил немецкого офицера и захватил важные документы.

Учитель:

- Этот список можно продолжать долго. Их нет с нами, но мы помним о них. Они настоящие герои нашей страны. 

4 ученик:     Победой великой гордимся по праву,

                      Она родилась на дорогах войны.

                      Вам вечная  память, вам вечная слава,

                      Отечества верные наши сыны.

5  ученик:   Вы жизни отдали в жестоких сраженьях

                      За чистое небо и мирный наш труд.

                      Примером вы будете всем поколеньям,

                      Ведь слава и мужество вечно живут.

- Ребята,  скажите какой праздник, отмечает  наша страна ежегодно в мае, и какого числа? (9 мая, День Победы в Великой Отечественной Войне).

Издавна высшей воинской наградой стал

 – Орден Святого Георгия Победоносца.                                          (слайд 18)

Этим орденом награждались выдающиеся российские полководцы и простые солдаты.

Давайте послушаем историю возникновения этого ордена  

В 1769 году императрица Екатерина II учредила Орден Святого Георгия Победоносца. Этим орденом награждались воины,

проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость.

И получить его было очень трудно.                                                     Слайд 19                         

В центре его Святой Георгий Победоносец. Он сидит на белом коне, в правой руке он держит серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.

Учитель. Ребята, где еще мы можем встретить этого всадника? (На гербе РФ)-

                                                                                                                 Слайд 20

Во время Великой Отечественной войны был утвержден – орден Славы. Этот орден был украшен желто-черной лентой, которую принято называть георгиевской лентой.                                                                                                    (слайд 21)

Георгиевская лента – это символ, олицетворяющий подвиг русского воина. Этот символ – выражение нашего уважения к ветеранам, защитникам нашей Родины, носят с левой стороны около сердца. ______________________________________________________________________

- Тогда в далеком 45 году казалось, что такое больше никогда не повторится. Что больше никто не сможет взять в руки оружие и начать воину.

- Но в современное время наша страна была втянута в военные конфликты в Афганистане, конфликт с Чечней. Много человеческих жизней унесли эти войны.

- Война в Афганистане длилась 10 лет. 15 февраля 1989 г. она закончилась. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали: «Мама, я пришел…»

15 февраля отмечают День Памяти воинов – интернационалистов.   (слайд 22)

 - Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. ( почти через 5 лет) началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. В этой войне также погибали наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал.         (слайд 23)

6  ученик: Ребят не мало полегло, и в наше время сложное
                   Они сражались яростно, вершили невозможное,
                   И на корню рубили зло, враг не дождался милости!
                   Уже нет сил, уже нет слов, а друга надо вынести.

7  ученик: Спасибо всем, кто воспитал сынов своих мужчинами!
                   Никто из них не задрожал пред пулями и минами!
                   И вновь готовы на Руси герои биться с нечестью. 
                   Храни, Господь, и укрепи Защитников Отечества!                  

Наша родина – Россия – страна героическая. Какие бы враги нам не бросали вызов, мы выстояли.

Мы должны знать, помнить и чествовать героев и защитников нашей страны. Вы тоже будущие защитники Родины.

- Какого числа мы отмечаем праздник Защитника Отечества?

- Сейчас я предлагаю поиграть в одну интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечайте «Да», если согласны с тем, что я сказала, и говорите «Нет», если не согласны.

 Готовы? Начинаем:

1. Наша Армия сильна? (Да)

2. Защищает мир она? (Да)

3. Мальчишки в армию пойдут? (Да)

4. Девочек с собой возьмут? (Нет)

5. Стоит лётчик на границе? (Нет)

6. Летает выше он жар–птицы? (Да)

8. Мир - важней всего на свете? (Да)

9. Знают это даже дети? (Да)

Молодцы!

- Как вы думаете, есть ли герои в наше время, сейчас?

- Я хочу рассказать вам одну историю. А вы её внимательно послушайте.

Один мальчик неполных шести лет очень ждал маленькую сестрёнку. Сестрёнка родилась с очень большими проблемами. Срочно потребовалась кровь редкой группы для переливания новорожденной, которую удобней всего было взять у старшего братишки. Родители спросили малыша:
– Ты смог бы отдать свою кровь для маленькой сестрёнки?
Мальчик стал не по-детски серьёзным, задумался и потом сказал:
– А это поможет ей остаться живой?
– Да, тогда она будет жить.
– А можно я подумаю до вечера?
– Конечно, можно.
Вечером малыш решительно объявил:
– Я согласен.
Когда в больнице у мальчика взяли кровь, он выглядел очень напуганным. Медсестра заботливо укрыла его одеяльцем:
– Ты молодец! Полежи пока.
– Тётя, а через сколько минут я умру?
Оказалось, мальчик думал, что нужна вся его кровь и, отдав её, он сразу умрёт.

- Можем ли мы этого малыша назвать героем? Почему?

Никита Терехин                                                                                            Слайд 24

9-летний школьник спас друга, упавшего с моста в ледяную воду

Памятные медали Совета Федерации "За проявленное мужество" вручили саратовским школьникам, которые тушили загоревшуюся траву в поселке Завокзальный.

В апреле этого года в Кировском районе Саратова вспыхнула сухая трава на окраине поселка, огонь стал подступать в жилому сектору. До приезда пожарных с огнем стали бороться четыре школьника - ученики школы №54: Дмитрий Гусельников, Алексей Кривенко, Тимур Халиков, Никита Козлов. Был субботний день, ребята гуляли неподалеку, заметили пожар. Взяли лопаты у местных жителей и стали засыпать землей очаги возгорания.

Наградой отметили Руслана Дежина из Балакова. В конце апреля на Саратовском шоссе загорелся многоквартирный дом. Девятиклассник сразу бросился на помощь. Он забежал в задымленное помещение, разбудил жильцов, помог им выйти на улицу. Пытался самостоятельно потушить очаг в кухне. В результате возгорания никто не пострадал.

- Можем ли мы назвать этих мальчиков героями нашего времени?

- Людей каких профессий мы можем назвать героями нашего времени?

 (полицейские, спасатели, космонавты, разведчики, герои труда, работники МЧС, пожарные, доноры, мать-героиня, парашютисты, летчики-испытатели, подводники и многие другие).

- Почему именно этих людей вы назвали? (Жертвуют собой во имя жизни других людей).

- Все ли люди способны на героические поступки, способны жертвовать собой? (Нет).

- А какие люди способны на это? (Честные, совестливые, добрые, храбрые, милосердные, мужественные).

- Какие чувства вызывает в нас герой? (Чувство уважения, восхищения).

Подводя итог вышесказанному, хочу сказать…..

Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества. Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. В каждой стране есть свои герои.

И  сейчас …..Наша Родина, Донбасс, - край героический.

И вы прекрасно знаете. Что с 22 февраля 2022 года идет спец.военная операция на Украине. И каждый день наши братья, папы, дедушки ценой своей жизни  вновь как в далёком 1945- м освобождают нашу землю от зла, от нацизма. Настоящие герои нашего времени…..                                                                          

Конечно, мы все очень надеемся, что все наши папы, братья, дедушки вернутся домой с победой. У нас в классе папа у Максима Конадейкина тоже находится в зоне боевых действий на Украине. И мы тоже его очень ждём!                     слайд- клип 25

За мирное небо над головой мы обязаны нашим доблестным воинам, которые никогда не щадили и не щадят своих жизней, чтобы у вас было счастливое мирное детство.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс

Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс...

Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс

Конспект урока на тему: "Герои сказки глазами художника" 3 класс...

Урок мужества "Кавалерственные дамы России". Посвящается подвигу Риммы Михайловны Ивановой.

Урок мужества, посвящен подвигу Риммы Михайловны Ивановой. В уроке рассказывается о том, как сестра милосердия Римма Михайловна Иванова и стала третьей женщиной в мировой истории, после Екатерины Вели...

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Герои-защитники" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Герои-защитники» Цели деятельности учителя: создать условия для формирования знаний  по теме; развивать умение передавать...

Статья на тему "Герои мультфильма – помощник учителя на уроке" Мотивация обучающихся в начальной школе с помощью героев из мультфильмов.

Снижение мотивации одна из главных проблем, с которой сталкиваются учителя начальной школы. Результаты диагностики показали, что  использование героя из мультфильма на уроке может значи...